kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучающая компьютерная программа углубленного изучения информационно-коммуникативных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье анализируются теоретические положения разработки и применения компьютерной программы для углубленной подготовки учащихся по курсу информатики. Особенность состоит в применении специальной ОКП (Свидетельство о гос. рег. программы для ЭВМ №2012614174), отвечающей  требованиям среднего образования.

Ключевые слова:  обучающая компьютерная программа, углубленная подготовка, информационные учебные действия.

    Углубленная подготовка учащихся по информатике и ИКТ продиктована необходимостью  повысить престиж ЕГЭ по этой дисциплине. К сожалению, учащиеся не видят возможности хорошо сдать ЕГЭ и поэтому не выбирают этот сложный экзамен. Но результативность ЕГЭ по информатике и ИКТ является важнейшим показателем сформированности знаний, умений учащихся; информационной компетентности учителя и их совместной готовности к успешному решению образовательных задач.

   Применение компьютерной программы ОКП (Свидетельство о гос. рег. Федеральной службы программы для ЭВМ № 2012614174, от 11.05.2012 г.) для анализа реальной образовательной ситуации,  позволяет рассмотреть некоторые вопросы эффективной подготовки учащихся.

    Структура и содержание ОКП базируются на «совокупности научных положений о проектировании и функционировании» [1], об «информационно-коммуникативных технологиях» [2,3] и компьютерных программах [4,6]  для системы информационного образования. Отмечая особенность применения компьютерной программы для  углубленной подготовки учащихся, подчеркнём, что  как в теоретическом, так и в практическом плане – это  непростая и масштабная задача, вытекающая из планов информатизации среднего образования в целом [2,3]. Чтобы представить суть проблемы, обратимся к задачам компьютеризации обучения, широко обсуждаемым в научной печати. К сожалению, публикации изобилуют сдержанными  и даже отрицательными выводами. Отмечается, что использование компьютерных программ в обучении связано с трудностями, сопряжёнными с обостряющимися человеческими и технологическими факторами в учебной деятельности. В результате не уменьшается число вопросов [2, 3, 4, 6], относящихся к «техническим средствам (обучения), которые не раскрывают весь потенциал» научности, наглядности, активизации процесса компьютерного обучения. Существующие программы «не обладают бесспорным качеством» для выполнения учебной деятельности и формирования знаний, умений, мотивации учащихся. Не достаточно, или совсем отсутствуют «педагогические (рекомендации) советы» для развития творческих способностей учащихся на базе компьютерных возможностей.   

    Предлагаемая обучающей компьютерной программы (ОКП) [4,7], на наш взгляд, в какой-то мере позволяет решить  некоторые из перечисленных трудных вопросов разработки и использования компьютерных средств в среднем образовании. Одним из главных вопросов, определяющих особенность и необходимость применения ОКП для углубленной подготовки учащихся, является целевая установка на эффективную реализацию программно-методического средства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучающая компьютерная программа углубленного изучения информационно-коммуникативных технологий»

Обучающая компьютерная программа для

углубленного изучения учащимися информационно-коммуникативных технологий

И.Г. Гузенко, И.В. Матыцин


Аннотация. В статье анализируются теоретические положения разработки и применения компьютерной программы для углубленной подготовки учащихся по курсу информатики. Особенность состоит в применении специальной ОКП (Свидетельство о гос. рег. программы для ЭВМ №2012614174), отвечающей требованиям среднего образования.

Ключевые слова: обучающая компьютерная программа, углубленная подготовка, информационные учебные действия.


Углубленная подготовка учащихся по информатике и ИКТ продиктована необходимостью повысить престиж ЕГЭ по этой дисциплине. К сожалению, учащиеся не видят возможности хорошо сдать ЕГЭ и поэтому не выбирают этот сложный экзамен. Но результативность ЕГЭ по информатике и ИКТ является важнейшим показателем сформированности знаний, умений учащихся; информационной компетентности учителя и их совместной готовности к успешному решению образовательных задач.

Применение компьютерной программы ОКП (Свидетельство о гос. рег. Федеральной службы программы для ЭВМ № 2012614174, от 11.05.2012 г.) для анализа реальной образовательной ситуации, позволяет рассмотреть некоторые вопросы эффективной подготовки учащихся.

Структура и содержание ОКП базируются на «совокупности научных положений о проектировании и функционировании» [1], об «информационно-коммуникативных технологиях» [2,3] и компьютерных программах [4,6] для системы информационного образования. Отмечая особенность применения компьютерной программы для углубленной подготовки учащихся, подчеркнём, что как в теоретическом, так и в практическом плане – это непростая и масштабная задача, вытекающая из планов информатизации среднего образования в целом [2,3]. Чтобы представить суть проблемы, обратимся к задачам компьютеризации обучения, широко обсуждаемым в научной печати. К сожалению, публикации изобилуют сдержанными и даже отрицательными выводами. Отмечается, что использование компьютерных программ в обучении связано с трудностями, сопряжёнными с обостряющимися человеческими и технологическими факторами в учебной деятельности. В результате не уменьшается число вопросов [2, 3, 4, 6], относящихся к «техническим средствам (обучения), которые не раскрывают весь потенциал» научности, наглядности, активизации процесса компьютерного обучения. Существующие программы «не обладают бесспорным качеством» для выполнения учебной деятельности и формирования знаний, умений, мотивации учащихся. Не достаточно, или совсем отсутствуют «педагогические (рекомендации) советы» для развития творческих способностей учащихся на базе компьютерных возможностей.

Предлагаемая обучающей компьютерной программы (ОКП) [4,7], на наш взгляд, в какой-то мере позволяет решить некоторые из перечисленных трудных вопросов разработки и использования компьютерных средств в среднем образовании. Одним из главных вопросов, определяющих особенность и необходимость применения ОКП для углубленной подготовки учащихся, является целевая установка на эффективную реализацию программно-методического средства.

На первую позицию поставим установку, отражающую реализацию обучающей, развивающей и вос­питывающей функции образования, материализованной в структуре и содержании предлагаемой программы ОКП. Следует заметить, что в большинстве из­вестных «компьютерных программах» не обозначена ориентация на указанную основную образовательную функцию [6]. Нельзя ска­зать, что в известных программах вообще отсутствуют образовательные приоритеты, но они не обозначены и не развиты. Следовательно, учебные действия максимально формализованы, и не проявляется (или отсутствуют) личностно-деятельностные начала образовательного процесса.

Перечисляя целевые установки, отметим, что последовательное применения в обучении сначала приближённого, затем уточнённого и, наконец, высокого конкретного результата в обучении, является стратегией современного образования [8], отвечающей условиям «Полного усвоения» [5] и способствующего углубленной подготовки учащихся по курсу информатики.

Следующая целевая установка отражает применение «Образца» в компьютерном обучении, предполагающем интенсивное освоение и применение компьютерной программы. Предлагаемая программа ОКП, как и все известные компьютерные средства, является сложным информационно-методическим объектом, требующим предварительного детального изучения и тренажа. Использование «Образца в обучении» (разработка Е.Д. Божович)

[9] позволяет применить программу ОКП «как бы изучая с листа» (или с экрана монитора) без предварительного анализа структуры, содер­жания и методики управления в режиме тренажёра. Освоение перечисленных действий выполняется в ходе изучения собственно-программного материала на занятиях по курсу информатики в процессе поурочного освоения тем учебной программы. В противном случае требуется до­полнительное учебное время на усвоение содержания, тренинг и преодоление затруднений с переносом усвоенных знаний, а также утрачивается эффект быстрого применения программы в процессе обучения. Кстати, вопрос изучения структуры, содержания программы и её управления не решается в разработках известных компьютерных программ [6], в результате ограничивается круг решаемых учебных задач и осложняется применение программы в учебном процессе.

Совокупная целевая установка реализуется в ОКП посредством разработанного особого информационного способа «Презентаций», служащего для предъявления и преобразования учебно-научной информации для условий среднего образования [4]:

  1. «Презентация ОИ» – образец информационного изучения, позволяющий учащимся (в условиях необходимой пед. поддержки) на занятиях, но в основном самостоятельно, освоить информационный анализ учебного текста, изучить тему, составить план, тезисы, выполнить бально-рейтинговый контроль и управление ОКП для любой изучаемой дисциплины в МБОУ.

  2. «Презентация УИ» – план учебного исследования информации научного текста (программного материала) по образцу ОИ и базы данных.

3. «Презентация АИ» – учебный проект автономного (самостоятельного) углубленного изучения предметной учебной информации, ориентированного на формирование умений учащихся выполнять учебное исследование, принимать участие в дискуссиях, выступать и защищать точку зрения, готовить выступление для научных конференций, участвовать в конкурсах и готовиться к убедительным ответам по темам ЕГЭ.

Каждая из «Презентаций» предназначена для выполнения функции последовательного, возрастающего по компоненту самостоятельности основательного изучения и учебного исследования программного материала учащимися. Начало приближения к освоению учебного исследованию заложено в структуре и содержании «Презентации ОИ». Наравне с целевой «действий по образцу» образец предназначен для выполнения особой функции изучения структуры и содержания ОКП (подобные рекомендации отсутствует в обычных компьютерных программах). Учебные действия по образцу выполняются с помощью особого «Программного средства», именуемого «Инфо-картой» [9], предназначенной для выявления, изучения и применения учебных комплексов (информанты, фреймы, смысловые опоры, ключевые идеи и действий свёртывания-развёртывания, графической интерпретации информации), необходимых для учебного исследования. На изучение подобных объектов не отводится учебного времени, нет такой даже дисциплины и специальной литературы. Но возникла реальная потребность в применении сложных информационных понятий, которые можно реализовать посредством «Образца в образовании» [9], позволяющего решать непростую образовательную задачу. Действия «По образцу» позволяют сформулировать собственную оригинальную тему, раскрывающую личное видение проблемы информационного образования. Например, раскрыть всестороннее содержание вопроса ЕГЭ, разработать план, тезаурус собственного самостоятельного комментария и обоснованного учебно-научного научного сообщения.

Следующая «Презентация УИ» ориентирует учащихся на самостоятельную разработку темы (или темы ЕГЭ), плана и тезауруса – ответа на вопрос. Учебные действия выполняются также с помощью образца ОИ и при необходимой (на первых порах) пед. поддержке, но расширяются возможности учащихся самостоятельно искать ответы на предметные вопросы. «Инфо-карты - УИ» представляют табличные схемы, содержащие только ориентировки, активизирующие самостоятельное учебное исследование [4].

Таким образом, для освоения ОКП не требуется дополнительного учебного время на изучение структуры, содержания сложных объектов учебного исследования. Ориентировка на освоение образца осуществляется на занятии, а затем учащиеся самостоятельно на компьютере во внеаудиторном занятии усваивают методику применения образца для учебного исследования. После первого же занятия (или знакомства на экране) учащиеся усваивают действия по образцу, и всё внимание сосредотачивается на углубленное усвоение предметной информации.

Методическая поддержка самостоятельного изучения курса информатики с помощью «Презентаций ОИ, УИ, АИ» осуществляется с помощью особых методических разработок – «Инфо-карт», представленных отдельно на бумажном (книжном) и электронном носителях учебной информации. Дублирующие носители позволяют максимально упростить самостоятельное изучение и освоение образца ОКП и успешно выполнять учебное исследование текста. «Инфо-карты 1-4» [4], разработанные на базе указанных носителей, позволяют осуществить эффективное взаимодействие учащихся с педагогом и компьютерной программой по трудным вопросам структуры и содержания учебной информации, помогая углубленно осваивать предметные знания, умения учащихся. Рассмотренные целевые, некоторые методические и организационные условия применения ОКП, позволяют продемонстрировать схему информационно-методического обеспечения углубленного изучения курса информатики и подготовки учащихся к ЕГЭ.


П Р Е З Е Н Т А Ц И Я – ОИ

Образец информационного исследования общеобразовательных дисциплин.

Табл. 1

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ОИ-1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ИНФОРМЦИИ

Структурный фрейм

Подготовка, сбор, обработка, анализ, хранение, продуцирование и структурирование учебно-научной информации.

Алгоритм учебно-исследовательских действий структурирования текста

ФЛг 1.Уд Стр. &: ∑ [Тр1.Инфо.Тр2.Кл.2 ðИнц. ðМк. ] [4]

1. Общие информационно-методические рекомендации:

1.1. Целевая установка:

а) изучить Основные типы алгоритмических структур в языке Паскаль;

б) спланировать…;

в) составить план учебного исследования текста «Основные типы алгоритмических структур в языке Паскаль»;

1.2. Учебные действия:

а) выбрать раздел программы, или тему, вопрос ЕГЭ из лекций и учебных пособий по теме: «Основные типы алгоритмических структур в языке Паскаль;

б) согласовать тему и учебное пособие …;

в) загрузить разделы текста в базу данных;

г) выполнить информационно-коммуникативные действия по «Инфокарте;

д) представить результаты разработки темы, плана, тезисов, ответов …;

1.3.Рекомендуемая литература:

[1]- Н. Угринович «Информатика и информационные технологии»;

[2]- Зеленяк О.П «Задачник по турбо паскалю»;

[3]- Д. М. Ушаков, Т. А. Юркова «Паскаль для школьников» .

1.4.Дполнительные действия:

а) составить план выступления …;

б) подготовиться к дискуссии …;

в) подготовить аудио-видео средства ….

2.Реализация информационно-методических рекомендации для ОКП: анализирующее наблюдение

Информационно обеспечение

2.1.ПЕРВЫЙ ИНФОРМАНТ.

Начальный фрагмент учебно-научной информации: [1] –стр. 148, абзац 4, стр. 150, абзац 4,5, [2] – стр. 11, абзац 1 (См. базу данных)

а) смысловая опора, Со.1. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом


г) ключевая идея, Кл.1 Любой алгоритм включает в себя линейные алгоритмические структуры

2.2-2.5. ИНФОРМАНТЫ. Для информантов необходимо выбрать информацию, указать страницы, абзацы. Далее сформулировать смысловые опоры Со.2. - Со.5..

На базе смысловых опор сформулировать ключевые идеи Кл.2 - Кл.5.

1. Методические соображения: 1. Учебно-исследовательские действия состоят в смысловом анализе («вчувствование, вдумывание и логистический синтезе» [4,7]) исходного текста и структурировании его на информанты, которые располагаются по дедуктивному подходу (от сложного к простому) обобщению. 2. Выявление смысловых опор (Со.) (компактно представленные 5-6 словами), равномерно охватывающие смысл текста информантов.

3. Поиск и составление смысловых опор (Со.), образных смыслов на базе которых собраны концепты (Кд. 1-5), отражает инновационную составляющую учебных действий, концентрирующую собственное обобщённое представление учащихся по изучаемой теме программы учебного плана, или по вопросам ЕГЭ. 4

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ОКП ОИ №2

ОБРАЗЕЦ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ


Инфокарта ОИ - 2 Тематический фрейм

Программное средство учебно-методического исследования.

Разработка темы исследования для условий активизации профессионально-компетентностной подготовки будущего педагога

Алгоритм учебно-исследовательских действий.

ФЛг 2: Уд. Тм. : Стн. & ó Кд.2 «[ Инц. ðМк. ( 2 a ) ðСто ð Итм] [9]




Выводы. В работе представлена обучающая компьютерная программа (ОКП) для применения в условиях среднего образования на примере изучения основ информатики. Рассмотренные теоретические положения для разработки и использования программы иллюстрируют последовательное «осознанное, осмысленное, систематизированное (освоение) результата учебного исследования» [8], способствующего углубленному изучению учащимися предметной информации. Применение «Презентаций ОИ, УИ, АИ» отдельно на бумажном и электронном носителях учебной информации [4], значительно упрощает изучение, освоение и применение программы ОКП в учебном процессе, способствуя всестороннему учебному исследованию научной информации.

В форме завершающего итога отметим, что результаты применения обучающей компьютерной программы (ОКП) в учебном процессе среднего образования обобщённо могут быть представлены следующими положениями:

  1. Реализация теоретических функций (обучающей, развивающей, воспитывающей) среднего образования в структуре и содержании ОКП позволяет существенно активизировать процесс обучения за счёт:

– индивидуального изучения структуры и содержания текстовой учебной информации конкретных предметных дисциплин;

– коллективного обсуждения на базе «Компьютерной визуализации» достоинств «Инфо-карт» ОКП» и перспективы их совершенствования;

– дискуссии о реализации «Образца в обучении», использованного в структуре «Инфо-карт» ОКП и особенностях его применения;

– делового выступления по результатам собственных информационных исследований на научных конференциях, конкурсах и подготовке к ЕГЭ;

– разработки оригинальных проектов компьютеризации процесса обучения на базе ОКП для условий среднего образования.

  1. Самостоятельное применение учащимися информационных средств для сбора, обработки, хранения, продуцирования информации для формирования знаний, умений для решений предметных задач по курсу информатики в МБГОУ.

  2. Формирование знаний, умений структурировать текста, разрабатывать концептуальные действия и инновационные средства (тема учебного исследования, вопросный план, информационный проект, тезаурус учебно-научного сообщения) для всех дисциплин системы образования.

