Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» для 7 класса относится к научно-
познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, ООП ООО школы .
Актуальность программы определена тем, что школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и
т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
расчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление
на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется
усвоение за 34 часа.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за обучающимся в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое), опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить
ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и
проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном
образовательном маршруте.
III. Содержание программы
1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с
изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение
занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных
способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение,
вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение,
вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями
на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки - смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических
рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить
в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение
составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Школьная олимпиада. – 1 час
Решение задач повышенной трудности.
21. Игра «Работа над ошибками» 1 час
Анализ олимпиадных заданий.
22. Математические горки – 1час
Анализ олимпиадных заданий.
23. Наглядная алгебра – 1 час
Алгебраические сведения. Решение задач.
24. Решение логических задач- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
25. Игра «У кого какая цифра?» – 1 час
Математические фокусы
26. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
27. Задачи с многовариантными решениями - 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
28. Знакомьтесь, Пифагор
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор-открытия Пифагора
- вклад в науку
29. Задачи с многовариантными решениями - 1 час
Решение задач в парах.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем -1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями - 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся | |
2. | Знакомство с материалом из истории развития математики | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта. | 1 | устный счёт | математический диктант |
4. | Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение». | 1 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование |
5. | Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. | 1 | работа с алгоритмами | |
6. | Знакомство с математическими ребусами. | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7. | Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. | 1 | решение теста - кроссворда | |
8. | Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. | 1 | работа с алгоритмами | проверочный тест |
9. | Решение математических ребусов. | | самостоятельная работа | |
10. | Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | |
11. | Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений | 1 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку- смекалку |
12. | Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. | 1 | работа с таблицей разрядов | тестирование |
13. | Решение обратных задач, используя круговую схему. | 1 | инсценирование задач | |
14. | Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15. | Анализ и решение задач. Самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. | 1 | | |
16. | Создание проектов. | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | | |
18. | Решение задач повышенной сложности. | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
19. | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | | тестирование |
20. | Решение задач повышенной трудности. | 1 | Проведение контрольной работы | |
21. | Анализ олимпиадных заданий. | 1 | решение задач на установление причинно- следственных отношений | |
22. | Анализ олимпиадных заданий. | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
23. | Алгебраические сведения. | 1 | | |
24. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | | |
25. | Математические фокусы | 1 | Знакомство с математическими фокусами | |
26. | Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку | 1 | Составления презентаций, сообщений и т.д. | Конкурс на лучшую презентацию |
27. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | Решение задач | |
28. | Исторические сведения: - кто такой Пифагор-открытия Пифагора - вклад в науку | 1 | Составления презентаций, сообщений и т.д. | викторина |
29. | Решение задач в парах. | 1 | Работа в группах: инсценирование | тестирование |
30. | Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. | 1 | Составление знаковых систем | |
31. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | Индивидуальная работа | |
32. | Систематизация знаний по изученным разделам. | 1 | Подготовка к КВН Подготовка анализа, работа в группах | |
33-34. | Круглый стол «Подведем итоги» | 2 | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | |