kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект " Профилактика зависимости от компьютерных игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная зависимость имеет серьёзные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.

Время, проведённое за играми, может привести к нарушению зрения, вызвать головные боли, бессонницу и неконтролируемую агрессию. Более того, в сидячем положении идет большая нагрузка на позвоночник, что может привести к острым болям в спине и изменению осанки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Профилактика зависимости от компьютерных игр"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №35"

Златоустовского городского округа





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Тип проекта: социальный

Направление функциональной грамотности: естественнонаучная.




АВТОР ПРОЕКТА:

Чернышев Леонид Алексеевич,

ученик 7А класса

НАСТАВНИК ПРОЕКТА:

Чернышева Надежда Юрьевна учитель начальных классов










Златоуст – 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………………...

4

1.1 Что такое игровая зависимость……………………………………………………….

4

1.2 Модифицированный тест Такера для определения уровня зависимости от компьютерных игр...............................................................................................................


5

Глава 2. Практическая часть………………………………………………......................

7

2.1 Социальный опрос среди одноклассников для определения степени зависимости от компьютерных игр…………………………………………………………………….


7

2.2 Что такое брошюра и как её создать………………………………………………….

8

2.3 Создание продукта проектной работы – брошюры «Профилактика зависимости от компьютерных игр» ……………………………………………………………………


8

Заключение…………………………………………………………………………………

10

Список литературы…………………………………………………………......................

11






















Введение

В последние годы общество столкнулось с глобальной компьютеризацией всех видов человеческой деятельности. Дети XXI века родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые притягивают к себе много поклонников. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами".

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное – на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость.

Считаем, что выбранная тема актуальна, так как большинство наших одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой, что сказывается на состоянии их здоровья, а тема здоровьесбережения очень важна сегодня.

Работая над темой проекта, мы попытаемся ответить на вопрос: Как избежать зависимости от компьютерных игр?

Исходя из актуальности, нами сформулирована тема работы: Профилактика зависимости от компьютерных игр.

Цель работы – изучение степени увлеченности одноклассников компьютерными играми.

Задачи работы:

  1. раскрыть основные понятия темы: зависимость, игровая зависимость;

  2. определить степень зависимости одноклассников от компьютерных игр с помощью теста Такера;

  3. сформулировать рекомендации для подростков «Как избежать зависимости от компьютерных игр?»;

  4. создать продукт проектной работы – брошюру.



Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое игровая зависимость

Игровая зависимость (лудомания) — патология, признанная Всемирной организацией здравоохранения как психическое отклонение. Запущенное расстройство опасно серьезными последствиями для психики и здоровья человека. Чтобы узнать, страдает ли человек лудоманией, можно пройти специальные тестирования, одним из которых является тест Такера на выявление игровой зависимости [2].

Признаки игровой зависимости делятся на духовные и соматические. К духовным признакам относят:

  • появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, при ожидании этого контакта;

  • отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой;

  • желание увеличить время пребывания в игре;

  • появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, при отсутствии возможности поиграть (проигрыше);

  • возникновение проблем в общении с близкими, в школе [5].

К соматическим (телесным) признакам относят:

  • сухость глаз;

  • отсутствие аппетита;

  • неряшливость;

  • нарушение сна [5].

Игровая зависимость возникает не сразу. В её развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого.

  1. Стадия легкой увлеченной зависимости. Постоянно потребность не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

  2. Стадия увлеченности. Игра принимает систематический характер.

  3. Стадия зависимости. Игра имеет соревновательный характер, нарушается основная функция психики: человек становится более агрессивным и нервным.

  4. Стадия привязанности. Человек «держит дистанцию» с компьютером, эта самая длительная из всех стадий. Он не ощущает комфорта в реальном мире [8].




1.2. Модифицированный тест Такера

для определения уровня зависимости от компьютерных игр

Модифицированный тест Такера подходит для взрослых и несовершеннолетних испытуемых. Он может служить инструментом выявления группы лиц со склонностью к игромании [9].

