Статья "Развитие познавательной способности через игровую деятельность на уроках информатики"
Статья "Развитие познавательной способности через игровую деятельность на уроках информатики"
С введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования предъявляются новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. У школьников должны быть сформированы способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности и применять их на практике. В частности, школьники должны обладать хорошо развитыми познавательными
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие познавательной способности через игровую деятельность на уроках информатики"»
Развитие познавательной способности через игровую деятельность на уроках информатики
Введение
С введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования предъявляются новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. У школьников должны быть сформированы способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности и применять их на практике. В частности, школьники должны обладать хорошо развитыми познавательными1
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательных способностей учеников. Познавательные способности школьников любого возраста формируются и развиваются в учебно-познавательной деятельности, т.е. в процессе систематического усвоения знаний, умений, навыков со стороны учащихся под руководством учителей. Для этого учитель должен построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик испытывал потребность в учении и был включен в активную учебную деятельность. Особая значимость развития познавательных способностей состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Серьезность проблемы детской игры была осознана в психологии в конце XVIII – начале XIX веков. Еще Ф. Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании» написал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле слова». Идеи Ф. Шиллера в дальнейшем развили Г. Спенсер, К. Гросс, Ж. Пиаже, В. Леонтьев, Д. Эльконин, утверждая, целесообразность игры. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные развивающие, воспитательные и образовательные возможности.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.
Однако, несмотря на накопленный опыт по развитию познавательных способностей через игровую деятельность, мало инормации именно о проведении данной работы на уроках информатики, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными.
Педагогическое осмысление проблемы развития познавательных способностей через игровую деятельность на уроках информатики позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:
- между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
- между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
- между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Проблема необходимости практического разрешения перечисленных противоречий актуализировали выбор направления педагогической работы по исследованию и созданию педагогических условий развития познавательных способностей учащихся на уроках информатики через игровую деятельность.
Сущность понятия «познавательные способности» в научно-педагогической литературе
Проблематика способностей всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Проблема познавательных способностей изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д. Анализ литературы по проблемам развития познавательных способностей свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному.
В различное время к пониманию самого термина «познавательные способности» и проблеме их развития обращались такие ученые как, Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Т. Г. Богданова, Н. К. Винокурова, Л. С. Выготский, Е. Н. Кабанова-Меллер, Е. В. Коротаева, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Т. В. Напольнова, В. П. Озеров, С. Л. Рубинштейн, Е. Г. Шатова2.
В исследованиях Гальтона в конце XIX века определилась основная проблематика психологии способностей и основные методы их исследования:
наследственная детерминация способностей;
развитие способностей, взаимодействие средовых, в частности, социальных детерминант и задатков в ходе развития, проблема соотношения обучения и развития способностей;
структура психических способностей человека, их связей с другими свойствами психики, соотношение способностей с деятельностью, что непосредственно связано с проблемой развития способностей в индивидуальной деятельности;
диагностика способностей.
А. Бине, Т. Симон, В. Штерн сконцентрировали свои интересы на интеллектуальных возможностях человека. Однако более поздние исследователи, например, Л. Термен, пришли к выводу, что способности человека не ограничиваются только интеллектом, а включают в себя целый ряд сложных качественных психических характеристик3.
Деятельностный подход (в понимании А. Н. Леонтьева) в отечественной психологии породил направление, связанное с исследованием развития способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Сами способности рассматривались как некоторые психологические новообразования, возникающие в индивидуальной деятельности. Роль задатков при этом либо не рассматривалась, либо только подразумевалась, но не учитывалась.4
С. Л. Рубинштейн подчеркивал роль задатков и, вместе с тем, рассматривал способность как развитие через генерализацию индивидуально выработанных способов деятельности, возникающих на основе задатков.
В трудах С. Л. Рубинштейна (1994) и Б. М. Теплова (1994) сделана попытка дать классификацию понятий способности, одаренности и таланта по единому основанию – успешности деятельности. Анализ работ, выполненных в рамках указанных направлений, позволяет сформулировать следующее понимание способностей: способности - формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Говоря об общих способностях человека, также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими способностями и возможностями он обладает.
