Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система.
Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система.
Цели урока:
Образовательная – усвоить понятия «система», «иерархия», осознать то, что окружающий мир – это иерархическая система, в которой все элементы связаны между собой.
Воспитательная – сформировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, сотрудничество.
Развивающая – сформировать умения выстраивать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование на уроке:
ПК, проектор
Интерактивная доска.
Карты с текстами для анализа.
Слайды с изображениями.
Видео «От большого взрыва до наших дней за 90 секунд».
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система.»
Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система.
Цели урока:
Образовательная – усвоить понятия «система», «иерархия», осознать то, что окружающий мир – это иерархическая система, в которой все элементы связаны между собой.
Воспитательная – сформировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, сотрудничество.
Развивающая – сформировать умения выстраивать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование на уроке:
ПК, проектор
Интерактивная доска.
Карты с текстами для анализа.
Слайды с изображениями.
Видео «От большого взрыва до наших дней за 90 секунд».
Постановка цели. На экране воспроизводится фильм «История создания мира за 90 секунд» (Приложение № 1). Вопрос: О чем мы будем сегодня говорить? Какова тема урока? (об эволюции, о мире, о развитии Вселенной). Что бы вы хотели узнать на уроке? Что интересное, новое вы хотите унести с собой сегодня?
Актуализация знаний, УУД в начале урока.
На интерактивной доске понятия (Приложение 2):
Атом
Галактика
Животные
Система
Общество
Молекула
Знания
Человек
техника
Растения
Вселенная
планета
Парная работа : каждому учащемуся нужно составить 3 предложения, используя любые из этих слов, прочитать соседу по парте.
Фронтальная работа: перетаскиванием по интерактивной доске выстроить все эти слова в схему.
Вопросы: Почему именно так вы построили схему? Что, по вашему мнению, должно быть в верхней части, в нижней части схемы?
Обсуждение, перестановка элементов.
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто находится вверху иерархии?
А внизу?
Что связывает все эти элементы?
Где в жизни встречается иерархическая структура?
Какое слово из представленных объединяет все остальные?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Объясните, почему человек не на верхушке этой структуры?
В чём различие планеты и звезды?
Предположите, что будет, если убрать из структуры знания?
Согласны ли вы, что человек – «венец природы»? Что это значит?
Могут ли все эти элементы быть равноправными и почему?
Первичное восприятие теоретического учебного материала.
Записать определение:
Иерархия - порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа «дерево».
Разделить учащихся на группы. Родившиеся весной – 1-я группа, летом – 2-я, осенью – 3-я, зимой – 4-я.
Задания для групп:
Приведите примеры подчинения:
в семье
в школе
в государстве
в живой природе
5. Актуализация знаний:
На слайде изображения (приложение 2): двигателя автомобиля, солнечной системы, кровеносной системы человека, системы уравнений.
Ответить на вопросы: Что общего между рисунками? (состоят из элементов), Как называются объекты, состоящие из других объектов? (системы) Что произойдет, если из системы убрать хотя бы 1 элемент? (не будет функционировать).
Вывод: в системе все элементы взаимосвязаны.
Прием «инсерт».
Детям раздается текст (Приложение 3). Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Обсуждение текста. Графит, графен и алмаз – это системы? (Да, так как кристаллические решетки состоят из множества элементов). Составляющие элементы – одни и те же (атомы углерода), почему вещества различные? (в решетке расположены по разному, графит – слоистый, графен – из одного слоя).
Вывод: системы из одних и тех же элементов могут быть разными.
На слайде фамилии всех учеников класса.
Между вами есть формальные(деловые) и неформальные (дружеские) связи.
Формальные коммуникации, связанные с учением, соединяют вас всех в единый коллектив класса, а неформальные группы формируются спонтанно, объединяя людей по интересам и общим качествам личности.
Нарисуйте стрелками на интерактивной доске (Приложение 2) неформальные связи между вами. (дети выходят, находят свое имя, показывают односторонними или двухсторонними стрелками связи с друзьями на графе)
Вывод: элементы в системах могут быть связаны по-разному.
Сформулируем свойства систем.
целостность
связь между элементами
связь с окружающей средой
организованность и др.
Оглянитесь, что вы видите вокруг? (людей, мебель, деревья за окном). Что вы не видите, но это есть вокруг вас? (микроорганизмы, атомы, молекулы, планета Земля, другие планеты, галактики). Значит, мы в разных мирах?
Мир, состоящий из объектов, сравнимых по размеру с человеком, это – макромир. Мегамир – состоит из громадных, по сравнению с человеком, объектов – планеты, звезды, галактики. Мельчайшие, не видимые глазу организмы, вирусы, молекулы веществ – это микромир.
Проблемные вопросы:
как взвесить молекулу? (1 вариант)
как взвесить планету? (2 вариант)
Принимаются самые неожиданные и нестандартные решения.
Поделитесь с соседом по парте. Оцените идею товарища по 10-бальной шкале. Озвучьте самые интересные решения.