Этап | Учитель | Учащиеся |
Организационный момент. | (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя - лингвиста Гюстава Гийома "Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий". (презентация1, слайд1) | Приветствуют учителя. |
2. Актуализация. | К сегодняшнему уроку я просила вас приготовить в Word небольшие таблицы по географии. Одна группа готовила таблицу по рекам материков, другая - по горным вершинам. Выполненные задания вы прислали на мой e-mail. Я проверила ваши работы, некоторые таблицы пришлось поправить. Данный материал послужит нам в качестве информации для выполнения практической работы. С помощью текстового редактора мы можем определить горные вершины с наибольшими высотами или материк с наименьшей площадью. А как вы думаете, сможем ли мы, используя возможности текстового редактора, получить список рек с шириной не менее 50 метров и наличием водопадов, а данные о реках, местах их протекания и наличии водопадов хранятся в разных таблицах? Правильно, в этом случае возможностей текстового редактора может оказаться недостаточно. | Внимательно слушают учителя Предполагаемый ответ: Не сможем. |
3. Целеполагание и мотивация. | Ребята, что такое архивы? Хорошо, какие существуют архивы? Вы уже знаете, что порой такие архивы занимают целые здания, и поиск нужных документов требует значительных усилий. В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных. Итак, тема нашего урока "Базы данных. Система управления базами данных ". Давайте сформулируем цели нашего урока (презентация1, слайд 2). Познакомиться с основными понятиями БД, Познакомиться с основными объектами СУБД, Выполнить практическое задание в системе управления БД по таблицам, заготовленным дома. | Предполагаемый ответ: Исторические архивы, архивы служебных дел, киноархивы, архивы звукозаписей, фотоархивы. Записывают тему урока Формулируют цель урока |
| 2. Новый материал. Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных? Конечно! А какую информацию хранит, например, записная книжка? А библиотечный каталог? В каком виде хранится информация в приведенных примерах? (презентация1, слайд 3) | Предполагаемый ответ: Телефонный справочник, энциклопедия, записная книжка, библиотечный каталог: Информацию о людях (фамилия, имя, телефон и т.д.). Информацию о книгах (название, год издания) В упорядоченном: в записной книжке в алфавитном, в библиотечном каталоге по алфавиту или по области знаний. |
4. Изучение нового материала. | Итак, БАЗА ДАННЫХ - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах (презентация1, слайд 4). Назначение Баз Данных заключается в хранении, поиске большого объема данных. Далее мы будем иметь в виду только компьютерные БД, так как, безусловно, современным средством хранения и обработки БД является компьютер (презентация1, слайд 5). Рассмотрим типы баз данных. По структуре организации данных классификация БД следующая: (презентация1, слайд 6) табличные; иерархические; сетевые; реляционные. | Слушают, делают записи в тетради |
Остановимся на каждом типе БД подробнее Рассмотрим табличную базу данных. Она содержит перечень объектов одного типа. Посмотрите, как будут представлены записная книжка и библиотечный каталог в виде таблицы. Мы видим, что табличная база данных состоит из полей и записей. (презентация1, слайд 7) | |
Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем. Любое поле должно иметь уникальное имя. Поля могут иметь различный тип: строка символов (длиной до 255 символов) вещественное число (с дробной частью) целое число денежная сумма дата, время, дата и время логическое поле (истина или ложь, да или нет) многострочный текст (МЕМО) рисунок, звук или другой объект (объект OLE) Поля могут быть обязательными для заполнения или нет. Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать. (презентация1, слайд 8) | |
Давайте посмотрим конкретный пример - таблицы из вашего домашнего задания. (презентация1, слайд 9) Что в данной таблице является полями и записями, как вы думаете, какого типа они могут быть? (презентация1, слайд 10) Еще одно важное понятие при изучении БД - ключевое поле или просто ключ, значение которого не повторяется у разных записей. Постарайтесь определить могут ли следующие данные быть ключом? (презентация1, слайд 11) | Ответы учащихся |
Иерархическая база данных. Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней. Это База данных, элементы которой организованы по принципу "управления-подчинения". Рассмотрим конкретный пример - объект Рабочий стол, это верхний уровень. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня - папкам дисков и системным папкам. (презентация1, слайд 12) Ребята, какие вы можете привести примеры иерархических БД? Еще один тип базы данных - сетевая база данных. Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом. Например, схема дорог (презентация1, слайд 13) Какие примеры вы можете привести? | Предполагаемый ответ: Генеалогическое древо семьи, доменная система имен подключенных к Интернету компьютеров. Самый яркий пример - Глобальная сеть Интернет. |
По характеру хранимой информации БД являются фактографическими и документальными (презентация1, слайд 14) Пример фактографических БД: Книжный фонд библиотеки, Кадровый состав учреждения. Документальных БД: Законодательные акты в области уголовного права, Современная рок-музыка (презентация1, слайд 15). | Заполняют базу данных по таблицам из домашнего задания |
Итак, перейдем к электронной базе данных. В школьном курсе информатики более подробно изучаются реляционные базы данных, которые состоят из набора взаимосвязанных таблиц, потому что реляционный тип баз данных используется в настоящее время часто и является универсальным (презентация1, слайд 16) Простейшая база данных содержит 1 таблицу, более сложная может состоять из множества таблиц, взаимосвязанных между собой. Значит ваши таблицы из домашнего задания - это простейшая фактографическая реляционная база данных. Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных, выполняя практическую работу на компьютерах. Для того чтобы начать работу с подготовленной БД необходимо программное обеспечение, которое называется СУБД. Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных и Системы управления базой данных. База данных - это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных - это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных. Но прежде чем мы приступим к работе за компьютерами, вспомним ПТБ (презентация1, слайд 17, гиперссылка ПТБ на презентацию 2, слайд 1-7, гиперссылка на презентацию 1 - домик) | |
Практическая работа. Ребята, давайте запустим программу Access 2003: на Рабочем столе ярлык программы - ключик. Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft, (презентация 1, слайд 18) После запуска программы в появившемся окне выбираем Файл Создать (в правом углу Новая база данных), задаем имя файла, в котором будет храниться на компьютере в папке Мои документы ваша БД (например, реки материков), нажимаем Создать (презентация 1, слайд 19) В левой части появившегося окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях. Это такие объекты, как Таблицы - обычные двумерные таблицы. Формы - электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса. Запросы - отбор данных на основании заданных условий. Отчеты - собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать. Модули - служат для автоматизации работы БД. Макросы - так же для автоматизации повторяющихся операций. | Выполняют задания учителя. |
Сегодня мы начнем знакомство с СУБД с первого объекта - Таблицы (презентация 1, слайд 20). В окне Базы данных выбираем создание таблицы путем ввода данных и заполняем таблицу по информации, содержащейся в ваших домашних таблицах. В появившейся таблице нужно переименовать названия полей согласно вашим таблицам (презентация 1, слайд 21) и заполнить записями. Учитель помогает в выполнении работы. | |
5. Первичное закрепление. | Заканчиваем работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все справились. Теперь закройте получившиеся Базы данных, которые будут храниться в виде файла на компьютере. С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях. | Показывают что получилось |
6. Рефлексия. | В качестве рефлексии я предлагаю вам на карточках, которые вы получили, продолжить фразы: Я смогу элементы данных технологий применить на :________________________________________________ Сегодня для себя я :________________________________________________ | |
8. Итог урока | Итак, результаты урока достаточно хорошие, ребята, молодцы, справились со всеми заданиями. | |
9. Домашнее задание. | Объявляет и поясняет домашнее задание. Составить кроссворд по основным понятиям темы (10-15 слов), лучший кроссворд будет реализован в программе Конструктор кроссвордов и опубликован в Интернете | Записывают домашнее задание. |