Особое место в информационных системах занимают справочные правовые системы (СПС), которые становятся стандартным программным обеспечением для специалистов не только правового, но и других уровней. Динамичность политической и экономической жизни требуют непрерывного мониторинга законодательства, внесения изменений в нормативные документы предприятий и организаций, что практически не возможно без применения СПС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания по работе с СПС»
ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный
колледж имени Героя России В.В. Бурцева»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ СО СПРАВОЧНЫМИ ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ
по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»
Рассмотрено
ПЦК преподавателей дисциплин математического
и общего естественнонаучного цикла
Протокол № ___
От «___» ________ 2016 г. .
Председатель ____________ Богачева Е.В.
Разработчик: Шеметова Л.В. - преподаватель информатики Белгородского правоохранительного колледжа имени Героя России В.В.Бурцева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ СО СПРАВОЧНЫМИ ПРАВОВЫМИ СИСТЕМАМИ
СОВРЕМЕННЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
Особое место в информационных системах занимают справочные правовые системы (СПС), которые становятся стандартным программным обеспечением для специалистов не только правового, но и других уровней. Динамичность политической и экономической жизни требуют непрерывного мониторинга законодательства, внесения изменений в нормативные документы предприятий и организаций, что практически не возможно без применения СПС.
Тексты нормативных документов не являются, по сути, объектом авторских прав, и поэтому не могут быть предметом продажи. СПС как коммерческий продукт представляет собой инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов.
Началом эпохи автоматизации правовой информации может считаться, вышедшее в 1975 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина
СССР. В документе указывалось на необходимость введения государственной регистрации нормативных актов и предусматривалось создание Научно-информационного центра при ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. Процесс перестройки привел в эту сферу коммерческие структуры, и с началом 90-х годов правовая информация стала доступна более широкому кругу лиц, начал формироваться рынок СПС.
Основное назначение таких систем - обеспечение доступа к актуальной правовой информации пользователей с различными финансовыми возможностями, будь то представители крупного, среднего или малого бизнеса. Информация в системах подобного рода обновляется
1
систематически, вплоть до ежедневного. С другой стороны, системы для индивидуального пользования, должны быть доступны по цене достаточно широкой аудитории и позволять обращаться к правовой информации по мере необходимости.
Справочно-правовые системы - это особый класс автоматизированных систем, баз данных, содержащих тексты законодательных актов, указов, постановлений и решений различных государственных органов, а также консультационные материалы специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.
Основными требованиями, предъявляемыми к СПС, являются: удобство поиска документов по базе данных, обеспечение пользователям широкой возможности по поиску и работе с нужными документами и материалами. К не менее важным требованиям к СПС следует отнести возможность хранения больших объемов информации, проведение быстрого поиска необходимых документов, получение сведений обо всех изменениях в законодательстве, а также возможность обращения за разъяснениями и консультациями специалистов в сфере законодательства, налогообложения и бухгалтерского учета.
Не менее важна и доступность обращения для пользователей к материалам. Системы подобного типа предлагаются обычно в различных видах доступа: локальном, сетевом, портальном. Локальные системы, установленные на компьютере, позволяют работать в справочно-информационном режиме, при этом актуальность информации быстро теряется, а обновление системы требует новых носителей. Сетевая версия обычно имеет многопользовательскую структуру, значительно расширенный объем базы данных и имеет возможность пополнения информации для базы данных через электронные носители, либо подкачкой через интернет. Практически все СПС представлены в поле
2
международной информационной сети в виде правовых информационных порталов. На порталах данных представителей предлагаются основные новости законодательства, возможность пользования открытой частью системных ресурсов в онлайн режиме, а также возможность поиска документов и перечень региональных партнеров.
Отличительной особенностью ведущих поставщиков СПС является ориентация на продвижение продуктов в среде вузовской молодежи. Порталы каждого из производителей содержат разделы по работе с вузами
обращены к студенчеству. Кроме того некоторые фирмы выпускают локальные диски со специальными выпусками для студентов и преподавателей, что делает доступным изучение СПС и дает возможность получить навыки работы с ними.
ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СПС РОССИИ
наиболее распространенным СПС можно отнести «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс». Остановимся на рассмотрении некоторых особенностей этих систем.
Компания «Консультант Плюс», образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы Консультант Плюс. СПС Консультант Плюс содержит свыше 5 000 000 документов.
Общероссийская Сеть распространения правовой информации Консультант Плюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами Консультант Плюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. Данная компания предлагает широкий спектр продуктов. Программные продукты компании охватывают все федеральное законодательство и международное право, архивные правовые акты, включают справочную и консультационную информацию по
3
бухгалтерскому учету и налогообложению, предоставляют пользователям архивы публикаций бухгалтерской прессы. Общие информационные ресурсы Консультант Плюс составляют свыше 900 тыс. документов. Системы предназначены для руководителей, бухгалтеров, аудиторов, юристов и других специалистов, которым необходим доступ к российскому законодательству. Все документы, хранящиеся в справочной правовой системе «Консультант Плюс», поддерживаются в актуальном состоянии и полностью соответствуют оригиналам по содержанию и оформлению. Буквально за несколько секунд можно получить доступ к любому нормативному документу в действующей редакции (и в предыдущих при необходимости). Все изменения в законодательстве оперативно вносятся в систему. Оформление портала СПС представлено на рис. 1.
Рис. 1. Оформление портала СПС «Консультант Плюс»
4
Информационно-правовая система «Кодекс» предоставляет пользователю информацию по законодательству, судебной практике, нормам, правилам, стандартам России. Возможность интеллектуального поиска (введение запроса в произвольной форме, когда система сама подбирает наиболее подходящие документы и выводит их в порядке от наибольшего соответствия к наименьшему) делает КОДЕКС удобным и эффективным инструментом правового поиска. Оформление портала «Кодекс» представлено на рис. 2.
Рис. 2. Оформление портала системы «Кодекс»
Информационные продукты представляют собой профессиональные информационные решения для специалистов, регулярно применяющих в своей профессиональной деятельности нормы права. Отличительной особенностью данной системы является наличие технических и технологических документов и ориентация, до некоторой степени, на
5
технических специалистов. Пользователям этих продуктов доступны электронные тексты действующих и архивных актов российского законодательства, документы международного права, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные материалы, консультации, комментарии и многое другое.
Одна из ведущих информационных компаний России - «Гарант», обладатель множества профессиональных наград и сертификатов. Важным направлением деятельности является сотрудничество с органами государственной власти и обеспечение постоянного потока новых документов в систему ГАРАНТ, а также оснащение рабочих мест в органах власти современной правовой системой.
История системы ГАРАНТ началась в 1990 году. Коллектив разработчиков состоял из четырех человек, а первая версия системы содержала всего четыре документа. С самого начала ставка была сделана на постоянное развитие и совершенствование возможностей системы, и создание мощного информационно-правового ресурса рис. 3.
6
Рис. 3. Оформление портала СПС «Гарант»
Система ГАРАНТ стала первой в России массовой коммерческой компьютерной правовой системой. Сегодня разработкой, производством и предоставлением пользователям продуктов и услуг, входящих в информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, заняты 9000 высококвалифицированных специалистов в 500 городах нашей страны.
Обслуживание пользователей осуществляют официальные уполномоченные партнеры компании практически во всех городах и населенных пунктах нашей страны. Партнеры работают по единым стандартам качества обслуживания и обеспечивают первоклассный сервис и профессиональную поддержку.
Важное внимание компания уделяет становлению будущих профессионалов - обучение по работе с системой ГАРАНТ сегодня ведется в ведущих вузах по всей стране. Компания ГАРАНТ выпускает специальные выпуски для студентов, аспирантов и преподавателей на
7
дисковых носителях «ГАРАНТ-СТУДЕНТ».
целью построения в России правового общества партнеры компании «Гарант» объединились в Российскую ассоциацию правовой информации (РосАПИ) ГАРАНТ].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С СПС
качестве практического изучения СПС исследуем работу системы на основе специального выпуска для студентов и аспирантов и преподавателей «ГАРАНТ-СТУДЕНТ» 2012, Осенний семестр 2012 г.
рис. 4.
а) таблица выбора инструментов;
8
б) стартовый вид платформы СПС
Рис. 4. Загрузка специального выпуска для студентов, аспирантов и
преподавателей «ГАРАНТ-СТУДЕНТ» 2012:
Основные элементы интерфейса СПС представлены на рис. 4.
Интерфейс содержит:
командное меню;
панель инструментов;
последние поисковые запросы;
системные инструменты.
3.1. Быстрый поиск документа
Система позволяет осуществить быстрый поиск документа в базе.
Эта возможность реализуется с помощью панели Базовый поиск.
Порядок осуществления поиска следующий:
выбрать в поле интерфейса кнопку Поиск;
в поле Базовый поиск ввести искомый объект, согласно
заданию;
воспользуйтесь подсказкой Словаря запросов, если это
9
требуется;
нажмите кнопку Найти;
получите список документов, соответствующих запросу;
Чтобы зафиксировать полученный результат необходимо воспользоваться одновременным нажатием клавиш alt + PrtScк. Результат может быть вставлен в отчет рис. 5.
