Рабочая программа элективного курса "Информационная безопасность"
Рабочая программа элективного курса "Информационная безопасность"
В данном разделе представлена рабочая программа элективного курса "Информационная безопасность" для обучающихся 10-11 классов. Данная программа составлена на основе методического пособия для учителя М.С.Цветковой "Информационная безопасность" для 2-11 классов. Курс ориентирован на проведение уроков по информационной безопасности школьников и безопасному поведению в сети Интернет и отражает актуальные вопросы безопасной работы с персональной информацией
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составитель: учитель информатики МОУ «СОШ №41» г. Магнитогорска
Квалификационная категория: высшая
Черкасова Евгения Александровна
1. Планируемые результаты освоения элективного курса
Планируется достижение некоторых предметных результатов, актуальных для данного курса в интеграции с предметами: «Обществознание» и «Информатика» (раздел «Социальная информатика») для 10–11 классов, например:
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате освоения курса учащиеся будут
знать и понимать:
источники угроз, поступающих на мобильный телефон, планшет, компьютер
виды угроз
проблемные ситуации в сетевом взаимодействии
правила поведения для защиты от угроз
правила поведения в проблемных ситуациях
этикет сетевого взаимодействия
роль близких людей, семьи для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи
телефоны экстренных служб
личные данные
позитивный Интернет;
уметь:
правильно использовать аватар с учетом защиты личных данных
формировать и использовать пароль
использовать код защиты телефона
регистрироваться на сайтах без распространения личных данных
вести общение в социальной сети или в мессенджере сообщений
правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.)
отключиться от нежелательных контактов использовать позитивный Интернет.
2. Содержание элективного курса
Главная цель курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании школьников в условиях цифрового мира, включение цифровой гигиены в контекст воспитания детей на регулярной основе, формирование у выпускника школы правовой грамотности по вопросам информационной безопасности, которые влияют на социализацию детей в информационном обществе, формирование личностных и метапредметных результатов обучения и воспитания детей.
Задачи курса по информационной безопасности детей:
формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, здоровье, опыт гуманных, уважительных отношений с окружающими;
создавать педагогические условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствий деструктивных действий, формирования мотивации
к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения;
формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, нарушения прав личности экстремизма во всех его формах в сети Интернет;
мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;
научить молодых людей осознавать важность проектирования своей жизни и будущего своей страны — России в условиях развития цифрового мира, осознавать ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению профессиям будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду созидания, а не разрушения человека и общества.
Курс для учащихся 10–11 классов включает изучение правовой грамоты в сфере информационной безопасности, включая основные виды юридической ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за преступления и проступки в области информационной безопасности.
Полученные знания помогут избегать ошибок и опасностей, которые подстерегают нас в информационном мире, а также ответственно работать в информационном пространстве с соблюдением норм права. Важную часть курса составляет изучение правовой информации об основных законодательных актах в сфере информационной безопасности, а также материалов, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на основании которых рекомендуется проектная работа, например составление информационной листовки, буклета по темам:
персональные данные http://rkn.gov.ru/personal-data/protection-of-the-innocent/
контроль и надзор в сфере информационных технологий http://rkn.gov.ru/it/control/
контроль и надзор в сфере связи http://rkn.gov.ru/communication/control/
контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций http://rkn.gov.ru/mass-communications/
3. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Разделы
Кол-во часов
Количество часов НРЭО/РРЯ
1
Правовые основы информационной безопасности
5
-
2
Законодательство Российской Федерации о гражданско-правовой ответственности в сфере инфобезопасности
7
-
3
Законодательство Российской Федерации об административной ответственности в сфере инфобезопасности
12
-
4
Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере инфобезопасности
10
-
Итого
34
-
11 класс
№ п/п
Разделы
Кол-во часов
Количество часов НРЭО/РРЯ
1
Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере инфобезопасности
19
-
2
Практика применения правил и норм информационной безопасности