Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире информатики» общеинтеллектуального направления для учащихся 5 класса»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Началовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Согласовано
с заместителем директора по ВР
__________ И.В. Гриздренко
«___» __________ 2021 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ Началовская СОШ
___________ А.В. Олейник
Приказ № «» сентября 2021 г.
Программа
внеурочной деятельности
курса «В мире информатики»
общеинтеллектуального направления
для учащихся 5 класса
Составитель:
Ковалев Е. В.,
учитель физики и информатики
п. Начало
2021 г
Планируемые результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование первых представлений о программированиии освоение начальных навыков программирования.
Содержание курса
Содержание учебного курса представлено подборкой логических и алгоритмических задач по информатике.
В процессе работы используется следующее издание:
Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г.Занимательные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Сборник задач является дополнительным компонентом учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5 классов. Здесь содержатся логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.
Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях.
Табличный способ решения логических задач
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Решение алгоритмических задач
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Выявление закономерностей
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
Решение логических задач путем рассуждений
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
Решение комбинаторных задач
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Разработка выигрышных стратегий
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
Примечание
1
ТБ в кабинете информатики. «Веселая разминка» (простые задачи)
1
2
Закономерности
2
3
Упорядочение
2
4
Взаимно однозначное соответствие
2
5
Задачи о лжецах
2
6
Логические выводы
2
7
Задачи о переправах
2
8
Задачи о разъездах
2
9
Задачи о переливаниях
2
10
Задачи о взвешиваниях
2
11
Комбинаторные задачи
4
12
Круги Эйлера
2
13
Арифметические задачи
2
14
Системы счисления
4
15
Игровые стратегии
2
16
Лингвистические задачи
2
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Название темы занятия
Дата
по плану
Дата по факту
Примечание
1
ТБ в кабинете информатики. «Веселая разминка» (простые задачи)