Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»
АДМИНИСТРАЦИЯ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей технологического цикла
__________________
/Г.Н. Павлова/
Протокол № 1 от « »
2019 г.
«Рекомендовано
к использованию»
Зам по УВР
ГБОУ СОШ№6
___________________
/Л.В. Пляскина/
«____»_________
2019 г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №6
___________________
/В.В. Лебедев/
Приказ № от « »
2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
8 класс
Составила: учитель информатики высшей квалификационной категории Г.Н. Павлова
2019‑2020 уч.год
Санкт‑Петербург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно‑тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение следующихцелей:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
1.2. Нормативно-правовые документы
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 8-11 классов) (далее – ФКГОС);
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных ностановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 No 345;
распоряжения Комитета по образованию от 03.04.2019 No 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
письмо Комитета по образованию от 10.04.2019 N 03-28-2905/19-0-0 "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год
1.3. Сведения о программе
Данная рабочая программа по информатике определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно‑методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
1.5. Информация о внесенных изменениях
В программу существенных изменений не внесено. Настоящая программа учитывает особенности 8 класса.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ‑компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5‑го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в V‑IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
2) базовый курс в VII‑IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
3) углубленный курс в VII‑IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два
часа в неделю, всего 105 часов).
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в V‑IX классах.
1.7. Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитан на 2 учебный часа в неделю (68 часов год)
1.8. Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9. Технологии обучения
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах . Учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5‑го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 клас-
сов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта и даёт возможность помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно-важных компетенций:
ценностно-смысловая компетенция,
общекультурная компетенция,
учебно‑познавательная компетенция,
информационная компетенция,
коммуникативная компетенция,
социально-трудовая компетенция,
компетенция личностного самосовершенствования.
Данные компетенции формируются через УУД. Ожидаемые результаты в конце 8 класса:
Личностные
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безо-пасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:
владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование — предвосхищение результата; контроль — интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение читать. таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами—линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблица, схема, график, диаграмма, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1.11. Требования к уровню подготовки учащихся по информатике
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. П .);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
1.12. Виды и формы контроля
Согласно уставу ГБОУ СОШ №6 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля может быть:
практическая работа,
тестирование;
доклады, рефераты, сообщения (по желанию);
результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся (по желанию);
рефлексия.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
введение в информатику;
алгоритмы и начала программирования;
информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Тематическое планирование
№ Названия разделов
Всего
Практических работ
Контрольных
работ (в т.ч.
практических
1 Математические основы информатики
26
6
2
2 Основы алгоритмики
25
7
1
3 Начала программироания
17
8
2
ИТОГО
68
21
5
Календарно‑тематическое планирование
Тема
Подтема (название урока)
Временные ресурсы (количество часов)
Содержание
(что планируется изучать)
Методы (действия учащихся)
Источники
Самостоятельная работа
Планируемые сроки
Введение
1 Цели изучения курса информатики. Техника
безопасности и организация рабочего места.
1
информатика;
ИКТ;
информационное общество
техника безопасности и организация рабочего места.
Анализ презентации, решение упражнений
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
Введение.
§1 презентация
«Введение»;
плакат «Техника безопасности».
2 Актуализация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы»
1
информация;
сигнал (непрерывный, дискретный);
виды информации;
свойства информации.
информационные процессы;
информационная деятельность;
сбор информации;
обработка информации
Анализ презентации, решение упражнений № 1-9
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
презентация «Информационные процессы»
3 Актуализация изученного материала по теме «Компьютер»
1
компьютер;
персональный компьютер;
программа;
программное обеспечение;
файл;
каталог;
пользовательский интерфейс;
индивидуальное информационное пространство
Анализ презентации, решение упражнений № 10-14
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса презентация «Компьютер»
Математические основы информатики
4 Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления
1
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа.
Анализ презентации, решение упражнений № 15-22
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.1. , презентация «Системы счисления»
5 Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел.
1
Анализ презентации, решение упражнений № 23-37,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.1. , презентация
6 Двоичная система счисления.
1
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
двоичная арифметика
Анализ презентации, решение упражнений № 44-49,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса §1.1.2.
презентация «Системы счисления»
С помощью виртуальной лаборатории
«Цифровые весы» самостоятельно изучить метод разностей
7 Восьмеричная система счисления.
1
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
Анализ презентации, решение упражнений № 50
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.3. , презентация «Системы счисления»
познакомиться с анимациями «Схема Горнера»
и / или «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16»
8 Шестнадцатеричные системы счисления.
1
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
шестнадцатеричная система счисления
Анализ презентации,решение упражнений № 51, 53-5,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.4. 4, презентация «Системы счисления»
9
Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
1
Решение упражнений № 38-43, работа с интерактивным задачником (раздел «Системы счисления») в
режиме тренировки
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.1. презентация «Системы счисления»
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
1
Анализ презентации, решение упражнений №52
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.5. , презентация «Системы счисления» ;
Работа с контрольным модулем
«Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления
чисел».
11 Двоичная арифметика
1
Двоичная арифметика;
Анализ презентации, решение упражнений № 55-57 ,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.1.6. , презентация
12 Решение задач по теме «Системы счисления». Проверочная работа
1
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
шестнадцатеричная система счисления
Анализ презентации, решение упражнений № 58-60, 61, проверочная работа
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса §1.1.
, презентация «Программное обеспечение компьютера»
13 Представление целых чисел в компьютере
1
ячейка памяти;
разряд;
беззнаковое представление целых чисел;
представление целых чисел со знаком.
Анализ презентации, решение упражнений № 62-64 проверочная работа с использованием с интерактивного задачника
(раздел «Системы счисления») в режиме зачета
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
,§1.2.1. презентация «Представление информации в компьютере »
самостоятельно познакомиться с информационным модулем
«Дополнительный код. Алгоритм получения дополнительного кода
отрицательного числа».
14 Представление вещественных чисел в компьютере
1
ячейка памяти;
разряд;
представление вещественных чисел;
формат с плавающей запятой;
мантисса;
порядок.
Анализ презентации, решение упражнений № 65-67,тест по теме «Системы счисления»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.2.2. , презентация «Представление информации в компьютере »
Работа с информационным модулем «Числа с
фиксированной и плавающей запятой» и интерактивным задачником (раздел
«Представление чисел») в режиме тренировки
15
Представление текстов в компьютере
1
информация;
алфавит, мощность алфавита;
равномерное и неравномерное кодирование;
информационный вес символа алфавита;
информационный объѐм сообщения;
единицы измерения информации
Анализ презентации
решение упражнений № 68-73
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса §1.2.2.
16 Представление графических изображений в компьютере
1
пиксель;
пространственное разрешение монитора;
цветовая модель RGB;
глубина цвета;
видеокарта;
видеопамять;
видеопроцессор;
частота обновления экрана.
Решение упражнений № 74-75
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.2.2
17 Проверочная работа по теме «Представление информации в компьютере»
1
информация;
алфавит, мощность алфавита;
равномерное и неравномерное кодирование;
информационный вес символа алфавита;
информационный объѐм сообщения;
единицы измерения информации
монитора;
цветовая модель RGB;
глубина цвета;
видеокарта;
видеопамять;
видеопроцессор;
частота обновления экрана.
Проверочная работа по теме «Представление информации в компьютере»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса §1.2.,
Создание табличных моделей
18 Элементы алгебры логики. Высказывание.
1
алгебра логики;
высказывание;
логическая переменная;
логическое значение;
логическая операция;
конъюнкция;
дизъюнкция;
отрицание.
Анализ презентации,
Практическая работа заданий
№ 76-77 тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в
памяти компьютера»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.3.1. презентация «Элементы алгебры логики»
Работа с информационным модулем
«Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические
операции».
19
Логические операции.
1
Анализ презентации, Практическая работа задание № 78-82.,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.3.2. презентация
Работа практическим модулем
«Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском
языке».
20
Построение таблиц истинности для логических выражений
1
логическая переменная;
логическое значение;
логическая операция;
конъюнкция;
дизъюнкция;
отрицание;
таблица истинности.
Анализ презентации, выполнение № 6, 7 и 11
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.3.3. , презентация «Элементы алгебры логики»
21
Свойства логических операций.
1
логическая переменная;
логическое значение;
логическая операция;
конъюнкция;
дизъюнкция;
отрицание;
таблица истинности;
законы алгебры логики
Анализ презентации,
Практическая работа № 84-86.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса §1.3.4.
, презентация «Элементы алгебры логики»
Работа с контрольным модулем
«Логические законы и правила преобразования логических выражений»
22 Решение логических задач с помощью таблиц истинности
1
логическое высказывание;
логическое выражение;
логическое значение;
логическая операция;
таблица истинности;
законы алгебры логики
Анализ презентации, решение упражнений
№ 89-90
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.3.5. ., презентация «Элементы алгебры логики»
Работа с демонстрационной версией логической головоломки Шерлок
(http://www.kaser.com).
23 Решение логических задач путем преобразования логических выражений
1
Анализ презентации, Решение упражнений № 91-92. из РТ,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
§1.3.5. , презентация «Элементы алгебры логики»
Работа с контрольным модулем «Решение
логических задач»
24 Логические элементы
1
логический элемент;
конъюнктор;
дизъюнктор;
инвертор;
электронная схема
Решение упражнений № 93
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса
§1.3.6. , презентация «Элементы алгебры логики»
25 Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»
1
логический элемент;
конъюнктор;
дизъюнктор;
инвертор;
электронная схема
Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса
26 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».
1
алгебра логики;
высказывание;
логическая переменная;
логическое значение;
логическая операция;
конъюнкция;
дизъюнкция;
отрицаниелогический элемент;
конъюнктор;
дизъюнктор;
инвертор;
электронная схема
Решение упражнений № 94 Тестирование
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §1.3.
27 Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»
1
Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса
Основы алгоритмизации
28 Понятие алгоритма
1
алгоритм;
свойства алгоритма: дискретность; понятность определѐнность; результативность;
массовость;
Решение упражнений №95
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса
§2.1.1. презентация «Алгоритмы и исполнители»
29 Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир
1
исполнитель;
характеристики исполнителя:
круг решаемых задач;
среда;
режим работы;
система команд;
формальное исполнение алгоритма
Решение упражнений№96-101
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.1.2. презентация «Алгоритмы и исполнители»
знакомство с исполнителями в
среде КУМИР
30 Разнообразие исполнителей алгоритмов
1
Решение упражнений№102-109
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.1.2. презентация «Алгоритмы и исполнители»
31 Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.
1
алгоритм;
свойства алгоритма:
дискретность;
понятность;
определѐнность;
результативность;
массовость;
Решение упражнений№110
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.1.3., §2.1.4.
32 Способы записи алгоритмов
1
алгоритм;
словесное описание;
построчная запись;
блок-схема;
школьный алгоритмический язык
Анализ презентации.
Решение упражнений№ 111-114.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.2. презентация «Способы записи алгоритмов»
33 Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения.
1
алгоритм;
величина;
константа;
переменная;
тип;
имя;
присваивание;
выражение;
таблица; логические выражения
Решение упражнений№ 115-119
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.3.1-2. 3.2 презентация «Объекты алгоритмов»
34 Логические выражения
1
Решение упражнений№ 120-121
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.3.2.
35 Команда присваивания.
1
Решение упражнений№ 122-125
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.3.3.
36 Табличные величины
1
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.3.4.
37 Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот
1
алгоритм;
следование;
линейный алгоритм;
блок-схема;
таблица значений переменных
Анализ презентации. Решение упражнений№ 126.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.1. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Следование»
38 Определение значений переменных после исполнения линейных алгоритмов
1
Решение упражнений № 128-131. Практическая работа по составлению блок-схем алгоритмов на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.4.1. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Следование»
39 Составление линейных алгоритмов
1
Решение упражнений№ 127, 132, 133.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.1.
40 Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.
1
алгоритм;
ветвление;
разветвляющийся алгоритм;
блок-схема;
операции сравнения;
простые условия;
составные условия
Анализ презентации. Решение упражнений№ 135, 136 Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.4.2. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Ветвление»
Работа с модулем «Алгоритмы с ветвящейся
структурой»
41 Полная и неполная формы ветвления.
1
Решение упражнений№ 137, 139Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса §2.4.2. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Ветвление»
42 Простые и составные условия
1
Решение упражнений№ 138.Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.2. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Ветвление»
43 Составление разветвляющихся алгоритмов.
1
Решение упражнений№ 140-146.Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.2.
44 Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
1
алгоритм;
повторение;
циклический алгоритм (цикл);
тело цикла.
Решение упражнений № 147-149, 151 Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.3. презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Повторение»
45 Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот
1
алгоритм;
повторение;
циклический алгоритм (цикл);
тело цикла.
Решение упражнений. № 150 Практическая работа на основе программы «Конструктор
алгоритмов»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса§2.4.3 презентация «Основные алгоритмические конструкции.
Повторение»
46 Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы.
1
алгоритм;
повторение;
циклический алгоритм (цикл);
тело цикла.
Решение упражнений № 152
Практическая работа на основе программы «Конструктор
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ.
8–9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Приложение 2
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основные формы контроля :1.контрольная работа в форме теста, 2. контрольная работа в обычном формате.
Правила при оценивании теста :
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По программе в 8 классе количество контрольных работ в форме теста: 3; ; контрольная работа -2 .
В конце изучения каждой темы проводится тестирование и контрольная работа (в зависимости от уровня подготовки класса)
Приложение 3
Характеристика контрольно‑измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Контрольная работа №1
Вариант 1
1. Запишите в развернутом виде следующие числа:
а) А10 = 1997,25;
б) A16 = 918;
в) А8 = 145;
г) A2 = 101010.
2. Переведите в десятичную систему двоичное число 100001100.
3. Переведите в двоичную систему десятичное число 137.
4. Переведите в десятичную систему следующие числа:
а) 151(8);
б) 2С(16).
5. Запишите число 148,8(10) тремя различными способами в форме с
плавающей запятой.
6. Запишите числа в естественной форме:
а) 128,3 105;
б) 1345 100;
в) 0.789Е-4.
7. Нормализуйте мантиссу в числах:
а) 0,0041 10(2);
б) -16,78 10(-3).
8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.
9. Вычислите: ((1 & 0) 1) & (1 A).
10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции:
F = X &¬Y ¬X & Y.
11. Дополнительная задача.
Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот
решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали
следующие утверждения:
Афродита: «Я самая прекрасная».
Афина: «Афродита не самая прекрасная».
Гера: «Я самая прекрасная».
Афродита: «Гера не самая прекрасная».
Афина: «Я самая прекрасная».
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь
истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис
вынести решение, кто прекраснее из богинь?
Вариант 2
1. Запишите в развернутом виде следующие числа:
а) А(10) = 361,105;
б) A(16) = 224;
в) А(8 )= 521;
г) A(2) = 111011.
2. Переведите в десятичную систему двоичное число 111001101.
3. Переведите в двоичную систему десятичное число 192.
4. Переведите в десятичную систему следующие числа:
а) 701(8),
б) 3A(16).
5. Запишите число 568,18(10) тремя различными способами в форме с
плавающей запятой.
6. Запишите числа в естественной форме:
а) 0,001283 10(5);
б) 13,4501 10(0);
в) 0.923Е-3.
7. Нормализуйте мантиссу в числах:
а) 0,000156 10(2);
б) -0,01678 10(3).
8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.
9. Вычислите: ((0 & 0) 0) & (1 A).
10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции:
F=¬X&¬Y X & Y.
11. Дополнительная задача.
Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот
решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали
следующие утверждения:
Афродита: «Я самая прекрасная».
Афина: «Афродита не самая прекрасная».
Гера: «Я самая прекрасная».
Афродита: «Гера не самая прекрасная».
Афина: «Я самая прекрасная».
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь
истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис
вынести решение, кто прекраснее из богинь?
Контрольная работа №2 , выполняемая в среде программирования Паскаль.
Вариант 1.
1. Найти среднее арифметическое трѐх целых случайных чисел,
принадлежащих промежутку [0; 10).
2. Составить программу, определяющую, существует ли
треугольник, длины сторон которого равны a, b и с.
3. Найти количество натуральных целых чисел, не превышающих
100 и кратных 5.
Вариант 2.
1. Вычислить значение у=x6 рациональным способом, то есть за
минимальное количество операций; x – произвольное
натуральное число, не превышающее 5.
2. Составить программу для вычисления значения выражения
max (x+y, x*y)+2.
3. Найти и вывести на печать сумму всех натуральных чисел из
промежутка от А до В, кратных 5 и 13 (А и В водятся с