Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики. Статья.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики. Статья.
Как же использовать этот грандиозный потенциал предмета информатика для реализации этих процессов?
Рассмотрим сначала первую сторону вопроса. Для этого обратимся сначала к психологии и используем простейший психологический приём: поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью – развлечься посредством возможностей компьютерной техники. Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики. Статья. »
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики»
Работу выполнил: учитель информатики МОУ «СОШ № 93» города Саратова Машанова Сауле Нурбулатовна. Материал предназначен для педагогов, родителей, учеников.
Работая над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», пришла к некоторым выводам:
Необходимо обратить особое внимание именно на познавательную деятельность учащихся, т.к. активизация деятельности учеников на уроках информатики не представляет особого труда. Эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения. И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план.
Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами информатики (а точнее – информационных технологий), реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.
Итак, перед нами две стороны медали: с одной – информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках информатики, с другой – предмет информатика, обладающий широким спектром возможностей для активизации интереса к другим областям знаний.
Как же использовать этот грандиозный потенциал предмета информатика для реализации этих процессов?
Рассмотрим сначала первую сторону вопроса. Для этого обратимся сначала к психологии и используем простейший психологический приём: поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью – развлечься посредством возможностей компьютерной техники. Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Всё это называют одним словом – «мультимедиа». Так почему бы не направить это великолепное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов масса средств. Итак, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:
презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
видео или мультипликационных фильмов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, например, 11-го класса смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – хотя бы один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая направленность деятельности учащихся, через которую и происходит познание.
А как её можно активизировать?
Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Вряд ли слабого или среднего ученика привлечёт такой вид деятельности, результат или назначение которой – учение. Учение нынче «не в моде». К тому же большинство учащихся часто даже не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика, т.е. мотив. Одним из таких мотивов могут стать бинарные уроки. Ученик выполняет работу и к информатике, и к другому или другим предметам, тратит гораздо меньше времени на подготовку, а получает сразу несколько оценок. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям.
Другим средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано. Акцентирую лишь внимание на том, что проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Безусловно, не всякую деятельность возможно и целесообразно трансформировать в проектную.
Приведу еще несколько примеров активизации познавательной деятельности учащихся с использованием следующих приёмов:
особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость
создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным
Крайне важно чтобы практическая деятельность несла развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкций, максимум самостоятельной исследовательской, поисковой, аналитической деятельности. Пускай ребёнок сам отыщет правильный алгоритм, а может быть именно его решение будет лучшим и оригинальным. Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью изучаемого языка программирования, выполняющих потрясающие действия: небольшой конструктор, позволяющий собрать домик, снеговика и другие картинки, воспроизводящих мелодию и др. После такой демонстрации у части школьников возникает желание самим создать не только что-то подобное, а во много раз лучшее произведение программистского искусства.
Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий. Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать?
Попробуйте такие средства:
комбинирование уроков;
внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой
решение проблем других областей средствами информационных технологий;
это опять же мои любимые бинарные уроки.
Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.