Между способностями с одной стороны, и знаниями, умениями и навыками – с другой, существуют сложные отношения взаимной зависимости, т.к. не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Психологические исследования, практика работы школы показывают, что у школьников способности в значительной мере развиваются под влиянием учения.
И. С. Якиманская к общим предпосылкам развития познавательных способностей относит умственную активность, высокую работоспособность и саморегуляцию учебной деятельности.
Психофизиологическое направление в исследованиях психологии человеческих способностей стало преобладающим в российской психологии второй половины XX века. Получены важные результаты, касающиеся прежде всего связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (прежде всего работы Э. А. Голубевой, 1989; С. А. Изюмовой, 1989; М. К. Кабардова, 1988 и др.).
В исследованиях Э. А. Голубевой, выполненных в этой области, выделяются два типа познавательных способностей - вербальные и невербальные, соотносимые с художественными и мыслительными типами, которые характеризуются доминированием первосигнальных (образных) или второсигнальных (логических) функций.
Познавательный интерес и познавательные способности человека взаимосвязаны. Познавательный интерес способствует развитию способностей, а наличие способностей вселяет в ученика уверенность в своих силах и стимулирует дальнейший интерес. Познавательные способности можно рассматривать как способности к умственной деятельности, способности к усвоению и применению знаний, возникающие, стимулируемые и развивающиеся под воздействием познавательного интереса и целенаправленной деятельности.
Самой известной попыткой дать определение, что такое способности, принадлежит Б. М. Теплову в статье «Способности и одаренность», написанной в 1961 г., почти одновременно с работой С. Л. Рубинштейна5.
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) под способностями подразумевают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;
2) способностями можно называть не все индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека».6
При более близком рассмотрении оказывается, что названные признаки не позволяют выделить способности из других психологических категорий, их нельзя считать отличительными характеристиками способностей. Способности здесь определяются как «особенности», но об особенностях можно говорить только тогда, когда определена вещь, у которой есть особенности.
Л. С. Выготский писал: «психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия».7
Более подробно этот вопрос рассматривался в работах В. Д. Шадрикова. По его мнению, «...способности можно определить, как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций».8
Основой всех видов способности является познавательная способность, так как в процессе развития познавательной способности развиваются и другие виды способности.
Познавательная способность – это способность познания окружающего мира, направленность, которая обращена к области познания.9
Познание является психической категорией, которая определяет уровень отражения окружающего мира. Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов познавательной деятельности. Знания, которые наполнены разными понятиями, приобретают для человека личностную значимость и надолго остаются в его памяти.10
Также познавательными способностями называют такие свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем или задач. Или это такие особенные свойства взаимодействия кратковременной памяти, долговременной памяти и сознания при решении задач.11
Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность. Умение находить способы применения полученной информации на практике.12
Познание – сложный и многоуровневый процесс. Обычно выделяют четыре основных аспекта, которые формируют познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, чувства и ощущения, интуиция, мышление13.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, ощущение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них.14
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
А) Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Б) Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Человек, например, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-нибудь увлекательным делом и не замечать ничего вокруг. Сосредоточенность внимания называют еще концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.15
В) Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае перевод внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь даже малозначительном объекте. С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.
Г) Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Человек способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Д) Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека – 5-7 единиц информации.
Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»16. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Существует несколько классификаций видов человеческой памяти. Основанием для одной из них является деление памяти во времени сохранения материала. Здесь выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала выделяют двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязаемую, эмоциональную и другие виды памяти.17
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на: непроизвольную и произвольную.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенности личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.18
Память связана с воображением, так как приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний.19
Виды мышления:
А) Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов.
Б) Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.
В) Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.
С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи.
Мышление принимает активное участие в других процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в воображении и в речи, особенно на высших уровнях их развития, обозначаемых как «высшие практические функции». 20
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым “психическим” из всех психических процессов и состояний[Большая советская энциклопедия: Универсальное собрание энциклопедий: Электронное издание.].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
А) Активное воображение возникает тогда, когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Б) Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека.
В) Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Г) Репродуктивное воображение - это воспроизведение реальности в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить ни одно другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях
Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они дают нам сигналы о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сопоставлять с ними свои действия и поступки.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующих им ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. Термин «орган чувств» имеет условное значение. Точнее было бы назвать его «орган ощущений».
Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые.
Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой, деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств.
Люди не всегда используют всех возможностей, которые даны им природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.21
Знания об окружающем мире мы получаем не только через ощущение, но и через восприятие.
Восприятие — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда, так или иначе, опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. К числу процессов восприятия относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа.22
Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, свойства предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.23
Речь – это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Виды речи:
1) устная;
2) письменная;
3) вербальная (словесная);
4) невербальная (мимика, жесты, знаки).
Функции речи:
1) средство общения;
2) средство мышления;
3) носитель сознания, памяти, информации;
4) средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения;
5) познавательная функция.
6) эстетическое наслаждение.
Формы речи:
1) внешняя;
2) внутренняя;
3) монолог;
4) диалог;
5) беседа.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления.24
Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Все перечисленные характеристики психологических процессов должны представлять функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Наряду с этим в наши дни все более развивается системный подход к их изучению.25
Полноценное развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи во многом зависит от определенных условий, среди которых особое значение в младшем школьном возрасте имеет игра.
Из выше сказанного следует, что способности - это не то же самое, что знания или навыки. Способности - это индивидуальные особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению. Познавательные способности – это познание окружающего мира.
Влияние игровой деятельности на развитие познавательных способностей учащихся
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
Для правильного использования игровых элементов на уроках информатики учителю недостаточно знаний истории, функций и классификаций игровых методик. При подготовке и проведений уроков в основе, которых лежит игровая деятельность, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности организации.
Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыражаться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Перед рассмотрением особенностей организации игр необходимо отметить, что целью их применения является развитие познавательных способностей, формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Игры решают следующие задачи:
Образовательные: способствуют усвоению учащимися учебного материала; способствуют расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
Развивающие: развивают у учащихся творческое мышление; способствуют практическому применению умений и навыков, полученных на уроке; развивают коммуникативных качеств у детей; развивают у детей образную память, внимания, речи; развивают координацию и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывают нравственные взгляды и убеждения; способствуют воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Важной задачей в курсе информатики является усвоение детьми правильной предметной терминологии. Решать поставленную задачу помогает работа с ребусами, кроссвордами и сканвордами. Этот вид головоломок таит в себе и обширные педагогические возможности. При разгадывании сканворда косвенно осуществляется повторение материала, не говоря уже о возможности проверки уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде. Кроме того, решение сканвордов расширяет кругозор обучаемых, развивает наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, позволяет отработать грамотное написание терминов
Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.
Составление ребусов - задача сложная и интересная как для ученика, так и для учителя. Для учащихся - это возможность самовыражения независимо от уровня успеваемости, для учителя - творческая лаборатория по изучению характера ученика. По созданным рисункам можно проанализировать, что творится в данный момент в душе ребенка, эти наблюдения можно использовать в личностном подходе к учащемуся, может быть, они помогут и классному руководителю открыть какие-то новые качества ученика.
Решение кроссвордов, сканвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. По смыслу эта игра напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.
Кроссворды и сканворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.
На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. Для такой работы готовятся несколько вариантов заданий. Если в кроссворд записаны все слова, то это оценивается оценкой 5, если остаются вопросы, то после выяснения характера не отгаданных слов дается возможность воспользоваться тетрадью, литературой.
Иногда с правилами решения и составления ребусов и кроссвордов учащиеся впервые знакомятся на уроке, и такая работа им нравится. Важно сказать учащимся, что все составленные ими головоломки будут использованы на уроках в других классах. Это повышает мотивацию творческого труда. Важно, что ребятам не только становится интересна работа непосредственно за компьютером, но у них также проявляется интерес к теоретическим основам предмета.
В 6-7 классах, начиная с самых первых уроков информатики, можно вводить информационные минутки. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети. Ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике. Основной формой проведения информационных минуток нужно выбрать диалог, в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка - это ограничение по времени, информационная - мы узнаем новую информацию.
Например, ребята получат сведения о назначении устройств компьютера только после изучения информационных процессов, а оперировать названиями основных устройств и блоков персонального компьютера: «монитор», «клавиатура» и т. п. учителю приходится с первых уроков. Устранить это противоречие можно за счет содержательного наполнения информационных минуток.
В качестве основы для их проведения можно создать текстовый файл со стихотворным текстом, разделенным на определенные «порции», каждая из которых будет соответствовать рассказу о новом устройстве. При этом определяется тематика минуток («Что может компьютер», «Монитор - отважный капитан», «Чудо-принтер» и т. п.).
По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т. п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информатики, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения (ведь мы уже читаем журналы для взрослых!), создаст дополнительную мотивацию.
Начав урок с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего урока.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.
В старшей школе при изучении информатики более актуальными становятся активные методы обучения, интерактивные игровые технологии, среди которых можно выделить тренинги, кейс-метод, деловые игры, поисковые игры, ролевые игры.
В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем. Одним из методов активного обучения являются деловые игры.Влитературе нет однозначного определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры — наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Деловая игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.
Деловая игра - идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра - основное времяпрепровождение любого ребенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.
Для данной формы хорошо подходят темы: «Защита информации от вредоносных программ», «Правовая охрана программ и данных. Защита информации», «Правовые аспекты работы с информацией» и другие теоретические темы, вызывающие в социуме постоянные споры. Технология «деловой игры» состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, включающий в себя этапы:
а. Разработка игры - разработка сценария, составление плана игры, описание игры, материальное обеспечение игры;
б. Введение в игру - постановка цели и задачи игры, условия и правила проведения, распределение ролей, формирование команд, консультирование участников игры.
2. Исполнительский этап игры:
а. Работа команд над заданием - работой с источником информации - «мозговой штурм», обсуждение предположений (гипотез), формулирование выводов;
б. Дискуссией между командами - выступлением участников команды, проведением дискуссий, деятельностью экспертов.
3. Аналитический этап: предполагает окончание игры, формирование выводов и обобщение результатов, рекомендации по дальнейшей работе.
Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя.
Конечно, нельзя противопоставить игровую деятельность и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное – дидактическая задача в игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и учителем определяются не учебной ситуацией, а игрой.
Обучение информатике в школе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся, компьютерная – на формирование умений и навыков, обучающихся работать с информацией.
Значительным фактором, улучшающим этот процесс, является применение игровых технологий на различных этапах урока информатики.
Начало урока– это подготовительный этап учебного занятия. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой на усвоение учебного материала. Постараться помочь обучающимся в определении целей урока. На данном этапе обучающиеся становятся не объектами, а субъектами обучения, активными его участниками.
Для эффективности этого этапа урока применяю следующие игры: Игра «Шутка наборщика» и «Отгадай ребус». С помощью игр «Шутка наборщика» или «Разгадай ребус» обучающиеся сами формулируют тему урока, разобравшись с предложенным заданием. Это способствует мотивации обучающихся на дальнейшую работу.
Переходя к следующему этапу урока, актуализации знаний - обучающиеся должны суметь применить их, а не воспроизвести, это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач, поэтому на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти.26
Цели процесса актуализации знаний: активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении, формирование представления об изучаемых объектах, формирование у обучающегося заинтересованности в усвоении изучаемого материала.
Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта (в виде словесного описания, изображения и т.п.). Как получить обратную связь? Учитель формулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в виде вывода в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры:
1. Игра «Испорченный телефон». Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому игроку в каждом ряду сообщает информацию, например, слова «компьютер» и «алгоритм», и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:
a) шепотом на ушко, (остальные не слышат);
б) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
в) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
2. Игра «Крокодил». Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру Б. Партнер Б выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение, затем партнеры А и Б меняются ролями.
Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.
3. Игра «Как лучше запоминается». Учитель диктует тест из 5-10 слов, обучающимся их необходимо восстановить по памяти. Определяется количество верно запомненных слов. Тест повторяется с другими словами, но учитель дает инструкцию - после каждого услышанного слова:
а) представить написание его золотыми буквами;
б) представить его вкус;
в) представить его цвет;
г) представить его запах;
д) представить его на ощупь.
Определяется количество верно запомненных слов.
Задание: обсудить зависимость сохранения и воспроизведения информации человеком от количества каналов ее получения.
4. Игра «Общее дело».Учитель выбирает тему согласно мета-темы данной недели и обучающиеся по очереди рисуют на доске объекты общего рисунка.
Задание: Рисовать согласно темы, мотивируя выбор своего рисунка, обсудить общее название рисунка, согласно выполненного на доске.
5. Игра «Найди ошибку».Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно облечь в данную форму тестовые задания, но обучающиеся должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Вопросы по теме «Программное обеспечение».
Текстовой процессор производит вычисление.
В графическом редакторе можно построить окружность.
Операционная система – специальная программа для вставки символов.
Архиватор может найти зараженную вирусом программу.
Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.
В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.
6. Лексическая игра.Учитель читает словосочетания, а учащиеся должны угадать, о какой части компьютера идет речь.
Энергозависим, как…
Жесткий, как…
Намагничен, как…
Сверхоперативный, как…
Глобальный, как…
Региональный, как…
Манипулируемый, как…
Монохромный, как…
Изучение нового материала - ключевой момент занятия, на котором создаются условия для развития субъект - объектных отношений. Если мы определяем цели изучения нового материала через термин «формировать …», то мы уже создаем ситуацию на уроке субъект-объектных отношений учителя с учениками. Формулируя цели урока как «организацию условий формирования …», мы создаем условия для развития субъект-объектных отношений.
Результатом формирования новых знаний будут основные характеристики изучаемых явлений, а выразить результаты можно через формулирование определения понятия самими обучающимися, таблицу, схему, модель и т. д.
В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к обучающимся:
1 уровень применения знаний - действие по алгоритму;
2 уровень - действие в измененной ситуации;
3 уровень - действие в новой ситуации.
На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.
1. Игра «Вопрос-ответ»
Обучающимся предоставляется тест. Делим участников на две команды. Участники быстро и внимательно читают текст. Затем левая команда будет задавать вопросы, а правая – отвечать. Потом команды меняются своими ролями.
Будут учитываться активность участников команд, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов.
2. Игра «Существительные». Обучающиеся читают предоставленный учителем текст, затем начинают пересказывать текст коллективно. Условие игры – слева направо, по порядку, обучающийся говорит существительное, которое наиболее точно соответствует данному абзацу. Каждый последующий участник, называет существительное произнесенное предыдущими участниками игры и добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею.
3. Игра «Вопрос-ответ». Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая - отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1-2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), правая - обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Ведущий, определите победителей. Затем ученики конспектируют текст, отразив основные понятия.
Закрепление знаний.На данном этапе закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы, добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частных задач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиями достижения положительных результатов являются использование нескольких однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся, рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстренную помощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса.
Игра «Цепочка». Класс делится на команды. Для каждой команды учитель записывает число в 2-ой, 8-ой или 16-ой системе счисления. Учащиеся должны по одному выходить к доске и записывать числа столбиком по порядку или по возрастанию или убыванию.
Подведение итогов урока. Это создание ситуации общения, позволяющее каждому ученику проявить свою самостоятельность, инициативу к способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразить свое отношение к нему. Здесь осуществляется определение проблем по усвоению изучаемого материала (выявление трудностей). Так же идет сравнение достижений учеников с целями урока, самооценка заинтересованности ученика по усвоению материала.
Игра «Исполнители алгоритмов».Опишите управляемого и управляющего в сказке «Конек-горбунок», «Морозко», «сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде». Опишите алгоритмы и систему команд исполнителя в сказке «Репка», «Курочка Ряба», «Кощей бессмертный», «Лягушка-царевна» и др.
Игра «Разгадай слово». На доске заготовлены примеры перевода единиц измерения информации и несколько ответов. Решив примеры, учащиеся должны прочитать закодированное слово.