Реализация в учебном процессе обучающей компьютерной программы, отражающей основные положения современных требований к информационно-методическому обеспечению в образовании, может оказать существенное влияние на активизацию процесса обучения по информатике в среднем образовании. Высказанные соображения позволяет выразить уверенность, что разработанная на уровне современных педагогических теорий и экспериментально апробированная обучающая компьютерная программа (ОКП), привлечёт внимание педагогической общественности.



ЛИТЕРАТУРА

1. Монахов В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактик при переходе к новым ФГОС ВПО / В.М. Монахов // Педагогика, 2012 –№ 5. – С. 18-26.

2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспект). / И.В.Роберт.–2-е издание, дополненное.– М.: ИИО РАО, 2008.–274 с.

3. Чванова М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: монография / М.С. Чванова, И.А. Липский. – Тамбов; Москва, 2000.

4. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии/ И.Г. Гузенко – Липецк, ЛГПУ, 2009 – 298 с.

5. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1990. – 180 с.

6. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие. / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев. под общей редакцией В.А. Трайнева. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2010. – 294 с.

7. Гузенко И.Г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614174 «Обучающая компьютерная программа для исследования общеобразовательных дисциплин». Правообладатель и автор Гузенко Иван Гаврилович (в соавторстве с Власовой В.В. и др.) // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 11 мая 2012 г.

8. Монахов В.М. О возможности методологии нечёткого моделирования как нового инструмента информатизации педагогических объектов // Сб. избр. трудов Междунар. науч.- практ. конференции «Современные информационные технологии и ИТ – образование». М., 2008.

9. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. Психодидиктические аспект. Научная монография. / Е.Д. Божович. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2008. – 256 с.


ГУЗЕНКО ИВАН ГАВРИЛОВИЧ, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет».

Награжден медалью К.Д. Ушинского в 2008 г.

Контакты:

Р. т. 8- (4742)-328-329;

Д. т. 8- (4742)-427-048

С.т. 8-910-250-75-45

E-mail: [email protected]



МАТЫЦИН ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ, учитель математики и информатики, аспирант кафедры педагогики ЛГПУ.



Контакты:

С.т. 8-604-283-96-77

E-mail: [email protected]



LITERATURE

1. Monahov V.M. Perspektivy ponjatijno-kategorial'nogo apparata didaktik pri perehode k novym FGOS VPO / V.M. Monahov // Pedagogika, 2012 –№ 5. – S. 18-26.

2. Robert I.V. Teorija i metodika informatizacii obrazovanija (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekt). / I.V.Robert.–2-e izdanie, dopolnennoe.– M.:IIO RAO, 2008.–274 s.

3. Chvanova M.S. Informatizacija sistemy nepreryvnoj podgotovki specialistov: metodologija, teorija, praktika: monografija / M.S. Chvanova, I.A. Lipskij. – Tambov; Moskva, 2000.

4. Guzenko I.G. Pedagogika refleksivnoj praksiologii/ I.G. Guzenko – Lipeck, LGPU, 2009 – 298 s.

5. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1990. – 180 с.


6. Trajnev V.A. Distancionnoe obuchenie i ego razvitie. / V.A. Trajnev, V.F. Gurkin O.V. Trajnev. pod obshhej redakciej V.A. Trajneva. – 2-e izd. – M.: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K» 2010. – 294 s.

7. Guzenko I.G. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlja JeVM № 2012614174 «Obuchajushhaja komp'juternaja programma dlja issledovanija obshheobrazovatel'nyh disciplin». Pravoobladatel' i avtor Guzenko Ivan Gavrilovich (v soavtorstve s Vlasovoj V.V. i dr.) // Federal'naja sluzhba po intellektual'noj sobstvennosti. 11 maja 2012 g.

8. Monahov V.M. O vozmozhnosti metodologii nechjotkogo modelirovanija kak novogo instrumenta informatizacii pedagogicheskih ob#ektov V.M. Monahov. // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT - obrazovanie. M., 2008.

9. Bozhovich E.D. Obrazcy v obuchenii: ih dostoinstva, nedostatki. Nauchnaja monografija / E.D. Bozhovich. – M.: «Kanon» -ROOI «Reabilitacija»,2008– 256 s.



12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Матыцин Игорь Владимирович

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства