kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике (8-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы по информатике и ИКТ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике (8-9 классы)»









































Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы по информатике и ИКТ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.. Данная программа по информатике и ИКТ предназначена для учащихся 8-9 классов основной общеобразовательной школы.

Общая характеристика курса

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.)

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

• систематизировать подходы к изучению предмета;

• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).

2. Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).

3. Проблемные (при изучении всех разделов курса).

4. Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).

5. Метод программированного обучения (при изучении программного обеспечения во всех разделах).

6. Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).

7. Метод проектов

Формы обучения:

Обще-классные формы:

• урок;

• лекция;

• лабораторно-практические занятия;

• зачетный урок;

• урок в форме деловой игры.

Групповые формы обучения:

• групповая работа;

• групповые творческие задания;

• групповая лабораторно-практическая работа.

3. Индивидуальные формы работы в классе и дома:

• письменные работы;

• индивидуальные задания;

• работа с обучающими программами за компьютером.

Контроль на уроках информатики:

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

1. Текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий (на всех уроках курса).

2. Взаимооценка учащимися работ друг друга (при выполнении групповых заданий, на практических работах).

3. Публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных, групповых).

4. Текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников (самостоятельные работы, практические работы, тесты, индивидуальные задания).

5. Итоговый контроль (лабораторные и контрольные работы).

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и лабораторных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические и лабораторные работы оцениваются.



Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю в 8-м классе и 68 учебных часа, из расчёта 2 часа в неделю в 9-м классе.

Содержание тем учебного курса

8 класс (34 час.)

1. Человек и информация – 5 час.

Введение в предмет.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

 связь между информацией и знаниями человека;

 что такое информационные процессы;

 какие существуют носители информации;

 функции языка как способа представления информации;

 что такое естественные и формальные языки;

 как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

2. Первое знакомство с компьютером – 7 час.

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

 правила техники безопасности и при работе на компьютере;

 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

 структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

 типы и свойства устройств внешней памяти;

 типы и назначение устройств ввода/вывода;

 сущность программного управления работой компьютера;

 принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

 назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

 включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

 инициализировать выполнение программ из программных файлов;

 просматривать на экране каталог диска;

 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

 использовать антивирусные программы.

3. Текстовая информация и компьютер – 10 час.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

 способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер – 5 час.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

 какие существуют области применения компьютерной графики;

 назначение графических редакторов;

 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

 строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

5. Технология мультимедиа – 5 час.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».

Учащиеся должны знать:

 что такое мультимедиа;

 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

 основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

 создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

9 класс (68 час.)

Программа 9 класса является логическим продолжением курса информатики 8 –го класса

Повторение курса 8 класса. Правила техники безопасности. 1 час

Назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов.

6. Передача информации в компьютерных сетях – 11 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

 работать с одной из программ-архиваторов.

7. Информационное моделирование – 5 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

 какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

 приводить примеры натурных и информационных моделей;

 ориентироваться в таблично организованной информации;

 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

8. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных .

Учащиеся должны знать:

что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;

 редактировать содержимое полей БД,

 сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

9. Табличные вычисления на компьютере – 11 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы ра-боты с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

 что такое электронная таблица и табличный процессор;

 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

 основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

 графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

 получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

10. Управление и алгоритмы – 9 час

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой

Учащиеся должны знать:

 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

 в чем состоят основные свойства алгоритма;

 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

11. Программное управление работой компьютера – 11 час

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вы-вод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

 основные виды и типы величин;

 назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

 правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

 последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

 работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

 отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

12. Информационные технологии в обществе 4 час

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

 основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

 историю способов записи чисел (систем счисления);

 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

 в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

 регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.



































Учебно-тематический план 8 класс

п/п

Тема (раздел учебника)

Всего часов

теория

практика

Виды и формы контроля

1

1. Человек и информация.

5

4

1

Тематическое тестирование

2

2. Первое знакомство с компьютером

7

5

2

Тематическое тестирование

3

3. Текстовая информация и компьютер

10

5

5

Тематическое тестирование

4

4. Графическая информация и компьютер

5

4

1

Тематическое тестирование

5

5. Технология мультимедиа

5

4

1

Тематическое тестирование


Повторение.

2


2

Итоговый к/т


Итого

34

22

12






Учебно-тематический план

9 класс

п/п

Тема (раздел учебника)

Всего часов

теория

практика

Виды и формы контроля


Повторение

1

1


Входное тестирование

6

6. Передача информации в компьютерных сетях. Медиабезопасность.

11

6

5

Тематическое тестирование

7

7. Информационное моделирование.

5

3

2

Тематическое тестирование

8

8. Хранение и обработка информации в базах данных.

11

7

4

Тематическое тестирование

9

9. Табличные вычисления на компьютере.

11

9

2

Тематическое тестирование

10

10. Управление и алгоритмы.

9

5

4

Тематическое тестирование

11

11. Программное управление работой компьютера.

11

7

4

Тематическое тестирование

12

12. Информационные технологии в обществе. Информационные преступления. Защита информации. Защита авторского права

4

4


Тематическое тестирование


Итоговое повторение

5


5

Итоговый к/т


Итого

68

42

26


















Тематическое планирование, 8 класс

п/п

тема

Всего часов

Элементы содержания

Практические умения

КИМ, используемые ЦОР

Домашнее задание

1. Человек и информация.

5





1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Тб в кабинете информатики

1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; восприятие информации, информация и письменность; что такое естественные и формальные языки основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных

Обучающий тест по ТБ, ЦОР-21-24

Введение, стр 5-8

2

Информация и знания. Восприятие информации

1

1, 26-31

П.1,2, вопросы

3

Информационные процессы.

1

33-36

П.3, вопросы

4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

38-41, 42 -задачи

П.4, вопросы

5

Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»

1

ЦОР-11,42,12

П.1-4, вопросы

2. Первое знакомство с компьютером.

7





6

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

1

Привила техники безопасности при работе на компьютере, базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов памяти компьютера, типы и назначение устройств ввода/вывода

включать и выключать компьютер, объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; использовать антивирусные программы.

ЦОР-44-51

П.5,6,7 , вопросы

7

Характеристики основных устройств компьютера.

1

ЦОР-53-57

П.8, вопросы

8

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО

1

ЦОР 59-61

П.9,10, вопросы

9

Файлы и файловые структуры

1

понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач.

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

ЦОР 65-68

П.11, вопросы

10

Работа с файловой структурой операционной системы.

1

ЦОР 69-72

П.11, вопросы

11

Пользовательский интерфейс.

1

ЦОР 74-81,13, 14

П.12. , вопросы

12

Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером»

1


Записи в тетради

3. Обработка текстовой информации.

10





13

Представление текстов в памяти компьютера.

1

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;






набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; находить информационный объем текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создавать и редактировать текстовый документ;

владеть операциями редактирования и форматирования текста; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.


ЦОР 83-87

П.13, вопросы

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

ЦОР 91-95

П.14,15, вопросы

15

«Основные приемы ввода и редактирования».

1

ЦОР 95-97

П.14,15, вопросы

16

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста.

1

ЦОР 98,99, 104-109

П.14,15, вопросы

17

Буфера обмена. Режим поиска и замены.

1

ЦОР 106-110

П.14,15, вопросы

18

Работа с таблицами.

1

ЦОР 114,118

П.16, вопросы

19

Дополнительные возможности текстового процессора

1

111,116

П.16, вопросы

20

Возможности текстового процессора

1


Записи в тетради

21

Системы перевода и распознавания текста

1



119

П.17, вопросы

22

Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»

1



Контрольное тестирование 15


П.13-17, вопросы

4. Технология обработки графической информации.

5





23

Компьютерная графика и области её применения.

1

способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов; какие существуют области применения компьютерной графики;

создавать и редактировать графические объекты;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.


ЦОР 120,122

П.18, вопросы

24

Технические средства компьютерной графики

1

ЦОР 126-132

П.19, вопросы

25

Кодирование изображения.

1

ЦОР 133-136

П.20, вопросы

26

Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором .

1

141-154

П.21,22, вопросы

27

Векторная графика. Итоговое тестирование «Графическая информация и компьютер»

1

151-153, 135, 9

П.18-21, вопросы

5. Технология мультимедиа.

5





28

Понятие мультимедиа. Технология мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.


настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

156,160,161

П.23,26, вопросы

29

Создание презентации

1

162-170

П.26, вопросы

30

Представление звука в памяти компьютера.

1

157

П.24, вопросы

31

Технические средства мультимедиа

1

158

П.25, вопросы

32

Итоговое тестирование по разделу «Технология мультимедиа»

1

;


«Графика и мультимедиа» 18


П.23-26, вопросы

Повторение.

2





33

Решение задач по теме «Измерение информации».

1




П.1-4, вопросы

34

Итоговое тестирование за курс 8 класса

1




Курс 8 класса







Тематическое планирование, 9 класс

п/п

Раздел, Тема

Всего часов

Элементы содержания

Практические умения

КИМ, используемые ЦОР

Домашнее

задание

Повторение

1





1

Повторение курса 8 класса. Правила техники безопасности

1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов техника безопасности в компьютерном классе

выполнять требования ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ; определять информационного объема текса;


Записи в тетради

6.Передача информации в компьютерных сетях.

11





2

Компьютерные сети.

1

понятие компью­терной сети;

назначение и принципы функ­ционирования локальных и глобальных компьютерных сетей; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение и принципы работы электронной почты;

работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ; работать в браузере; осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера

ЦОР 49-66

П.1 , вопросы

3

Работа в локальной сети

1

ЦОР 53

П.1, вопросы

4

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

1

ЦОР 55-57

П. 2, вопросы

5

Работа с электронной почтой

1

ЦОР 63

П.2, вопросы

6

Интернет. Поиск информации в Интернет.

1

основные протоколы передачи данных;

назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

технология поиска информации в сети Интернет;

создавать простейшие Web-страницы;

ЦОР 67-76

П.3,4, 5 , вопросы

7

Работа с WWW

1

ЦОР 73

П.3, вопросы

8

Поиск информации в Интернет с использованием поисковых систем

1

ЦОР 78

П.4,5, вопросы

9

Создание Web-страницы с использованием Word.

1

ЦОР 79

Записи в тетради

10

Оформление web-страницы.

1

79

Записи в тетради

11

Создание простейшей Web-страницы

1

79

Записи в тетради

12

Итоговое тестирование «Интернет».

1



80

П.1-5, вопросы

7. Информационное моделирование.

5





13

Понятие модели. Графические информационные модели.

1

Что такое модель; основные виды классификации моделей;

основные типы информационных моделей;

основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

приводить примеры натурных и информационных моделей разрабатывать схемы моделирования для любой задачи; строить и исследовать и информационные модели, в том числе на компьютере; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

ЦОР 81-85

П.6, вопросы

14

Табличные модели.

1

87,88

П.8 , вопросы

15

Информационное моделирование на компьютере.

1

90-92, 9

П.9, вопросы

16

Проведение компьютерных экспериментов

1

94

П.9, вопросы

17

Итоговое тестирование «Информационное моделирование».

1

18

П.6-9, вопросы

8. Хранение и обработка информации в базах данных.

11





18

Базы данных и информационные системы.

1

понятие базы данных и ее основных элементов; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются,

технология создание и редактирования баз данных;

технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;

назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; создавать и редактировать базы данных;

заполнять данными созданной структуры и проводить редактирование данных;

создавать и редактировать формы;

осуществлять выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;

реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

реализовывать запросы со сложными условиями выборки

95-98

П.10, вопросы

19

Назначение СУБД.

1

101-106

П.11, вопросы

20

Проектирование однотабличной базы данных.

1

108-109

П.12 , вопросы

21

Создание базы данных на компьютере

1

110-115

П.12, вопросы

22

Условия поиска информации, логические выражения.

1

116-118

П.13, вопросы

23

Формирование простых запросов к БД

1

119-122

П.13, вопросы

24

Логические операции. Сложные условия поиска.

1

123,124

П.14, вопросы

25

Формирование сложных запросов к БД

1

126

П.14, вопросы

26

Сортировка записей, ключи сортировки.

1

127-129

П.15, вопросы

27

Создание запросов на удаление и изменение

1

130

П.15, вопросы

28

Итоговое тестирование «Обработка информации в БД».

1

19,20

П.10-15, вопросы

9.Табличные вычисления на компьютере.

11





29

Двоичная система счисления.

1

типы систем счисления;

системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;

переводить десятичные числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

переводить в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;

создавать структуру ЭТ и заполнять её данными;

редактировать электронную таблицу;

использовать шрифтовое оформление и других операций форматирования;

записывать формулы и использовать в них встроенных функций;

создавать и редактировать диаграммы; создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

133-139

П.16, вопросы

30

Представление чисел в памяти компьютера.

1

142-144

П.17, вопросы

31

Электронные таблицы.

1

147-156

П.18, вопросы

32

Работа с готовой ЭТ

1

151-161,153

П.18,19, вопросы

33

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

1

163-168

П.20,22, вопросы

34

Использование функций. Сортировка таблиц.

1

170, 171

П.21, вопросы

35

Логические функции.

1

176,177

П.21,22, вопросы

36

Деловая графика.

1

172,173

П.21, вопросы

37

Построение диаграмм

1

175,179

П.21, вопросы

38

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

1

181-184, 11

П.23,24, вопросы

39

Итоговое тестирование «Табличные вычисления».

1

21, 22

П.16-23, вопросы

10. Управление и алгоритмы.

9





40

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;

структура замкнутой и разомкнутой систем управления;

назначение алгоритма и его определение; какова роль алгоритма в системах управления

структура основных алгоритмических конструкций;

представление алгоритма в виде блок-схемы;

основные стадии разработки алгоритма; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов;

работать в среде учебного исполнителя;

при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

193,194

П.27, вопросы

41

Построение линейных алгоритмов

1

197-199

П.27, вопросы

42

Управление и кибернетика Управление с обратной связью. Использование циклов.

1

187-191,214

П.25,26,30, вопросы

43

Работа с циклами

1

214-218

П.30, вопросы

44

Ветвления.

1

226-230

П.31, вопросы

45

Использование ветвлений

1

229-234

П.31, вопросы

46

Вспомогательные алгоритмы

1

205-207

П.29, вопросы

47

Использование вспомогательных алгоритмов

1

209-212

П.29, вопросы

48

Тестирование «Алгоритмизация».

1

23,24

П.27-31, вопросы

11.Программное управление работой компьютера.

11





49

Алгоритмы работы с величинами.

1

основные виды и типы величин; назначение языков программирования;

алфавит языка программирования Pascal;

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; отлаживать и исполнять программы в системе программирования, разрабатывать и записывать на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;

236-239

П.32,33, вопросы

50

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

241-248

П.33,35, вопросы

51

Разработка линейных программ

1

объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);

основные типы данных и операторы языка Паскаль;

определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;

владеть основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, выводить элементы массива в требуемом виде


250

П.34,35, вопросы

52

Оператор ветвления.

1

251-257

П.36, вопросы

53

Разработка программ с ветвлением

1

258,265

П.36,37,38, вопросы

54

Логические операции.

1

263-264

П.37,38, вопросы

55

Циклы на языке Паскаль.

1

267-269

П.39, вопросы

56

Циклы в Паскале

1

270

П.39, вопросы

57

Одномерные массивы в Паскале.

1

281-288

П.41, вопросы

58

Обработка одномерных массивов

1

284

П.41,42,43, вопросы

59

Тестирование «Программное управление работой компьютера».

1

25,26

П.31-43, вопросы

12. Информационные технологии в обществе.

4





60

Предыстория информационных технологий.

1

характерные черты информационного общества и информационной культуры человека; характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;

различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;

296-3-1

П.44,45, вопросы

61

История ЭВМ и ИКТ.

1

303-316

П.45,46,47, вопросы

62

Основы социальной информатики. Защита информации

1

проблемы информационной безопасности;

правовые аспекты охраны программ и данных;

защита информации, авторское право

определять основные компоненты информационной культуры человека;

318-322, 14

П.47,48,49, вопросы

63

Итоговое тестирование «Информационные технологии в обществе».

1

28

П.44-49, вопросы

Итоговое повторение.

5





64,65

Повторение темы «Компьютерные сети».

2




П.1-5, вопросы

66

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».

1


П.32-43

67,68

Повторение темы «Базы данных».

Итоговый контрольный тест за курс основной школы

2


П.10-15

























Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект для учащихся

8 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar

7. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

8. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

9. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

10. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

11. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  3. Колонки (рабочее место учителя).

  4. Проектор.

  5. Лазерный принтер черно-белый.

  6. Сканер.

  7. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows 7

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционных систем).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционных систем).

  7. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  8. Антивирусная программа

  9. Программа-архиватор WinRar.

  10. Клавиатурный тренажер Stamina

  11. Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint , электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  12. Система программирования TurboPascal.




11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по информатике (8-9 классы)

Автор: Баева Галина Николаевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа 7 классы по информатике"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_7_klassy_po_informatike"
    ["file_id"] => string(6) "586573"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1631459320"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа 8 класс информатика"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_8_klass_informatika"
    ["file_id"] => string(6) "586574"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1631459521"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа 9 класс информатика"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_9_klass_informatika"
    ["file_id"] => string(6) "586575"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1631459636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа 5 класс"
    ["seo_title"] => string(29) "rabochaia_programma_5_klass_6"
    ["file_id"] => string(6) "636473"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1694459861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа 5 класс 18 ч.  Л.Л. Босова ФГОС "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-5-klass-18-ch-l-l-bosova-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "121137"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413895344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства