№ | Дата | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты |
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | | | Цели изучения курса информатики. ТБ. Объекты окружающего мира | Объект, множество, общее имя, единичное имя, собственное имя, свойства, действия, поведение, состояние объектов | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках | умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе |
2 | | | Объекты операционной системы. | Файл, имя файла, папка, окно Мой компьютер Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | представления о компьютерных объектах и их признаках | ИКТ-компетентность | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. |
3 | | | Файлы и папки Размер файла. | файловая система; операции с файлами: o модификация, o копирование, o удаление, o перемещение; бит; байт; килобайт; мегабайт; гигабайт. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | представления о компьютерных объектах и их признаках | ИКТ-компетентность | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. |
4 | | | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. | Отношение, отношение «является элементом множества», схема отношения, круги Эйлера Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | представления об отношениях между объектами; | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. |
5 | | | Отношение «входит в состав». | Отношение «входить в состав», схема состава Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | представления об отношениях между объектами | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
6 | | | Разновидность объектов и их классификация. | объект; отношение; отношение «является разновидностью»; схема разновидностей; класс; классификация: естественная классификация; искусственная классификация; основание классификации. | представление об отношении «является разновидностью» | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления |
7 | | | Классификация компьютерных объектов. | объект; отношение; отношение «является разновидностью»; классификация Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | подходы к классификации компьютерных объектов | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления |
8 | | | Системы объектов. Состав и структура | объект; система; структура; состав; системный подход; системный эффект. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | понятия системы, ее состава и структуры | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. |
9 | | | Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». | объект; система; входы системы; выходы системы; системный подход; системный эффект; черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | понятия системы, черного ящика | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. |
10 | | | Персональный компьютер как система. | Интерфейс, пользовательский интерфейс Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | понятие интерфейса; представление о компьютере как системе | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. |
11 | | | Способы познания окружающего мира. | информация; информативность; знание; чувственное познание: o ощущение; o восприятие; o представление; мышление: понятие; суждение; умозаключение Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | представления о способах познания окружающего мира | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития общества |
12 | | | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. | Анализ, синтез, сравнение, мышление, абстрагирование, обобщение Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта | владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека |
13 | | | Определение понятия. | Определение понятия через ближайший род и видовое отличие Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | умение определять понятия | владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека |
14 | | | Информационное моделирование как метод познания. | Объект-оригинал, модель, моделирование, натуральная модель, информационная модель Практическая работа №8 «Создаем графические модели» | представления о моделях и моделировании | владение знаково-символическими действиями | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение моделирования как метода познания окружающей действительности |
15 | | | Знаковые информационные модели. Словесное описание. | Словесное описание, художественное описание Практическая работа №9 «Создаем словесные модели» | представления о знаковых словесных информационных моделях | владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение моделирования как метода познания окружающей действительности |
16 | | | Математические модели. Многоуровневые списки. | Научное описание, математическая модель Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки» | представления о математических моделях как разновидности информационных моделей | владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение моделирования как метода познания окружающей действительности |
17 | | | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. | Таблица типа «объекты – свойства», таблицы типа «объекты – объекты – один» Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение моделирования как метода познания окружающей действительности |
18 | | | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. | Вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение моделирования как метода познания окружающей действительности |
19 | | | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
20 | | | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас». | модель; информационная модель; график; диаграмма. | представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей | умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
21 | | | Многообразие схем и сферы их применения. | модель; информационная модель; схема. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | представления о схемах как разновидностях информационных моделей; | умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
22 | | | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | Граф, сеть, дерево Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | представления о графах (ориентированных, неориентированных, взвешенных; о дереве – графе иерархической системы | умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
23 | | | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | постановка задачи; исходные данные; результат; алгоритм | представления об основном понятии информатике – алгоритме | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
24 | | | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | алгоритм; исполнитель; система команд исполнителя; формальный исполнитель; автоматизация | представления об исполнителе алгоритмов | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
25 | | | Форма записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | Блок – схема, программа | представления о различных формах записи алгоритмов | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения моделирования | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
26 | | | Линейные алгоритмы. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | представления о линейных алгоритмах; | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
27 | | | Алгоритмы с ветвлением. | Алгоритмы с ветвлением Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | представления об алгоритмах с ветвлениями | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
28 | | | Алгоритмы с повторениями. | Алгоритмы с повторениями Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» | представления об алгоритмах с повторениями | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций) | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
29 | | | Исполнитель Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником. | Исполнитель Чертёжник, абсолютное и относительное смещение Работа в среде исполнителя Чертежник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
30 | | | Использование вспомогательных алгоритмов. | Вспомогательный алгоритм, основной алгоритм Работа в среде исполнителя Чертежник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение разбивать задачу на подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
31 | | | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | Цикл n раз Работа в среде исполнителя Чертежник | умения разработки алгоритмов для управления исполнителем | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
32 | | | Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика» | алгоритм; исполнитель; управление; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением; циклический алгоритм; основной алгоритм; вспомогательный алгоритм | владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур | умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека |
33 | | | Выполнение и защита итогового проекта. | | | | |
34 | | | Выполнение и защита итогового проекта. | | | | |
35 | | | Резерв | | | | |