Данная рабочая программа предназначена для работы в 9 лицейном классе информационно-технологического профиля и рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), 48 часов в первом полугодии, 54 часа во втором полугодии. Программа составлена с учетом подготовки, особенностей и интересов детей данного класса.. При составлении тематического планирования для 9 класса были добавлены часы на изучение раздела «Основы алгоритмизации и объективно- ориентированного программирования», увеличено количество часов на изучение раздела «Коммуникационные технологии», в частности при изучении темы «Правила поиска информации в Интернете» увеличено время на проведение практических работ. При изучении темы «Разработка веб-сайта» обучающиеся вспоминают изученный ранее раздел «Компьютерная графика», обрабатывают изображения для Интернета, создают простейшие векторные изображения для веб-страницы.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс »
16
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по примерной программе «Информатика и ИКТ», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная рабочая программа предназначена для работы в 9 А лицейном классе информационно-технологического профиля и рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), 48 часов в первом полугодии, 54 часа во втором полугодии. Программа составлена с учетом подготовки, особенностей и интересов детей данного класса. Количество изучаемых тем в разделах расширено. Соответственно, расширены разделы «знания, умения» и «навыки». Большинство детей имеют домашний компьютер, количество часов на проведение практических работ и отработки практических навыков в классе увеличено. А именно, добавлены часы на изучение раздела «Основы алгоритмизации и объективно- ориентированного программирования», Это объясняется тем, что программирование является наиболее трудным для изучения. Так же увеличено количество часов на изучение раздела «Коммуникационные технологии», в частности при изучении темы «Правила поиска информации в Интернете» увеличено время на проведение практических работ. При изучении темы «Разработка веб-сайта» обучающиеся вспоминают изученный ранее раздел «Компьютерная графика», обрабатывают изображения для Интернета, создают простейшие векторные изображения для веб-страницы. При изучении раздела «Кодирование и обработка числовой информации» увеличено количество практических работ по теме «Системы счисления. Перевод чисел из одних систем счисления в другие», т. к данная тема также вызывает затруднения при изучении.
Обоснование выбора УМК: УМК Н.Угриновича включает информационное наполнение для углубленного изучения информатики и последующей подготовки к государственным испытаниям. Поэтому взят за основу обучения именно это учебное пособие и разработанная учебная программа.
Календарно-тематический план для 9 классов ориентирован на использование учебника Н. А. Угринович «Информатика – 9» (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.)
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:
освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
освоение ключевых компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования; оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование компьютерной грамотности, направленной на развитие учебно-познавательной компетентности. Во втором — дидактические единицы, которые содержат необходимый компьютерный инструментарий и пошаговую методику его усвоения, общепользовательские умения. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности – совместной учебно-познавательной, творческой или игровой – и в повседневной жизни, в том числе развитие ценностно-смысловой компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса имеет две ярко выраженных составляющих. Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование. Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий..
Дидактическая модель обучения (ДМО) и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование практических навыков обработки информации будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как
закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья,
выделять характерные причинно-следственные связи,
определять структуру объекта познания,
значимые функциональные связи и отношения между частями целого,
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям,
осуществлять поиск информации.
Ожидаемые результаты
Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение организовать собственное индивидуальное информационное пространство, создание личных коллекций информационных объектов. При выполнении творческих работ формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны:
приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач,
формулировать проблему и цели своей работы,
определять адекватные способы и методы решения задачи,
прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями.
должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.
Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в плане отведена участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. На уроках учащиеся могут более уверенно:
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
осуществлять организацию индивидуального информационного пространства для создания личных коллекций информационных объектов;
использовать телекоммуникационные каналы передачи информации.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и способы представления информационных объектов.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме. В требованиях к выпускникам основной школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации требования к оформлению и критерии оценивания информационных объектов, участвовать в презентации и обсуждении проектов. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для выполнения проектной деятельности. Для реализации данного календарно-тематического плана система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:
операционной системы Widows XP Professional, (Linux)
графических редакторов Paint,
табличного процессора Microsoft Excel,
системы управления базами данных Microsoft Access,
Internet Explorer, Outlook Express,
дидактических материалов к урокам.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны практические работы. Настоящий календарно-тематический план предусматривает реализацию программы «Информатика и ИКТ» по следующим уровням: Базовый уровень – уровень знаний и умений, соответствующих стандарту общего образования по информатике и информационным технологиям, который должен быть усвоен всеми учащимися. Предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти. Повышенный уровень – это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера). Предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности. Деление уровней усвоения на базовый и продвинутый позволяет дифференцировать требования к учащимся, обеспечив при этом обязательное овладение учащимися базовыми знаниями в соответствии с федеральным образовательным стандартом.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
должны знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
должны уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), *переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
выполнять поиск информации в базах данных путем формирования простого и * сложного запроса;
искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, *модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и *ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ» 9А класс (лицей)
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение,
часов
Практические
работы
часов.
Контрольная работа, часов
Самостоятельная,
часов
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
8
6
1
5
2
Кодирование и обработка текстовой информации
16
6
9
1
5
3
Кодирование и обработка числовой информации
25
15
9
1
7
4
Основы алгоритмизации и объективно – ориентированного программирования
18
9
8
1
8
5
Моделирование и формализация
10
6
4
-
4
6
«Коммуникационные технологии»
12
4
8
2
7
Информатизация общества
3
3
-
-
-
8
Повторение
3
2
-
1
2
Итого
102
53
44
5
33
Содержание
Кодирование и обработка
графической информации и мультимедийные технологии (15 ч).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
«Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
«Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
«Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
«Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Кодирование и обработка текстовой информации (16 ч).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
«Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
«Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
«Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
«Вставка в документ формул».
«Форматирование символов и абзацев».
«Создание и форматирование списков».
«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
«Создание гипертекстового документа».
«Перевод текста с использованием системы машинного перевода».
«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Кодирование и обработка числовой информации (25 ч).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
«Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора.
«Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».
«Создание и обработка таблиц».
«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.
«Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
Основы алгоритмизации и объективно – ориентированного
программирования(18 ч).
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
Моделирование и формализация (10ч).
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.
Практические работы:
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
Коммуникационные технологии (12ч.)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах
Информатизация общества (3 ч)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
«Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи».
«Защита информации от компьютерных вирусов».
«Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Контроль и оценка деятельности учащихся:
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий в конце каждой четверти.
Характер заданий для проверки навыков и умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.
Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения информатики.
Календарно-тематическое планирование
(9 класс лицей)
№ урока
№
п/п
Наименование раздела и тем
Вид
занятия
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения
Плани-
руемая
Факти-ческая
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации15часов
1
1.1
Техника безопасности на уроках информатики. Повторение курса информатики 8 класса
Комбинированный
1
Работа с карточками
2
Входная контрольная работа
Контроль знаний
1
Работа с карточками
3
Кодирование графической информации.Практическая работа: Кодирование графической информации
Ознакомление с новым материалом
1
Работа в группах
4
1.2
Растровая графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с книгой
5
Практическая работа : Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Урок – практикум
1
Работа с карточками
6
1.2
Векторная графика.
Урок – практикум
1
Работа с карточками
7
1.3
Практическая работа : Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с документами
8
1.4
Растровая и векторная анимация.
Урок – практикум
1
Работа с карточками
9
Практическая работа : Создание GIF и flah-анимации
Комбинированный урок
1
Работа с документами
10
1.5
Кодирование и обработка звуковой информации.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
11
Практическая работа : Кодирование и обработка звуковой информации.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с документами
12
1.6
Цифровое фото и видео.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
13
Практическая работа : Захват и редактирование цифрового фото и видео.
Урок – практикум
1
Работа с карточками
14-15
Решение задач по теме «Кодирование информации»
Урок закреплен ЗУН
2
Работа с карточками
16
Контрольная работа №1
Контроль знаний
1
Кодирование и обработка текстовой информации 16 часов
17
2.1
Кодирование текстовой информации
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
18-19
Решение задач на вычисление количества информации
Урок закреплен ЗУН
2
Работа с карточками
20
2.2
Создание документов в текстовых редакторах
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
21
2.3
Ввод и редактирование документа
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
22
2.3
Вставка объектов в документ.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
23
2.4
Сохранение и печать документов
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
24
2.5
Форматирование документа Форматирование символов и абзацев. Практическая работа «Форматирование символов и абзацев»
Урок – практикум
1
Работа с документами
25
2.5
Списки. Виды и назначение. Практическая работа «Создание и форматирование списков»
Урок – практикум
1
Работа с документами
26
2.5
Стили форматирования. Оглавление документа
Урок – практикум
1
Работа с документами
27
2.6
Таблицы Практическая работа «Вставка таблицы в документ, заполнение данными и форматирование»
Урок – практикум
1
Работа с документами
28
2.6
Гипертекст Практическая работа «Создание гипертекстового документа»
Урок – практикум
1
Работа с документами
29
2.7
Дополнительные возможности Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Ознакомление с новым материалом
1
Сообщения
30-31
Практикум Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Урок – практикум
2
Работа с документами
32
Контрольная работа №2
Контроль знаний
1
Кодирование и обработка числовой информации 25 часов
33
3.1
Кодирование числовой информации
Урок – практикум
1
Работа с документами
34-35
3.1,1
Перевод чисел в позиционных Системах счисления.. Практическая работа «Перевод чисел в Системы счисления»
Урок – практикум
2
Работа с документами
36
3.1,1
Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Урок – практикум
1
Работа с карточками
37
3.1,1
Практическая работа по переводу целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Урок – практикум
1
Работа с карточками
38
3.1,1
Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Урок – практикум
1
Работа с карточками
39
3.1,1
Практическая работа по переводу дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
Урок – практикум
1
Работа с карточками
40
3.1,1
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
Урок – практикум
1
Работа с карточками
41
3.1,1
Практическая работа по переводу чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
Урок – практикум
1
Работа с карточками
42-43
3.1.2
Арифметические операции в позиционных Системах счисления
Урок – практикум
2
Работа с документами
44
3.1.2
Практическая работа « Арифметические операции в позиционных СС»
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
45
3.1.3
Двоичное кодирование чисел
Урок – практикум
1
Работа с документами
46-47
Решение задач на кодирование чисел
Урок – практикум
2
Работа с документами
48
3.2
Электронные таблицы (ЭТ)
Урок – практикум
1
Работа с документами
49
3.2.1
Ссылки в ЭТ Практическая работа «Использование ссылок в электронных таблицах»
Урок – практикум
1
Работа с документами
50
3.2.2
Встроенные функции Практическая работа «Создание таблиц значений функций в ЭТ»
Урок – практикум
1
Работа с документами
51
3.3
Построение диаграмм и графиков
Урок – практикум
1
Работа с документами
52-53
Практикум Создание и обработка таблиц с результатами измерений опросов.
Урок – практикум
2
Работа с документами
54
3.4
Базы данных в электронных таблицах
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
55
3.4.1
Представление базы данных в виде таблицы и формы
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
56
3.4.2
Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Урок – практикум
1
Работа с документами
57
Контрольная работа №3
Контроль знаний
1
Работа по карточкам
Основы алгоритмизации и объективно- ориентированного программирования 18 часов
58-59
4.1
Алгоритм и его формальное исполнение
Ознакомление с новым материалом
2
Доклад
60-61
4.2
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объективно-ориентированного и процедурного программирования
Ознакомление с новым материалом
2
Работа в Интернете
62-63
Практическая работа «Знакомство с системами объективно- ориентированного программирования»
Урок – практикум
2
Работа по карточкам
64-65
4.3
Переменные: тип, имя, значение.
Практическая работа : Разработка проекта “Переменные”
Урок – практикум
2
Работа по карточкам
66-67
Практическая работа : Разработка проекта “Калькулятор. Строковый калькулятор”
Урок – практикум
2
Работа по карточкам
68-69
4.4
Арифметические строковые и логические выражения
Ознакомление с новым материалом
2
Реферат
70
4.5
Функции в языках объективно - ориентированного программирования»
Ознакомление с новым
материалом
1
Сообщения
71
4.6
Основы объективно – ориентированного программирования
Ознакомление с новым материалом
1
Работа в Интернете
72
4.7
Графические возможности языка программирования
Ознакомление с новым материалом
1
Работа в Интернете
73-74
Практическая работа : Разработка проектов «Сравнение кодов», «Отметка», «Системы координат»
Урок – практикум
2
Работа по карточкам
75
Контрольная работа №4
Контроль знаний
1
Моделирование и формализация 10 часов
76
5.1
Окружающий мир как иерархическая система
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
77
5.2
Моделирование, формализация, визуализация
Ознакомление с новым материалом
1
Работа над презентацией
78
5.3
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Ознакомление с новым материалом
1
Работа над презентацией
79
5.4
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа «Бросание мячика в площадку»
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
80
5.5
Приближенное решение уравнений
Ознакомление с новым материалом
1
Фронтальный опрос
81
Практическая работа «Графическое решение уравнений»
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
82
Практическая работа Биологическая модель развития популяции “Жертва-хищник”
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
83
5.6
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа «Распознавание удобрений»
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
84
5.7
Информационные модели управления объектами
Ознакомление с новым материалом
1
Работа с учебником
85
Практическая работа «Модели систем управления»
Урок – практикум
1
Работа по карточкам
Коммуникационные технологии – 12часов
86
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Практическая работа « Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Комбинированный
1
Практическая работа
87
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа « Подключение к Интернету»
Комбинированный
1
Практическая работа
88
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа«География» Интернета
Комбинированный
1
Практическая работа
89
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине»
Комбинированный
1
Практическая работа
90
Электронная почта. Файловые архивы. Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой»
Комбинированный
1
Практическая работа
91
Общение в Интернете. Мо-бильный Интернет. Практи-ческая работа « Загрузка файлов из Интернета»
Комбинированный
1
Практическая работа
92
Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интер-нете. Практическая работа «Поиск информации в Интернете»
Комбинированный
1
Практическая работа
93
Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Практическая работа «Разработка сайта с использованием разметки текста HTML.»
Комбинированный
1
Практическая работа
94
«Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице»
Изучение нового материала
1
Работа по карточкам
95
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
Изучение нового материала
1
Работа по карточкам
96
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Изучение нового материала
1
Работа по карточкам
97
Творческий проект
Комбинированный
1
Практическая работа
Информатизация общества 3 часа
98
6.1
Информационное общество
Ознакомление с новым материалом
1
Реферат
99
6.2
Информационная культура
Ознакомление с новым материалом
1
Доклад
100
6.3
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Ознакомление с новым материалом
1
Реферат
101
Обобщение изученного
Комбинированный
1
Работа по карточкам
102
Итоговая контрольная работа
Контроль знаний
1
Работа по карточкам
Содержание материала
Знания, умения, навыки учащихся
Глава I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации.
Знать понятия разрешающая способность, пиксель, глубина цвета
Уметь уяснить в каких единицах выражается разрешающая способность растровых изображений
Практическая работа: Кодирование графической информации
Знать понятия разрешающая способность, пиксель, глубина цвета
Уметь уяснить в каких единицах выражается разрешающая способность растровых изображений
Растровая графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Знать способы представления графической информации. Форматы графических файлов. Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами.
Уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
Практическая работа: Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Уметь приводить примеры растровых и векторных изображений. Определять области применения
Векторная графика.
Знать Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами.
Практическая работа: Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Уметь внедрять звуковые и видео объекты в презентацию
Растровая и векторная анимация.
Знать о технологии создания слайдов и презентации. Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение
Уметь создавать презентации на основе шаблонов. Настраивать анимацию объектов, слайдов.
Практическая работа: Создание GIF и flah-анимации
Уметь настраивать демонстрацию.
Кодирование и обработка звуковой информации.
Знать технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства
Практическая работа: Кодирование и обработка звуковой информации.
Уметь записывать изображения и звук
Цифровое фото и видео.
Знать технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства
Практическая работа : Захват и редактирование цифрового фото и видео.
Уметь записывать изображения и звук
Контрольная работа №1
Уметь применять все полученные знания
Глава II. Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации
Знать представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков
Уметь определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.
Создание документов в текстовых редакторах
Знать назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.
Уметь создавать документы с использованием шаблонов
Ввод и редактирование документа
Знать операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц.
Уметь устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Выполнять операции редактирования
Вставка объектов в документ.
Уметь вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word
Сохранение и печать документов
Знать назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.
Уметь приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах.
Форматирование документа Форматирование символов и абзацев. Практическая работа «Форматирование символов и абзацев»
Знать шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.
Уметь устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев
Списки. Виды и назначение. Практическая работа «Создание и форматирование списков»
Знать назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.
Уметь создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.
Стили форматирования. Оглавление документа
Знать назначение и использование стилей форматирования
Уметь создавать оглавления в многостраничных документов
Таблицы Практическая работа «Вставка таблицы в документ, заполнение данными и форматирование»
Знать элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.
Уметь создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.
Гипертекст Практическая работа «Создание гипертекстового документа»
Знать гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.
Уметь создавать гипертекстовый документ
Дополнительные возможности Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Знать возможности и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов, систем оптического распознавания документов.
Уметь приводить примеры использования систем компьютерного перевода. Различать технологии распознавания текстов
Практикум Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Уметь планировать текст, создавать оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт- дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете.
Вводить текст, форматировать текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использовать цитаты и ссылки (гипертекста). Использовать системы перевода текста и словарей.
Использовать сканер и программы распознавания печатного текста
Контрольная работа №2
Уметь применять все полученные знания при решении упражнений
Глава III. Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации
Знать понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.
Уметь записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС.
Перевод чисел в позиционных СС.. ПР «Перевод чисел в СС»
Знать правила перевода чисел.
Уметь переводить числа в позиционных системах счисления.
Арифметические операции в позиционных СС. ПР № 20 « Арифметические операции в позиционных СС»
Знать правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления
Уметь выполнять арифметические операции с числами в различных СС
Двоичное кодирование чисел
Знать представление чисел в ПК
Уметь объяснять принципы кодирования числовой информации
Электронные таблицы (ЭТ)
Знать объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы
Уметь вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.
Ссылки в ЭТ ПР № 21 «Использование ссылок в электронных таблицах»
Знать типы ссылок, их применение при копировании.
Уметь проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.
Встроенные функции ПР № 22 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»
Знать назначение мастера функций. Категории функций.
Уметь приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.
Построение диаграмм и графиков
Знать применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.
Уметь строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы.
Практикум Создание и обработка таблиц с результатами измерений опросов.
Уметьизменять данные, вводить данные в готовую таблицу, переходить к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения.
Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных в электронных таблицах
Знать понятие БД, СУБД - элементы
Представление базы данных в виде таблицы и формы
Уметьсоздавать записи в базе данных
Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Уметь сортировать данные в готовой БД
Контрольная работа №3
Уметь применять все полученные знания при решении упражнений
Глава IV. Основы алгоритмизации и объективно- ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение
Знать понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация
Уметь приводить примеры из жизни. Описывать режим работы и систему команд исполнителя.
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объективно-ориенти-рованного и процедурного программирования
Знать типы алгоритмических конструкций Правила записи программы с ветвлением.
Практическая работа «Знакомство с системами объективно- ориентирован-ного программирования»
Уметь записывать алгоритм, выбирая оптимальный способ записи.
Переменные: тип, имя, значение Практическая работа: Разработка проекта “Переменные”
Уяснить Определения переменной, тип переменной, имя переменной
Разработка проекта “Калькулятор. Строковый калькулятор”
Уметь приводить примеры алгоритмов для различных алгоритмических конструкций
Арифметические строковые и логические выражения
Уметь выполнять проекты на языке программирования
Знать функция вырезания левой подстроки, правой подстроки, произвольной подстроки, длины строки
Функции в языках объективно - ориентированного программирования»
Знать типы данных. Представление данных. Операции по работе с величинами. Правила записи арифметического выражения
Уметь определять величины ввода и вывода. Расписывать арифметические выражения по правилам.
Основы объективно – ориентированного программирования
Практическая работа : Разработка проектов «Сравнение кодов», «Отметка», «Системы координат»
Уметь выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы
Контрольная работа №4
Уметь применять все полученные знания при решении упражнений
Глава V. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система
Знать понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение.
Уметь приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов, проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов
Моделирование, формализация, визуализация
Знать понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение.
Уметь приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов, проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Знать, что описательная информационная модель, формализованная, компьютерная модель, компьютерный эксперимент
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа «Бросание мячика в площадку»
Уметь создавать простейших моделей объектов и процессов в виде динамических (электронных) таблиц, создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей
Приближенное решение уравнений
Знать виды графических моделей. Назначение и области применения графических моделей. Области применения математических моделей. Назначение и области применения математических моделей.
Практическая работа «Графическое решение уравнений»
Уметь создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей
Практическая работа Биологическая модель развития популяции “Жертва-хищник”
Уметь создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа «Распознавание удобрений»
Уметь строить информационную модель экспертной системы
Информационные модели управления объектами
Знать виды табличных моделей. Назначение и области применения табличных моделей
Практическая работа «Модели систем управления»
Уметьсоздать проект «Система управления без обратной связи»
Уметь следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Итоговая контрольная работа
Уметь применять все полученные знания при решении упражнений
Обобщение изученного
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Систематизировать сведения об основных свойствах, повторить способы решения, наиболее важные законы.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Информационные ресурсы:
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
Примерные программы по информатике (2009г.)
Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 9 класса под редакцией Н.Д.Угриновича, включающий следующие компоненты: учебник, методическое пособие для учителя, CD-диск