«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет образовательных технологий и непрерывного образования
Кафедра дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин
Итоговая аттестационная работа
по теме «Интеграция урочной и внеурочной деятельности
по информатике в условиях реализации ФГОС ОО»
Выполнил:
слушатель группы ВТ-1
Рукавишникова Елена Александровна
учитель информатики
МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области
Ульяновск, 2023
Оглавление
Стр.
Введение
3
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
4
2. Организация внеурочной деятельности в системе обучения
6
3. Особенности организации внеурочной деятельности школьников по информатике
11
4. Обзор курсов, программ внеурочной деятельности по информатике.
16
Заключение
22
Список литературы
23
Введение
Согласно новым образовательным стандартам урочная и внеурочная деятельность должна представлять собой целостную систему.
Интеграция учебных предметов и дополнительных курсов за рамками школьной программы – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Интеграция открывает огромные возможности перед учителями, хотя и не решает всех проблем школьного образования, но грамотное, систематическое её применение позволит решить очень важные задачи: заинтересовать подростков; расширить их кругозор; развить способности; научить давать собственную оценку тому или иному виду деятельности, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников; обеспечить успешную адаптацию ребёнка в социуме; оптимизировать учебную и внеучебную нагрузку обучающихся; улучшить условия развития ребёнка.
В чем суть понятия «интеграция»?
Интеграция - это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования.
В связи с этим целью данной работы является: организовать занятия внеурочной деятельности, учитывая особенности проведения занятий по предмету.
Задачи:
Установить связь между компонентами системы образования: урочной и внеурочной деятельностями.
Изучить взаимосвязь результатов и форм учебной и внеурочной деятельности.
Ознакомиться с особенностями организации внеурочной деятельности школьников по информатике.
Привести примеры рабочих программ внеурочной деятельности.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
Эффективным методом повышения уровня развития универсальных учебных действий и творческого потенциала учащихся является интеграция урочной и внеурочной деятельностей. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.
Изучив опыт современных педагогов, и анализируя свой, можно утверждать, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга. Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в учебный план. Структурная единица этих занятий, основная форма учебно-воспитательной работы - урок. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.
Эту связь можно проследить в таблице:
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.
Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.
Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств.
Освоение возрастного нормативного пространства.
Построение пространства для саморазвития.
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности.
Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности.
Адаптирующее и корректирующее образование.
Развивающее образование.
Учитывая данную взаимосвязь можно наметить путь в организации занятий внеурочной деятельности: должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия по предмету.
Организация внеурочной деятельности в системе обучения
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся ;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
Содержание внеурочной деятельности должно включать мероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников.
Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС обязательно должны иметь воспитательную направленность. Крайне важно, чтобы они были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации.
Чтобы создать единое образовательное пространство на всех уровнях образования, внеурочную деятельность лучше всего осуществлять с использованием одной из моделей, в каждой из которых преобладает определенный вид деятельности:
- учебно-познавательная деятельность, в рамках которой упор делается на работу по учебным предметам и формирование функциональной грамотности;
- деятельность, в которой во главу угла ставится помощь и поддержка учащегося со стороны педагога, а также организация комфорта и благополучия учеников в пространстве школы;
- деятельность ученических сообществ и организация воспитательных мероприятий.
План внеурочной деятельности по новым ФГОС должен составляться таким образом, чтобы обеспечить преемственность содержания школьных образовательных программ и образования на всех его уровнях. Следует включить в план занятия, общие для всех обучающихся:
- 1 час в неделю – «Разговоры о важном». Это информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности (понедельник, первый урок).
- 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности).
- 1 час в неделю – профориентационные занятия, включающие среди прочего освещение основ предпринимательской деятельности.
Помимо этого, вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:
- 3 часа в неделю – занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе углубленное изучение отдельных учебных предметов, проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
- 2 часа в неделю – занятия, связанные с социальными интересами и потребностями учащихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
- 2 часа в неделю – спортивные и творческие занятия (школьные театральные студии, музеи, спортивные клубы, деятельность в рамках реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»).
Следует отметить, что внеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не стать дополнительной частью работы, обязательной для выполнения. Это, прежде всего, творчество, что очень нравится детям, стремящимся к самовыражению.
- сформированность основ гражданской идентичности.
2. Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
3. Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Цель внеурочной деятельности: создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
3. Особенности организации внеурочной деятельности школьников по информатике
Содержание внеурочной деятельности школьников расширяет и углубляет содержательные линии курса изучения информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
Основными целями внеурочной деятельности по информатике являются:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий,
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.
Используются методы, основанные на информационных технологиях. Разрабатываются информационные ресурсы образовательной организации (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека). Внедряются современные информационные технологии в социальновоспитательную работу.
Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:
1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребенка.
2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой для более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков по предмету и т. д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона.
3. Принцип интеграции внеурочной работы с уроками. Во внеурочной работе, так же, как и на уроках необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирования темы, форм и методов работы.
4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнеров, распределять их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.
6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.
Ввиду этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при разработке презентаций, докладов, графических изображений и сайтов обогащает внеурочной деятельность школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Виды внеурочной работы
Внеурочная работа может быть:
Индивидуальная – связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов.
Групповая – осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях. Факультативные занятия проводятся на добровольной основе и по выбору самих учеников параллельно с изучением обязательных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и талантов. Их можно проводить в виде обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. Кружки создаются на добровольной основе. Включают в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров.
Массовая – олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лекции, выставки, создание стенгазет, проведение тематических конференций и семинаров по информатике и т.д. Олимпиады, конкурсы и викторины стимулируют учебно-познавательную деятельность учащихся и развивают их творческую состязательность в изучении информатики. Мероприятия, проводимые в течение недели информатики, должны быть яркими, запоминающимися, должны пропагандировать знания среди учащихся и выявлять наиболее способных в области информатики. Главная цель вечеров – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, прививать им интерес к занятиям информатики. Задача организаторов вечера – не просто развлечь учащихся, а максимально активизировать их.
Основным методом обучения во внеурочной деятельности в области информатики является метод проектов. В основном практикоориентированные проекты реализуются в рамках кружка, а проекты исследовательской направленности – в рамках школьного научного общества учащихся. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развивать у учеников логическое мышление, формировать общеучебные умения и навыки.
Внеурочной деятельности по информатике присущи практически все виды деятельности:
- познавательная деятельность (использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации);
- игровая деятельность (использование дидактических компьютерных игр);
- досугово-развлекательная деятельность (конкурсы, викторины);
- проблемно-ценностное общение (беседы, встречи с интересными людьми);
- художественное творчество (создание иллюстраций, видеоклипов, полномасштабная анимация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием);
- социальное творчество (участие в создании школьного и классного телевидения, создание социальной рекламы);
- трудовая (производственная) деятельность (создание мультимедийных продуктов: мультфильмов, видеороликов, презентаций);
- туристко-краеведческие деятельность (экскурсии, создание путеводителей).
Требования к внеурочным занятиям по информатике аналогичны требованиям к урокам информатики, в которых необходимо переключить внимание учащихся с технологических аспектов выполнения компьютерных задач на содержательные .
4. Обзор курсов, программ внеурочной деятельности по информатике
Программа по внеурочной деятельности школьников может быть разработана образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
Рассмотрим, какие примерные программы можно рассматривать учителям, при разработке своей программы внеурочной деятельности.
Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5–11 классы / В.М. Кирюхин, М.С. Цветкова. Примерные программы предназначены для педагогов информатики образовательных учреждений. В пособии обосновано место олимпиадной подготовки школьников в курсе информатики и предлагается набор программ для внеурочной работы с одаренными школьниками по трем уровням подготовки: 5–6, 7–8 и 9–11 классы в соответствии с этапами Всероссийской олимпиады по информатике.
Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы / Богомолова О.Б., М.С. Цветкова.
Сборник содержит учебные программы по информатике и математике, которые можно использовать при планировании учебных курсов по выбору обучающихся и внеурочной деятельности, а также при планировании и организации индивидуальных образовательных траекторий и учебно-исследовательской и проектной деятельности. В сборник вошли следующие примерные программы по информатике: «Информатика и ИКТ. Начальный курс», «Мой инструмент - компьютер», «Первый шаг в робототехнику», «Занимательная информатика», «Виртуальные лаборатории по информатике», «Проекты на основе ИКТ», «Творческие задания в среде программирования Скретч».
Цель курса: пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Подробный материал по данному курсу можно найти на авторской странице О.Б.Богомоловой: http://lbz.ru/books/532/4726/.
- «Виртуальные лаборатории». Авторы курса: Матвеева Н. В., Богомолова О.Б., Плаксин М. А. 2-6 классы.
Цель курса: компьютерная поддержка разделов логики и алгоритмики в курсе информатики.
Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6». Подробный материал по данному курсу можно найти по ссылке: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/109592/.
- «Среда программирования Скретч».
Цель: обучение программированию через создание творческих проектов по информатике.
Полезные ссылки и литератуа:
http://scratch.mit.edu/. Страничка Скретч.
http://setilab.ru/scratch/category/commun/ - Учитесь со Scratch! Сообщество учителей, родителей и просто творческих людей
Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch.
Пашковская Ю.Творческие задания в среде Scratch. 5-6 классы. Рабочая тетрадь.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
Модуль «Создание текстов».
Модуль «Создание печатных публикаций».
Модуль «Создание электронных публикаций».
Модуль «Создание рисунков».
Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок».
Модуль «Создание компьютерных игр».
Модуль «Создание проектов домов и квартир».
Модуль «Поиск информации».
Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы / Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Самылкина Н.Н.
Содержит 8 программ в основном по обработке текстовой информации: «Продвинутый пользователь», «Офисные программы», «Офисные программы на основе свободно распространяемого программного обеспечения», «Обработка текстовой информации», «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», «Настройка и техническая поддержка персонального компьютера и сети», «Основы программирования на примере Visual Basic .NET», «Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике».
Официальный рекомендуемый Министерством просвещения перечень программ направлений внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях по ФГОС в начальной школе 1-4 классов, для 5-9 классов, 9-11 классов на 2022-2023 учебный год. https://100ballnik.com/перечень-программ-внеурочной-деятел/.
Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия. Программа внеурочной деятельности написаны с целью устранить трудности, которые испытывают учащиеся при изучении некоторых разделов информатики, научить наблюдать и исследовать, расширить теоретические знания учащихся. Программа расширяет, углубляет, систематизирует знания, полученные учениками на уроках, устраняет пробелы в знаниях, используя более гибкую систему проведения занятий, большое количество игрового материала, существенно меняя соотношение между теорией и практикой, включая детей в экспериментальную и исследовательскую деятельность.
В своей работе для создания рабочих программ использую и сайты Интернет-сообществ учителей, которые содержат материалы для учителя: поурочное планирование, открытые уроки, презентации, рабочие программы. Например, сайт - методическая копилка учителей: https://pedsovet.su/load/17:
Рабочая программа внеурочной деятельности "Web-дизайн"; 7 - 9 классы.
Программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течении 35 учебных недель (1 час в неделю).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кибербезопасность подростков в сети Интернет"; 7 класс.
Программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана для следующих уровней общего образования: начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы робототехники"; 7 - 8 классы.
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся компонентом общего образования, интегрирующая содержание многих других предметов. Структура и содержание курса «Робототехника» направлена на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как единых целостных изделиях с определенными техническими характеристиками и функциональным назначением. Программа расширяет традиционный курс информатики и ИКТ с учетом актуальных тенденций времени, требований Федерального государственного стандарта, имеющегося познавательного интереса обучающихся.
Элективный курс "Компьютерная графика" для учащихся старших классов или учащихся 1 курсов СПО.
Основное назначение элективного курса «Компьютерная графика» - углубленное и расширенное изучение методов кодирования, создания, редактирования, хранения изображений в памяти компьютера. Знания, полученные при изучении этого курса, учащиеся могут использовать для визуализаций научных и прикладных исследований в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др.
Программа внеурочной деятельности «Программирование на Паскале»; 8-9 классы.
Программа рассчитана на 68 часов для обучения учащихся 8-9-х классов. Цели изучения Основ программирования: развитие логического, комбинаторного, алгоритмического мышления учащихся, способностей к формализации, элементов системного мышления; выработка навыков по составлению алгоритмов; изучение основных конструкций языка программирования; повышение творческой активности и самостоятельности школьников.
Методическая разработка элективного курса по информатике «Сайтостроение»; 7-11 классы.
Данная разработка позволит научить учащихся создавать сайты, используя программу Microsoft FrontPage 2002.
Программа курса "Визуальное моделирование игровых стратегий"; для 8-9 классов.
Программа курса для дополнительного образования по информатике и ИКТ (в формате кружковой работы, факультатива или элективного курса для предпрофильной подготовки)
Учебная программа элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» для учащихся 11 класса социально-экономического профиля.
Заключение
После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). Внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Встраивание в образовательный процесс внеурочных занятий позволяет гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими инновационными технологии, расширять возможности школьников в творческой учебной самостоятельной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.
Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Список литературы
Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Д.В/ Григорьев, - М.: Просвещение, 2011.
Интернет-сообщество учителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.su/load/17.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru.
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru.
Учительская копилка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchkopilka.ru.
Федеральная сеть детских технопарков «Кванториум» [Электронный ресурс]/Дистанционная площадка проекта// Режим доступа: http://www.kvantorium34.ru/.
Федеральный государственный образовательный стандарт старшего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.ru/.