Инструкция к тесту: отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.

  1. Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта (возбуждения)?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда.

  1. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?

а/ никогда;

б/ иногда;

в/ чаще всего;

г/ почти всегда [9].












Глава 2. Практическая часть

2.1 Социальный опрос среди одноклассников

для определения степени зависимости от компьютерных игр

Для выявления уровня зависимости от компьютерных игр у одноклассников был проведен социальный опрос, состоящий из 9-ти вопросов модифицированного теста Такера. В 7А классе обучается 23 человека. На вопросы теста отвечали 17 человек.

Подсчитали баллы, пользуясь инструкцией: «никогда» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «чаще всего» - 2 балла, «почти всегда» - 3 балла. Баллы за ответы на все 9 вопросы суммировали.

Далее, интерпретировали результаты теста. Если испытуемый получил 0 баллов, то для него нет никаких негативных последствий от компьютерной игры. Результат от 3-х до 7-ми баллов говорит о том, что человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Если же сумма баллов от 8-ми до 21-го, то школьник играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян.

Результаты теста поместили в таблицу.

0-2 балла

от 3-х до 7-ми баллов

от 8-ми до 21-го балла

3 человека

8 человек

4 человека

Таблица 1 – Результаты теста Такера

2 ученика в игры не играют

Таким образом, негативных последствий от компьютерных игр нет для 5 человек, 8 человек играют в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям, для 4-х человек, скорее всего, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян.

Тест Такера – это начальный ориентировочный этап выявления лиц со склонностью к зависимому поведению.

Чем выше результат теста, тем сильнее человек увлечен игровым процессом и серьезнее могут быть проблемы. Результаты теста показали, что в классе есть испытуемые, набравшие много баллов. Они входят в группу риска по игровой зависимости. Мы решили не оставлять этот факт без внимания.

Так как результаты теста Такера показали разную степень зависимости от компьютерных игр среди одноклассников, решено создать брошюру, которая будет содержать рекомендации о том, как избежать вышеупомянутую зависимость. Во второй главе разберемся в том, что такое брошюра и как её создать.


2.2 Что такое брошюра и как её создать

Брошюра в переводе с французского языка означает «сшивать». Это печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); одно из средств продвижения посредством массовой печатной продукции. Выпускаются на общественно-политические, социально-экономические, сельскохозяйственные и другие темы [11].

Страницы брошюры соединяются между собой ниткой при помощи шитья, скрепкой (скобкой), винтовой проволокой или другим способом. Соединения скобкой могут быть нескольких видов [11].

Исполнение брошюр бывает самым разнообразным — от текстовых брошюр, напечатанных на газетной бумаге до полноцветных, выполненных в превосходном качестве [11].

Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет [11].


2.3 Создание продукта проектной работы – брошюры «Профилактика зависимости от компьютерных игр»

Перед началом работы продумали цель брошюры – донести до читателя информацию о том, что реальный мир намного важнее и интереснее виртуального.

Во-первых, определились с аудиторией. Наша брошюра предназначена для одноклассников – семиклассников. Значит, читать её будут подростки.

Во-вторых, в соответствии с целью сформулировали заголовок. Заголовок брошюры должен указывать читателю, о чем идет речь. В нашей брошюре речь идет о зависимости от компьютерных игр, поэтому в качестве заголовка выбран вопрос: Как избежать зависимости от компьютерных игр?

Далее, продумали содержание текста. Не нужно помещать в брошюру слишком много информации. Это только запутает читателя и ослабит основную цель брошюры.

Составленная нами брошюра содержит определение зависимости, вопросы анкеты на определение степени зависимости от компьютерных игр, анализ социологического опроса среди одноклассников, а также рекомендации о том, как избежать зависимости от компьютерных игр.

Затем, продумали дизайн брошюры в соответствии с содержанием. Выбрали шрифт, который легко прочесть. Чтобы сделать дизайн более удобным для чтения, добавили соответствующие фотографии и графику, связанную с основной темой брошюры. Старались проявить сдержанность в оформлении, хотя это было сложно из-за большого разнообразия представленных сайтом вариантов.

