Настоящая программа курса «Информатика и ИКТ» базового уровня для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов:
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В соответствии со Стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ рабочая программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
В системе школьного образования учебный предмет «Информатика и ИКТ» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности информатика обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Программа предусматривает использование таких методов обучения как информационно-развивающий, проблемно-поисковый и творчески-репродуктивный. На занятиях используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного, разноуровневого обучения, а также элементы игрового обучения. Применение данных технологий позволяет приобщить учеников к активным способам получения знаний, активизировать мышление учащихся; способствовать формированию основных учебных навыков и умений (исследовательских, экспериментальных, навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе, умений анализировать факты, делать выводы, высказывать собственные суждения). Использование вышеперечисленных технологий позволяет разнообразить, индивидуализировать учебный процесс, сделать его интересным для обучающихся, повысить эффективность обучения.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB . Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах . Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практическая работа 1. Кодирование графической информации
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 4. Анимация
Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Кодирование текстовой информации . Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа . Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практическая работа 8. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 10. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 11. Создание и форматирование списков
Практическая работа 12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 14 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практическая работа 15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 18. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
Практическая работа 20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 21. Проект «Переменные»
Практическая работа 22. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 24. Проект «Даты и время»
Практическая работа 25. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 26. Проект «Отметка»
Практическая работа 27. Проект «Коды символов»
Практическая работа 29. Проект «Графический редактор»
Практическая работа 30. Проект «Системы координат»
Практическая работа 31. Проект «Анимация»
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели
5.2.3. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практическая работа 32. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 33. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 34. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 35. Проект «Модели систем управления»
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
№ | Название разделов, тем уроков | Кол-во часов | Тип урока | Элементный состав | Виды практических работ | Формы контроля, измерители ЗУН | Домашнее задание |
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (16 часов) |
1 | Техника безопасности. Вводный инструктаж. | 1 | Самостоятельная работа. Беседа | Информатика. Информация. Информационные технологии. Информационное общество. | | | Повторить кодирование графической информации |
2 | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | Изложение нового материала. | Дискретная и аналоговая формы представления информации. Растровое изображение. Пиксель. Разрешающая способность. | | Фронтальный опрос | У стр. 8-13 Контрольные вопросы |
3 | Растровые изображения на экране монитора. | 1 | Повторение, изложение нового материала, практическая работа. | Пространственное разрешение. | Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». (задание 1) | Тест, практикум | У стр. 14- 15 Контрольные вопросы |
4 | Системы цветопередачи. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Системы цветопередачи: RGB,CMYK, HSB. | Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». (задание 2) | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 15-21 Контрольные вопросы |
5 | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Растровая и векторная графика. Графические примитивы. | Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 21-37 Контрольные вопросы |
6 | Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Создание и редактирование изображения в растровом графическом редакторе. | Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | Фронтальный опрос, тест | У стр.23,26 Контрольные вопросы |
7 | Работа с объектами в векторных редакторах. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Создание и редактирование рисунков в векторном графическом редакторе. | Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | Фронтальный опрос, тест | У стр.32-37 Контрольные вопросы |
8 | Редактирование векторных рисунков. | 1 | Практическая работа. | Создание и редактирование рисунков в векторном графическом редакторе. | Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | Практикум | У стр.32-37 Контрольные вопросы |
9 | Растровая и векторная анимация. | 1 | Повторение, объяснение нового материала. | Анимация. Gif – анимация. Flash – анимация. | | Фронтальный опрос, тест | У стр.37-40 Контрольные вопросы |
10 | Создание анимации. | 1 | Практическая работа | Анимация | Практическая работа № 4 «Анимация» | Практикум | У стр.37-40 Контрольные вопросы |
11 | Создание анимации. | 1 | Практическая работа | Анимация | Практическая работа № 4 «Анимация» | Практикум | У стр.37-40 Контрольные вопросы |
12 | Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Временная дискретизация. Пространственная дискретизация. Глубина кодирования звука. | Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | Фронтальный опрос, практикум | У стр.40-44 Контрольные вопросы |
13 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Форматы звуковых файлов. | Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | Тест, практикум | У стр.40-44 Контрольные вопросы |
14 | Кодирование графической и звуковой информации | 1 | Обобщающий | Графические редакторы. | Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | Практикум | У стр. 10-40 Контрольные вопросы |
15 | Цифровое фото и видео | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Цифровое фото, видео. | Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 40-47 |
16 | Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической информации» | 1 | Итоговый урок. Контроль знаний. | Кодирование графической и звуковой информации | | | |
| Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов) |
17 | Кодирование текстовой информации. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. | Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 49-54 Контрольные вопросы |
18 | Создание документов в текстовых редакторах. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. Практикум | Текстовые редакторы. Способы создания текстовых документов (мастер, шаблон). Выбор параметров станицы. | | | |
19 | Ввод и редактирование текста. | 1 | Объяснение нового материала, практикум | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. | Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 54-59 Контрольные вопросы |
20 | Сохранение и печать документа | 1 | Урок-практикум | Параметры шрифта, параметры абзаца. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. | Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 59- 61 Контрольные вопросы |
21 | Форматирование документа | 1 | Урок лекция с элементами беседы Практикум | Параметры шрифта, параметры абзаца. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. | Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 61-67 Контрольные вопросы |
22 | Таблицы | 1 | Урок лекция с элементами беседы Практикум | Параметры шрифта, параметры абзаца. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки, таблицы. | Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 67-69 Контрольные вопросы |
23 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | 1 | Урок лекция с элементами беседы Практикум | Компьютерные словари и системы перевода текстов | Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 70-71 Контрольные вопросы |
24 | Системы оптического распознавания документов | 1 | Комбинированный урок | Оптическое распознавание отсканированного текста. | Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 71-73 Контрольные вопросы |
25 | Тестирование, зачетная практическая работа. | 1 | Урок контроль: выполнение зачетной практической работ. | Обработка текстовой информации | « Кодирование и обработка текстовой информации | Зачет - практикум | У стр. 49-73 Контрольные вопросы Подготовиться к контрольному тестированию |
26 | Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | Урок проверки ЗУН | Обработка текстовой информации | | Итоговое тестирование | |
| Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) |
27 | Кодирование числовой информации | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. | Решение задач. | Фронтальный опрос | У стр. 75-80 Задания для самостоятельного выполнения |
28 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | Объяснение нового материала. Урок – решение задач. | Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в двоичной системе счисления. | Решение задач. | Фронтальный опрос, решение задач | У стр. 80-82 Задания для самостоятельного выполнения |
29 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум. | | Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | Тест, практикум | У стр. 82-84 Контрольные вопросы |
30 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | 1 | Объяснение нового материала | Электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Форматы данных ( числа, текст, формулы) | | Фронтальный опрос, тест | У стр. 84-89 Контрольные вопросы |
31 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Ссылки в электронных таблицах. | Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | Фронтальный опрос, | У стр. 89-91 Контрольные вопросы |
32 | Встроенные функции | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Суммирование, Степенная функция, квадратный корень и др. | Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | Тест, фронтальный опрос, практикум | У стр. 91-93 Задания для самостоя- тельного выполнения |
33 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Оформление диаграмм. | Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». | Тест, фронтальный опрос, практикум | У стр. 93-97 Контрольные вопросы |
34 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Формы представления баз данных. СУБД. | | Проверочная работа по теме: «Электронные таблицы» | У стр. 97-100 Контрольные вопросы, выучить определения |
35 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Сортировка. Поиск. | Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 100-103 Контрольные вопросы. Подготовится к итоговому тестированию по теме: Кодирование и обработка числовой информации |
36 | Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | Урок контроль: тестирование, выполнение зачетной практической работ. | | Итоговый практикум по теме: «Кодирование и обработка числовой информации» | Итоговое тестирование по теме: «Кодирование и обработка числовой информации» | |
| Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования (20 часов) |
37 | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | Объяснение нового материала. | Свойства алгоритмов (дискретность, результативность, массовость, детерминированность) | | | У стр. 103-108 Контрольные вопросы, задания для самостоятельного выполнения. |
38 | Блок- схемы алгоритмов | 1 | Объяснение нового материала. | Элементы блок - схем | | Фронтальный опрос. | У стр. 108-109 Контрольные вопросы (выучить элементы блок-схем) |
39 | Выполнение алгоритмов компьютером | 1 | Объяснение нового материала. | Языки программирования | | Тест, фронтальный опрос | У стр. 109-112 Контрольные вопросы. |
40 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | Объяснение нового материала. | Виды алгоритмов. | Запись алгоритма в виде блок-схемы. | Фронтальный опрос | У стр. 113-115. Задания для самостоятельного выполнения. |
41 | Алгоритмическая структура «выбор», «цикл» | 1 | Объяснение нового материала. | Виды алгоритмов. | Запись алгоритма в виде блок-схемы. | Фронтальный опрос | У стр. 115-119. Задания для самостоятельного выполнения. |
42 | Переменные: тип, имя, значение. | 1 | Объяснение материала. | Имя переменной. Тип переменной. Объявление переменной. Оператор присваивания. | | Тест, фронтальный опрос | У стр. 119-122. Контрольные вопросы |
43 | Арифметические, строковые и логические выражения | 1 | Объяснение материала. | Арифметические выражения. | | Тест, фронтальный опрос | У стр. 123-124 Контрольные вопросы |
44 | Функции в языках объектно - ориентированного и процедурного программирования. | 1 | Объяснение материала. | Функция. Аргумент. Возвращаемое значение. | | Тест, фронтальный опрос | У стр. 124-128 Контрольные вопросы |
45 | Основы объектно - ориентированного и визуального программирования | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум | Интерфейс. События. Событийные процедуры. | Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования» | Фронтальный опрос | У стр. 128-132 |
46 | Проект «Переменные» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label,Button. | Практическая работа № 21 Проект «Переменные» | Тест, практикум | У стр. 239-242 |
47 | Проект «Калькулятор» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox, | Практическая работа № 22 Проект «Калькулятор» | Практикум | У стр. 242-246 |
48 | Проект «Строковый калькулятор » | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox, | Практическая работа № 23 Проект « Строковый Калькулятор» | Практикум | У стр. 246-249 |
49 | Проект «Даты и время » | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox, Dat, Timer, Interval, Tick | Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время» | Практикум | У стр. 249-252 |
50 | Проект «Сравнение кодов символов» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox, Asc. | Практическая работа № 25 «Проект «Сравнение кодов символов» | Практикум | У стр. 252-255 |
51 | Проект «Отметка» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox | Практическая работа № 26 «Проект «Отметка» | Практикум | У стр. 255-257 |
52 | Проект «Коды символов» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button_Click, Textbox, ListBox | Практическая работа № 27 «Проект «Коды символов» | Практикум | У стр. 258-260 |
53 | Проект «Слово - перевертыш» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button, Textbox, Len, Mid. | Практическая работа № 28 «Проект «Слово-перевертыш» | Практикум | У стр. 261-263 |
54 | *Проект «Графический редактор» | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button_Click, Textbox, ListBox и др | Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор» | Практикум | У стр. 263-267 |
55 | *Проект «Системы координат » | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button_Click, Textbox, ListBox и др. | Практическая работа № 30 Проект «Системы координат» | Практикум | У стр. 267-269 |
56 | *Проект «Анимация » | 1 | Урок – практикум | Project, Objects, Form, Label, Button_Click, Textbox, ListBox и др. | Практическая работа № 31 Проект «Анимация» | Практикум | У стр. 270-272 |
| Моделирование и формализация (10 часов) |
57 | Окружающий мир как иерархическая система | 1 | Объяснение нового материала. Урок – беседа. | Система. | | Фронтальный опрос | У стр. 138-142 Контрольные вопросы |
58 | Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – беседа. | Моделировании, модель, виды моделей. | | Фронтальный опрос | У стр. 142-148 Задания для самостоятельного выполнения |
59 | Формализация и визуализация информационных моделей. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – беседа. | Информационные модели. | | Тест, проверка моделей. | У стр. 148-152 Контрольные вопросы |
60 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – беседа | Этапы моделирования. | | Тест, фронтальный опрос | У стр. 125-154 Контрольные вопросы |
61 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум. | Качественная описательная модель, формальная модель. | Практическая работа № 32 «Бросание мячика в площадку» | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 154-156 Контрольные вопросы |
62 | Приближенное решение уравнений | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум. | Формальные модели, графическое решение. | Практическая работа № 33 «Проект «Графическое решение уравнений»» | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 157 Контрольные вопросы |
63 | Экспертные системы распознавания химических веществ | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум. | Экспертные системы, | Практическая работа № 34 «Проект «Распознавание удобрений»» | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 157-161 Контрольные вопросы |
64 | Информационные модели управления объектами | 1 | Объяснение нового материала. Урок – практикум. | Системы управления без обратной связи, системы управления с обратной связью | Практическая работа № 35 «Проект «Модели систем управления»» | Фронтальный опрос, практикум | У стр. 161-163 Контрольные вопросы, подготовиться к итоговому зачету |
65 | Работа над проектами. | 1 | Урок зачет. | | Выполнение проекта. | | Подготовиться к итоговому тестированию |
66 | Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация» | 1 | Урок – контроль, тестирование | | | Контрольное тестирование по разделу. | |
| Информатизация общества (2 часа) |
67 | Информационное общество Информационная культура | | Объяснение нового материала. Урок – беседа. . | История информационного общества. Компоненты информационной культуры. | | Фронтальный опрос, тестирование | У стр. 164-171 Контрольные вопросы |
68 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) | | Объяснение нового материала. Урок – беседа. | Этапы развития ИКТ. | | Тестирование | У стр. 171-174 Контрольные вопросы |
69 | Контрольная работа № 6 | 1 | Урок – контроль, тестирование | | | Контрольное тестирование по курсу. | |
70 | Повторение | | | | | | |
Резерв – 2 часа |
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.