kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные формы работы на уроках информатики как средство формирования функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать учителю на урока информатики. (Методика преподавания информатики).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СШ №21»   «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ». Могилевская Юлия Гильфановна МБОУ «СШ №21» Учитель информатики и ИКТ 1 квалификационная категория  Норильск 2020 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СШ №21»

 

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ».

Могилевская Юлия Гильфановна

МБОУ «СШ №21»

Учитель информатики и ИКТ

1 квалификационная категория

Норильск 2020 г.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Как писал Плутарх: «Ум ребенка — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь», поэтому активные методы обучения — это «современное оружие» учителя.

Необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — задача современного учителя.

Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.

Вот в этом и заключается актуальность опыта — «Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики».

Активные формы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активное обучение предполагает внутренне-групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу). Характерные признаки активного обучения:

– активность (физическая, социальная, познавательная);

– инициатива (направленность действий);

– практический опыт;

– обратная связь;

– решение проблем;

– овладение навыками работы в команде.

Физическая активность учащихся заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре (ученики могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и тому подобное).

Социальная активность учащихся проявляется в том, что они инициируют взаимодействие друг с другом, используют разные приемы и технику обмена данными (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. п).

Познавательная активность учащихся проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему, определять способы ее решения, предлагать рекомендации, принимать решения. Опыт показывает, что использование активных форм обучения предоставляет возможности для поиска новых форм и методов работы, для изменения себя, для обучения вместе с учениками. Результатом такого урока является рост интереса учеников, заинтересованность их, изменение атмосферы в классе. Каждый из методов имеет свои преимущества, цели, ограничения.

На уроках информатики использую такие активные методы и приемы: 1.  Мотивация начальной деятельности.  В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.  На начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц ставлю перед учащимися вопросы, с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Интерфейс электронных таблиц».

На уроках информатики использую такие активные методы и приемы:

1. Мотивация начальной деятельности.

В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.

На начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц ставлю перед учащимися вопросы, с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Интерфейс электронных таблиц».

У меня есть ученики, которые являются моими помощниками на уроке и консультантами для учащихся во время практической работы.   Поскольку интерфейс программ компании Microsoft сходный, мои помощники используют методический приём по выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Данный приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы. Далее мои помощники рассказывают о данных в ячейках и о режиме работы в Электронных таблицах.

У меня есть ученики, которые являются моими помощниками на уроке и консультантами для учащихся во время практической работы. Поскольку интерфейс программ компании Microsoft сходный, мои помощники используют методический приём по выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Данный приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы. Далее мои помощники рассказывают о данных в ячейках и о режиме работы в Электронных таблицах.

2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.  На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование.  Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.  Использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку».

2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.

На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование.

Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.

Использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку».

3.Закрепление знаний и умений.  На данном этапе урока стараюсь дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Можно использовать приемы: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю — не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» — материал распределяется по остановкам. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания.  Пример. Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере». Творческий мини – проект. Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, что бы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

3.Закрепление знаний и умений.

На данном этапе урока стараюсь дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Можно использовать приемы: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю — не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» — материал распределяется по остановкам. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания.

Пример. Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере».

Творческий мини – проект. Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, что бы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

Во время создания сайта ученик выступает в роли дизайнера, перед которым стоит задача не только подобрать материал по теме, но и оформить его таким образом, чтобы все было гармонично. Например, создание сайта презентации отеля, небольших гостиниц. Современный способ зарабатывания денег.  Пример. Тема урока: ««Основы сайтостроения».  Ученица 9 «а» класса Чернышова Анастасия создала сайт: «Семь чудес Красноярского края». Для создания сайта была изучена и проанализирована литература, а также подобрана соответствующая информация. Были изучены каскадные таблицы стилей CSS и язык сценариев JAVASCRIPT.   В данном Web-сайте мы постарались рассказать о семи чудесах края и узнать о них больше. Данный сайт можно используется как учебный материал на уроках географии, истории на классных часах для привлечения интереса у детей к родному краю, для просвещения подрастающего поколения и воспитания у детей и подростков ответственности за окружающую среду и чувства гордости за родной край и любви к родине.

Во время создания сайта ученик выступает в роли дизайнера, перед которым стоит задача не только подобрать материал по теме, но и оформить его таким образом, чтобы все было гармонично. Например, создание сайта презентации отеля, небольших гостиниц. Современный способ зарабатывания денег.

Пример. Тема урока: ««Основы сайтостроения».

Ученица 9 «а» класса Чернышова Анастасия создала сайт: «Семь чудес Красноярского края». Для создания сайта была изучена и проанализирована литература, а также подобрана соответствующая информация. Были изучены каскадные таблицы стилей CSS и язык сценариев JAVASCRIPT.

В данном Web-сайте мы постарались рассказать о семи чудесах края и узнать о них больше. Данный сайт можно используется как учебный материал на уроках географии, истории на классных часах для привлечения интереса у детей к родному краю, для просвещения подрастающего поколения и воспитания у детей и подростков ответственности за окружающую среду и чувства гордости за родной край и любви к родине.

Сайт был представлен на школьной научно – практической конференции» (грамота 3 место), в Краевом молодёжном форуме «Научно – технический потенциал Сибири» номинация «Научный конвент» (лауреат), в городском конкурсе технических идей и разработок «Норильские Кулибины» (3 место).

Сайт был представлен на школьной научно – практической конференции» (грамота 3 место), в Краевом молодёжном форуме «Научно – технический потенциал Сибири» номинация «Научный конвент» (лауреат), в городском конкурсе технических идей и разработок «Норильские Кулибины» (3 место).

4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.  Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использую дискуссию, работу в парах, в группах. Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся умения осуществлять целевой поиск сведений и использования для этого различных информационно-аналитических источников; умение использовать средства ИКТ для организации взаимодействия; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.

4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.

Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использую дискуссию, работу в парах, в группах. Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся умения осуществлять целевой поиск сведений и использования для этого различных информационно-аналитических источников; умение использовать средства ИКТ для организации взаимодействия; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации».  В современном мире достаточно большое количество людей занимающихся самозанетостью. В эту группу входят женщины находящиеся в декретном отпуске, многодетные мамы и люди которые просто хотят заработать деньги. Они занимаются кулинарией, изготавливают игрушки, шьют. Они показывают, как можно самому создать вещь не хуже брендовой и при этом презентуют свою работу. На различных сайтах показывают свою продукцию и обучают как делать ее.   В своей работе активно применяю метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.  Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование –процесс создания проекта.  Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации».

В современном мире достаточно большое количество людей занимающихся самозанетостью. В эту группу входят женщины находящиеся в декретном отпуске, многодетные мамы и люди которые просто хотят заработать деньги. Они занимаются кулинарией, изготавливают игрушки, шьют. Они показывают, как можно самому создать вещь не хуже брендовой и при этом презентуют свою работу. На различных сайтах показывают свою продукцию и обучают как делать ее.

В своей работе активно применяю метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование –процесс создания проекта.

Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации». Предлагаю детям создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам: Что бы вы хотели увидеть в России? Какие наиболее интересные маршруты можно разработать по Красноярскому краю? Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в Норильск?   5. Итог урока.  Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Пример: Для подведения итогов урока можно применить метод «Микрофон». Ученикам предлагается закончить предложение «Сегодня, работая на уроке, я понял»…

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации».

Предлагаю детям создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам:

  • Что бы вы хотели увидеть в России?
  • Какие наиболее интересные маршруты можно разработать по Красноярскому краю?
  • Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в Норильск?

5. Итог урока.

Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Пример: Для подведения итогов урока можно применить метод «Микрофон». Ученикам предлагается закончить предложение «Сегодня, работая на уроке, я понял»…

Нетрадиционный урок—это одна из форм активного обучения. Под нетрадиционным уроком понимают импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционный урок предусматривает нетрадиционные: подготовку и проведение урока, структуру урока, взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителем и учащимися, подбор и критерии оценки учебных материалов, методику оценивания деятельности учащихся, анализ урока. В своей работе практикую уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-деловые игры.   Вывод. Существует много активных форм и методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок «изюминку», то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес — то и результат будет намного качественнее.

Нетрадиционный урок—это одна из форм активного обучения. Под нетрадиционным уроком понимают импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционный урок предусматривает нетрадиционные: подготовку и проведение урока, структуру урока, взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителем и учащимися, подбор и критерии оценки учебных материалов, методику оценивания деятельности учащихся, анализ урока. В своей работе практикую уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-деловые игры.

Вывод. Существует много активных форм и методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок «изюминку», то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес — то и результат будет намного качественнее.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список использованной литературы.

  • Вербина О. Ю. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в структуре креативного занятия по информатике / О. Ю. Вербина, Д. Р. Губайдуллина, М. А. Прокопова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015.
  • Карасев В. А. Активизация познавательной деятельности посредством использования интерактивных средств обучения на уроках информатики / В. А. Карасев // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2017.
  • Кольева Н. С. Методика развития познавательного интереса у учащихся на уроках информатики / Н. С. Кольева, А. К. Есембекова // Материалы Международной научно-практической конференции. — 2016.
  • Наприенко Е. В. Активные формы обучения на уроках информатики // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 217-219. — URL https://moluch.ru/archive/181/46704/ (дата обращения: 13.03.2020).
  • Сейдаметова С. М. Игра как активная форма обучения на уроках информатики и ИКТ / С. М. Сейдаметова, С. Н. Романовская // Проблемы педагогики. — 2016.
  • Шулика Н. А. Информационная культура как предмет педагогического осмысления / Н. А. Шулика, Н. П. Табачук, В. А. Казинец // Современные тенденции развития информационной культуры личности студента. — 2017.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Могилевская Юлия Гильфановна

Дата: 24.03.2020

Номер свидетельства: 544030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(58) "tsifrovyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства