Использование ОКП для углубленной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Использование ОКП для углубленной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
В школах информатика появилась сравнительно недавно, в 1985 году. С тех пор произошли большие изменения, как в методах преподавания информатики, так и в содержании самого предмета. Это связанно с развитием вычислительной техники, а так же с изменением приоритета в наборе необходимых знаний по информатике. Информатика как предмет вышла из кружков и факультативов по программированию, поэтому в первые годы в школе под предметом Информатика пряталось Программирование. Теперь же приоритет сделан на изучение прикладных программ и теоритических основ именно информатики.
Для контроля знаний выпускников по Информатике и ИКТ введена новая форма аттестации – ЕГЭ. Экзамен по информатике в форма ЕГЭ проводиться уже 10 лет ( с 2004 года). В течении всех 10 лет результаты по информатике находились на среднем уровне. Поэтому проблемой сегодня становиться качество подготовки обучающихся к этому экзамену.
Общие сведения о школьном курсе информатики.
В нашей стране первые ЭВМ появились к началу 50-ч гг. ХХ века. Это привело к появлению информатики как науки во второй половине XX века. Как учебный предмет информатика была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 г. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники».
Так что же такое информатика?
В сборнике «Становление информатики» В. С.Михалевич, Ю. М. Каныгин и В. И. Гриценко утверждают: «Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». Но это определение не подходит для школы, поэтому из науки информатики была выделена особая область, которая получила название школьная информатика.
По словам Лапчика, школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ОКП для углубленной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.»
Использование ОКП для углубленной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Введение
В школах информатика появилась сравнительно недавно, в 1985 году. С тех пор произошли большие изменения, как в методах преподавания информатики, так и в содержании самого предмета. Это связанно с развитием вычислительной техники, а так же с изменением приоритета в наборе необходимых знаний по информатике. Информатика как предмет вышла из кружков и факультативов по программированию, поэтому в первые годы в школе под предметом Информатика пряталось Программирование. Теперь же приоритет сделан на изучение прикладных программ и теоритических основ именно информатики.
Для контроля знаний выпускников по Информатике и ИКТ введена новая форма аттестации – ЕГЭ. Экзамен по информатике в форма ЕГЭ проводиться уже 10 лет ( с 2004 года). В течении всех 10 лет результаты по информатике находились на среднем уровне. Поэтому проблемой сегодня становиться качество подготовки обучающихся к этому экзамену.
Общие сведения о школьном курсе информатики.
В нашей стране первые ЭВМ появились к началу 50-ч гг. ХХ века. Это привело к появлению информатики как науки во второй половине XX века. Как учебный предмет информатика была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 г. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники».
Так что же такое информатика?
В сборнике «Становление информатики» В. С.Михалевич, Ю. М. Каныгин и В. И. Гриценко утверждают: «Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». Но это определение не подходит для школы, поэтому из науки информатики была выделена особая область, которая получила название школьная информатика.
По словам Лапчика, школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Программное обеспечение применения ЭВМ в школьном курсе заключается в поддержании информационной, управляющей и обучающей системы средней школы, включая в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); найти оптимальное соотношение использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу.
Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.
К проблемам организационного обеспечения относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики; организации разработки, тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу; подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы просвещения и прежде всего школьных учителей, способных нести в массовую школу информатику как новую научную дисциплину, как инструмент совершенствования преподавания других школьных предметов, как стиль мышления.
1.2 Цели и задачи школьного курса информатики
Цели образования являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие принципы своей педагогической политики. Согласно Статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в числе таких принципов на первом месте стоит «...гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине». Образование в России имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.
Общие цели, которые ставятся перед системой общего школьного образования: образовательные и развивающие цели; практические цели; воспитательные цели.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе — дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики.
Практическая цель школьного курса информатики — внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы.
Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.
Все эти цели очень тесно связанны между собой, достижение каждой из них не возможно без достижения остальных. По отдельности же эти цели не могут быть достигнуты.
Данные три цели расплывчаты, но при переложении их на уроки информатики получаются конкретные цели. Их проектирование должно основываться, прежде всего, на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положение среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития.
2. Проблемы подготовки к ЕГЭ по Информатике и ИКТ.
Основной проблемой при подготовке к ЕГЭ по Информатике и ИКТ является большая разница в учебных программах различных образовательных учреждений. В некоторых из них информатику начинают изучать со второго класса, в других с седьмого или восьмого класса. Это приводить к большой разнице в полученных теоритических знаниях и выполненных практических работах.
В ЕГЭ по информатике встречается много вопросов по алгоритмизации и программированию (в 2014 их было 18 из 32), но на изучение этих тем в примерной программа по Информатике и ИКТ отводиться только 19 часов, что очень мало и подразумевается начинать изучать Информатику с 7 класса. Если же Информатика начинается со второго класса на эти темы отводиться много больше часов. Даже в учебниках второго и третьего класса выделяется несколько часов на алгоритмы.
Поэтому ученику приходиться самостоятельно изучать часть курса информатики. Это приводить к недостаточному качеству знаний или к не правильной трактовке этих знаний. Так же при самостоятельной работе по информатике ученику не хватает практического применения полученных знаний, особенно по программированию.
Одной из главных трудностей при самостоятельной работе учащихся является неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности.
Так же одной из проблем является несовершенство рабочих программ по информатике, так в 10 и 11 классе в программах нет программирования и алгоритмизации, хотя в ЕГЭ это основа заданий части С. А на подготовку к ЕГЭ отводиться небольшое количество времени в конце учебного года. За такое малое время трудно успеть обхватить все задачи экзамена.
Из-за таких нестыковок в программах ученики не видят возможности хорошо сдать ЕГЭ и поэтому не выбирают этот экзамен. При этом участие и результативность ЕГЭ по информатике и ИКТ являются , по моему нению, одним из важнейших показателей уровня информационной компетентности учеников и учителей, их готовности быть успешными в современном информационном обществе.
3. Структура ОКП
ОКП состоит из бумажного (книжного) и электронного носителя (И.Г. Гузенко), состоящего из двух объектов. Первый представлен на бумажном, а второй на электронном носителе информации и представляет собой «Презентацию образца (ПО)» для будущего пользователя (учащихся): изучение и исследование структуры, содержания и управления ОКП с обязательным педагогическим сопровождением учителя. Второй – «Презентация самостоятельного учебного исследования (ПС)» непосредственно на компьютере с помощью ОКП: задаётся блок информации из учебной программы, и учащиеся выполняют исследование её по схеме ПО, педагогическое сопровождение – консультация и контроль учителя помогают учащимся решать учебные задачи.
Использование ОКП в образовании позволяет осуществлять индивидуализацию процесса обучения, суть которой заключается в том, что каждый учащийся может настраивать ОКП и воспринимать материал в соответствии со своими индивидуальными способностями к обучению.
4. Применение ОКП при подготовке к ЕГЭ по Информатике и ИКТ.
Для решения некоторых проблем подготовки к ЕГЭ по Информатике и ИКТ можно применять Обучающую компьютерную программу (ОКП). Использование ОКП позволяет осуществлять разработку «средств информационного решения предметных задач»: структурирование учебно-научной информации; выявления параметров содержания текста; реализацию общения и взаимодействия с незамедлительной обратной связью и др. (Е.И. Машбис, И.В. Роберт).
Это дает возможность для решения проблемы неумения работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности, так как ОКП позволяет структурировать учебно-научную информацию и структурировать и выявлять элементы текста. Используя ОКП ученик самостоятельно, использую образец, может изучить какую-либо тему не прибегаю к постоянной помощи учителя. Роль учителя заключается в контроле знаний ученика по результатам тестирования.
Учитель может использовать ОКП для создания образцов изучения различных тем курса информатики. Это позволит учителю индивидуализировать процесс подготовки ученика и проводить его параллельно с обычными уроками. Это очень важно, так как на уроках не всегда хватает времени готовиться к ЕГЭ.
При подготовке к ЕГЭ по Информатике и ИКТ у учителя возникает еще и такая проблема: учащиеся неравномерно усваивают учебный материал, что приводит к отставаниям и задержкам у некоторых учеников. Одни ученики уже прекрасно решают часть В и им уже можно переходить на часть С, но другие еще не справляются е частью В. Поэтому учителю приходиться задержаться на части В дольше чем нужно. Тут так же на помощь может прийти ОКП отстающие ученики дома смогут с помощью компьютера и при поддержке учителя, родителей выполнять повторение учебной информации и осуществлять контроль знаний-умений посредством бально-рейтингового теста, содержащегося в ОКП, а опережающие ученики могут приступить к самостоятельному ознакомлению с новым материалом