Просмотр содержимого документа
«Организация предметных олимпиад по информатике в старших классах»
Методика организация олимпиад по информатике для обучающихся старших классов
Автор:
Учитель МБОУ Городской центр образования
Рязанцева Наталья Викторовна
Чита, 2020
Оглавление
Введение 4
1Теоретические основы организации проведения предметных олимпиад 6
1.1 Исторические аспекты возникновения предметных олимпиад 6
1.2 Предметная олимпиада по информатике: структура, функции, особенности организации 10
Глава 2. Подготовка старшеклассников к олимпиаде по информатике 24
2.1Особенности олимпиадных заданий по информатике для старшеклассников 24
2.2 Разработка олимпиадных заданий по информатике для обучающихся 10-11 классов 30
Список литературы 40
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что система среднего образования Российской Федерации постоянно модернизируется и реформируется с целью повышения качества образования, обеспечения востребованности и конкурентоспособности выпускников.
С внедрением ФГОС система образования в России вступила в эру расширенных возможностей, вышла за привычные границы преподавания специальных дисциплин и становится все более интерактивным, открывая для обучающихся новые пути самореализации и развития.
Современный этап развития системы СО характеризуется основной целью, заключающейся в подготовке молодого человека, способного адаптироваться к быстро меняющейся среде существования. Внедрение компетентностного подхода в образовании требует формирования соответствующей образовательной среды и поиска наиболее прогрессивных методологических оснований, способствующих качественному освоению общих и профессиональных компетенций1.
Одним из наиболее эффективных путей, способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных обучающихся и повышению общего интереса к выбранной специальности, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как конкурсы мастерства, различные олимпиады, выставки достижений обучающихся, конференции и подобные формы внеклассной работы.
Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции обучающихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.
Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системе образования на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации.
Олимпиада по информатике представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение заданий, ориентированных на наработку практических навыков и проверку базы теоретических знаний.
Цель работы заключается в исследовании методических аспектов организации предметных олимпиад по информатике.
Объект исследования: организация предметных олимпиад для обучающихся старших классов.
Предмет исследования: организация предметных олимпиад по информатике.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические основы организации проведения предметных олимпиад.
Исследовать возможности предметных олимпиад по информатике как средства активизации познавательной активности старшеклассников.
Рассмотреть особенности олимпиадных заданий по информатике для обучающихся старших классов.
Разработать олимпиадные задания по информатике для обучающихся 10 класс МОУ «Город кой центр образования» г. Чита.
Рассмотреть особенности методики подготовки школьников к олимпиаде по информатике.
1Теоретические основы организации проведения предметных олимпиад 1.1 Исторические аспекты возникновения предметных олимпиад
Под олимпиадой во многих странах понимается примерно одно и тоже мероприятие. Слово «олимпиада» понятно звучит и сходно пишется на многих языках: Olympiad (англ.), Olympiade (нем.), olympiade (фр.), olimpiade (итал.), olimpíada (исп.), олімпіада (укр.), олимпиада (казах.) (согласно переводу словарей ABBYY Lingvo.
Предметная олимпиада для детей, подростков и молодежи – это дополнительное, внеучебное, равноправное, одномоментное мероприятие-конкурс в виде добровольного состязания для наиболее успешных либо заинтересованных обучающихся (обучающихся) по какому-либо учебному школьному предмету (профессиональной дисциплине), в результате которого выявляются победители.
По своим задачам и традициям проведения предметные олимпиады принципиально отличаются как от экзаменов, так и от другого направления педагогической деятельности, сопровождающей учебный процесс, – научно-исследовательской деятельности обучающихся и обучающихся.
В последние годы предметные конкурсы набрали значительную популярность в России: из разовых мероприятий олимпиады стали традиционными; увеличилось количество, и, надеемся, возросло качество.
Процесс трансформации олимпиадного движения привел к охвату новых школьных предметов, привлечения различных возрастных категорий от младших школьников до школьников-старшеклассников; произошла дифференциация на олимпиады разного уровня (школьные, городские, областные, всероссийские и международные), и, наконец, победителям всероссийских и международных олимпиад предоставляется исключительное право поступить без вступительных экзаменов в колледжи, техникумы и вузы. Результат участия засчитывается как наивысший результат вступительного испытания по профилирующему предмету.
Также согласно последним поправкам в Закон об образовании подобное право также предоставлено абитуриентам - призерам и победителям Олимпийских, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266 с последующими редакциями; Приказы Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования» от 24.03.2009 N 98, от 26.05.2009 N 179, от 11.01.2010 N 2, от 11.05.2010 N 473, от 07.07.2010 N 753 и «Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования N 2895, от 28.12.2012».
Таким образом, предметные олимпиады занимают важное место в системе российского образования на национальном уровне.
История олимпиадного движения насчитывает не одно десятилетие. В литературе же данный вопрос представлен явно недостаточно. Большая часть публикаций посвящена двум вопросам.
Во-первых, истории появления олимпиад по точным, а затем естественным наукам, положительному опыту их проведения в довоенный и особенно в послевоенный период. Ряд этих публикаций в электронном виде мы положили в основу нашего анализа. Во-вторых, той дискуссии, которая разворачивается в академических кругах вокруг проблемы поступления в ведущие ВУЗы страны по итогам всероссийских олимпиад2.
Большинство ректоров учебных заведений заинтересованы, прежде всего, в повышении уровня абитуриентов и первокурсников. Олимпиады дают возможность проявить не только академические знания по предмету, но и продемонстрировать исследовательские способности и, несомненно, в большей степени раскрывают творческий потенциал участников.
И те, и другие группы публикаций фокусируют внимание на проблеме школьных олимпиад. Студенческие олимпиады представлены, главным образом, отчетами, выложенными на сайтах учебных заведений, студенты которых принимали в них участие, и сборниками, выпущенными по их итогам.
Первые испытания для обучающихся в России были проведены еще в конце XIX века. Организатором «Олимпиады для учащейся молодежи» было Астрономическое общество Российской Империи.
В советский период практика проведения олимпиад организуется в новом направлении. Существует мнение, что «История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными; какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции; и с чем были связаны эти процессы».
В этом случае, хотелось бы надеяться, что олимпиады по социальной работе станут началом эпохи социальных олимпиад, куда органично могут войти (и уже входят) олимпиады, по таким социально ориентированным направлениям, как работа с молодежью, социальная педагогика, конфликтология, социальная антропология.
«История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время. От образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения обучающихся к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время — начиная с середины XX века — пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии3.
СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры. Через признание самоценной совокупности знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками; ориентация на конструктивно - деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе - естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии и географии. Современная школа призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву. Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
Можно выделить несколько этапов олимпиадного движения. В принципе они отражают приоритеты российского образования к тем или иным дисциплинам.
Первый этап начинается в довоенный период, получает продолжение в послевоенный и связан с расцветом точных и естественных наук. На этот период, как уже было сказано, приходится расцвет олимпиад по математике (1934 – в Ленинграде, 1967 – Всесоюзная), физике (1938 – Москва, 1964 – Всесоюзная), химии (1938 – Москва и Ленинград, 1967 – Всесоюзная), астрономии (1948 – Москва, 1994 – Всероссийская).
Второй этап внутришкольного олимпиадного движения также неразрывно связан с задачами школы. На конец XX в. пришелся расцвет олимпиад по гуманитарным дисциплинам: литературе (1995), русскому языку (1996), истории (2000), обществоведению (2001, 2005), иностранному языку (1998 – английский, 2000 – немецкий, 2002 – французский), праву (2001/2002).
Если существует мнение, что экологические олимпиады являются ответом на состояние окружающей среды, тогда их появление можно считать не столько еще одним этапом олимпиадного движения (1994 г.), сколько еще одним направлением олимпиадного движения. Он, по сути, совпадает с гуманитарным по хронологии.
1.2 Предметная олимпиада по информатике: структура, функции, особенности организации
Опишем более подробно организацию предметной олимпиады по информатике на примере организации в МБОУ Городской центр образования города Читы.
Проведение предметной олимпиады по информатике в системе СПО способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей обучающихся, открывает дополнительные возможности для формирования таких ценных социально-значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др.
Так, на олимпиаде по дисциплине «Информатика» обучающимся можно предлагать теоретические задания по темам: «Архитектура компьютера», «Кодирование информации», «Измерение информации», «Системы счисления», «Программный принцип работы компьютера», «Атрибуты файлов» и творческое задание.
Цель проведения олимпиады: выявить обучающихся, наиболее подготовленных по курсу информатики средней школы, выявить талантливых и умеющих нестандартно мыслить обучающихся.
Олимпиада по информатике организуется в соответствии с общими положениями:
Олимпиада проводится в январе среди обучающихся 10-11 классов.
1.2. Организаторами являются:
- Преподаватели информатики.
2. Цели, задачи:
- Подготовка обучающихся МБОУ ГЦО к олимпиаде по информатике среди школ.
- Проверка знаний и умений в области информатики.
3. Порядок и условие проведения олимпиады:
В олимпиаде принимают участие обучающиеся 10-11 классов, имеющие соответствующий уровень знаний.
За организацию рабочих мест участников, включая оснащение компьютерной техникой и установку необходимого программного обеспечения, несет ответственность администрация МБОУ ГЦО.
Каждый участник должен быть обеспечен одинаковым для всех рабочим местом, оснащенным компьютером или ноутбуком.
При оснащении рабочего места должны учитываться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340, "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336.
Все компьютеры участников должны быть одинаковыми и обладать следующими характеристиками: процессор с частотой 1,3 ГГц или выше; оперативная память: не менее 1 Гбайт; Монитор: LCD, разрешение не менее 1280 х 1024; Жесткий диск: не менее 40 Гбайт.
Если в качестве компьютера будет использоваться ноутбук, то необходимыми элементами рабочего места участника должны быть также внешняя клавиатура и мышь.
При участии в региональном этапе участников с ОВЗ должно быть предусмотрено специальное оборудование с учетом их конкретных потребностей4.
Все компьютеры участников должны быть объединены в единую компьютерную сеть без подключения к интернету. В случае использования при проведении регионального этапа информационной интернет-системы с автоматической проверкой решений задач участникам должен быть открыт персонифицированный доступ только к сайту с системой состязаний.
Доступ к системе состязаний в этом случае должен обеспечиваться по уникальному логину и паролю только с компьютера участника, зафиксированного за ним под его идентификационным номером. В случае использования интернет-системы состязаний организаторы регионального этапа должны обеспечить защиту сервера от несанкционированного доступа по согласованию с оргкомитетом олимпиады.
Количество компьютеров для организации рабочих мест участников должно определяться количеством участников регионального этапа по информатике + запасные 1-2% (брак, поломка).
Если при автоматической проверке решений участников будет использоваться локальная информационная система, то для ее функционирования должны быть предусмотрены сервер или серверы тестирующей системы и проверяющие компьютеры, которые по своим характеристикам должны совпадать с компьютерами участников и количество которых должно быть достаточно для своевременной проверки решений участников регионального этапа.
Перед началом каждого тура на рабочем месте каждого участника должны быть размещены тексты олимпиадных задач, конверт с паролем и логином для входа в информационную систему соревнований, листы бумаги в клетку, ручка и Памятка участника.
Для проведения регионального этапа по информатике в месте проведения соревнований должны быть выделены: зал для проведения компьютерных туров с рабочими местами участников; помещение для технического сопровождения соревнований, оснащенного компьютерами для автоматической проверки решений участников олимпиады и рабочими местами для представителей службы технической поддержки работы компьютерного оборудования и компьютерной сети; помещение для работы жюри олимпиады, оснащенное оборудованием для обсуждения всех вопросов, находящихся в компетенции жюри, и компьютерными рабочими местами для каждого члена жюри; помещение для проведения с участниками разбора олимпиадных задач; помещение для работы организационного комитета олимпиады, оснащенное необходимым количеством компьютеров и оргтехники.
Зал для проведения компьютерных туров должен обеспечить размещение всех рабочих мест участников олимпиады, размещение медперсонала и представителей оргкомитета олимпиады, обеспечивающих порядок при проведении туров, а также иметь места для размещения напитков и питания во время тура и хранения личных предметов участников, которые нельзя проносить в зал соревнований.
Размеры зала соревнований и условия проведения компьютерных туров в нем должны определяться следующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г. и 24 ноября 2015 г.; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» с изменениями и дополнениями от 25 апреля 2007 г. и 3 сентября 2010 г.
На персональном компьютере каждого участника должно быть инсталлировано все необходимое для решения олимпиадных задач программное обеспечение, состав которого определяется следующим образом.
Состав допустимых языков и сред программирования формируется на основе основной (обязательной для предоставления всем участникам регионального этапа) и дополнительной групп языков и сред программирования.
В основную группу организаторы регионального этапа должны включать все языки и среды программирования.
Основная группа гарантирует возможность получения полного решения олимпиадных задач регионального этапа.
Таблица 1
Дополнительная группа языков и сред программирования формируется организаторами регионального этапа самостоятельно. В таблице 2 приведены дополнительные языки программирования и среды разработки, которые были установлены и доступны участникам на заключительном этапе в 2016 году. Организаторам регионального этапа рекомендуется учитывать это при формировании списка языков и сред программирования дополнительной группы.
Таблица 2
Допускается использование более поздних версий ПО по сравнению с указанными в таблице.
Важной особенностью дополнительной группы языков и сред программирования является отсутствие в случае их использования гарантии в возможности получения полного решения олимпиадных.
О составе языков и сред программирования дополнительной группы и о том, что их использование при решении олимпиадных задач не гарантирует возможность их полного решения, организаторы обязаны заранее информировать всех участников.
При использовании во время туров программных систем проведения соревнований с возможностью автоматической проверки решений задач, включая интернет-системы, допускается установка на рабочих местах участников дополнительного программного обеспечения, необходимого для функционирования таких систем.
В частности, это могут быть: клиентская часть программной системы проведения соревнований, среда программирования Java, браузер, Far manager, программа для чтения PDF-файлов и т.п.
Следует отметить, что на все программное обеспечение, используемое при проведении Олимпиады по информатике, организаторы должны иметь необходимые лицензии.
Большинство представленных в таблицах 1 и 2 приложений является свободно распространяемыми и их можно загрузить с соответствующих сайтов.
Примерами таких сайтов являются: FreePascal – сайт http://freepascal.org
MinGW – сайт http://mingw.org
Eclipse – сайт http://eclipse.org
Code::Blocks – сайт http://www.codeblocks.org
Far manager – сайт http://farmanager.com/index.php?l=ru
Microsoft Visual С++, Basic, C# – сайт http://www.visualstudio.com/en-us/products/visualstudio-express-vs.aspx или
Важно отметить, что программное обеспечение, необходимое для установки информационной системы проведения соревнований с возможностью автоматической проверки решений задач, не поставляется вместе с материалами центральной предметно-методической комиссии по информатике, и обеспечение регионального этапа такой системой находится в ведении организаторов и жюри.
В качестве задач олимпиады можно использовать стандартные задачи, решением которых является программа, формирующая по заданным в текстовом формате входным данным соответствующие выходные данные.
В тексте условия задач этого типа, как правило, присутствуют следующие компоненты: формулировка задачи, которая должна быть решена; описания форматов входных и выходных данных; ограничения на диапазоны изменения входных данных (когда необходимо); ограничения на используемые вычислительные ресурсы (время исполнения программы на одном тесте, объем занимаемой памяти); информация о подзадачах; информация о том, какая часть результатов окончательной проверки доступна участникам во время тура; информация по оцениванию решений подзадач и задачи в целом.
Олимпиада проводится в кабинете информатики МБОУ ГЦО.
Каждый участник олимпиады размещается за выделенным ему рабочим местом в соответствии с планом размещения участников, установленным жюри.
Перед началом тура все компьютеры участников находятся во включенном состоянии. Участникам строго запрещено трогать компьютер, клавиатуру и условия задач до начала тура. О начале тура объявляется по линии громкой связи или дежурными преподавателями.
Категорически запрещается во время тура пользоваться личными компьютерами, калькуляторами, электронными записными книжками и часами, средствами связи (пейджерами, мобильными телефонами и т. п.), электронными носителями информации (дискетами, CD и DVD, модулями флэш-памяти и т.п.), а также ресурсами сети Интернет, учебной литературой и заготовленными личными записями.
Категорически запрещается перед началом и во время туров передавать свои логин и пароль другим участникам, а также пытаться получить доступ к информации на компьютерах других участников регионального этапа.
В течение установленного жюри периода времени с момента начала тура каждый участник имеет право задавать вопросы членам жюри по условиям задач. Вопросы должны задаваться в письменном виде на подготовленном жюри бланке и формулироваться так, чтобы ответ мог быть дан в форме «да» или «нет». Ответы жюри на вопросы участников могут быть следующими: «да», «нет», «без комментариев». Возможно также использование электронной формы задания вопросов и получения ответов от членов жюри, если программная система проведения соревнований такую функцию поддерживает.
Участники олимпиады во время тура не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. Выход из зала соревнований и вход в него во время тура возможен только в сопровождении дежурного преподавателя с фиксацией факта выхода в журнале на входе в зал соревнований. Любые вопросы участник может задать, подняв руку и дождавшись дежурного преподавателя.
Во время тура участники олимпиады имеют право общаться только с представителями жюри регионального этапа, технического комитета, а также с дежурными преподавателями, находящимися в месте размещения участников.
Участники регионального этапа должны следовать указаниям представителей организатора олимпиады.
В случае возникновения во время тура сбоев в работе компьютера или используемого программного обеспечения время, затраченное на восстановление работоспособности компьютера, может быть компенсировано по решению жюри, если сбой произошел не по вине участника.
Ответственность за сохранность своих данных во время тура каждый участник несет самостоятельно. Чтобы минимизировать возможные потери данных на компьютере, участники должны своевременно сохранять свои файлы и данные на компьютере.
По истечении времени тура всем участникам запрещается выполнять любые действия на компьютере.
1.3 Предметные олимпиады по информатике как средство повышения уровня познавательной активности старшеклассников
В ходе анализа общедоступных материалов были выделены следующие направления, по которым возможно проведение олимпиад по информатике, а именно:
1. олимпиады по программированию;
2. олимпиады по информационным технологиям (ИТ);
3. олимпиады по теоретическим основам информатики (ТОИ).
Во время обучения на младших курсах изучают дисциплину «Информатика», позволяющую им получить базовые теоретические знания в области информатики, а также дисциплину «Информационные технологии», формирующую умение эффективно применять средства ИТ при решении задач профессиональной направленности, было решено провести комплексную олимпиаду, совмещающую в себе указанные направления.
Предложенные обучающимся задачи имели следующую тематическую направленность: измерение информации; системы счисления; представление текстовой информации; использование прикладного ПО и поисковых систем; рекуррентные последовательности и программирование.
Тематика заданий должна быть подобрана таким образом, что в полной мере позволила оценить успешность освоения дисциплины «Информатика» обучающимися 10 классов и проверить остаточные знания по данной дисциплине у обучающихся 11 классов.
Обычно олимпиада состоит из 10 заданий разной тематики и уровня сложности, на выполнения которых отводится два академических часа. При этом не предполагается, что необходимо решить за отведенное время все задания: каждый участник может выбрать задания для решения, ориентируясь на их тематику и «стоимость» задачи в баллах. Итоги олимпиады подводились независимо среди обучающихся. Оценка показанных обучающимися результатов и проведенный опрос после олимпиады позволяют сделать вывод, что проведение внутренних олимпиад положительно сказывается на мотивационной составляющей учебного процесса и позволяет создать благоприятную среду для формирования необходимых знаний и умений у школьников. Рассмотрим пример решения олимпиадных задач по информатике.
Задача 1.1
Проверить, поместится ли на диске компьютера музыкальная композиция, которая длится m минут и n секунд, если свободное дисковое пространство 6 мегабайт, а для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт.
Ответ
Для решения этой задачи необходимо знать, что 1 мегабайт=1024 килобайт, поэтому 6 мегабайт=6x1024=6144 килобайт. Обозначим t - время звучания композиции в секундах, v - объём файла композиции в килобайтах, тогда: t=60*m+n, v=16*t.
Программа на Паскале будет иметь вид:
var m,n,t,v:integer;
begin
writeln('Введите m и n');
readln(m,n);
t:=60*m+n;
v:=16*t;
if vКомпозицияпоместится')
else writeln('Нехватает ',v-6144,' килобайт');
end.
Задача 1.2
Координаты двух полей шахматной доски заданы в виде двух пар чисел x1 , y1 и x2 , y2. На первом поле стоит ферзь, на втором - конь. Определить, бьет ферзь коня, конь - ферзя, или фигуры не угрожают друг другу.
Решение
Рассмотрим, как ходят фигуры: ферзь бьёт те поля (с координатами x, y ), которые находятся с ним на одной вертикали (x=x1), на одной горизонтали (y=y1), или на любой из диагоналей (|x - x1| = (|y - y1|). Конь за один ход переходит на два поля по одной координате и на одно поле по другой координате, то есть поля, которые он бьёт, определяются по правилу: либо |x - x2| = 2 и |y - y2|=1, либо |x - x2| = 1 и |y - y2| = 2. При решении нужно учитывать, что фигуры не могут угрожать друг другу одновременно, и может быть ситуация, когда фигуры вообще не угрожают друг другу. Основная часть программы для данной задачи будет иметь следующий вид:
if (x1=x2)or(y1=y2)or(abs(x1-x2)=abs(y1-y2)) then
writeln('Ферзьбьётконя')
else if (abs(x1-x2)=2)and(abs(y1-y2)=1)or
(abs(x1-x2)=1)and(abs(y1-y2)=2) then
writeln('Конь бьёт ферзя')
else writeln('Фигуры не угрожают друг другу');
Задача 1.3
Для нормального разведения золотых рыбок необходимо, чтобы на каждую рыбку в аквариуме приходилось не менее 3-х литров воды.
Ответ
По известным объему аквариума и количеству рыбок, в нем содержащихся, определить, является ли аквариум "перенаселенным" или нет, и указать количество рыбок, которых в случае перенаселенности необходимо поместить в другой аквариум
При решении учтите, что число рыбок должно быть целым числом. Например, в аквариуме объёмом 20,5 литров может жить 6 рыбок (а не 6,83333...). Функция выделения целой части числа x в Паскале - trunc(x).
Задача 1.4
По данным статистического исследования, производительность птицефермы такова, что каждые полторы курицы за полтора дня сносят полтора яйца. Написать программу, которая позволяет рассчитать, сколько яиц (без десятых долей) снесут N кур за d дней (N и d - целые числа).
Ответ
При решении учтите, что если полторы курицы за полтора дня сносят полтора яйца, то одна курица за тот же срок (полтора дня) снесет одно яйцо. Например: 6 кур за 6 дней снесут 24 яйца.
Задача 1.5
Показать, что любую сумму, большую 7 копеек, можно выплатить, используя только 3-х и 5-ти копеечные монеты. (То есть, для любого целого N7 найти такие целые числа x и y, что 3x+5y=N ).
Ответ
Для решения этой задачи можно разделить число нацело N на 3 и рассмотреть остаток от деления. Существует три варианта: если остаток 0, то сумма выплачивается трехкопеечными монетами; если остаток 1 (наименьшее такое число 10), то необходимо убрать 3 монеты по 3 копейки и добавить 2 монеты по 5 копеек; если остаток от деления 2, то необходимо убрать 1 трёхкопеечную монету и добавить 1 монету достоинством 5 копеек. В Паскале операция деления нацело - div, операция вычисления остатка при делении целых чисел - mod.
Задачи на использование циклов и стандартных алгоритмов
К данному классу задач можно отнести те задачи, в которых используются стандартные алгоритмы для вычисления суммы, произведения, максимального или минимального элемента в какой-либо числовой последовательности и т. д.
Задача 2.1
Для любого целого числа N7 найти все такие пары целых чисел x и y, что 3x+5y=N.
Ответ
Разделим N нацело на 5 и получим k - максимальное значение для y (т.е. 0
Соответствующая программа будет иметь вид:
var x,y,n,k:integer;
begin
writeln('Введите N');
readln(n);
k:=n div 5;
for y:=0 to k do
if (N-5*y) mod 3=0 then
begin
x:=(N-5*y) div 3;
writeln('x=',x,' y=',y);
end;
end.
Задачи - шутки
Абзац в текстовом редакторе
ENTER + ENTER = АБЗАЦ
В этом примере на сложение каждая из цифр от нуля до девяти заменена соответствующей буквой.
Попробуйте найти решение.
Глава 2. Подготовка старшеклассников к олимпиаде по информатике Особенности олимпиадных заданий по информатике для старшеклассников
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что современные тенденции развития общества, возникновения барьеров развития приводит к возрастанию требований к роли человеческого капитала, который является основным фактором развития общества.
В связи с этим необходима системная работа по привлечению старшеклассников к техническому творчеству. Большую роль в данном процессе играют различные научные сообщества обучающихся, которые способствуют расширению знаний и умений старшеклассников [2].
Итогом работы обучающихся в работе научных обществ является привлечение обучающихся к участию в олимпиадам по различным предметам.
Понятие олимпиады ассоциируется у обывателей с очень умными детьми, отличниками. Отчасти такой подход верен, но главной целью внутришкольных олимпиад является выявление одаренных и нестандартно мыслящих обучающихся.
Для реализации данной цели очень важно создание сбалансированного комплекта заданий по олимпиадам, к которым предъявляются следующие требования:
1. Все задания, которые предлагаются участникам олимпиады, должны быть разноуровневыми. Это необходимое условие для проведения олимпиад. При полной реализации этого требования осуществляется первый шаг к возможности дифференцированного подхода. Задачи должны быть разной сложности.
2. Второе требование к олимпиадным заданиям - они должны быть максимально приближены к идеальному сбалансированному комплекту, то есть должны в равной степени затрагивать продуктивную и репродуктивную деятельность обучающихся. Это выражается симметрией точек на шкале сложности относительно биссектрисы главного координатного угла. На распределении по суммарному баллу (S, ?1) приближение к сбалансированному комплекту выражается в колоколообразном виде этого распределения.
3. Третье требование заключается в том, что после проверки заданий и распределения участников по местам должно иметь место однозначное расположение участников на местах. То есть не должно быть несколько мест одного «достоинства». Если это требование выполнено, то можно говорить о максимальной реализации дифференцированного подхода и сбалансированного комплекта заданий.
Кроме вышеописанных требований, можно выделить еще достаточно много других, но мы ограничимся тем, что есть. Эти три требования в математическом виде реализованы в разработанной системе в виде трех параметров качества заданий.
В состав методических материалов включают: тексты олимпиадных задач; методику проверки решений задач, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде; описание системы оценивания решений задач; методические рекомендации по разбору предложенных олимпиадных задач. Основными критериями отбора олимпиадных задач должны быть следующие показатели: - отражение алгоритмической проблемы, - оригинальная формулировка задачи или оригинальная идея ее решения для конкретного состава участников олимпиады; - в тексте условия задачи не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предметов; - в крайних случаях, они должны быть определены или конкретизированы; условие задачи должно быть сформулировано однозначно, т.е. в ее формулировке не должно быть неоднозначных трактовок, чтобы участник олимпиады решал именно ту задачу, которую задумали авторы; - задача не должна требовать для своего решения специальных знаний, выходящих за предмет олимпиады; - формулировка задачи должна предполагать наличие этапа формализации при ее решении, т.е. переход от неформальной постановки задачи к формальной; - задача должна быть разумной по сложности и трудоемкости для соответствующей возрастной группы; - текст задачи должен быть написан корректно, грамотно с научной точки зрения, - привлекательно с учетом возрастных особенностей обучающихся и доступным для них языком. Инструментальные средства представления решения задачи должны быть адекватны ИКТ компетентности учащегося в каждой возрастной группы. Важной особенностью задач, используемых при проведении внутришкольного этапа, является ориентация их на проверку развития у обучающихся алгоритмического мышления, логики, а также творческих способностей и интуиции. Предлагаемые задачи должны предоставлять возможность обучающимся МБОУ ГЦО без специальных знаний решать нестандартные и новые для них алгоритмические задачи. Каждая задача должна позволять участникам сделать для себя небольшое алгоритмическое открытие и в полной мере раскрыть имеющийся у них творческий потенциал. Особенно это важно для внутришкольного этапа олимпиады, основная цель которого – выявление наиболее талантливых обучающихся, начиная с 10 классов, и создание в дальнейшем необходимых условий для их творческого роста, например, путем привлечения к внеурочным занятиям, факультативам, дистанционным курсам, занятиям в системе дополнительного образования детей, Интернет- школам олимпийского резерва при ведущих учебных центрах и университетах в субъекте Российской Федерации. При определении тематического содержания задач для внутришкольного этапа олимпиады по информатике следует руководствоваться программой по олимпиадной информатике, отражающей углубленное изучение внутришкольного курса информатики и предметными компетенциями обучающихся по возрастным группам. Указанная программа является примерной, она отражает постоянно растущие требования к участникам олимпиады в освоении наиболее важных системно-теоретических разделов информатики с учетом развития олимпиадного движения в России и в рамках международной олимпиады по информатике, и обобщает многолетний опыт развития содержания курса информатики СО, банка задач региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады обучающихся, разработанных центральной предметно-методической комиссией по информатике. Олимпиадные задачи для внутришкольного этапа олимпиады должны отличаться тематическим разнообразием и давать возможность использовать в процессе их решения знания и умения, характерные для основных этапов решения задач с помощью компьютеров. В частности, такими этапами являются: - формализация задачи; выбор формального метода и разработка алгоритма решения задачи, включая оценку правильности и сложности алгоритма; - компьютерная реализация алгоритма (средствами программирования или средствами экранного управления исполнителем); - анализ результата, выявление и исправление алгоритмических ошибок; - отладка программы и тестирование полученной программы. Очевидно, что чем выше этап олимпиады, тем сложнее предлагаемые задачи и более высокие предметные компетенции требуется от участников. Но совершенно неправильно считать, что эта сложность возрастает только за счет инструментальных компетенций участников (программирования, навык работы на компьютере, скоростной навык клавиатурного ввода, работа в операционной системе, работа с ПО в компьютерной системе состязаний и пр.).
По давно устоявшейся традиции олимпиадные задачи для СПО могут быть трех типов.
К задачам первого типа относятся стандартные задачи, решением которых является программа, формирующая по заданному входному файлу выходной файл.
Задачи второго типа являются интерактивными.
Решением задач этого типа также является программа, однако, в отличие от задач первого типа, вместо чтения исходных данных из входного файла и записи результата в выходной файл эта программа должна обмениваться данными с другой программой, определенной в условии задачи.
В задачах третьего типа, которые называются задачами с открытым входом, решением является не программа, как в задачах первого или второго типов, а файлы выходных данных, соответствующие заданным в условии задачи входным файлам.
Для задач, решением которых является программа, в тексте условия рекомендуется указывать максимальное время работы программы и размер доступной программе памяти. Временем работы программы считается суммарное время работы процесса на всех ядрах процессора. Память, используемая приложением, включает всю память, которая выделена процессу операционной системой, включая память кода и стек.
Для программ-решений рекомендуется также использовать следующие ограничения: размер файла с исходным текстом программы не должен превышать 256 КБ, а время компиляции программы должно быть не больше одной минуты.
Разные задачи можно решать с использованием разных языков программирования и систем программирования. Список допустимых языков и систем программирования устанавливается муниципальной предметно-методической комиссией по информатике до начала проведения внутришкольного этапа с учетом настоящих рекомендаций.
Решения перечисленных выше типов задач должны сдаваться участниками внутришкольного этапа олимпиады на проверку только на электронном носителе. В зависимости от типа задачи ее решением может быть либо текст программы, написанной с использованием допустимых сред программирования (для стандартных и интерактивных задач), либо набор выходных файлов, соответствующих заданным входным файлам (для задач с открытым входом), о чем должно сообщаться в условии задачи.
Если решением задачи является программа и для проверки решений участников используется программная среда проведения соревнований, то ее компиляция в проверяющей системе осуществляется с помощью команды компиляции, соответствующей выбранному участником языку программирования.
Таблица команд компиляции должна быть доведена до сведения всех участников перед началом каждого тура и размещена в памятке участнику. Участникам внутришкольного этапа олимпиады разрешается использование в решениях задач любых внешних модулей и заголовочных файлов, включенных в стандартную поставку соответствующего компилятора.
В решениях задач участникам запрещается:
• создание каталогов и временных файлов при работе программы;
• любое использование сетевых средств;
• любые другие действия, нарушающие работу проверяющей системы, если она используется.
Для задач с открытым входом формат выходных файлов должен полностью соответствовать описанным в условии задачи требованиям.
При нарушении этих требований выходной файл на проверку не принимается.
2.2 Разработка олимпиадных заданий по информатике для обучающихся 10-11 классов
Максимальное время выполнения всех заданий: 240 минут
Максимальное количество баллов за задачу – 40
Ограничение по времени на каждый тест: 2-4 секунды
Ограничение по памяти на каждую программу: 64 Мб
Задача 1. Праздничный банкомат
В преддверии Дня Города в парках и на детских площадках были установлены специальные Праздничные банкоматы. Эти быстрые и прекрасно украшенные устройства имеют одно ограничение. В момент выдачи средств они выдают купюры только одного номинала из имеющихся в наличии.
Например, если в банкомат помещены купюры номиналом 200, 500 и 1000 рублей, то есть возможность выдать 600 рублей (3 купюры по 200 рублей) или 2000 рублей (10 купюр по 200 рублей, 4 купюры по 500 или 2 купюры по 1000 рублей), но выдать 700 рублей за один раз не получится.
Необходимо написать программу, определяющую возможность выдачи банкоматом нужной суммы за один раз.
Входные данные
В первой строке входного файла находится два целых числа: k, (1 ≤ k ≤ 10) – количество возможных номиналов купюр, помещенных в банкомат, и через пробел s - сумма, которую нужно получить. На следующих k строках располагаются пары чисел: номинал (целое число от 1 до 1000 включительно) и через пробел – количество купюр этого номинала (целое число от 0 до 100).
Выходные данные
В выходном файле должно располагаться слово «possible», если сумму s можно получить за один раз, «impossible» в противном случае.
Пример
input.txt
output.txt
3 2000
200 10
500 10
1000 10
possible
3 700
200 10
500 10
1000 10
impossible
2 2000
500 2
1000 1
impossible
Задача 2. План мероприятий
Подготовиться к празднику городского масштаба – непростая задача. Но там, где не справится один, - справится команда! В результате организованного в штабе подготовки ко Дню Города мозгового штурма был подготовлен план праздничных мероприятий. Но поскольку он был сотворен в пылу творческого азарта, план еще необходимо упорядочить и проанализировать. Помогите штабу разобраться в плане.
Входные данные
В первой строке входного плана находится одно целое число N – количество мероприятий (от 1 до 10 включительно). На i-й из Nследующих строк располагается информация о мероприятиях: si– название мероприятия (состоит из больших и малых латинских букв, цифр, не больше 100 символов), время начала мероприятия ai и время его окончания bi. Время вводится в формате «чч:мм» и может быть от 00:00 до 23:59; междуsi и ai находится один или несколько знаков пробела, между ai и bi - знак «-» (минус). Мероприятия не могут налагаться – в каждый момент времени проводится только одно мероприятие. Мероприятие не может длиться меньше 1 минуты.
Выходные данные
Необходимо вывести время начала (время начала самого раннего мероприятия) и окончания (время окончания самого позднего мероприятия) праздника, общую продолжительность мероприятий (без учета перерывов), суммарную продолжительность перерывов. Все данные выводятся в формате «чч:мм», по одному на строке.
Пример
input.txt
output.txt
3
Dance 15:20-17:20
Speech 10:00-11:00
Dinner 12:00-14:00
10:00
17:20
05:00
02:20
Задача 3. Поздравительная шифровка
К Празднику Глава города получил множество поздравлений, отправленных руководителями различных подразделений, областей и даже стран. Среди этих поздравлений нашлось одно, текст которого был зашифрован. Лучшими специалистами в считанные часы был найден способ прочесть послание. Оказалось, что ключ к шифру определяется частотой появления символов в тексте. На место наиболее часто встречающегося символа мы должны подставить определенную букву; символ, следующий по частоте, заменить на другую букву и так далее в соответствии с используемым алфавитом. Ваша задача – написать программу, которая расшифрует текст поздравления.
Входные данные
Первая строка входного файла – зашифрованный текст сообщения, который может состоять из больших и малых латинских букв, пробелов; сообщение содержит не более 100 символов, но, по крайней мере, один точно есть. На следующей строке располагается одно целое число N – количество символов в алфавите (целое число от 1 до 30 включительно). На следующих N строках располагаются буквы алфавита – по одной на каждой строке. Это могут быть большие и малые латинские буквы.
Выходные данные
Первую букву алфавита необходимо подставить на место самого часто встречающегося символа, второй по частоте символ – заменить на вторую букву алфавита и так далее. При этом:
Если символы встречаются одинаково часто, их необходимо заменить на одну и ту же букву алфавита.
Большие и малые буквы – различаются и могут быть заменены на разные буквы алфавита.
Символ пробела не заменяется, а остается в тексте как был.
Гарантируется, что букв алфавита хватит для расшифровки сообщения.
Пример
input.txt
output.txt
Aab abac
4
P
Q
R
S
RPQ PQPR
Пояснение. Самая часто встречающаяся буква текста «a» заменяется на первую букву алфавита «P». Вторая по частоте в тексте буква «b» заменяется на вторую букву алфавита «Q». Самые редко встречающиеся символы текста «A» и «с». Поскольку они имеют одинаковую частоту, то заменяются на один и тот же третий символ алфавита «R».
Задача 4. Патрулирование города
Празднование Дня Города проходит на нескольких площадках, некоторые из которых соединены дорогами различной длины. По этим дорогам перемещается патруль для охраны правопорядка. При перемещении от одной площадки к другой патруль всегда двигается по самому кратчайшему пути. Для повышения эффективности работы патруля необходимо найти наиболее удаленные друг от друга площадки, т.е. такие, кратчайшее расстояние между которыми является наибольшим.
Входные данные
Первая строка входного файла содержит два целых числа и - количество площадок для празднования дня города и общее количество дорог, которыми эти площадки связаны между собой (2 ≤ n ≤ 100, 1≤ m ≤ 4950). Далее располагаются m строк с описанием дорог, на i-й строке находятся разделенные пробелом номера площадок (нумерация начинается с 1), которые соединяет i-я дорога. На этой же строке через пробел записано целое число – длина дороги (целое число от 1 до 100 включительно). На всех дорогах – двустороннее движение. Гарантируется, что существует маршрут от любой площадки до любой другой.
Выходные данные
В выходном файле записано одно целое число – расстояние между двумя наиболее удаленными друг от друга площадками.
Пример
input.txt
output.txt
5 5
1 2 2
1 3 2
1 4 5
2 4 1
4 5 1
6
Пояснение. Наиболее удаленные друг от друга вершины в этом примере – 3 и 5. Кратчайшее расстояние между ними равно 6.
city[i][j] = min (city[i][j], city[i][k] + city[k][j]);
int max = 0;
for (int i=0; i
for (int j=0; j
if(city[i][j]max)
max = city[i][j];
cout
return 0;
}
Список литературы
1. Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования обучающихся педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. –2013. – №1(1). – С. 36-39.
2. Мальцев А.В. Мотивация обучающихся к углублению знаний по информатике средствами перманентной дистанционной олимпиады: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2006. – 24 с.
3. Мальцев А.В. Организация и проведение перманентной дистанционной олимпиады как средства мотивации к углублению знаний по информатике на основе интернеттехнологий // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2016.
4. Задание к олимпиаде по информатике среди обучающихся факультета ФМиЕНО БФ ВГУ 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/b1ozmD(дата обращения: 30.11.2019)
5 Алексеев А.В., Беляев С.Н. Подготовка обучающихся к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта: учебно-методическое пособие для обучающихся 7-11 классов. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. – 284 с.
6 Арсак Ж. Программирование игр и головоломок. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. — Пер. с англ. — М.: Мир, 1979. — 536 с.
7 Бентли Д. Жемчужины творчества программистов: пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1990. – 224 с.
8 Брудно А.Л., Каплан Л.И. Московские олимпиады по программированию/ Под ред. акад. Б.Н. Наумова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 208 с.
9 Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 287 с.
10 Волчёнков С.Г., Корнилов П.А., Белов Ю.А. и др. Ярославские олимпиады по информатике. Сборник задач с решениями. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.– 405 с.
11Долинский М.С. Алгоритмизация и программирование на TurboPascal: от простых до олимпиадных задач: Учебное пособие. – СПб.: Питер Принт, 2004. – 240 с.
12 Задачи по программированию /С.М. Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева и др.; Под ред. С.М. Окулова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 820 с.
13 Златопольский Д. М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 223 с
1 Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 50-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 01.12.2019).
2 История олимпиады [Электронный ресурс] // Всероссийская олимпиада школьников. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.rosolymp.ru/index.php, свободный. – Дата обращения: 2.02.2019.
3 История Всероссийских олимпиад для школьников [Электронный ресурс]. Официальный сайт. Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page/94353/116882/139066/139074/706505/708324
4 Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274142/