Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для специальности 060101 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для специальности 060101 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 060101 Лечебное дело.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 060101.52 Лечебное дело.
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины Информатика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101.52 Лечебное дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является частью математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать персональный компьютер (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности;
внедрять современные прикладные программные средства;
осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет;
использовать электронную почту.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
устройство персонального компьютера;
основные принципы медицинской информатики;
базовую компьютерную грамотность;
источники медицинской информации;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ;
принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
120
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
56
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
60
в том числе:
оформление мультимедийных презентаций по учебным темам
22
работа с электронным учебником и дополнительной электронной литературой
21
подготовка рефератов
12
подготовка ответов на контрольные вопросы по учебным темам
2
подготовка отчета по практической работе
2
составление тематического кроссворда по учебной теме
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Устройство персонального компьютера. Базовая компьютерная грамотность.
27
Тема 1.1. Базовая компьютерная грамотность.
Содержание учебного материала:
3
1.
Вычислительная система, компьютер.
1
2.
Принцип действия компьютера. Механические первоисточники.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка реферата по теме «История возникновения и развития вычислительной техники».
1
Тема 1.2. Методы классификации компьютеров.
Содержание учебного материала:
3
1.
Классификация по назначению. Большие ЭВМ. Микро ЭВМ.
2
2.
Персональные компьютеры (ПК). Другие виды классификации компьютеров.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка реферата по теме «Классификация компьютеров».
1
Тема 1.3. Состав вычислительной системы.
Содержание учебного материала:
3
1.
Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение.
2
2.
Понятие об информационном и математическом обеспечении вычислительных систем. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка реферата по теме «Аппаратное и программное обеспечение»;
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы темы.
0,5
0,5
Тема 1.4. Устройство персонального компьютера.
Содержание учебного материала:
9
1.
Системный блок. Монитор: размер, частота и класс защиты.
2
2.
Клавиатура: принцип действия, состав, подключение, ее настройка. Мышь: принцип действия.
3
3.
Использование персонального компьютера (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности
2
4.
Техника безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
2
Практические занятия:
1. Использование устройств ввода (клавиатура) в профессиональной и повседневной деятельности.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой;
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы темы.
Тема 3.4. Текстовый процессор Microsoft Word:общие сведения.
Содержание учебного материала:
3
1.
Рабочее окно процессора Microsoft Word. Режимы отображения документов.
2
2.
Приемы работы с командами строки меню. Панели инструментов Microsoft Word.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Оформление мультимедийной презентации «История развития программного обеспечения для обработки документов».
1
Тема 3.5. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word.
Содержание учебного материала:
9
1.
Изучение программного интерфейса Microsoft Word. Средства рецензирования текста.
2
2.
Создание документа. Выполнение редактирования и форматирования текста.
3
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: текстовый процессор Microsoft Word.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
3
Тема 3.6. Приемы управления объектами Microsoft Word.
Содержание учебного материала:
3
1.
Особенности объектов Word. Взаимодействие объектов Word с текстом и страницей.
2
2.
Управление свойствами объектов Microsoft Word. Взаимодействие объектов друг с другом.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
1
Тема 3.7. Ввод формул, работа с таблицами, диаграммами и графическими объектами.
Содержание учебного материала:
9
1.
Работа с формулами: запуск, настройка и особенности редактора формул. Работа с таблицами: создание, редактирование, форматирование таблиц.
2
2.
Ввод и форматирование содержимого таблиц. Автоматическое форматирование таблиц.
2
3.
Работа с диаграммами: создание базовой диаграммы и настройка внешнего вида диаграммы.
2
4.
Работа с графическими объектами: работа с рисунками и изображениями.
2
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: Microsoft Word: работа с формулами, таблицами, диаграммами.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
3
Тема 3.8. Электронные таблицы Microsoft Excel: основные понятия и содержание.
Содержание учебного материала:
9
1.
Изучение программного интерфейса Microsoft Excel. Рабочая книга и рабочий лист. Строки, столбцы, ячейки.
2
2.
Ввод, редактирование и форматирование данных. Выполнение расчетных операций.
2
3.
Содержание электронной таблицы: формулы; ссылки на ячейки; абсолютные и относительные ссылки; копирование содержимого ячеек; автоматизация ввода; использование стандартных функций.
2
4.
Печать документов Excel: предварительный просмотр; печать документа; выбор области печати.
2
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: электронная таблица Microsoft Excel.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой;
2. Оформление мультимедийной презентации «Электронные таблицы Microsoft Excel».
1
2
Тема 3.9. Применение электронных таблиц для расчетов.
Содержание учебного материала:
3
1.
Итоговые вычисления: суммирование; функции для итоговых вычислений.
2
2.
Использование надстроек.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка мультимедийной презентации по теме «Электронные таблицы Excel, как средство для сбора и анализа медицинских данных».
1
Тема 3.10. Построение диаграмм и графиков.
Содержание учебного материала:
9
1.
Краткая характеристика основных типов диаграмм.
2
2.
Выбор типа диаграмм и данных. Создание, оформление, размещение и редактирование диаграмм.
2
3.
Демонстрационный пример построения диаграмм. Поэтапный процесс создания диаграмм. Мастер диаграмм.
2
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: создание, оформление, размещение и редактирование диаграмм в Excel.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой;
2. Оформление мультимедийной презентации «Построение диаграмм и графиков в Excel».
1
2
Раздел 4. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации.
24
Тема 4.1. СУБД: основные понятия баз данных Microsoft Access.
Содержание учебного материала:
3
1.
Базы данных и системы управления базами данных.
2
2.
Назначение и основные возможности базы данных. Структура простейшей базы данных.
2
3.
Свойства полей базы данных. Типы данных. Безопасность баз данных.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой;
2. Оформление мультимедийной презентации «СУБД: основные понятия баз данных Microsoft Access».
0,5
0,5
Тема 4.2. Формирование баз данных.
Содержание учебного материала:
9
1.
Назначение и основные возможности базы данных. Режимы работы с базами данных. Объекты базы данных.
2
2.
Проектирование базы данных. Разработка схемы данных. Запуск программы. Ввод данных.
2
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: система управления базами данных Microsoft Access.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
3
Тема 4.3. Работа с СУБД Microsoft Access.
Содержание учебного материала:
9
1.
Общие замечания. Работа с таблицами, запросами и формами.
2
2.
Перемещение по таблице, редактирование таблицы, операции с записями и столбцами. Создание связей между таблицами.
2
3.
Работа со страницами доступа к данным. Работа с отчетами.
2
Практические занятия:
1. Внедрение современных прикладных программных средств: работа с таблицами, запросами и формами в MS Access.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Оформление мультимедийной презентации по теме «Системы управления базами данных в медицине».
3
Тема 4.4. Поиск и сортировка информации в базе данных.
Содержание учебного материала:
3
1.
Поиск информации в базах данных.
2
2.
Выполнение сортировки в базах данных.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
1
Раздел 5. Принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене.
15
Тема 5.1. Компьютерные сети.
Содержание учебного материала:
3
1.
Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети: основные понятия.
2
2.
Сетевые службы: основные понятия. Принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене.
2
Практические занятия:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой.
1
Тема 5.2. Интернет. Основные понятия.
Содержание учебного материала:
3
1.
Краткая история Интернета.
2
2.
Основы функционирования Интернета. Службы Интернета.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой;
2. Оформление мультимедийной презентации «Интернет. Основные понятия».
0,5
0,5
Тема 5.3. Поиск информации в World Wide Web.
Содержание учебного материала:
9
1.
Поисковые каталоги и указатели. Новые поисковые технологии.
2
2.
Рекомендации по приемам эффективного поиска и использованию поисковых систем.
2
3.
Работа с поисковыми системами. Специальные возможности поиска в программе Internet Explorer. Просмотр Web-страниц. Сохранение загруженных Web-страниц.
2
4.
Поиск информации в геоинформационных системах.
2
Практические занятия:
1. Осуществление поиска медицинской информации в сети Интернет.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Оформление мультимедийной презентации «Средства защиты информации».
3
Раздел 6. Основные принципы медицинской информатики. Источники медицинской информации.
18
Тема 6.1. Основные этапы формирования информационного общества.
Содержание учебного материала:
3
1.
Информационное общество. Признаки информационного общества.
2
2.
Информационные революции. Информационные ресурсы. Структура национальных информационных ресурсов.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка реферата по теме «Информационное общество».
1
Тема 6.2. Основные принципы медицинской информатики.
Содержание учебного материала:
3
1.
Понятие о медицинской информатике. Основные принципы медицинской информатики.
2
2.
История компьютеризации отечественного здравоохранения.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Оформление мультимедийной презентации «Применение компьютера в медицине».
1
Тема 6.3. Источники медицинской информации.
Содержание учебного материала:
9
1.
Медицинские веб-ресурсы: порталы, социальные сети. Интернет-портал. Что такое социальные сети?
Хлебников А.А. Информатика, учебник, Ростов н/Д:Феникс, 2009 г – 507 с.
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ" , "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии";
Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2010 г. http://www.razym.ru/naukaobraz/uchebnik/104364-simonovich-sv-informatika-bazovyy-kurs.html
3. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие, М: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2004 г. http://www.kodges.ru/122846-specialnaya-informatika.html
Дополнительные источники:
Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики:Уч. пособие для старших классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2002. - 424 стр.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Использовать персональный компьютер (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности.
Оценка выполнения алгоритмов работы на клавиатурном тренажере.
Внедрять современные прикладные программные средства.
Оценка выполнения алгоритмов работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет.
Оценка выполнения алгоритмов работы с браузером.
Использовать электронную почту.
Оценка выполнения алгоритмов работы в сети Интернет и электронной почте.
Знания:
Устройство персонального компьютера.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Основные принципы медицинской информатики.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Базовая компьютерная грамотность.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Источники медицинской информации.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Код
Наименование результата обучения
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 14.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).