kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СТАТЬЯ «Повышение качества преподавания информатики через развитие функциональной грамотности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ «Повышение качества преподавания информатики через развитие функциональной грамотности учащихся»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «Повышение качества преподавания информатики через развитие функциональной грамотности учащихся»»

СТАТЬЯ «Повышение качества преподавания информатики через развитие функциональной грамотности учащихся»

Автор: Панасюк Галина Валерьевна

Введение

В условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации всех сфер жизни роль информатики в школьном образовании становится всё более значимой. Современное общество требует от выпускников не только знаний и умений, но и способности эффективно использовать их для решения реальных задач. В этой связи одной из приоритетных задач становится формирование функциональной грамотности учащихся. Повышение качества преподавания информатики невозможно без переосмысления целей и методов обучения, ориентированных на развитие у школьников умений применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Понятие функциональной грамотности и её значение в информатике

Функциональная грамотность — это комплексная характеристика личности, включающая способность использовать знания, умения и навыки для решения практических задач в различных сферах деятельности. В информатике функциональная грамотность проявляется в умении:

·                 анализировать и обрабатывать информацию,

·                 использовать цифровые технологии для поиска, хранения, передачи и преобразования данных,

·                 решать задачи с помощью алгоритмов и программ,

·                 осознанно и ответственно пользоваться информационными ресурсами.

Формирование функциональной грамотности становится основой для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе, где умение работать с информацией и технологиями является необходимым условием успешной социализации и профессионального роста.

Современные вызовы преподавания информатики

Традиционные методы преподавания информатики зачастую ограничиваются передачей теоретических знаний и формированием элементарных практических навыков, не связанных с реальными задачами. Такой подход приводит к тому, что учащиеся не всегда видят практическую значимость изучаемого материала и испытывают трудности при попытке применить знания на практике. Кроме того, быстрое обновление технологий требует гибкости и готовности к постоянному обучению, что невозможно без сформированной функциональной грамотности.

Среди основных вызовов можно выделить:

·                 быстрое устаревание учебных программ и технологий,

·                 недостаток межпредметных связей,

·                 низкую мотивацию учащихся к изучению информатики,

·                 ограниченность времени на практическую деятельность.

Пути повышения качества преподавания информатики

1. Внедрение практико-ориентированного обучения

Практико-ориентированный подход предполагает обучение через решение реальных задач, моделирование жизненных ситуаций, выполнение проектов. Такой подход способствует развитию у учащихся самостоятельности, ответственности, критического мышления и творческого подхода к решению проблем.

Примеры:

·                 Разработка приложений для автоматизации учебных процессов (электронный дневник, расписание занятий).

·                 Создание и анализ баз данных для решения социальных или экономических задач (учёт книг в школьной библиотеке, анализ посещаемости уроков).

·                 Использование электронных таблиц для обработки и визуализации реальных данных (например, построение графиков изменения температуры воздуха по дням недели).

2. Развитие алгоритмического и логического мышления

Алгоритмическое мышление — основа информатики. Для его развития необходимо систематически включать в учебный процесс задачи на составление, анализ и оптимизацию алгоритмов, программирование на различных языках, решение логических задач.

Примеры:

·                 Составление алгоритма поиска информации в интернете с учётом фильтрации и оценки достоверности источников.

·                 Реализация алгоритмов сортировки и поиска данных на языке программирования Python.

·                 Решение задач на построение блок-схем и описание последовательности действий для выполнения бытовых задач.

3. Использование межпредметных связей

Информатика тесно связана с математикой, физикой, биологией, экономикой и другими предметами. Включение межпредметных задач способствует формированию целостного мировоззрения, развитию умений интегрировать знания из разных областей для решения комплексных проблем.

Примеры:

·                 Математическое моделирование физических процессов с использованием программных средств.

·                 Анализ биологических данных (например, обработка результатов экспериментов по биологии с помощью электронных таблиц).

·                 Использование статистических методов для анализа социальных явлений (опросы, анкетирования, обработка результатов).

4. Формирование информационной культуры

Современный человек сталкивается с огромным потоком информации. Умение критически относиться к информации, различать достоверные и недостоверные источники, защищать свои персональные данные, соблюдать этические нормы работы в интернете — важнейшие составляющие информационной культуры.

Примеры:

·                 Анализ новостных сайтов на предмет достоверности информации.

·                 Проведение уроков по кибербезопасности и защите персональных данных.

·                 Обсуждение этических вопросов, связанных с использованием цифровых технологий (например, авторское право, плагиат, цифровой след).

5. Организация проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно ставить цели, планировать работу, искать и анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности. Исследовательский подход формирует у школьников умения формулировать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы на основе анализа данных.

Примеры:

·                 Проведение мини-исследований по теме «Влияние социальных сетей на учебную успеваемость».

·                 Создание собственных цифровых продуктов: сайтов, мобильных приложений, обучающих программ.

·                 Презентация результатов проектов на школьных конференциях, участие в олимпиадах и конкурсах по информатике.

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

Уровень подготовки учащихся по информатике может существенно различаться. Необходимо создавать условия для индивидуального продвижения каждого ученика, предлагая задания разного уровня сложности, дополнительные материалы для самостоятельного изучения, консультации и поддержку.

Примеры:

·                 Использование онлайн-платформ для самостоятельного изучения (например, Stepik, Яндекс.Лицей, Codeforces).

·                 Организация работы в малых группах с учётом интересов и способностей учащихся.

·                 Введение элективных курсов и факультативов по программированию, робототехнике, анализу данных.

Конкретные задания для развития функциональной грамотности

1.              Задача на обработку информации: Учащимся предлагается собрать данные о погоде за месяц из разных источников, внести их в электронную таблицу, построить графики и сделать выводы о тенденциях изменения температуры.

2.              Задача на программирование: Разработать программу, которая рассчитывает средний балл по предмету для каждого ученика и определяет, кто из класса имеет наивысший и наименьший результат.

3.              Задача на анализ информации: Сравнить два интернет-источника по одной теме, оценить их достоверность, найти признаки фейковой информации, объяснить свой выбор.

4.              Задача на межпредметную интеграцию: Используя знания по математике и информатике, составить программу для вычисления площади сложной геометрической фигуры с помощью разбиения её на простые элементы.

5.              Задача на проектную деятельность: Разработать и презентовать проект «Безопасный интернет для школьников», включающий создание памятки, сайта или интерактивного теста по кибербезопасности.

Ожидаемые результаты

В результате применения современных подходов к преподаванию информатики и акцента на развитие функциональной грамотности у учащихся формируются:

·                 умения самостоятельно искать, анализировать и применять информацию для решения практических задач;

·                 навыки работы с различными цифровыми инструментами и технологиями;

·                 критическое и логическое мышление, способность к анализу и самооценке;

·                 умение работать в команде, планировать и организовывать свою деятельность;

·                 готовность к самостоятельному обучению и профессиональному самоопределению.

Повышение качества преподавания информатики способствует не только успешной сдаче экзаменов, но и формированию у школьников компетенций, необходимых для жизни в современном мире.

Заключение

Современная школа должна готовить учащихся к жизни в условиях постоянных изменений, связанных с развитием информационных и цифровых технологий. Повышение качества преподавания информатики возможно только при условии акцентирования внимания на развитии функциональной грамотности, что требует обновления содержания, методов и форм организации учебного процесса. Такой подход обеспечивает формирование у школьников не только знаний, но и умений, необходимых для успешного обучения, профессиональной деятельности и личностного роста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Панасюк Галина Валерьевна

Дата: 05.09.2025

Номер свидетельства: 673881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства