Успешная социализация учащихся через практическое применение накопленных знаний
Успешная социализация учащихся через практическое применение накопленных знаний
Каждый ребёнок хочет быть успешным. В школе ребёнок находится в постоянном общении, включается в жизнь коллектива. В результате происходит становление личности, усвоение опыта, накопленного другими людьми, т.е. процесс социального развития личности как активного понимания ребёнком социальных ценностей и социальных норм общества и групп в целом. Формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение человека в социальной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Успешная социализация учащихся через практическое применение накопленных знаний»
Успешная социализация учащихся через практическое применение накопленных знаний
Образование - один из главных институтов социализации личности. Цель образования – заложить заданный объем знаний и позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные и сделать все необходимое, чтобы эти знания вели к успешной социализации. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики.
Одной из основных целей сегодняшнего образования является формирование личности, полезной обществу, иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации обучающихся.
Каждый ребёнок хочет быть успешным. В школе ребёнок находится в постоянном общении, включается в жизнь коллектива. В результате происходит становление личности, усвоение опыта, накопленного другими людьми, т.е. процесс социального развития личности как активного понимания ребёнком социальных ценностей и социальных норм общества и групп в целом. Формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение человека в социальной среде.
Одиннадцатилетняя жизнь школьника за партой по времени совпадает с глубинными процессами формирования личности, а это значит, с проявлением его способностей в усвоении культурных норм и социальных ролей. Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку может только один социальный институт – школа.
Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного я.
Полученные знания учащимся позволяют легче пройти социализацию в окружающей среде.
Оценочные суждения, прежде всего, должны стать составной частью объяснения, рассказа учителя. В беседе с классом педагогу важно побуждать учащихся высказывать свое мнение о ценности изучаемого материала.
Признаками усвоения эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности служат поведение школьников, их высказывания и оценки, ответы на вопросы мировоззренческого характера. Обычно, эти вопросы обращены к личности учащихся: как вы думаете, каково ваше мнение, как бы вы поступили в том или ином случае, как на ваш взгляд правильнее? При этом само содержание истории и обществознания обладает значительными возможностями в формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности благодаря тому, что в ней соединены элементы естественных наук и их социальное содержание.
Как итог совместной деятельности учителя и ученика в процессе изучения предметов обществоведческого цикла – выступает формирование
– активной жизненной позиция; интерес к общественной жизни.
– нравственное поведение, поступки (забота о близких, друзьях);
– гражданственность;
– чувство собственной ответственности, сопричастности делам государства;
– взгляды, рассуждения, мировоззрение;
– гордость за деяния предков; знание своих корней;
– любовь к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии.
Таким образом, учебные предметы обществоведческого цикла дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует раскрытию их индивидуальности.
Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой – психолого-педагогические методы и приёмы. Для активизации социального познания необходимы:
*овладение сущностью событий и пространства;
*взаимодействие со значимыми взрослыми;
*определение социальных ролей, актуализированных ситуацией;
Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста. Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.
Режиссерские игры
Игры «Семья», «Магазин» и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, пациент, родитель и т.д.
Игра «Школа» позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли ученика и учителя, (дошкольника и воспитателя и др.)
Развивающее педагогическое мероприятие
Детям раздают листы бумаги, поделённые на квадраты, где символами изображены вопросы-ситуации, касающиеся школьной жизни. Воспитатель просит отметить галочкой квадраты, касающиеся школьной жизни. В заключении надо расставить акценты на ответах большинства, меньшинства и отметить то, что неправильных ответов не было, потому что жизнь школьников очень разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, которые находятся всегда рядом и помогут детям в их школьной жизни. Главная идея педагогического мероприятия – безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни.
Экскурсии в школу
Это традиционное мероприятие в дошкольном мире. Здесь ребёнок может увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одну экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомиться с пространством школы: побывать в разных кабинетах, где очень ярко представлены науки (химия, география, биология и др.), порисовать мелом на доске, посетить столовую, спортивный зал, библиотеку.
Педагогический эффект выбора социальной роли состоит в следующем: осваивая социальную роль, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.
Важно подчеркнуть: дошкольный возраст сензитивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.
Социализация дошкольников реализуется через организацию различных видов деятельности.
Каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социального развития дошкольников.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Следует обратить внимание на планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования при выходе ребёнка – дошкольника в школу.
Социализация представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС (начальной школы) УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий.