Использование метода проектов на занятиях дополнительного образования в объединении «Основы компьютерной грамотности»
Использование метода проектов на занятиях дополнительного образования в объединении «Основы компьютерной грамотности»
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполненных проектов является материал, готовый к использованию (на уроке, на школьных мероприятиях, в различных конкурсах).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на занятиях дополнительного образования в объединении «Основы компьютерной грамотности»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников» города Каменск-Шахтинский
Использование метода проектов на занятиях дополнительного образования в объединении «Основы компьютерной грамотности»
Выполнил: педагог дополнительного
образования Никонов М.А.
2019 год
В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. Выполнить эту задачу, призвана дополнительная общеобразовательная программа «Основы компьютерной грамотности».
При обучении информатике и ИКТ возникает целый ряд противоречий:
необходимостью реализовать содержание прораммы и разными стартовыми знаниями учащихся, различными способностями детей;
между знаниями, полученными детьми, и умением применять их на практике;
между естественным стремлением детей к активной, творческой деятельности и традиционными формами учебной деятельности.
Педагогу необходимо найти новые формы организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к выполнению практической работы самостоятельно;
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполненных проектов является материал, готовый к использованию (на уроке, на школьных мероприятиях, в различных конкурсах).
Ведущие принципы метода проекта:
каждый свободен в выборе вида деятельности;
каждый несёт ответственность за свой выбор;
индивидуальное и коллективное взаимодействие на основе равенства, открытости, доброжелательности, сотворчества;
объективное проявление самооценки и самокоррекции.
Многие темы проектов предполагают обязательное использование знаний и умений из различных областей науки.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
I этап. Организационный.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на занятиях.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадачи для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
V этап. Работа учащихся над проектом.
VI этап. Подведение итогов.
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.).
На занятиях сначала необходимо дать базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащимися выполняются практические задания, направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершением работы является выполнение проектов, их защита, презентация.
Проект «Создание кроссвордов» для учащихся 5-х классов
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: составление учащимися кроссвордов и их оформление.
Цели: проверить умения учащихся по составлению кроссвордов, закрепить навыки работы на ПК.
Предметно-содержательная область: информатика.
Длительность: два занятия (подготовительная работа по подбору информации, выполнение работы).
Ход проекта:
Первое занятие. Объяснение нового материала.
Учащиеся составляют собственные кроссворды, используя подобранную информацию.
Второе занятие. Оформление кроссвордов в текстовом редакторе, используя основные инструменты Microsoft Offise Word.
Распечатка готовых изображений.
Подведение итогов и анализ выполненных работ.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком; поиск способов решения проблемы – решение проблемы.
Этапы работы над проектом
№ п/п
Содержание работы на этапах
Деятельность учащихся на этапах
Деятельность учителя на этапах
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели
Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач
Устанавливают план действий, формулируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Сбор информации, решение промежуточных задач
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит
Анализ информации, формулирование выводов
Анализируют информацию
Наблюдает, советует
Представление результатов
Отчитываются, обсуждают
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Рефлексия
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения
Использование проектной технологии в сочетании с другими методами обучения позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную – способность применять полученные знания на практике.
Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности обучающихся. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Список литературы:
1. Алексюк А.Н. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. - М., 1979. - 67 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - 112 с.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 165 с.
6. Леванина Н.Н. В новый век - с новыми технологиями (информатизация учебного процесса). // Начальная школа - 2007. - № 7.
7. Лернер И.Я., Дидактическая система методов обучения, М., 1996. - 188с.
8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 212 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 512 с.
10. Плотникова Е.Б. Воспитательный потенциал обучения в современных условиях // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 14-15