Мы попытались направить читателей в рассматриваемом вопросе, для этого придумали алгоритм действий: прочитать брошюру, ответить на вопросы теста, посчитать результат, при обнаружении зависимости следовать рекомендациям:

  1. четко выделить количество времени для провождения у компьютера;

  2. в перерывах делать физминутки, упражнения для глаз;

  3. «стрелялки» заменить играми, которые развивают логическое мышление, внимание, память;

  4. использовать для общения реальный мир;

  5. соблюдать режим дня;

  6. свободное время стараться проводить на свежем воздухе, общаясь с друзьями;

  7. заниматься спортом;

  8. помогать родителям в домашних делах;

  9. воспитывать силу воли;

  10. не играть в компьютерные игры перед сном [12].



















Заключение

Компьютерная зависимость имеет серьёзные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.

Время, проведённое за играми, может привести к нарушению зрения, вызвать головные боли, бессонницу и неконтролируемую агрессию. Более того, в сидячем положении идет большая нагрузка на позвоночник, что может привести к острым болям в спине и изменению осанки.

По мнению психологов зависимость встречается часто именно среди подростков. Чаще всего это дети, неуверенные в себе, возможно, с низкой самооценкой. В виртуальном мире, они дают волю фантазии, реализуют свои возможности, чувствуют себя нужным, представляя мир идеальным, каким он на самом деле не является.

Результаты социального опроса среди одноклассников показали, что школьники достаточно много времени проводят за компьютерами, что может вызывать симптомы зависимости, и, как следствие, иметь трудности во взаимоотношениях и успеваемости.

С целью профилактики зависимости от компьютерных игр нами разработаны рекомендации не только для подростков, но и для их родителей, так как для решения данной проблемы школьникам необходима психологическая поддержка и помощь взрослых.
















Список литературы
  1. Асмолов, А.Г. Человек в информационном поле и информационные поля / В.А. Шилова, А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 179-206.

  2. Ахрямкина, Тамара Александровна. Психологические причины увлеченности детей и подростков компьютером / Т.А. Ахрямкина, Т.П. Жарикова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Самар. науч. центр РАН ; гл. ред. В.П. Шорин. - Самара, 2008. - спец. вып. - С. 5-13.

  3. Ахрямкина, Тамара Александровна. Ребёнок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Информатика и информатизация образования". - 2006. - № 1 (6) 2006. - С. 14-16.

  4. Бакулина, Алла Сергеевна. Пленники всемирной сети, компьютерная зависимость у детей и молодежи и социальные инновации в области ее профилактики / А.С. Бакулина // Социально-психологические аспекты практики социальной работы : [сб. науч. ст.] / [Л.Ю. Овчаренко, А.М. Ткаченко ; ред.-сост. Т.Н. Дорошенко] ; Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАО ВО МГПУ), Ин-т психологии, социологии и соц. отношений, РГСУ, Фил. в г. Люберцы. - М., 2016. - С. 208-219.

  5. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Волгоград. Учитель, 2009 г.

  6. Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция// Справочные материалы / Авт.-сост. Шишковец Т. А.. М. 5 издание, 2006 г.

  7. Прутченков А.С., Сиялов А. А.. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогическая помощь им) М., Новая школа, 1994 г.

  8. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Санкт- Петербург. Речь, 2008 г.

  9. https://agrott.68edu.ru/besopas/10.pdf- Тест Такера на выявление игровой зависимости

  10. http://ru.calameo.com/books/001143312293a051b36f0 - Безопасность в сети. Дети и интернет

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1%80%D0%B0 – Брошюра

  12. https://tgl.ru/structure/department/profilaktika-narkomanii/9352/ - Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект " Профилактика зависимости от компьютерных игр"

Автор: Чернышева Надежда юрьевна

Дата: 05.02.2025

Номер свидетельства: 664755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства