Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузьмичская средняя школа» муниципального образования –
Ершичский район Смоленской области
Рабочая программа
Информатика .
(название учебного предмета, курса)
Ф.И.О. учителя Фроленкова Я.Н.
______________________________
Класс, в котором изучается 10 класс 2018-2019
учебный предмет, учебный год
________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы для старшей школы по информатике 10-11 классы Семакин И.Г. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Место учебного предмета в учебном плане Предмет информатика 10 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене.
Для более углубленного изучения предмета из части формируемой участниками образовательного процесса выделяется 1 час в неделю на изучение информатики в 10 классе, таким образом, количество часов в неделю увеличено до 2 часов - 68 часов
Информатика. Программа для старшей школы: 10–11 классы И.Г. Семакин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Планируемые результаты освоения
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основное содержание учебного предмета
Информация – 17 часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Информационные процессы – 15 часов
Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ.
Программирование обработки информации – 36 часов
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Формы и виды учебной деятельности
Фронтальная форма: все учащиеся класса совместно действуют под руководством учителя.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером
Методы и формы контроля
В 10 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа, устный опрос, выступление с сообщением, практическая работа, устный опрос, словарный диктант.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Учебно- методическое обеспечение
1.Информатика. 10–11 класс. Базовый уровень: методическое пособие / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова, 2013 г ,«БИНОМ. Лаборатория знаний» под. ред. И.Г.Семакина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол. час
Домашнее задание
дата по плану
дата по факту
1
Структура курса информатики. Техника безопасности.
1
Введение.
2
Понятие информации
1
§1
3
Представление информации, языки, кодирование
1
§2
4
Шифрование данных. Пр №1.1
1
Вопросы 1,2
5
Измерение информации. Алфавитный подход
1
§3
6
Измерение информации. Содержательный подход
1
§4
7
Измерение информации. Пр №1.2
1
Вопросы 1,3,7
8
Измерение информации. Пр №1.2
1
Вопросы 2,5
9
Представление чисел в компьютере. Целые числа в компьютере
1
§5
10
Представление чисел в компьютере. Вещественные числа в компьютере
1
§5
11
Представление чисел. Пр №1.3
1
Вопросы 7,9
12
Представление чисел. Пр №1.3
1
Вопросы 4,6
13
Представление текста, изображения и звука в компьютере
1
§6
14
Представление текста, изображения и звука в компьютере
1
§6
15
Представление текстов. Сжатие текстов. Пр №1.4
1
Вопросы 1,2
16
Представление изображения и звука. Пр №1.5
1
Вопросы 5,9
17
Обобщающий урок по теме "Информация"
1
§1
18
Хранение информации
1
§7
Передача информации
1
§8
19
Обработка информации и алгоритмы
1
§9
20
Управление алгоритмическим исполнителем. Пр №2.1
1
Вопросы 4,8
21
Управление алгоритмическим исполнителем. Пр №2.1
1
Вопросы 1,5
22
Автоматическая обработка информации
1
§10
23
Автоматическая обработка информации
1
§10
24
Автоматическая обработка данных. Пр №2.2(1)
1
Вопросы 3,5
25
Автоматическая обработка данных. Пр №2.2 (2)
1
Вопросы 1,3
26
Информационные процессы в компьютере
1
§11
27
Информационные процессы в компьютере
1
§11
28
Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера. Пр №2.3
1
Вопросы 10,13
29
Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера. Пр №2.3
1
Вопросы 9,11
30
Проектное задание. Настройка BIOS. Пр №2.4
1
Вопросы 2,6
31
Проектное задание. Настройка BIOS. Пр №2.4
1
Вопросы 4,5
32
Обобщающий урок по теме "Информационные процессы"
1
§7-11
33
Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов
1
§12,13
34
Паскаль - язык структурного программирования
1
§14
35
Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения
1
§15,16
36
Оператор присваивания, ввод и вывод данных
1
§17
37
Программирование линейных алгоритмов. Пр №3.1
1
Вопросы 4,8
38
Программирование линейных алгоритмов. Пр №3.1
1
Вопросы 2,3
39
Логические величины, операции, выражения
1
§18
40
Программирование логических выражений. Пр №3.2
1
Вопросы 7,9
41
Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи
1
§19-20
42
Программирование ветвящихся алгоритмов. Пр №3.3
1
Вопросы 11,12
43
Программирование циклов
1
§21
44
Программирование циклических алгоритмов. Пр №3.4
(задание 1)
1
Вопросы 5,7
45
Вложенные и итерационные циклы
1
§22
46
Программирование циклических алгоритмов. Пр №3.4
(задание 2)
1
Вопросы 5,6
47
Программирование циклических алгоритмов. Пр №3.4
(задание 3)
1
Вопросы 1,3,5
48
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
1
§23
49
Программирование с использованием подпрограмм. Пр №3.5(задание 1)
1
Вопросы 2,6
50
Программирование с использованием подпрограмм. Пр №3.5(задание 2)
1
Вопросы 1,5,7
51
Массивы. Одномерные массивы
1
§24
52
Программирование обработки одномерных массивов. Пр №3.6
1
Вопросы 1,3
53
Программирование обработки одномерных массивов. Пр №3.6
1
Вопросы 4,9
54
Двумерные массивы
1
§25
55
Типовые задачи обработки массивов
1
§26
56
Программирование обработки двумерных массивов. Пр№3.7
1
Вопросы 5,6
57
Программирование обработки двумерных массивов. Пр№3.7
1
Вопросы 7,10
58
Организация ввода и вывода данных с использованием файлов
1
§26
59
Программирование обработки массивов с использованием файлов Пр № 3.6–3.7
1
Вопросы 4,6
60
Программирование обработки массивов с использованием файлов. Пр № 3.6–3.7
1
Вопросы 1,3
61
Символьный тип данных
1
§27
62
Строки символов
1
§28
63
Программирование обработки строк символов. Пр №3.8
1
Вопросы 2,4
64
Программирование обработки строк символов. Пр №2.4