Аналогичным образом имеется возможность поиска конкретных статей законодательных актов, кодексов через Базовый поиск. Например, необходимо найти статью 845 Гражданского Кодекса.
Порядок осуществления поиска следующий:
в поле Базовый поиск ввести номер статьи и можно аббревиатуру законодательного документа, например: статья 845 ГК, согласно заданию;
воспользуйтесь подсказкой Толкового словаря, если это требуется;
нажмите кнопку Найти;
получите список документов, где упоминается данная статья;
кликнете на документ списка, отвечающий запросу;
10
Рис. 5. Быстрый поиск документов
11
Рис. 6. Поиск конкретных статей документа
получите конкретное описание статьи в документе, которое соответствует запросу рис. 6.
Чтобы зафиксировать полученный результат необходимо воспользоваться одновременным нажатием клавиш alt + PrtScк. Результат может быть вставлен в отчет.
3.2. Поиск документа с учетом реквизитов
случае если о требуемом документе имеется информация, такая как номер, название, дата и другие, то можно воспользоваться поиском по реквизитам. Например, необходимо найти документы Министерства Финансов РФ за 2012 год, связанные с инвестиционными фондами или другие документы в соответствии с заданием.
Порядок осуществления данного поиска следующий:
12
выбрать в поле интерфейса кнопку Поиск
в поле поиск по реквизитам ввести известные реквизиты;
Рис. 7. Карточка запроса поиска по реквизитам
в карточке запроса рис. 7 в поле Орган/Источник ввести Минфин или другой орган в соответствии с заданием;
воспользуйтесь подсказкой Толкового словаря, если это
требуется;
в поле Раздел/Тема введите инвестиции и выберите инвестиционные фонды или другие разделы в соответствии с заданием;
в строке дата принятия в поле с введите 01.01.12 и кликнете кнопку «Искать»;
получите список требуемых документов;
откройте требуемый документ;
в Командном меню выберете Поиск контекста...;
в строке Базовый поиск введите искомое определение
(контекст), например, инвестиции, или другое словосочетание в
13
соответствии с заданием;
нажмите кнопку Найти и в поле документа появится выделенное контекстное словосочетание.
3.3. Поиск документа с учетом неполноты информации о нем
случае если нет однозначного представление о документе, где содержатся требуемые материалы, то рекомендуется пользоваться сервисом по ситуации. Например, требуется исследовать документы по лизингу (договору финансовой аренды).
Порядок осуществления данного поиска следующий:
перейти в основной интерфейс;
в поле интерфейса рис.4б) в инструменте Поиск кликнете сервис по ситуации;
в поле Контекстный фильтр введите договор финансовой
аренды;
в отрывшемся перечне кликнете договор лизинга рис. 8;
нажмите кнопку Искать.
Рис. 8. Интерфейс поиска по ситуации
14
3.4. Поиск справочной информации
Справочная экономическая информация, в частности, формы отчетности, ставки налогов, курсы валют, темпы инфляции и другие сосредоточены в сервисе Бизнес-справки, расположенному в стартовом виде платформы рис. 4, б).
Рассмотрим, для примера, поиск информации о динамике индекса инфляции за период.
Порядок осуществления данного поиска следующий:
перейти в основной интерфейс, кликнув Основное меню;
в сервисе Бизнес-справки выбрать Все бизнес-справки или другие пункты в соответствии с заданием;
в открывшемся списке найдите раздел Социальная сфера,
трудовые отношения и кликнете пункт Индекс инфляции (индекс потребительских цен) или другие пункты в соответствии с заданием;
- откроется таблица индексов потребительских цен к предыдущему месяцу по годам в процентах рис. 9;
в командном меню кликнете Экспорт в MS-Word и сохраните сформированный файл в данном формате.
15
Рис. 9. Запросы бизнес-справок
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ
Отчет формируется студентами в соответствии с требованиями на оформление работ кафедры «Финансы и кредит». Отчет предоставляется в печатном виде, а по данной работе также может в электронном виде.
Отчет должен содержать: титульный лист, цель работы, задание на поиск информации с СПС, результаты поиска, выводы.
Студентами должны быть изучены справочные материалы СПС, материалы с интернет портала исследуемой и аналогичных систем, а также другие литературные источники, в том числе периодические.
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. Г. А. Титоренко. - 2-е изд. перераб. и доп. -
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
Черенков, А. П. Информационные системы для экономистов :
учебное пособие / А. П. Черенков. - М. : Издательство «Экзамен», 2004. -
с.
Научный центр правовой информации, http://www.scli.ru/about/.
Официальный сайт компании «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/about/
Информационная компания «Кодекс» , http://www.kodeks.ru/
ООО «НПП Гарант-Сервис», http://www.garant.ru/company/about/