В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку где указываются цели и задачи обучения информатике, а также нормативные документы. Также в программе дана характеристика предмета и календарно-тематическое планирование с требованиями к уровню подготовки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс Босова»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Рабочая программа
По информатике 9 класс Босова
Разработала Макарова А. А.
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 9 класса основной школы составлена на основе:
1.1. Нормативные документы
(общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Федеральный уровень
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480).
1.3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Преподавание рассчитано на УМК:
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса I, II часть/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основное содержание (70 ч)
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Требования к уровню подготовки
Контроль знаний учащихся
ЦОР и др. материалы
Домашнее задание
1.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Введение.
Иметь общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ;
Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе
ДМ №0
Кроссворд «Социальная информатика»
Введение
Тема «Математические основы информатики» - 12 часов
2.
Общие сведения о системах счисления
§1.1.1
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
ДМ №1
§1.1.1
РТ №2-3, 9-10, 12
3.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
§1.1.2, 1.1.6
ДМ №1
§1.1.2, 1.1.6, РТ №20, 22, 23, 24, 29, 30
4.
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления
§1.1.3, 1.1.4, 1.1.7
ДМ №1
§1.1.,3, 1.1.4, 1.1.7
РТ №19, 25
5.
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
§1.1.5
ДМ №1
§1.1.5
РТ №28, 33, 35
6.
Представление целых чисел
§1.2.1
ДМ №2
§1.2.1
РТ №43-45
7
Представление вещественных чисел
§1.2.2
ДМ №2
§1.2.
РТ №48-50
8.
Высказывание. Логические операции.
§1.3.1, 1.3.2
ДМ №3
§1.3.1, 1.3.2РТ №51, 52, 54, 55
9.
Построение таблиц истинности для логических выражений
§1.3.3
ДМ №3
§1.3.3
РТ №57
10.
Свойства логических операций.
§1.3.4
ДМ №3
§1.3.4
РТ №58, 60, 61
11.
Решение логических задач
§1.3.5
ДМ №3
§1.3.5
РТ №63, 65
12.
Логические элементы
§1.3.6
Тест с.42
ДМ №3
§1.3.6
РТ №66, 67
13.
Контрольный тест №1 «Математические основы информатики».
Компьютерное тестирование
Тема «Моделирование и формализация» - 8 часов
14.
Моделирование как метод познания
§2.1
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
ДМ №4
§2.1
РТ №73, 74
15.
Знаковые модели
§2.2
ДМ №5
§2.2
РТ №68-70
16.
Графические модели
§2.3.
ДМ №6
§2.3.
РТ №75-78, 80
17.
Табличные модели
§2.4
ДМ №7
§2.4
РТ №93-95
18.
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
§2.5.
ДМ №8
§2.5
РТ №96-98
19.
Система управления базами данных
§2.6
ДМ №9
§2.6
РТ №
20.
Создание базы данных. Запросы на выборку данных.
§2.6
Тест с.93
§2.6
РТ №99, 100
21.
Контрольный тест №2 «Моделирование и формализация».
Компьютерное тестирование
Тема «Основы алгоритмизации» - 12 часов
22.
Алгоритмы и исполнители
§3.1
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
ДМ №10
§3.1
РТ №105, 109
23.
Способы записи алгоритмов
§3.2
ДМ №11
§3.2
24.
Объекты алгоритмов
§3.3
ДМ №12
§3.3
25.
Алгоритмическая конструкция «следование».
§3.4
ДМ №13
§3.4
26.
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.
§3.4
ДМ №14
§3.4
27.
Сокращённая форма ветвления.
§3.4
§3.4
28.
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
§3.4
ДМ №15
§3.4
29.
Цикл с заданным условием окончания работы.
§3.4
§3.4
30.
Цикл с заданным числом повторений.
§3.4
§3.4
31.
Конструирование алгоритмов
§3.5
ДМ №16
§3.5
32.
Алгоритмы управления
§3.6
Тест с.162
ДМ №17
§3.6
РТ №165-171
33.
Контрольный тест №3 «Основы алгоритмизации».
Компьютерное тестирование
Тема «Начала программирования» - 16 часов
34.
Общие сведения о языке программирования Паскаль
§4.1
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
§4.8
Тест с.230
ДМ №25
§4.8
49.
Контрольный тест №4 «Начала программирования».
Компьютерное тестирование
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» - 6 часов
50.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.
§5.1
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
ДМ №26
§5.1
51.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
§5.2
ДМ №27
§5.2
52.
Встроенные функции. Логические функции.
§5.2
§5.2
53.
Сортировка и поиск данных.
§5.3
§5.3
54.
Построение диаграмм и графиков.
§5.3
Тест с.36
§5.3
55.
Контрольный тест №5 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
Компьютерное тестирование
Тема «Коммуникационные технологии» - 10 часов
56.
Локальные и глобальные компьютерные сети
§6.1
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Контрольный тест №6 «Коммуникационные технологии».
Компьютерное тестирование
Итоговое повторение – 5 часов
66-68.
Основные понятия курса.
Обобщение изученного в курсе информатики основной школы.
69-70.
Итоговый контрольный тест.
Компьютерное тестирование
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Контрольный тест №1 «Математические основы информатики».
Задание #1
Вопрос:
Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 1000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот её фрагмент:
Ключевое слово
Количество сайтов, для которых данное слово является ключевым
сканер
200
принтер
250
монитор
450
Сколько сайтов будет найдено по запросу принтер | сканер | монитор, если по запросу принтер | сканер было найдено 450 сайтов, по запросу принтер & монитор - 40, а по запросу сканер& монитор - 50?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 900
2) 460
3) 810
4) 540
Задание #2
Вопрос:
На перекрёстке произошло дорожно-транспортное проишествие, в котором участвовали автобус (А), грузовик (Г), легковой автомобиль (Л) и маршрутное такси (М). Свидетели проишествия дали следующие показания. первый свидетель считал, что первым на перекрёсток выехал автобус, а маршрутное такси было вторым. Другой свидетель полагал, что последним на перекрёсток выехал легковой автомобиль, а вторым был грузовик. Третий свидетель уверял, что автобус выехал на перекрёсток вторым, а следом за ним - легковой автомобиль. В результате оказалось, что каждый из свидетелей был прав только в одном из своих утверждений. В каком порядке выехали машины на перекрёсток?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ГЛМА
2) АГЛМ
3) МЛГА
4) АМЛГ
Задание #3
Вопрос:
Двоичное число 100110 в десятичной системе счисления записывается как:
Запишите число:
___________________________
Задание #4
Вопрос:
Ячейка памяти компьютера состоит из однородных элементов, называемых:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) цифрами
2) коэффициентами
3) кодами
4) разрядами
Задание #5
Вопрос:
В разряд ячейки для отрицательных чисел заносится:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) +
2) 0
3) -
4) 1
Задание #6
Вопрос:
Сколько цифр 1 в двоичном представлении десятичного числа 15?
Запишите число:
___________________________
Задание #7
Вопрос:
Совокупность знаков, при помощи которых записываются числа, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) основанием системы счисления
2) системой счисления
3) алфавитом системы счисления
4) цифрами системы счисления
Задание #8
Вопрос:
Какому логическому выражению соответствует следующая таблица истинности?
A
B
F
0
0
1
0
1
1
1
0
1
1
1
0
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) A & B
2) A ˅ B
3)
4)
Задание #9
Вопрос:
Чему равен результат сложения чисел 1102 и 128 ?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 178
2) 610
3) 1010
4) 100002
Задание #10
Вопрос:
Для какого из указанных значений числа Х истинно высказывание
((Х
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 3
2) 2
3) 4
4) 1
Задание #11
Вопрос:
Для какого символьного выражения верно высказывание: НЕ (Первая буква согласная) И НЕ (Вторая буква гласная)
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) abcde
2) bcade
3) cabab
4) babas
Задание #12
Вопрос:
Вещественные числа представляются в компьютере в:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) естественной форме
2) развёрнутой форме
3) нормальной форме с нормализованной мантиссой
4) виде обыкновенной дроби
Задание #13
Вопрос:
Когда сломался компьютер, его хозяин сказал: "Оперативная память не могла выйти из строя". Сын хозяина компьютера предположил, что сгорел процессор, а жёсткий диск исправен. Пришедший специалист по обслуживанию сказал, что, скорее всего, с процессором всё в порядке, а оперативная память неисправна. В результате оказалось, что двое из них сказали всё верно, а третий - всё неверно. Что же сломалось?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) оперативная память
2) винчестер
3) процессор
4) процессор и оперативная память
Задание #14
Вопрос:
Чему равен результат сложения двух чисел, записанных римскими цифрами:
MCM + LXVIII ?
Запишите число:
___________________________
Задание #15
Вопрос:
Число 301011 может существовать в системах счисления с основаниями:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2 и 4
2) 2 и 10
3) 4 и 8
4) 4 и 3
Задание #16
Вопрос:
Какое высказывание является ложным?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Дизъюнкцию иначе назвают логическим сложением.
2) Знаком ˅ обозначается логическая операция конъюнкция.
3) Логическую операцию ИЛИ иначе называют логическим сложением.
4) Знаком ˅ обозначается логическая операция ИЛИ.
Задание #17
Вопрос:
Какое предложение не является высказыванием?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 10112=1·23+0·22+1·21+1·20
2) Обязательно стань отличником.
3) Ни какая причина не извиняет невежливость.
4) Рукописи не горят.
Задание #18
Вопрос:
В классе 1100102% девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 10
2) 20
3) 30
4) 40
Задание #19
Вопрос:
Какое логическое выражение соответствует следующей схеме?
( Щёлкни по рисунку для увеличения)
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) A & B
2)
3) A ˅ B
4)
Задание #20
Вопрос:
Количество разрядов, занимаемых двухбайтовым числом, равно:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 64
2) 8
3) 16
4) 32
Контрольный тест №2 «Моделирование и формализация».
Задание #1
Вопрос:
Какая база данных основана на табличном представлении информации об объектах?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) реляционная
2) сетевая
3) иерархическая
4) распределённая
Задание #2
Вопрос:
Системы управления базами данных используются для:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) сортировки данных
2) организации доступа к информации в компьютерной сети
3) создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации
4) создания баз данных
Задание #3
Вопрос:
Модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, назваются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) имитационными моделями
2) математическими моделями
3) компьютерными моделями
4) экономическими моделями
Задание #4
Вопрос:
Наименование
Цена
Продано
Карандаш
5
60
Линейка
18
7
Папка
20
32
Ручка
25
40
Тетрадь
15
500
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяет условию ЦЕНА20 ИЛИ ПРОДАНО
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2
2) 1
3) 4
4) 3
Задание #5
Вопрос:
Какие признаки объекта должны быть отражены в информационной модели ученика, позволяющей получать следующие сведния: возраст учеников, увлекающихся плаванием; количество девочек, занимающихся танцами; фамилии и имена учеников старше 14 лет?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) имя, увлечение, пол, возраст.
2) имя, фамилия, пол, пение, плавание, возраст.
3) имя, фамиля, увлечение.
4) имя, фамилия, пол, увлечение, возраст.
Задание #6
Вопрос:
Графической моделью иерархической системы является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) цепь
2) генеалогическое дерево
3) дерево
4) сеть
Задание #7
Вопрос:
Расписание движения электоропоездов может рассматриваться как пример:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) натурной модели
2) табличной модели
3) графической модели
4) имитационной модели
Задание #8
Вопрос:
Замена реального объекта его формальным описанием - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) формализация
2) алгоритмизация
3) моделирование
4) анализ
Задание #9
Вопрос:
На схеме изображены дороги между населёнными пунктами А, В, С, D и указаны протяжённости этих дорог.
Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга. Укажите длину кратчайшего пути между ними.
(Щёлкни по рисунку для увеличения)
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 9
2) 17
3) 13
4) 15
Задание #10
Вопрос:
Выберите смешанную модель:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) фотография
2) схема
3) текст
4) формула
Задание #11
Вопрос:
Какая тройка понятий находится в отношении
"объект - натурная модель - информационная модель"?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) автомобиль - игрушечный автомобиль - техническое описание автомобиля
2) человек - анатомический скелет- манекен
3) человек - медицинская карта - фотография
4) автомобиль - рекламный буклет с техническими характеристиками автомобиля - атлас автомобильных дорог
Задание #12
Вопрос:
Выберите образную модель:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) текст
2) фотография
3) формула
4) схема
Задание #13
Вопрос:
Какое из слов НЕ является названием базы данных?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) FoxPro
2) OpenOffice.org Writer
3) Microsoft Access
4) OpenOffice.org Base
Задание #14
Вопрос:
Выберите верное утверждение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Электрическая схема - это модель электрической цепи.
2) Один объект может иметь только одну модель.
3) Разные объекты не могут описываться одной моделью.
4) Модель полностью повторяет изучаемый объект.
Задание #15
Вопрос:
Описания предметов, ситуаций, событий, процессов на естественных языках - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) алгебраические модели
2) логические модели
3) словесные модели
4) геометрические модели
Задание #16
Вопрос:
Строка таблицы, содержащая информацию об одном конкретном объекте - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) форма
2) запись
3) поле
4) отчёт
Задание #17
Вопрос:
База данных - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) прикладная программа для обработки информации пользователя
2) набор данных, собранных на одной дискете
3) совокупность данных, организованных по определённым правилам, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения
4) таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы
Задание #18
Вопрос:
Выберите элемент информационной модели учащегося, существенный для выставления ему оценки за контрольную работу по информатике:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) средний балл за предшествующие уроки информатики.
2) количество правильно выполненных заданий.
3) наличие домашнего компьютера.
4) время, затраченное на выполнение контрольной работы.
Задание #19
Вопрос:
Населённые пункты А, В, С, D соединены дорогами. Время проезда на автомобиле из города в город по соответствующим дорогам указано в таблице.
Турист, выезжающий из пункта А, хочет посетить все города за кратчайшее время. Укажите соответствующий маршрут.
А
В
С
D
A
-
2
4
4
B
2
-
5
3
C
4
5
-
1
D
4
3
1
-
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ABDC
2) ACBD
3) ABCD
4) ADCB
Задание #20
Вопрос:
№
Наименование товара
Цена
Количество
1
Монитор
7654
20
2
Клавиатура
1340
26
3
Мышь
235
10
4
Принтер
3770
8
5
Колонки акустические
480
16
6
Сканер планшетный
2880
10
На какой позиции останется товар "Сканер планшетный", если произвести сортировку данной таблицы по возрастанию столбца КОЛИЧЕСТВО?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 5
2) 6
3) 3
4) 2
Задание #21
Вопрос:
Столбец таблицы, содержащий определённую характеристику объекта - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) запись
2) ключ
3) поле
4) отчёт
Задание #22
Вопрос:
Выберите неверное утверждение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Натурные модели - реальные объекты, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта.
2) Динамические модели отражают процессы изменения и развития объекта во времени.
3) За основу классификации моделей может быть взята только предметная область, к которой они относятся.
4) Информационные модели описывают объект-оригинал на одном из языков кодирования информации.
Задание #23
Вопрос:
Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может бвть описана в виде:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) табличной модели
2) иерархической модели
3) натурной модели
4) математической модели
Задание #24
Вопрос:
Выберите знаковую модель:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) формула
2) рисунок
3) таблица
4) схема
Контрольный тест №3 «Основы алгоритмизации».
Задание #1
Вопрос:
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) понятность
2) результативность
3) определённость
4) дискретность
Задание #2
Вопрос:
Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) массовость
2) результативность
3) понятность
4) определённость
Задание #3
Вопрос:
Определите значение целочисленных переменных х и у после выполнения фрагмента программы:
х := 11;
у := 5;
t := у;
у := х mod у;
х := t;
у := у + 2*t
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) х = 5, у = 11
2) х = 5, у = 10
3) х = 10, у = 5
4) х = 11, у = 5
Задание #4
Вопрос:
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) определённость
2) массовость
3) понятность
4) дискретность
Задание #5
Вопрос:
Наибольшей наглядностью обладают следующие формы записи алгоритмов:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) рекурсивные
2) словесные
3) графические
4) построчные
Задание #6
Вопрос:
Величины, значения которых меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) постоянными
2) переменными
3) табличными
4) константами
Задание #7
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:
ЕСЛИ - ТО - ИНАЧЕ - ВСЕ
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) циклический
2) разветвляющийся с полным ветвлением
3) разветвляющийся с неполным ветвлением
4) линейный
Задание #8
Вопрос:
Величиной целого типа является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) марка автомобиля
2) количество мест в зрительном зале
3) рост человека
4) площадь государства
Задание #9
Вопрос:
Какая команда присваивания должна следовать за командами
А :=А + В и В : = А - В,
чтобы последовательное выполнение всех трёх команд вело к обмену значениями переменных А и B?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) В := А + В
2) А := А + В
3) А := А - В
4) В := В - А
Задание #10
Вопрос:
Определите значение переменной f после выполнения фрагмента алгоритма:
f := 1
нц для i от 1 до 5
f := f * i
кц
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 120
2) 1
3) 5
4) 15
Задание #11
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:
НЦ
тело цикла
КЦ ПРИ условие
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) цикл с заданным условием продолжения работы
2) цикл с заданным условием окончания работы
3) цикл с предусловием
4) цикл с заданным числом повторений
Задание #12
Вопрос:
Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд: 1 - вычти 2, 2 - умножь на 3. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд. Укажите алгоритм, с помощью которого из числа 11 будет получено число 13.
Запишите число:
___________________________
Задание #13
Вопрос:
Сергей, Антон, Таня и Надя, гуляя по лесу, наткнулись на овраг, который можно перейти по хрупкому мосту. Сергей может перейти его за минуту, Антон - за две, Таня - за три, Надя - за четыре. Фонарик у группы только один, и он обязательно нужен для перехода по мосту, который выдерживает только двоих человек. Когда два человека вместе идут по мосту, то идут они со скоростью более медленного из них. Ребята смогли разработать алгоритм перехода на другой берег за минимально возможное время. Какое время она затратили на его исполнение?
Запишите число:
минуты ___________________________
Задание #14
Вопрос:
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма:
s := 0
нц для i от 1 до 5
s := s + i * i
кц
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 15
2) 55
3) 25
4) 10
Задание #15
Вопрос:
Исполнителю Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 10 [Вперед 10 Направо 72]
Какая фигура появится на экране?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) правильный десятиугольник
2) фигура, внутренние углы которой равны 72 градуса
3) незамкнутая ломаная линия
4) правильный пятиугольник
Задание #16
Вопрос:
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) результативность
2) дискретность
3) понятность
4) массовость
Задание #17
Вопрос:
Исполните следующий фрагмент линейного алгоритм для а = х и b = у:
а := а + b;
b := b - а;
а := а + b;
b := - b
Какие значения присвоены переменным а и b?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) x, y
2) y, x
3) x + y, x - y
4) -y, x
Задание #18
Вопрос:
Дан фрагмент линейного алгоритма:
a := 8; b := 6 + 3 * a; a := b / 3 * a
Чему равно значение переменной a после его исполнения?
Запишите число:
___________________________
Задание #19
Вопрос:
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделён на отдельные шаги?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) массовость
2) определённость
3) результативность
4) дискретность
Задание #20
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:
НЦ ДЛЯ i ОТ i1 ДО i2
тело цикла
КЦ
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) цикл с постусловием
2) цикл с заданным условием окончания работы
3) цикл с заданным числом повторений
4) цикл с заданным условием продолжения работы
Задание #21
Вопрос:
Алгоритмом можно считать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) расписание уроков в школе
2) описание решения квадратного уравнения
3) список класса в журнале
4) технический паспорт автомобиля
Задание #22
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:
НЦ ПОКА условие
тело цикла
КЦ
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) цикл с заданным числом повторений
2) цикл с заданным условием продолжения работы
3) цикл с параметром
4) цикл с заданным условием окончания работы
Задание #23
Вопрос:
Среди четырёх монет есть одна фальшивая. Неизвестно, легче она или тяжелее настоящей. Какое минимальное количество взвешиваний необходимо сделать на весах с двумя чашками без гирь, чтобы определить фальшивую монету?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 4
2) 2
3) 5
4) 3
Задание #24
Вопрос:
Исполнитель Робот на клетчатом поле перемещается по командам: 1 - вверх, 2 - вниз, 3 - вправо, 4 - влево на одну клетку. Между соседними клетками могут быть стены. Если Робот сталкивается со стеной, то он разрушается. В результате выполнения программы 3242332411 Робот успешно прошел из точки А в точку Б. Какую программу необходимо выполнить, чтобы вернуться из точки Б в точку А по кратчайшему пути и не подвергнуться риску разрушения?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) 4131441322
2) 223144314
3) 241314
4) 14
5) 41
Контрольный тест №4 «Начала программирования».
Задание #1
Вопрос:
Для вычисления квадратного корня из Х используется функция:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) sqr (х)
2) abs (х)
3) sqrt(х)
4) int (х)
Задание #2
Вопрос:
Какого оператора цикла не существует в языке Паскаль?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) loop
2) repeat...until
3) while
4) for
Задание #3
Вопрос:
Какая последовательность символов не может служить именем в языке Паскаль
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) maS1
2) _mas
3) d2
4) 2d
Задание #4
Вопрос:
Для записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль используются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) составные операторы
2) процедуры и функции
3) массивы
4) опреаторы и операнды
Задание #5
Вопрос:
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 100;
b := 30;
a := a - b *3;
if a = b then с := a - b else с := b - a
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) - 20
2) 180
3) 20
4) 70
Задание #6
Вопрос:
Какого раздела не существует в программе, написанной на языке Паскаль?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) заголовка
2) примечаний
3) описаний
4) операторов
Задание #7
Вопрос:
В условном операторе и после then, и после else нельзя использовать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) условный оператор
2) оператор вывода
3) составной оператор
4) несколько операторов
Задание #8
Вопрос:
Для вывода результатов в Паскале используется оператор
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) begin
2) print
3) readln
4) write
Задание #9
Вопрос:
Цикл в фрагменте программы
a := 1;
b := 1;
while a + b = b + a do
begin
a := a + 1;
b := b + 2
end;
будет исполнен
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 3 раза
2) 2 раза
3) 0 раз
4) бесконечное число раз
Задание #10
Вопрос:
Разработчиком языка Паскаль является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Норберт Винер
2) Эдсгер В. Дейкстра
3) Никлаус Вирт
4) Блез Паскаль
Задание #11
Вопрос:
В данном фрагменте программы:
program error;
begin
SuMmA := 25 - 14;
end.
ошибкой является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) запись арифметического выражения
2) не определённое имя переменной
3) некорректное имя программы
4) некорректное имя переменной
Задание #12
Вопрос:
Описать переменную - это значит указать её:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) имя и тип
2) тип и значение
3) имя и значение
4) имя, тип и значение
Задание #13
Вопрос:
Имеется описание:
var с: array [1..20] of integer;
Для хранения массива С будет отведено ... последовательных ячеек памяти объёмом ... байтов.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 20, 40
2) 20, 20
3) 40, 20
4) 20, 320
Задание #14
Вопрос:
Языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые в процессе решения задачи, называются:
Какая клавиша нажимается после набора последнего данного в операторе read?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Ctrl
2) Enter
3) пробел
4) точка с запятой
Задание #18
Вопрос:
В данном фрагменте программы:
s : = 0;
for i := 1 to 10 do
s := s + 2*i;
вычисляется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) сумма целых чисел от 1 до 10
2) удвоенная сумма целых чисел от 1 до 10
3) сумма первых десяти чётных чисел
4) сумма чётных чисел от 1 до 10
Задание #19
Вопрос:
Вещественные числа имеют тип данных:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) string
2) boolean
3) real
4) integer
Задание #20
Вопрос:
Условный оператор
if a mod 2 = 0 then write (1) else write (0)
позволяет определить, является ли число а:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) простым
2) чётным
3) целым
4) двузначным
Задание #21
Вопрос:
Для генерации случайного целого числа из промежутка [10; 20) необходимо использовать выражение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) random (20)
2) random(10)+10
3) random*20
4) random (10) *2
Задание #22
Вопрос:
Разделителями между операторами в языке Паскаль служит:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) пробел
2) запятая
3) точка
4) точка с запятой
Задание #23
Вопрос:
При присваивании изменяется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) имя переменной
2) тип переменной
3) значение переменной
4) значение константы
Задание #24
Вопрос:
Вычислите сумму элементов а[1] и а[4] массива, сформированного следующим образом:
for i := 1 to 5 do a[i] := i*(i + 1);
Запишите число:
___________________________
Задание #25
Вопрос:
В программе на языке Паскаль обязательно должен быть:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) заголовок программы
2) блок описания используемых данных
3) программный блок
4) оператор присваивания
Задание #26
Вопрос:
Что из нижеперечисленного НЕ входит в алфавит языка Паскаль?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) латинские строчные и прописные буквы
2) знак подчеркивания
3) русские строчные и прописные буквы
4) служебные слова
Контрольный тест №5 «Обработка числовой информации в электронных таблицах»
Задание #1
Вопрос:
Ровно 20 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) A10:D15
2) C3:F8
3) C2:D11
4) E2:F12
Задание #2
Вопрос:
В ячейку Е4 введена формула =C2*D2. Содержимое ячейки Е4 скопировали в ячейку F7. Какая формула будет записана в ячейке F7?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) =С5*Е5
2) =D7*E7
3) =D5*E5
4) =С7*Е7
Задание #3
Вопрос:
Строка формул используется в табличном процессоре для отображения:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) только адреса текущей строки
2) только адреса текущей ячейки
3) адреса и содержимого текущей ячейки
4) только содержимого текущей ячейки
Задание #4
Вопрос:
Укажите ячейку, адрес которой является относительным:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Н5
2) AG14
3) $Е1
4) $В$6
Задание #5
Вопрос:
В электронной таблице выделили группу четырёх соседних ячеек. Это может быть диапазон:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) B2:C2
2) А1:В4
3) А1:В2
4) А1:С2
Задание #6
Вопрос:
Рабочая книга табличного процессора состоит из:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) столбцов
2) листов
3) ячеек
4) строк
Задание #7
Вопрос:
Ввод формул в таблицу начинается со знака:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) @
2) =
3) $
4) f
Задание #8
Вопрос:
В ячейки A3, А4, ВЗ, В4 введены соответственно числа 7, 4, 6, 3. Какое число будет находиться в ячейке С1 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(АЗ:В4)?
Запишите число:
___________________________
Задание #9
Вопрос:
Обозначением строки в электронной таблице является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) K13
2) AB
3) 18D
4) 34
Задание #10
Вопрос:
Для наглядного представления изменения температуры воздуха в течение месяца следует использовать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) столбчатую диаграмму
2) график
3) ярусную диаграмму
4) круговую диаграмму
Задание #11
Вопрос:
В электронной таблице при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) не изменяются
2) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
3) преобразуются независимо от нового положения формулы
4) преобразуются в зависимости от нового положения формулы
Задание #12
Вопрос:
Среди приведённых ниже записей формулой для электронной таблицы является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) =A2+D4*B3
2) A2+D4B3
3) A2+D4*B3
4) А1 = A2+D4*B3
Задание #13
Вопрос:
Для наглядного представления площадей крупнейших государств мира целесообразно использовать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ярусную диаграмму
2) круговую диаграмму
3) столбчатую диаграмму
4) график
Задание #14
Вопрос:
В ячейку В7 записана формула =$A4+D$3. Формулу скопировали в ячейку D7. Какая формула будет записана в ячейке D7?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) =$B4+D$3
2) =$A4+F$3
3) =$C4+F$3
4) =$A4+D$3
Контрольный тест №6 «Коммуникационные технологии».
Задание #1
Вопрос:
HTML-страница, с которой начинается работа браузера при его включении, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) IP-адрес
2) домашнее имя
3) домашняя страница
4) URL
Задание #2
Вопрос:
Набор правил, позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между включёнными в сеть компьютерами, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) WWW
2) IP-адрес
3) URL
4) протокол
Задание #3
Вопрос:
IР-адресу 64.129.255.32 соответствует 32-битное представление:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 01000000100000011111111100100000
2) 10000000100000011111111100100000
3) 01111111100000001111111110000000
4) 10000000100000011111111101000000
Задание #4
Вопрос:
Сервис для хранения, поиска и извлечения разнообразной взаимосвязанной информации, включающей в себя текстовые, графические, видео-, аудио- и другие информационные ресурсы, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) IP-адрес
2) URL
3) WWW
4) протокол
Задание #5
Вопрос:
Множество компьютеров, соединённых линиями передачи информации, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) компьютерная сеть
2) Интернет
3) локальная сеть
4) глобальная сеть
Задание #6
Вопрос:
Локальная сеть, все компьютеры в которой равноправны - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Интернет
2) сеть с выделенным сервером
3) региональная сеть
4) одноранговая сеть
Задание #7
Вопрос:
Сервис, позволяющий любому пользователю сети передавать и получать электронные сообщения, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) FTP
2) E-mail
3) TCP-IP
4) WWW
Задание #8
Вопрос:
Услуга, предназначенная для прямого общения в Интернете в режиме реального времени, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) URL
2) почтовый клиент
3) ICQ
4) электронная почта
Задание #9
Вопрос:
Указатель, содержащий название протокола, доменное имя сайта и адрес документа, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) протокол
2) IP-адрес
3) URL
4) WWW
Задание #10
Вопрос:
Сервис, обеспечивающий пересылку файлов между компьютерами сети независимо от их типов, особенностей операционных систем, файловых систем и форматов файлов, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ICQ
2) FTP
3) E-mail
4) TCP-IP
Задание #11
Вопрос:
Компьютер, подключенный к Интернету, обязательно имеет:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) доменное имя
2) IP-адрес
3) сервер
4) домашнюю Web-страницу
Задание #12
Вопрос:
Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) коммутатором
2) сервером
3) модемом
4) сетевой картой
Задание #13
Вопрос:
Адрес компьютера, записанный четырьмя десятичными числами, разделенными точками, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) URL
2) IP-адрес
3) протокол
4) WWW
Задание #14
Вопрос:
Максимальная скорость передачи данных по модемному протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Какое максимальное количество байтов можно передать за 15 секунд по этому протоколу?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 105
2) 840000
3) 84000
4) 105000
Задание #15
Вопрос:
Совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) канал передачи информации
2) приёмник информации
3) источник информации
4) носитель информации
Задание #16
Вопрос:
На сервере ict.ru находится документ demo.html, доступ к которому осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса данного файла закодированы цифрами от 1 до 7:
Укажите последовательность цифр, которая кодирует адрес указанного документа в Интернете.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 5467312
2) 5312467
3) 2367415
4) 5367412
Задание #17
Вопрос:
Количество информации, передаваемое за единицу времени, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) передача информации
2) скорость передачи информации
3) источник информации
4) бит в секунду (бит/с)
Задание #18
Вопрос:
Программа, с помощью которой осуществляется просмотр Web-страниц, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) модем
2) URL
3) браузер
4) ICQ
Задание #19
Вопрос:
На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты цифрами 1(.75), 2(21), 3(3.21) и 4(9.255). Восстановите IР-адрес.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 4231
2) 3214
3) 2341
4) 2413
Задание #20
Вопрос:
Всемирная глобальная компьютерная сеть, сеть сетей - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) одноранговая сет
2) Интернет
3) сеть с выделенным сервером
4) локальная сеть
Задание #21
Вопрос:
Протокол Интернет, обеспечивающий передачу и отображение Web-страниц, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) HTTP
2) IP
3) FTP
4) TCP
Задание #22
Вопрос:
Компьютерная сеть, действующая в пределах одного здания, - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) локальная сеть
2) глобальная сеть
3) Интернет
4) одноранговая сеть
Задание #23
Вопрос:
Компьютерная сеть, охватывающая большие территории (страны, континенты), - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Интернет
2) одноранговая сеть
3) локальная сеть
4) глобальная сеть
Задание #24
Вопрос:
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Сколько времени (в минутах) займет передача файла объёмом 5 Мбайт по этому каналу?