Рабочая программа по информатике во 2 - 4 классах по ФГОС НОО
Рабочая программа по информатике во 2 - 4 классах по ФГОС НОО
Данный курс рассчитан на 34 часа еженедельных занятий со 2-го по 4-й класс начальной школы. Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Предлагаемый курс содержит общекультурный минимум, позволяющий сформировать у ученика начальной школы общее представление об информационной картине мира через ее практическое преобразование с помощью компьютерных технологий.
В процессе изучения материала школьник не один раз возвращается к изучению различных элементов компьютерных технологий, но каждый раз на новом, более высоком уровне. Информационная линия курса связана с практической составляющей. Завершается курс модулем, в котором ученикам предлагается найти применение ранее изученным технологиям для решения информационных практических задач.
Цели курса:
Дать учащимся представление о современных компьютерных технологиях.
Дать учащимся представление об информационной картине мира.
Ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе.
Подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикации).
Сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике во 2 - 4 классах по ФГОС НОО »
Рабочая программа
по информатике
во 2 - 4 классах
Пояснительная записка
Информатика - междисциплинарная область, изучающая способы получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации в различных системах (биологических, социальных, технических и т. п.).
На сегодняшний день ИКТ - необходимый инструмент для любой деятельности, который привел к активному развитию компьютерной техники и появлению компьютерных технологий, знать которые сегодня так же обязательно, как уметь читать и писать.
Информатика - одна из немногих дисциплин, по самой своей сути отвечающая задачам стандарта нового поколения. Она имеет большое число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык. В процессе изучения информатики школьники практикуются во многих видах деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных технологий.
Важная составляющая стандартов второго поколения - деятельностный подход. Для этого подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи. Иначе говоря, необходимо выделить универсальные действия, которые помогают решать разные классы задач. Это деятельностно-целевой подход к содержанию стандарта. Предлагаемый курс основ компьютерных технологий полностью соответствует этому подходу, формируя информационную грамотность ученика начальной школы, делая его конкурентоспособным и готовым к продолжению образования.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Курс «Информатика для младших школьников» помимо вышеизложенных решает еще две задачи, определяемые положением предмета «Информатика» в школе. С одной стороны, курс призван дать учащимся общее представление об области знания «Информатика» и ознакомить учащихся с направлениями в этой области, такими как:
понятие информации;
виды и свойства информации;
способы получения информации;
информационные процессы;
кодирование информации.
С другой стороны, курс знакомит младшего школьника с основами компьютерной грамотности, дает практические навыки использования компьютера в дальнейшей учебной деятельности, формируя ИКТ-компетенции ученика. В процессе изучения практических тем ученик продвигается от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, что явится наивысшим достижением учителя и ученика в совместном познании выбранных ИКТ-компетенций.
Такой двойственный информационно-деятельностный подход к внедрению предмета «Информатика» в младшей школе не является общепринятым. Традиционные курсы для начальной школы чаще включают в себя первую, информационно-математическую, составляющую, нагружая ученика подробностями «серьезной» информатики, которые он не в состоянии усвоить в силу отсутствия жизненного опыта. Предлагаемый курс содержит общекультурный минимум, позволяющий сформировать у ученика начальной школы общее представление об информационной картине мира через ее практическое преобразование с помощью компьютерных технологий.
Еще одна особенность курса - его цикличность. В процессе изучения материала школьник не один раз возвращается к изучению различных элементов компьютерных технологий, но каждый раз на новом, более высоком уровне. Информационная линия курса связана с практической составляющей. Завершается курс модулем, в котором ученикам предлагается найти применение ранее изученным технологиям для решения информационных практических задач.
Цели курса:
Дать учащимся представление о современных компьютерных технологиях.
Дать учащимся представление об информационной картине мира.
Ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе.
Подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикации).
Сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Формы организации учебной деятельности
Данный курс рассчитан на 34 часа еженедельных занятий со 2-го по 4-й класс начальной школы. Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Метод обучения, который может быть использован на практических занятиях, - обучение на примере: передача опыта путем демонстрации деятельности (фронтально-индивидуальная практическая работа) и индивидуальная самостоятельная практика. Также практические занятия предусматривают поисковые методы работы, когда учащиеся в сходных условиях искусственных сред самостоятельно находят пути решения практических задач. Методы проведения теоретических занятий зависят от темы и уровня общеобразовательной подготовки детей и могут включать работу в группах, парах, игры, индивидуальные обучающие задания. При введении новых понятий может быть использована коллективная форма организации урока. Коллективная (фронтальная) форма организации учебной деятельности учащихся на уроке помогает учителю и ребятам сдружиться, стать единомышленниками и сотрудниками. В итоге решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, организуется взаимопомощь, у детей формируются устойчивые познавательные интересы, процесс обучения активизируется. Вместе с тем эта форма не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому коллективная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала, которое удобно для сообщения новой информации, широко используется эвристическая беседа, опирающаяся на опыт ученика. Вопросами, комментариями и оценочными суждениями учитель направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. При этом личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.
Дополнением к занятиям будет включение в систему уроков занимательных заданий, ребусов, задач на сообразительность по информатике.
Поурочное планирование имеет модульную структуру. Каждая тема завершается итоговым уроком, работой над ошибками. Время, посвященное работе над ошибками, можно отдать на рассмотрение дополнительных смежных тем, отработку необходимых навыков.
Литература
Горячев А. В. Информатика и ИКТ. Учебник для учащихся 3 классов. - М. : Баласс, 2007. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
Горячев А. В. Информатика и ИКТ. Учебник для учащихся 4 классов. - М. : Баласс, 2007. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с., ил.
Симонович С. В. Компьютер для детей: Моя первая информатика. - М. : АСТ-Пресс Школа, 2005. - 80 с., ил.
Анеликова Л. А. Упражения по текстовому редактору Word. - М. : СОЛОН_ПРЕСС, 2007. - 128 с., ил.
Презентации Power Point: Практическое пособие по информатике / В.И. Копыл. - Мн.: Харвест, 2006. - 48 с. (Серия «Экспресс-курс».)
Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 477 с., ил.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы.(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=19)
http://www.ug.ru/archive/31297 (Учительская газета/Методическая кухня: ИКТ/Картина мира на экране монитора)
Календарно-тематическое планирование
Информатика 2 класс
№
урока
Общая тема
Кол-во часов
Тема урока
Введение в информатику. Знакомство с компьютером.
11
Что такое «информатика»? Основные блоки компьютера. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе и за компьютером.
Информатика и информация. Как человек воспринимает информацию. Органы чувств. Первая классификация.
Усвоение информации. Информация и мышление.
Как человек представляет информацию? Вторая классификация.
Машины и автоматы. Компьютер.
Управлением компьютером. Компьютерная мышь. Клавиатура.
Управлением компьютером. Компьютерная мышь. Клавиатура.
Как включить компьютер? Рабочий стол в жизни и на компьютере. Выбор языка. Кнопка «Пуск». Как выключить компьютер?
Работа с мышью и клавиатурой. Выполнение тренировочных заданий на действия с мышью и клавиатурой.
Работа с мышью и клавиатурой. Выполнение тренировочных заданий на действия с мышью и клавиатурой.
Обобщение материала по теме: «Введение в информатику. Знакомство с компьютером»
Формируемые компетенции
Учащиеся должны:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком,
знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрать указанную программу и завершить её работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуации раскрашивания, выбор объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Текстовая информация. Печатаем тексты.
10
Виды представления информации. Текстовая информация.
Текстовый редактор Writer. Окно программы. Элементы окна. Меню.
Как напечатать текст? Правила набора текста. Как сохранить текст? Как открыть ранее сохранённый текст? Переключение языков. Прописные буквы. Знаки и спецсимволы.
Шрифтовое и стилевое оформление текста. Цветовое оформление текста.
22
Шрифтовое и стилевое оформление текста. Цветовое оформление текста.
23
Создание таблиц.
24
Создание таблиц.
25
Зачем нужны презентации? Какие бывают презентации? Текст и гипертекст. Что необходимо для создания презентации?
26
Редактор презентаций OpenOffice.Impress. Окно программы. Меню. Панель инструментов. Отличительные особенности.
27
Слайд. Оформление слайда. Какую информацию можно расположить на слайде?
28
Создаём презентацию.
29
Создаём презентацию.
30
Анимация переходов между слайдами. Анимация элементов слайда. Улучшаем презентацию.
31
Изменяем презентацию.
32
Обобщение материала по теме «Создание печатных публикаций и компьютерных презентаций»
33
Повторение
2
Итоговое обобщение материала
34
Итоговое обобщение материала
Формируемые компетенции
Учащиеся должны:
знать в каких ситуациях информацию можно представить в текстовом виде;
иметь представление об отличии простого текста от публикации (текст/документ);
получить представление об основных элементах окна программы OpenOffice.Writer;
получить представление об основных элементах окна программы OpenOffice.Impress;
уметь сохранить документ, уметь открыть сохранённый документ;
знать правила набора текста, уметь печатать прописные буквы и спецсимволы, переключать раскладку клавиатуры;
уметь набирать текст с учётом правил набора текста; уметь выделить текст;
знать действия с фрагментом текста и уметь их выполнять в простых ситуациях;
уметь выполнять шрифтовое и цветовое оформление текста;
уметь создавать таблицы и выполнять их оформление в простых ситуациях;
знать в каких ситуациях информацию можно представить в виде презентаций;
уметь сохранить презентацию, уметь открыть сохранённую презентацию;
знать какую информацию можно разместить на слайде;
уметь создавать презентацию, размещаю на слайдах текстовую информацию и графические изображения;
уметь создавать анимированные эффекты при переходе слайдов или на слайде.
Календарно-тематическое планирование
Информатика 4 класс
№
урока
Общая тема
Кол-во часов
Тема урока
1
Расширенные возможности средств ИКТ. Информационные системы.
15
Правила поведения в компьютерном классе и правила техники безопасности при работе за компьютером. Инструктаж по ТБ.
2
Дополнительные возможности текстового процессора OpenOffice.Writer. Граница и заливка абзацев.
3
Дополнительные возможности текстового процессора OpenOffice.Writer. Нумерованный и маркированный списки.
4
Дополнительные возможности текстового процессора OpenOffice.Writer. встраивание графических объектов. Объект Art.
5
Графический редактор KolourPaint. Раскрашивание. Рисование.
6
Компьютерная анимация. Элементы анимированных объектов.
7
Создание анимации из рисунков графического редактора.
8
Информационная система Интернет. Программа-браузер. Поиск информации. Как скопировать текст и картинки из браузера? Правовые особенности действий в сети Интернет.
9
Информационная система Интернет. Программа-браузер. Поиск информации. Как скопировать текст и картинки из браузера? Правовые особенности действий в сети Интернет.