3. Игра «Поле чудес».Разгадайте основные понятия, которые изучались сегодня на уроке по теме «Глобальная сеть». На доске отображены только гласные буквы данных слов.
4. Подвижная игра «Кто быстрее».Обучающиеся делятся на 2 команды. Во время повторения или обобщения темы к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание, заполнить таблицу. Вызываются по первому участнику из каждой команды, они должны выполнить первое условие задания, вернуться на место и передать эстафету следующему участнику своей команды.
При дозировке домашнего задания необходимы рекомендации учителя. Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд. Учитель, вовлекая учеников в активный процесс изучения учебного материала, превращая субъект – объектные отношения в субъект – субъектные отношения между учителем и учениками, опираясь в большей степени не на память, а на мышление детей научает каждого ребенка оценивать себя рационально, реально и делать свой выбор в жизненных непростых ситуациях.
Игровая деятельность может быть применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
При организации игры помимо этапа разработки ее сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке игровой деятельности, немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов решения, чтобы их выполнение было бы затруднительно без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой учащихся. Критерии оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут быть различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами учащиеся (при групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные варианты выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).
Необходимо обратить внимание на заключительный этап игровой деятельности – ее анализа. Анализ игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.
Изучив игровые методы и приемы обучения, можно сделать следующие выводы:
- Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании рассмотрено применение игровых;
- Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Доверительность и непринужденность общения учителя с обучающимися, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают обучающихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций;
- Игра способствует развитию познавательной активности обучающихся при изучении информатики;
- Игровые формы и приемы формирует способность обучающихся принимать самостоятельные решения и оценивать свои действия.
Многие учителя информатики ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится - он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Особенности организации игровой деятельности на уроках информатики
Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь познавательных. В основе развития познавательных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие познавательных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного - лежит на плечах учителя. Именно от рациональных действий учителя зависит выявление познавательных способностей школьника. А познавательные особенности личности понимаются как особенности развития психики данного ребенка, особенности его мышления, памяти, внимания. Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.
Развитие мышления влияет и на воспитанность человека. У ребенка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.
Развитие познавательных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Не менее важно заметить, что идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманности учебно-воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей не что иное, как истинно гуманное отношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь становлению самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения.
При осуществлении процесса обучения учитель естественно должен учитывать возрастные особенности учащихся. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Но время идет и ребенок взрослеет, становится школьником. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приемы - развивающие игры. Он может их включать как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны носить развивающий либо познавательный характер. Целью их является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям школьника. И здесь на первое место выходят именно игры, носящие познавательный характер. Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре. С переходом в среднее звено и старшие классы значение игры не теряет своей значимости.
Игра - это всегда удовольствие, а значит - отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», - сказал Анатоль Франс. Соглашаясь с ним, можно сказать, что играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.
Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные способности развивать с младшего школьного возраста.
В современной педагогике существуют различные методы развития познавательных способностей учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.
В процессе обучения имеет место использование трёх видов развития познавательных способностей учащихся:
1-й вид развитие имеет своим источником содержание учебного материала;
2-й вид развитие осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;
3-й вид развитие опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем. 27
Вместе с учебной деятельностью развиваются познавательные способности ученика. Ребенок получает новые знания, учится новым умениям, которые переходят в навыки.28
Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением.Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать и ждать подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они чахнут». Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности.
Развитие восприятия как познавательной способности предполагает овладение процедурой наблюдения.
Наблюдательность – это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность у детей развивается постепенно. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя для этого специальную игровую деятельность. 29Можно подобрать такие игры, в которых ребенок должен будет сам проявлять инициативу, но при этом будут развиваться познавательные способности. Например, в игре «Незаконченная сказка» развиваются такие процессы, как воображение, мышление, речь.
В научно-исследовательской литературе выделяют простые и сложные виды и формы игровой деятельности. С возрастом игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний позволяют учителям формировать у них более сложные умения в различных простых игровых формах. Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда учитель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты.
Дидактические игры способствует развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В игре развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал) Также продумывается организация проведения игровой деятельности. При подборе игр необходимо учитывать то, что игра должна возбуждать у детей познавательную и творческую активность.
По мнению исследователей, игровая деятельность обогащает чувственный опыт ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.30
Учителю необходимо учитывать, что память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс - как, какими способами ученик это запомнил.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль учителя в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино определить вид информации», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя с учениками, учеников с учителем и учеников друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого ученикам персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре.
Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры. Это типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, шашки, шахматы, морской бой, игры - головоломки и др. Учитель дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывает при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ученик может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Каким органом чувств получаем звуковую информацию?». Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества.
Словесные игры - игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр типа: «Краски», «Молчок», «Черное и белое», «Я знаю пять...», «Контакт», «Игры в слова» - это придумывание слов обозначающих предметы из одной группы (например, источники информации, приемники информации, носители информации и т.д.), придумывание слов, начинающихся на одну букву, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Нужно называть по очереди, таким образом, игра превращается в соревнование. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, воспитывают желание заниматься умственным трудом.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Пресс - конференция», «Круглый стол», и др. Учащиеся могут исполнять роли историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения, материальные объекты, разыгрываются фантастические ситуации.
Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.
Предметные игры - используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, их общими и отличительными признаками, учатся выделять существенные и не существенные признаки объекта. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ученики упражняются в определении предмета по какому-либо одному признаку, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению...), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры-упражнения - игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». Например, учащимся предлагается найти в данном наборе названий (носители информации, графические редакторы и др.) одно случайно попавшее в этот список.
Игры-соревнования: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Цель их: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Игры-соревнования - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи, опорные сигналы и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Уроки-соревнования проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований («Поле чудес?», «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?»).
В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных дидактических игр.31
Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. Обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познании нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быстродействие, большая емкость памяти, легкость использования предоставляемой информации, делают компьютерные технологии идеальным средством для дидактических игр.32
Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Именно в игре отрабатывается сосредоточенность внимания, реакция, умение проявить ловкость, находчивость. Игра помогает общению детей, вырабатывает умение работать в коллективе.
Педагогическое значение игры еще и в том, что эта технология позволяет учителю освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. От традиционной формулы «Я - над вами» игровое пространство позволяет учителю перейти на развивающий уровень «Я вместе с вами». Игра становится совместным полем деятельности учителя и ученика: автором игры, как правило, выступает учитель, а творческое обогащение содержания игры остается за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности - не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Если проанализировать познавательные и дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на уроках, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Такие игры способствуют развитию у детей познавательных способностей: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
11(Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56).
22[Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 2013. 346 с., с. 117]
33 [Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2014. 226 с, с. 93]
44 (Леонтьев Л. Н., 1994).
55[Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2014. 233 с. с. 40].
66[Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Психология. М.: Юрайт, 2013. 173 с., с. 16].
77[Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2010. 1008 с., с. 230].
88Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 2015. 320 с., с. 218].
99[Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2006. 249 с., с. 18].
10[Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2006. 249 с.,, с. 19].
11[Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Минск, 2010. 192 с., с. 45].
12[Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2009. 306 с, с. 158].
13 [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2015. 384 с., с. 437]
14[Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с.]
15[Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997. – 423 с.].
16[Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т. 1. – М., 1989. – 521 с., c. 234].
17[Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Изд. центр “Академия”, 1998. – 504 с., c. 45].
18[Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М., 1996. – 173 с.]; [Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982. – 259 с.].
19[Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с., с. 98].
20[Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. – Т.2. – 564 с.]; [Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с.].
21 [Дубровина И.В. Младший школьный возраст: развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2013. 208 с., с. 98].
22[Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с., c. 96].
23[Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 421 с., с. 51].
24[Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).].
25[Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. – 84 с.].
26[Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147].
27[Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» // Соч. в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.2.- 405 с., c. 45]
28[Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. М.: Роспедагенство, 2009. 428 с., с. 211].
29[Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей. М.: Флинта, 2010. 168 с., с. 146].
30[Бондаренко, 1985, с. 58].
31[Педагогика [под ред. Сластенина В. А]. -М., 2002 - с. 88]
32[Эльконин Д. Б. Психология игры. -М., 1984 - с. 45]