kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логика в электронных таблицах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: разработать интерактивное пособие для изучения темы «Логика» на уроках информатики, для подготовки учащихся  к государственной итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логика в электронных таблицах»


 «Логика в электронных таблицах»

Ципушников Александр Васильевич, учитель информатики и ИКТ

Цель работы: разработать пособие для изучения темы «Логика» в среде MS Excel на уроках информатики, для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Методы проведенных исследований: компьютерное моделирование.

Результаты исследования: разработано интерактивное пособие в среде MS Excel с использованием макросов.



ВВЕДЕНИЕ

Электронная таблица - компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двухмерных массивов, имитирующих бумажные таблицы. Некоторые программы организуют данные в "листы", предлагая, таким образом, третье измерение.

Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная[неизвестный термин][1] наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика, как наука, изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/)


Цель работы: разработать интерактивное пособие для изучения темы «Логика» на уроках информатики, для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Задачи: изучить логические формулы в ЭТ, научиться работать с макросами, создавать макросы на языке Visual Basic.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для создания пособия запускаем программу MS Excel, Первый лист книги назовем «Решение заданий ГИА». Для лучшего усвоения темы, вставим рисунки, отображающие электрические цепи.





Отобразим логические функции в виде таблиц, командой «Вставить примечание» создадим «подсказки» для каждой функции.

Для отображения логических функций конъюнкция, дизъюнкция и инверсия создадим макрос, автоматически заполняющий таблицы значениями 0 и 1 (истина, ложь).

Конъюнкция

Дизъюнкция

Инверсия

Sub конъюнкция()'

' конъюнкция Макрос'

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("C15").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("B16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("C16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("B17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("C17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("B18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("C18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("D18").Select

End Sub


Sub дизъюнкция()'

' дизъюнкция Макрос'

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("G15").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("F16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("G16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("F17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("G17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("F18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("G18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("H18").Select

End Sub


Sub инверсия()'

' инверсия Макрос'

Range("K15").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("K16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("L17").Select

End Sub

Создадим кнопки, назначим им макросы.


Для заполнения столбцов «Результат», воспользуемся логическими функциями ИЛИ. И, НЕ (and, or, not). Произведем расчёты, напишем макросы, назначим их кнопкам «Результат».

(Найдем инструмент Кнопка, активизируем его (щелкнем на нем) и нарисуем кнопку на листе. Назначим ей макрос «Результат» (Правая кнопка мыши – назначить макрос)).


Результат конъюнкции

Результат дизъюнкции

Результат инверсии

Sub Рез_кон()'

' Рез_кон Макрос'

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("D16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("D17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("D18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("D15:D18").Select

With Selection.Font

.Color = -16776961

.TintAndShade = 0

End With

End Sub

Sub диз_результ()'

' диз_результ Макрос'

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("H16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("H17").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("H18").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("H15:H18").Select

With Selection.Font

.Color = -16776961

.TintAndShade = 0

End With

End Sub

Sub рез_инверс()

' рез_инверс Макрос

Range("L15").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "1"

Range("L16").Select

ActiveCell.FormulaR1C1 = "0"

Range("L15:L16").Select

With Selection.Font

.Color = -16776961

.TintAndShade = 0

End With

End Sub

После повторения теоритических сведений, приступим к решению заданий.

В окно вводим ответ, который выбираем из списка, при необходимости можно воспользоваться подсказкой.



В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой.







Для проверки результата решения воспользуемся логической функцией «Если»

=ЕСЛИ(G32=2;"Верно"; «Подумай").

Подобным образом оформляем решения второго задания.

В следующих заданиях не предоставляем выбора ответа, предлагается вписать его с клавиатуры, тем самым повышаем сложность выполнения, при необходимости можно воспользоваться подсказкой.


Создаем второй лист книги. Называем его «Таблицы истинности». Для того, чтобы учащиеся могли повторить теорию, организуем подсказку.

Рассматриваем тему на основе задания: Составить таблицу истинности для выражения:


Составляем таблицы, организуем автоматическое заполнение данными с помощью макросов. Таблицы позволяют заполнить столбцы результата функции и проверить ответ, для лучшего понимания темы, создаем вывод формул в виде комментария.

Следующим этапом работы является самостоятельное составление и заполнение таблицы истинности для сложного выражения.


Чтобы напомнить учащимся алгоритм составления таблиц истинности создадим третий лист книги, назовем его «Алгоритм построения». Организуем переход со страницы заданий с помощью макроса.

Sub правило()'

' правило Макрос

Sheets("Алгоритм построения").Select

End Sub.

Нарисуем кнопку, назначим ей макрос. После повторения алгоритма, дадим возможность вернуться к заданию, для этого пишем следующий макрос:

Sub Вернуться()'

' Вернуться Макрос'

Sheets("Построение таблиц истинности").Select

End Sub.

Рисуем кнопку, назначаем ей макрос.

Для проверки результатов построения таблицы, используя логическую функцию «Если» организуем вывод Верно-Неверно в столбце F.( =ЕСЛИ(K39=0;"Верно";"Неверно").







Аналогичным образом создаем следующее задание.

Таким образом получаем небольшое методическое пособие для изучения \ повторения темы «Логика», в 9 -11 классах, используем пособие как тренажер при подготовке к Государственной итоговой аттестации.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения возможности применения

среды MS Excel в области образования получены следующие результаты:

  • Создано интерактивное пособие для изучения темы «Логика» на уроках информатики, для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации;

  • Рассмотрены возможности электронных таблиц;

  • Пособие апробировано на уроках информатики в 9 классе.



ЛИТЕРАТУРА
  1. Дэвид Пил. Microsoft Excel 2010. 100 лучших советов и приемов для работы. Издательство: НТ Пресс, 2010.

  2. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. – М., 2003.

  3. Ибрагимов Григорий. Использование Microsoft Excel для создания тестов различного типа http://portfolio.1september.ru/?p=work&id=559417

  4. Лебедева В.Н. Технология составления компьютерных тестов средствами Excel – http://vva.21308s27.edusite.ru/DswMedia/sozdanietestov.doc

  5. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. – М., 2003.

  6. Шерри Виллард Кинкоф. Microsoft Excel 2003. Издательство: НТ Пресс, 2006.

  7. Википедия. http://ru.wikipedia.org

  8. http://eco.sutd.ru/Study/Informat/Office/ Excel.html

  9. Армен Бабаян. Секреты Эксель .М. 2011.

  10. Армен Бабаян. Секреты Эксель .Рассылка по электронной почте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Логика в электронных таблицах

Автор: Ципушников Александр Васильевич

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Логика в электронных таблицах "
    ["seo_title"] => string(34) "loghika-v-eliektronnykh-tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "185936"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426257928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Роль математической логики в школьном курсе информатики"
    ["seo_title"] => string(53) "rolmatiematichieskoiloghikivshkolnomkursieinformatiki"
    ["file_id"] => string(6) "259486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448778775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Моделирование биоритмов человека "
    ["seo_title"] => string(37) "modielirovaniie-bioritmov-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "100594"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Знакомство с программой Microsoft Excel"
    ["seo_title"] => string(36) "znakomstvosproghrammoimicrosoftexcel"
    ["file_id"] => string(6) "315049"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459828097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства