Представление информации в ЭВМ. Позиционные системы счисления.
Представление информации в ЭВМ. Позиционные системы счисления.
Данная презентация рассчитана на четырех часовой временной интервал изучения темы и включает в себя следующие разделы:
•Цели и задачи, •Представление информации в ЭВМ, •Римская система счисления, •Двоичная система счисления, •Десятичная система счисления, •Восьмеричная система счисления, •Шестнадцатеричная система счисления.
Всем учащимся дается возможность в процессе изучения темы получить несколько оценок и продемонстрировать свои знания при объяснении хода решения заданий
Включены элементы самостоятельной работы, несколько комбинированных проверочных работ по усвоению материала учащимися с нестандартными заданиями.
Удобный по технической и логической подаче материал с анимированными слайдами поможет Вам подать материал на высоком методическом уровне, и, надеюсь, займет достойное место в вашей методической копилке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление информации в ЭВМ. Позиционные системы счисления. »
Представление информации в ЭВМ Позиционные системы счисления
Причалов Николай Михайлович
учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №1 р.п.Новоспасское
Цели
образовательная: дать понятие систем счисления, научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные, научить переводить числа из одной системы счисления в другую;
воспитательная: способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества, воспитывать интерес к информатике через исторические факты;
развивающая: способствовать развитию кругозора, развитию аналитического мышления, внимания, памяти, навыков обработки информации.
По завершении изучения темы учащиеся должны :
знать
- правила основных арифметических операций в двоичной СС
понимать
- взаимосвязь математических операций в различных СС
уметь
- выполнять арифметические операции над числами в 2-СС, 8-СС, 16-СС
- применять знания при решении нестандартных примеров
Представление информации в ЭВМ
Двоичная цифра
bit binary digit
1 байт = 8 бит
0 или 1
2 3 бит
1 Кбайт = 1024 байт
1 Мбайт = 1024 Кбайт
2 10 байт
1 байт кодирует 1 символ
Измерение
объемов бумажных носителей
2 20 байт
1 Гбайт =1024 Мбайт
2 30 байт
1 Тбайт = 1024 Гбайт
Измерение объемов внешней памяти
2 40 байт
Выполните действиев 60-ричной СС 2 ч 39 мин + 6 ч 41 мин
9 ч 20 мин
Проверь:
Приведите примеры использования следующих систем счисления
7-ричной 12-ричной 24-ричной 60-ричной 365-ричной
Посчитайте, сколько СС Вы знаете, с какими свободно работаете?
Римскаясистема счисления
Каждый символ (латинская буква) всегда обозначает одно и тоже число, не является позиционной
A - само число q- основание СС a i - цифры данного алфавита n - число целых разрядов числа m - число дробных разрядов числа
A - само число q- основание СС a i - цифры данного алфавита n - число целых разрядов числа m - число дробных разрядов числа
A - само число q- основание СС a i - цифры данного алфавита n - число целых разрядов числа m - число дробных разрядов числа
1101 2
432 5
1 *2 3 + 1 *2 2 + 0 *2 1 + 1 *2 0
4 197 .6 10
4 *5 2 + 3 *5 1 + 2 *5 0
4 *10 3 + 1 *10 2 + 9 *10 1 + 7 *10 0 + 6 *10 -1
Е2 D 4 16
15 *16 3 + 2 *16 2 + 13 *16 1 + 4 *16 0
Свернутая запись числа А = a n-1 a n- 2 … a 1 a 0 a -1 a - 2 … a -m
алгоритм перевода чисел из10-СС вN-ричнуюСС
Единый
1. Разделить нацело десятичное число на N ( N - основание СС в которую переводим) зафиксировать остаток (
2. Если частное не равно 0 , то продолжать делить его на N (см.п.1.). Процесс деления продолжать до тех пор, пока частное не станет равным 0 .
3. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с последнего, в обратном порядке.
Пример 1 : 11 10 = 1011 2
11|2
1 5 |2
1 2 |2
0 1 |2
1 0 , → записываем остатки справа налево, начиная с последнего.
Пример 2:
397 : 8 = 49
Остаток
49:8= 6
5
397 10 =615 8
1
Пример 3:
397:5=79
2
79:5=15
15:5= 3
4
397 10 =3042 5
0
алгоритм перевода чисел из N -ричной СС в 10-СС
Над цифрами числа в N - ричной СС проставляем разряды, начиная с 0 справа налево, далее цифру числа умножаем на основание системы в разряде этой цифры
Единый
3 2 1 0
1011 2 =1*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +1*2 0 =11 10
Самостоятельно :
11010 2 =Х 10
3042 5 =Х 10
2Е4 16 =Х 10
(OCT)Восьмиричная система счисления(8-СС)
числа записываются с помощью 8 цифр:
01234567
Удобства заключаются в том, что переход из 8-СС в 2-СС очень прост: достаточно каждую восьмеричную цифру заменить ее двоичным представлением (двоичной триадой), например 502 8 =Х 2
ВСС
2-СС
8-СС
2-СС
000
000
100
4
0
100
0
4
5
001
101
1
101
5
2
2
010
010
6
110
8 =
3
011
7
111
2
Обратный переход: в двоичной записи числа нужно выделить триады (влево и вправо от десятичной точки) и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой. 101000010.100 2 =502,4 8
Закрепление
Первым трем учащимся, сделавшим правильно работу - 5