Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами одного из выполненных задании в период школьной практики.
Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами одного из выполненных задании в период школьной практики.
Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.
Также в группе мы поделились тем, чему научились, выполняя данное задание на практике. Обсуждая эти вопросы, мы выявили, что проблема является общей для всех и разработали пути решения этих проблем: нужно систематизировать процесс опроса учащихся, создавать коллаборативную среду, осуществлять взаимодействие с родителями, научить детей самостоятельно составлять вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами одного из выполненных задании в период школьной практики.
Опрос учащихся и реакция на их ответы.
Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Существуют два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Оба типа вопросов имеют место в рамках эффективной педагогики; тип задаваемого вопроса и его форма меняется в зависимости от цели. Кроме того, вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. (Руководство, 146 стр.)
При проведении серии последовательных уроков я использовала видеоролики из интернета по всем темам урока. После просмотра детям предлагается следующий вопрос: как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Дети в парах обсуждают видео, затем они высказывают общее мнение.
Выслушав все мнения, я говорю о том, что все они в основном были верными и объявляю тему урока. Подобные вопросы оживляют учащихся, все отвечают, но только приходилось корректировать ответы, так как ответы учеников не всегда были полными.
На уроке по теме «Вставка обьектов в компьютерную презентацию»(6 класс) на этапе осмысления материала, я решила провести с детьми прием «Интервью». Каждой группе предлагается составить по «тонкому» и «толстому» вопросу. Например: «Какие преимущества PowerPoint?», «Назовите недостатки Power Point?», «Для чего предзначена программа PowerPoint?». Эти вопросы помогают выявлять способности, возможности каждого ученика. Такие задания помогают им выражать свои мысли, развивать критическое мышление. Отвечая на эти вопросы ученики стараются дать полный ответ и учатся выразить свои мысли. При использовании вопросов-перенаправления ученики могут полагаться на помощь одноклассников, например, «Кто может дополнить ответ?», «Кто-нибудь может помочь?» и т.д. Такие вопросы помогают ученикам высказывать свое мнение, критически мыслить, развивать умение учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников. Например, на уроках я использовала вопросы, направленные на развитие критического мышления: выявить преимущества и недостатки PowerPoint, найти отличия PowerPoint от версии 2007 (Венн-диаграмму), на этапе рефлексии использовался метод «6 шляп мышления».
А еще я поняла, что раньше я ученикам давала мало времени на обдумывание ответов и оформление своих мыслей при озвучивании ответа. Постоянно торопила их с ответом на вопрос, скорее всего причиной этому являлась хроническая боязнь упущенного времени на уроке. Отсюда и вытекали неточные, нереализованные ответы учеников. Мне кажется, что это самая большая ошибка многих учителей. Идеи Харгривса и Гэлтона (2002) (Руководство для учителя, стр. 147) позволили мне четко уяснить, что нужно давать больше времени для размышления учащимися над точным и аргументированным ответом на поставленный вопрос.
На практике в школе я попробовала дать больше времени ученикам на размышления для ответов на поставленные вопросы, и была удивлена тем, как могут логично рассуждать шестиклассники. Задавая вопросы по теме, учащиеся давали ответы, в которых точно обозначали основной смысл вопроса, конечно же, отсутствовала точность в выборе терминов для конкретного выражения своих мыслей и идей. В некоторых ответах учеников прослеживалась связь уже имеющихся знаний с новыми знаниями, что способствует глубокому пониманию предмета.
На уроках я обратила внимание на то, что каждый ребенок имеет полное право озвучить проблему и предложить пути её решения. Считаю, что, поддерживая ребенка при его ответе, можно понять, как он видит эту ситуацию, как он к ней относится. Но, конечно, стоит сказать и о возникших проблемах. Для себя отмечаю, что у ребят не всегда хватает словарного запаса для того, чтобы выразить все свои мысли и идеи. На начальном этапе учащиеся объясняли все просто, а я хотела бы, чтобы они на последующих уроках использовали термины по информатизации.
После прохождения практики в школе на третьем этапе «Лицом к лицу», мы с коллегами объединились в группу и обсудили как коллеги опросили учащихся и их реакцию на ответ. Коллега Наташа сказала, что на этапе «Применение» задавала вопросы, ответы которых встречались в презентации темы, а также вопросы, требующие дополнительную осведомленность по теме. Здесь проявили себя сильные ученики, которые хорошо ориентировались по теме и могли ответить на дополнительные вопросы. На этапе «Заключение» задавал следующие вопросы: Что вы узнали нового на уроке? Что для вас было интересным? Было ли вам трудно в выполнении заданий? и т.д. Здесь были активны все ученики, так как пока отвечают сильные, слабые могут просмотреть формулировку ответов сильных учащихся, которую они хотят озвучить и научились формулировать вопросы, а коллега Гульшат в своей практике для того, чтобы учащиеся задавали вопросы и давали на них ответы, создавала доверительную атмосферу, использовала таксономию Блума, ставила вопросы, проверяя знания учеников, и в то же время стимулировала их мышление. В своей практике коллега Лязат на уроках изготовила «Коробочку для вопросов», где ученики могли оставлять свои вопросы по окончанию урока. Эти вопросы рассматривала в начале следующего урока. Играли в игры «Спроси у соседа» , «Спроси, подумай, оцени». Ученики в процессе являются активными участниками, учатся задавать вопросы. Во время систематизации изученного материала вовлекала учащихся в обсуждение урока, для нее постановка вопросов являются ключевым фактором, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания. Коллега Лязат считает, что во время урока должны звучать вопросы разного типа, благодаря им ученики смогут обрабатывать информацию на разном уровне, пользуясь различными типами мышления.
В процессе обсуждения в группе мы выделили положительные и отрицательные стороны опроса учащихся. Положительными сторонами опроса являются – проверка знаний, развитие критического мышления, определение степени понимания, оценивание, развитие речи, добыча знаний, развитие памяти, взаимообучение, сотрудничество «Учитель-Ученик», «Ученик-Ученик», а отрицательными сторонами – злоупотребление количеством вопросов, вопросы, не соответствующие возрастным особенностям, не конкретные и однотипные вопросы, отсутствие возможности учиться другим, то есть когда ответы на поставленные вопросы дают одни и те же ученики. Также в группе мы поделились тем, чему научились, выполняя данное задание на практике. Обсуждая эти вопросы, мы выявили, что проблема является общей для всех и разработали пути решения этих проблем: нужно систематизировать процесс опроса учащихся, создавать коллаборативную среду, осуществлять взаимодействие с родителями, научить детей самостоятельно составлять вопросы.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя третьего (базового) уровня. Третье издание.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Задания для выполнения в период практики в школе третьего (базового) уровня. Третье издание.