kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт использования интерактивных методов обучения на уроках информатики в 9 классе основной школы.  Рассмотрены некоторые приемы активизации деятельности обучающихся отдельных  этапах урока.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики в основной школе»

Репкина С.Г.

Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский педагогический колледж»


Аннотация: в данной статье представлен опыт использования интерактивных методов обучения на уроках информатики в 9 классе основной школы. Рассмотрены некоторые приемы активизации деятельности обучающихся отдельных этапах урока.

Ключевые слова: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения».


Л. Иванова, М. Асамбаева, Н.Суворова сходятся во мнении, что интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности [1], [4]. Они придерживаются мнения, что основными задачами интерактивного обучения являются:

- стимулирование учебно-познавательной мотивации;

- развитие самостоятельности и активности;

- воспитание аналитического и критического мышления;

- формирование коммуникативных навыков,

- саморазвитие учащихся.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично - поисковым, поисковым и исследовательским методам. Урок организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки), разминки, обратная связь, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула), разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»), тренинги, мозговой штурм, презентации с использованием различных вспомогательных средств, интервью, лекция с заранее запланированными ошибками, дискуссия, моделирование производственных процессов и ситуаций, ролевая игра, спарринг [2], [3]. Какие из вышеприведенных методов и приемов могут быть эффективными для усвоения информации на уроках информатики? Постараемся в этом разобраться.

Интерактивное обучение предполагает отличную от обычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через использование. На каждом этапе урока логично использовать те интерактивные методы, которые наиболее способствуют достижению основной цели и позволяют каждому ученику занимать активную позицию в течение всего урока. Приведем примеры использования некоторых приемов на отдельных этапах уроков. Как известно, структурными компонентами урока являются: организационный момент, сообщение темы, целей, задач урока; подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний, умений, навыков); объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия); закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия); повторение; контроль знаний, умений, навыков; проверка домашнего задания; задание на дом; подведение итогов. (О. Н. Киселева) На этапе актуализация опорных знаний важно не только заинтересовать учащихся, но и повторить материал предыдущих уроков. Например, при изучении темы «Растровая и векторная графика» предложить обучающимся кроссворд на интерактивной доске, по мере заполнения которого старшеклассники отгадывая ключевое слово, подходят к изучению новой темы. Изучая тему «Информационное общество. Информационная культура» предложить учащемуся подготовить доклад и представить его на обсуждение. При этом учитель имеет возможность не только повторить с учениками пройденный материал, но и обобщить его, а также расширить диапазон знаний по теме предыдущего урока. Изучая тему «Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура ветвление» ученики смогут не только осуществить самопроверку, но и качественно оценить уровень знаний партнера, с помощью игрового приема.

На этапе целеполагания логично использовать проблемные вопросы, отвечая на которые учащиеся смогут сами сформулировать и скорректировать цели, выстраивать план урока.

При сообщении нового материала желательно практиковать такие методы, как мозговой штурм, работа в малых группах, творческие задания, в основном носящие практический характер. Высокую результативность дает деление учащихся на группы и выполнение каждой из них творческого задания. Например, изучая тему «Основы объектно-ориентированного программирования», предложить придумать задание в программе Visual Basic for Applications по образцу, но со своим названием и продуктом, а затем представить его.

Практика показывает, что наиболее привлекательным среди всех интерактивных методов обучения для старшеклассников является игра. Обучающиеся с удовольствием принимают на себя роли (например, роли ученых при изучении темы «Моделирование и формализация. Окружающий мир, как иерархическая система»), участвуют в играх – соревнованиях, выстраивая алгоритмы. Успешно применение «дискуссии» и «Обучая – учусь». Например, при изучении темы «Растровая и векторная графика» темой дискуссии может быть отличия растровой и векторной графики. Дифференцированные задания для работы в парах при изучении темы «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах», способствуют активному взаимодействию подростков и умению находить и отстаивать оригинальные решения, при этом, обучая не только напарника, но и других одноклассников. Несомненно, работа в парах и в малых группах способствует не только повышению эффективности усвоения информации, но и мотивирует учащихся к самому процессу учения.

Одна из целей интерактивных методов обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых школьник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и ученика: активность учителя уступает место активности обучаемых, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы. Несомненно, занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. В практику работы учителей информатики 9 классов основной школы, можно рекомендовать следующие интерактивные формы и методы работы на уроке: работа в парах и в малых группах, проблемные вопросы, дискуссия, «обучая – учусь», создание собственных проектов и различных заданий учениками, игры на разных этапах урока, «Микрофон», «Дерево решений», творческие задания.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что благодаря внедрению новых информационных и педагогических технологий в школе стало возможным изменить, причем радикально, роль учителя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы школьников, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у детей критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Литература

1 Асамбаева, М. Интерактивные методы обучения: [Текст] / М. Асамбаева. - М.: Каракульский центр обучения взрослых. Каракол, 2012. – 123 с.

2 Бобровская, Л.Н., Куликова, Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения уровня восприятия учебного материала на уроках информатики [Текст] / Л.Н. Бобровская, Н.Ю. Куликова // Актуальные вопросы современной информатики: материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (1–15 апр. 2013 г.). – Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманит. ин-т, 2013. – 29–34 с.

3 Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Н.Ю. Вислобоков // Информатика и образование. 2011. N 6. С. 111-114

4 Иванова, Л.Н. Интерактивные формы обучения: учебное пособие [Текст] /Л.Н. Иванова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики в основной школе

Автор: Репкина Светлана Геннадьевна

Дата: 20.03.2021

Номер свидетельства: 576073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Статья "Деятельностные приемы используемые при организации практической деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(121) "stat-ia-dieiatiel-nostnyie-priiemy-ispol-zuiemyie-pri-orghanizatsii-praktichieskoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179824"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Новые подходы преподавании и обучении нового форматы на уроке информатики "
    ["seo_title"] => string(80) "novyie-podkhody-priepodavanii-i-obuchienii-novogho-formaty-na-urokie-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110787"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406622432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Урок информатики 6 класс"
    ["seo_title"] => string(24) "urok-informatiki-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "298041"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456283910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Применение ИКТна различных этапах уроках математики"
    ["seo_title"] => string(59) "primienieniie_iktna_razlichnykh_etapakh_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "348979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476377163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства