цикла _____________________ Приказ № ____от_________
___________В.С.Иванова
Протокол № ___от _______
Рабочая программа педагога
Дворцовой Оксаны Сергеевны
Информатика 9 класс
Харашибирь
2018-2019 учебный год
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 9 класса
2 часа в неделю в 9 классе по учебному плану, учебник «Информатика » 9 кл., под ред. Л.Л.Босова
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (9 класс)
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 9 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Цели и задачи:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание учебного курса 9 класса
1. Моделирование и формализация (11 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
2. База данных как модель предметной области (6 ч.)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных.
Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
3. Логические основы построения компьютера (9 ч.)
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
4. Алгоритмизация и программирование (14 часов)
Что такое алгоритм управления, его роль в системе управления; основные свойства алгоритма;способы записи алгоритмов: блок-схемы; учебный алгоритмический алгоритм; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритмов. Графический учебный исполнитель. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Программирование линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов.
5. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
6. Математические основы информатики (9 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
7. Коммуникационные технологии (7 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
8. Обработка текстовой информации (4 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
9. Компьютерные презентации (4 ч.)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж. Управляющие кнопки. Способы создания гиперссылок.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
Создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения, управляющие элементы, гиперссылки.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на70 ч.
Содержание учебного предмета
Распределение часов по темам в основном курсе «Информатика и ИКТ» (70 ч)
№
Тема
Количество часов
9 класс
1
Моделирование и формализация
11 ч.
2
База данных как модель предметной области
6 ч.
3
Логические основы построения компьютера
9 ч.
4
Алгоритмизация и программирование
14 ч.
5
Обработка числовой информации в электронных таблицах
6 ч.
6
Математические основы информатики
9 ч
7
Коммуникационные технологии
7 ч
8
Обработка текстовой информации
4 ч.
9
Компьютерные презентации
4 ч.
Всего:
70 ч
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса – «Информатика 9» учащиеся должны
Знать:
устройства компьютера, памяти
что такое компьютерная сеть
название основных видов услуг глобальных сетей;
разницу между локальными и глобальными сетями;
что такое Интернет; какие возможности предоставляются пользователю;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей;
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы.
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются;
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы;
какие типы данных заноситься в электронную таблицу;
основные функции, используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора;
что такое кибернетика: предмет и задачи науки;
сущность кибернетической схемы управления;
что такое алгоритм управления, его роль в системе управления;
основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы; учебный алгоритмический алгоритм;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
назначение вспомогательных алгоритмов;
основные виды и типы величин
назначение языков программирования;
последовательность выполнения программ;
основные этапы развития средств работы с информацией;
историю способов записи чисел;
основные этапы развития ЭВМ и программного обеспеченья;
какие правовые нормы должен соблюдать пользовательинформационных ресурсов.
Уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети;
осуществлять прием-передачу электронной почты;
организовывать поиск информации в БД;
просматривать web-страницы с помощью браузера;
редактировать содержимое в БД;
работать с одной из программ – архиваторов;
сортировать записи БД по ключу;
создавать интерактивные презентации;
редактировать, форматировать текстовый документ;
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»: а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер– позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации– наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Управляемые компьютером устройства– дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Список основной литературы:
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
Информатика, учебник 9 класса под ред. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,2015г.
Список дополнительной литературы:
Информатика и ИКТ, учебник для 8-9 класса под ред. Н.В. Макаровой, 2009г.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Информатика ТЕСТ по теме «Алгоритмы и исполнители» Вариант 1.
Выберите правильный ответ в заданиях
1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …» а) нумерованный список б) любая последовательность команд в) команды, которые может выполнить человек или компьютер г) конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
2. Что можно считать алгоритмом? (Может быть несколько правильных ответов!)
а) инструкцию по использованию DVD-плеера или мобильного телефона б) список учеников класса в) кулинарный рецепт г) перечень обязанностей дежурного по классу
3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритмов, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются ….» а) рисунки б) списки в) геометрические фигуры г) формулы
4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения …. а) начала и конца алгоритма б) ввода или вывода данных в) принятия решения г) выполнения действия
5. Расставьте действия в нужном порядке
Алгоритм «Посадка дерева»
а) Поставить лопату и лейку на место б) Взять лопату и саженец с) Посадить саженец в ямку д) Выкопать ямку е) Взять лейку с водой и полить саженец ж) Засыпать ямку
6. Что представляет собой компьютерная среда программы Калькулятор? а) набор кнопок с цифрами и знаками математических действий б) набор кнопок (пиктограмм) с буквами и знаками действий с) набор кнопок (пиктограмм) с буквами и цифрами д) набор кнопок (пиктограмм) – инструментов для рисования
7. Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется…. а) линейным б) ветвлением в) циклическим
8. Алгоритм, записанный на специальном языке, понятном компьютеру, - на языке программирования, называется… а) компьютерная среда б) программа с) система команд исполнителя д) блок-схема
Информатика ТЕСТ по теме «Алгоритмы» Вариант 2.
Выберите правильный ответ в заданиях
1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …» а) нумерованный список б) любая последовательность команд в) команды, которые может выполнить человек или компьютер г) конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
2. Что можно считать алгоритмом? (Может быть несколько правильных ответов!)
а) инструкцию по использованию музыкального центра б) телефонный справочник в) схема движения поездов метро г) перечень обязанностей дежурного по классу
3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма называется…» а) рисунок б) план в) блок-схема г) чертеж
4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения …. а) начала и конца алгоритма б) ввода или вывода данных в) принятия решения г) выполнения действия
5. Расставьте действия в нужном порядке
Алгоритм «Пришивание пуговицы»
а) Положить иголку и ножницы на место б) Отрезать нитку подходящего цвета с) Взять рубашку д) Вдеть нитку в иголку
е) Пришить пуговицу ж) Взять иголку и ножницы з) Подобрать подходящую пуговицу
6. Что (кто) из перечисленного может выполнять алгоритмы? (Несколько правильных ответов)
а) человек б) компьютер с) группа людей д) какое-нибудь техническое устройство (робот)
7. В линейном или последовательном алгоритме…
а) команды выполняются однократно, одна за другой б) некоторая группа команд выполняется многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие с) команды могут выполняться однократно, многократно или ни разу, в зависимости от выполнения некоторого условия
8. Алгоритм, записанный на специальном языке, понятном компьютеру, - на языке программирования, называется… а) компьютерная среда б) программа с) система команд исполнителя д) блок-схема
Вопрос №1: Текстовый редактор - программа, предназначенная для...
создания, редактирования и форматирования текстовой информации
работы с изображениями в процессе создания игровых программ
управление ресурсами ПК при создании документов
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
Вопрос №2: В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:
"слово"
"абзац"
"страница"
"текст"
Вопрос №3: Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:
задаваемыми координатами
положением курсора
адресом
положением предыдущей набранной букве
Вопрос №4: Курсор - это
устройство ввода текстовой информации
клавиша на клавиатуре
наименьший элемент отображения на экране
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры
Вопрос №5: При наборе текста одно слово от другого отделяется:
точкой
пробелом
запятой
двоеточием
Вопрос №6: В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
Гарнитура, размер, начертание
Отступ, интервал
Поля, ориентация
Стиль, шаблон
Вопрос №7: Меню текстового редактора - это:
часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране
информация о текущем состоянии текстового редактора
Вопрос №8: Редактирование текста представляет собой:
Выберите один из вариантов ответа:
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
Вопрос №9: Какие бывают виды форматирования? (Возможно несколько вариантов ответа).
Символа
Книги
Бумаги
Абзаца Правописания
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Тема
Всего
часов
Дата проведения
Корректировка
Знания, умения и навыки
Формы организации учебных занятий
Виды контроля
1. Моделирование и формализация (11 ч.)
1
Инструктаж по технике безопасности. Повторение по теме: Информация и её свойства
1
Правила поведения и инструкции по технике безопасности на рабочем месте, в компьютерном классе. Повторить свойства информации.
Повторение материала.
Устный опрос
2
Модели и моделирование
1
Различать натурные и информационные модели, знать этапы моделирования
Ознакомление с новым материалом.
Устный опрос
3
Самостоятельная работа по теме:
Модели. Классификация моделей.
1
Различать натурные и информационные модели, знать этапы моделирования
Закрепление материала
тестирование
4
Практическая работа по теме: Информационные модели
Уметь строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
Закрепление материала
Практическая работа
5
Знаковые модели
1
Уметь строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
Лекция, демонстрация
Фронтальный опрос
6
Графические информационные модели
1
Уметь преобразовывать объект из одной формы представления 6информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
Лекция, демонстрация
Самостоятельная работа
7
Практическая работа в т.р. Word:«Создание графических моделей»
1
Уметь создавать графические модели. Выполнять схемы, чертежи, эмблемы в т.р. Word
Практическая работа
Самостоятельная работа
8
Табличные информационные модели.
1
Уметь строить табличные модели
Лекция, демонстрация
тестирование
9
Практическая работа по теме:
Таблицы объект-объект
1
Уметь строить табличные модели в т.р. Word по схеме: объект-объект
Практическая работа
Самостоятельная работа
10
Практическая работа по теме:
Таблицы объект-свойство
1
Уметь строить табличные модели в т.р. Word по схеме: объект-свойство
Практическая работа
Самостоятельная работа
11
Самостоятельная проверочная работа по теме: Информационные модели.
1
Различать натурные и информационные модели, знать этапы моделирования
Самостоятельная работа
тестирование
2. База данных как модель предметной области (6 ч.)
12
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных
1
Знать что такое БД, типы БД, области применения
Лекция, демонстрация
тестирование
13
Создание однотабличной базы данных.
1
Уметь создавать однотабличные базы данных;
Демонстрация, объяснение, прак. работа.
фронтальный опрос, заполнение таблицы
14
Создание базы данных: «Наш класс»
1
Уметь осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Демонстрация, объяснение , прак. работа
Практическая работа
15
Формы и отчёты в базах данных.
1
Уметь создавать формы и отчёты в приложении Access. Знать интерфейс СУБД.
Демонстрация, объяснение , прак. работа
Практическая работа
16-17
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа
2
Уметь работать с готовой БД
Самостоятельная проверочная работа по теме6 Базы данных
тестирование
3. Логические основы построения компьютера (9 ч.)
18
Алгебра логики. Логические операции
1
Знать основные формы мышления, что называют простым и сложным высказыванием.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
19
Логические операции. Построение таблиц истинности.
1
Познакомить с основными понятиями формальной логики. Дать понятия логические выражения и логические операции. 20Правило построения таблиц истинности.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Фронтальный опрос
20
Равносильные логические выражения.
1
Что называют равносильными выражениями. Уметь доказывать равносильность логических выражений.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Решение задач
21
Составление таблиц истинности для логических выражений
1
Уметь строить таблицы истинности для логических выражений.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Решение задач
22
Самостоятельная проверочная работа по теме:Основы логики.
1
Уметь работать с таблицами истинности логических выражений.
Урок контроля и оценки знаний
Тестирование, контрольная работа
23
Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
1
Уметь упрощать логические выражения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Решение задач
24
Логические элементы компьютера.
1
Знать условное обозначение логических элементов: конъюнктор, дизъюнктор, инвертор
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Устный опрос
25
Логические элементы и логические устройства компьютера.
1
Уметь строить логические схемы, находить сигнал на выходе, находить логическое выражение по логической схеме, по таблице истинности.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Решение задач
26
Контрольная работа по теме: Алгебра логики.
1
Проверить основные ЗУН
Урок закрепления и проверки знаний
Контрольная работа
4. Алгоритмизация и программирование (14 часов)
27
Алгоритмы. Свойства алгоритмов.
1
Сформировать представление об алгоритме.
Познакомить с разными способами представления алгоритма. Научить изображать алгоритм в виде блок-схемы
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
28
Линейный алгоритм.
Разветвляющийся алгоритм.
1
Сформировать представление о линейном алгоритме
Сформировать представление о разветвляющемся алгоритме. Уметь строить алгоритмы с последующей детализацией шагов для алгоритмов типа ветвление.
ознакомление с новым материалом
устный опрос
29
Примеры разветвляющихся алгоритмов. Чертёжник.
1
Уметь приводить примеры разветвляющихся алгоритмов, представлять алгоритм в виде блок-схемы. Составлять пошаговый алгоритм построения фигур в программе Чертёжник.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Практическая работа в программе Чертёжник
30
Циклический алгоритм.
1
Сформировать представление о циклическом алгоритме, уметь строить алгоритмы с последующей детализацией шагов для циклического алгоритма .
Комбинированный урок
устный опрос, практическая работа в т.п. Word
31
Самостоятельная работа по теме: Алгоритмы.
1
Знать свойства алгоритмов, формы представления алгоритмов, понятие алгоритм.
Урок проверки знаний и умений
Тестирование
32
Примеры циклических алгоритмов.
1
Уметь строить алгоритмы с последующей детализацией шагов для циклического алгоритма , приводить примеры циклических алгоритмов.
Закрепление материала
фронтальный опрос
33
Системы управления.
Наука кибернетика. Управление и алгоритмы.
1
Знание возникновения кибернетики, управления, алгоритма управления. Знание обратной связи, модели управления с обратной связью.
Ознакомление с новым материалом
фронтальный опрос
34
Общие сведения о языке программирования Паскаль
1
Знать служебные слова языка Паскаль, типы данных , структуру программы на языке Паскаль.
Ознакомление с новым материалом
фронтальный опрос
35
Организация ввода и вывода данных.
Операторы ввода и вывода данных.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
36
Программирование линейных алгоритмов.
1
Знать типы данных. Уметь составлять программу для линейного алгоритма.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
37
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
1
Уметь составлять программу для разветвляющегося алгоритма.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
38
Программирование циклических алгоритмов.
1
Уметь составлять программу для циклического алгоритма.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
39
Одномерные массивы целых чисел.
1
Знать описание массива, заполнение массива, последовательный поиск и сортировка массива.
Ознакомление с новым материалом
Решение задач
40
Контрольная работа: Программирование на языке Паскаль.
Проверить основные ЗУН
Урок контроля и оценки знаний
Контрольная работа
5. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)
41
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.
1
Знать основные сведения о ЭТ, структуре ЭТ, типов данных в ячейках, режимах работы
Лекция, демонстрация, объяснение практической работы
Устный опрос
42
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
1
Уметь записывать формулы, знать способы записи ссылок
Лекция, демонстрация, практич.работа
Устный опрос, практическая работа
43
Встроенные функции. Логические функции.
1
Уметь пользоваться встроенными функциями, уметь применять логические функции
Лекция, демонстрация, практич.работа
Практическая работа
44
Сортировка и поиск данных.
1
Уметь применять сортировку
Лекция, демонстрация, практич.работа
Практическая работа
45
Построение диаграмм и графиков.
1
Уметь строить графики и диаграммы разных типов
Лекция, демонстрация, практич.работа
Практическая работа
46
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.
1
Уметь работать с готовой ЭТ, вносить в нее изменения
Самостоятельная работа
Тестирование
Математические основы информатики (9 часов)
47
Системы счисления.
1
Знание определения, понятие с/счисления, виды систем счислений.
Усвоение новых знаний
устный опрос
48-49
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления.
2
Алгоритм (правило) перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую с.с.
Усвоение новых знаний
фронтальный опрос, решение задач
50-51
Перевод десятичных чисел в другие системы счислений с основанием q=8, 16.
2
Алгоритм (правило) перевода чисел из десятичной позиционной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счислений.
Усвоение новых знаний
фронтальный опрос, решение задач
52
53
Арифметика двоичных чисел.
Арифметические операции в восьмеричной и шестнадцатеричной с.с.
1
1
Знать правило сложения, вычитания, умножения, деления в позиционных системах счисления.
Усвоение новых знаний
фронтальный опрос, решение примеров
54
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную с.с. и обратно.
1
Алгоритм (правило) перевода чисел из двоичной позиционной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счислений и обратно
Усвоение новых знаний
фронтальный опрос, решение примеров
55
Итоговая контрольная работа по теме: системы счисления
1
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении заданий самостоятельно.
Проверка ЗУН
Контрольная работа
7. Коммуникационные технологии (7часов)
56
Локальные и глобальные компьютерные сети
1
Знать основные топологии сетей, уметь различать сети по характеристикам
Усвоение новых знаний
фронтальный опрос
57
Как устроен Интернет.
1
Знать, что такое IP-адрес компьютера
Усвоение новых знаний
Устный опрос
58
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
1
Знать доменную систему имен в Интернет, протоколы данных
Комбинированный урок
фронтальный опрос, тестирование
59
Всемирная паутина. Файловые архивы.
1
Уметь проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций
Понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе в Интернет
Комбинированный урок
устный опрос, практическая работа
61
Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
1
Знать современные услуги электронной коммерции, уметь пользоваться электронными энциклопедиями и словарями.
Усвоение новых знаний
Устный опрос
62
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.
1
Уметь работать с поиском информации в WWW, уметь определять скорость передачи и количество переданной информации при помощи КС
Самостоятельная работа
Тестирование
8. Обработка текстовой информации (4 ч.)
63
Приложение и документ. Прикладная программа Word.
1
Освоить основные действия с файлами.
Научить работать с папками. Закрепить умения учащихся работать с файлами и папками. Сформировать представление о приложении и документе и о технологии работы с ними. Научить работать в различных приложениях и переключаться между ними.
Комбинированный урок
устный опрос, практическая работа в т.п. Word
64
Интерфейс прикладных сред.
Роль и назначение прикладной среды.
1
Знать роль приложений и документов в среде Windows. Сформировать представление о среде текстового процессора.
Комбинированный урок
устный опрос, практическая работа в т.п. Word
65
Создание и форматирование текстового документа.
1
Научить технологии создания и редактирования текста.
Сформировать представление о среде текстового процессора. Познакомить с основными понятиями форматирования текстового документа. Научить технологии форматирования текстового документа.
Закрепить понятие «форматирование», представить документ в виде совокупности объектов. Освоение технологии оформления списка, многоколоночного текста, колонтитула
Комбинированный урок
устный опрос, практическая работа в т.п. Word
66
Проверочная итоговая самостоятельная работа по теме: Редактирование и форматирование документа.
1
Закрепить понятие «форматирование», представить документ в виде совокупности объектов. Провести обобщение технологических приемов работы с объектами. Освоить технологию работы с графическими объектами.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
тестирование
9. Компьютерные презентации ( 4 ч.)
67
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии
1
Знать понятия мультимедиа технология и компьютерная презентация, уметь разрабатывать презентацию.
Комбинированный урок
Прак. работа
68
Анимация. Интерактивная презентация.
1
Уметь применять фон, выполнять вставку объектов, применять анимацию
ознакомление с новым материалом
Устный опрос, прак. работа
69
Использование анимации в презентации. Графические примитивы на слайдах.
1
Создание презентации с использованием ресурсов сети интернет.