kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике 7-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа курса "Информатики и ИКТ" составлена на основе стандарта основного общего образования по "Информатке и ИКТ" и примерной программы основного общего образования  по информатике  и информационным технологиям, рекомендованной Минобразованием РФ.        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7-9 класс»

Программа по информатике

системно-информационная концепция

Методическое обеспечение курса

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция).— СПб.: Питер, 2007.

  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Теория 7-9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

  3. Информатика и ИКТ. Практикум 7-9 класс. Базовый уровень /Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006.

  4. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 - 11 класс. Базовый уровень. /Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

  5. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.; Питер, 2006.

  6. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.; Питер, 2006.

  7. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.; Питер, 2006.

Содержание обучения в основной школе

Часть 1. Информационная картина мира Тема 1.1. Понятие информации. Представление информации

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, досто­верности — на примерах. Форма и язык представления ин­формации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема инфор­мации.

Учащиеся должны знать:

• понятие информации и ее основные свойства;

• виды органолептической информации;

• основные формы представления информации;

• назначение языка, кода и кодирования информации;

• основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны уметь:

• определять объем информации любого текста;

• кодировать текст каким-либо способом.

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информа­цией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, за­щита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, ко­дирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи ин­формации. Носитель информации. Способы защиты инфор­мации.

Учащиеся должны знать:

• основные виды информационной деятельности чело­века;

• роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

• основные составляющие схемы передачи информации;

• назначение носителей информации;

• основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационной деятельности че­ловека;

• приводить примеры использования технических ус­тройств при работе с информацией;

• приводить примеры носителей информации;

• приводить примеры способов защиты информации;

• шифровать фразы с помощью своего ключа.

Тема 1.3. Информационные процессы

Понятие о процессе. Информационные процессы в общест­ве. Информационные процессы в живой природе. Инфор­мационные процессы в технике. Информационные техно­логии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Учащиеся должны знать:

• понятие информационного процесса;

• понятие информационных технологий и основные эта­пы их развития;

• роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационных процессов в об­ществе, в живой природе, в технике;

• приводить примеры технических устройств, используе­мых в информационных технологиях.

Тема 1.4. Информационные основы процессов управления

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкну­тая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизиро­ванных систем управления.

Учащиеся должны знать:

• понятия объекта управления, управляющего воздей­ствия, обратной связи;

• структуру замкнутой и разомкнутой системы управления.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объект управления и управляющее воздействие;

• указывать наличие или отсутствие обратной связи;

• приводить примеры систем управления разного типа.

Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рас­смотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Учащиеся должны знать:

• понятие объекта и его свойств;

• понятие параметра и его значений;

• понятие действия объекта;

• представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

• называть параметры, характеризующие объект, и ука­зывать их возможные значения;

• перечислять действия, характеризующие объект;

• определять среду обитания объекта;

• представлять сведения об объекте в виде таблицы.

Тема 1.6. Информационная модель объекта

Понятие модели. Примеры материальных и нематериаль­ных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таб­лицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Учащиеся должны знать:

• понятие модели объекта;

• понятие информационной модели;

• почему до создания модели важно определить цель;

• что одной из форм представления информационной мо­дели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры материальных моделей;

• приводить примеры нематериальных моделей;

• формулировать цель, прежде чем создавать информаци­онную модель;

• выделять соответствующие цели характеристики объекта;

• представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

Тема 1.7. Представление о системе объектов

Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи меж­ду объектами. Примеры на различные виды связей.

Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целост­ности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Учащиеся должны знать:

• понятие системы объектов;

• значимость и роль цели при изучении системы;

• виды Отношений между объектами;

• виды Связей между объектами;

• понятие целостности системы;

• типовую структуру информационной модели системы.

Учащиеся должны уметь:

• формулировать цель, для которой объект следует рас­сматривать как систему;

• приводить примеры систем;

• приводить примеры отношений и связей между объек­тами;

• определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;

• разрабатывать информационную модель системы в со­ответствии с заданной целью.

Тема 1.8. Основы классификации (объектов)

Понятие класса объектов. Назначение классификации. По­нятие и роль признака классификации. Свойство наследо­вания. Примеры классификации различных объектов. Клас­сификация компьютерных документов.

Учащиеся должны знать:

• понятие класса;

• назначение классификации объектов;

• понятие свойства наследования;

• основные классы документов, создаваемых на компью­тере.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак класси­фикации;

• отображать классификацию в виде иерархической схемы;

• определять, в чем проявляется само свойство наследо­вания.

Тема 1.9. Классификация моделей

Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Клас­сификация абстрактных моделей по возможности их реа­лизации в компьютере: мысленные, вербальные, инфор­мационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инстру­менты моделирования как признак классификации инфор­мационных моделей.

Учащиеся должны знать:

• основные виды классификации моделей;

• основные признаки классификации моделей;

• характеристику каждого класса моделей.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры моделей, относящихся к определен­ному классу;

• приводить примеры моделей из жизни.

Тема 1.10. Основные этапы моделирования

Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализа­ция задачи. Основные типы задач для моделирования. Ре­комендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.

Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирова­ния. Схема этапов моделирования.

Учащиеся должны знать:

• назначение моделирования;

• основные типы задач моделирования;

• основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

• разрабатывать поэтапную схему моделирования для лю­бой задачи;

• задавать цель моделирования и осуществлять формали­зацию задачи на этапе постановки задачи;

• создавать информационную модель и преобразовы­вать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

Тема 1.11. Моделирование в среде графического редактора

Понятие о моделировании в среде графического редактора.

Моделирование геометрических операций и фигур. Мо­делирование геометрических операций. Моделирование объектов с заданными свойствами.

Конструирование — разновидность моделирования. Мо­делирование паркета. Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. Создание геомет­рических композиций из готовых мозаичных форм. Созда­ние набора кирпичиков для конструирования. Конструи­рование из кирпичиков по общему виду. Моделирование расстановки мебели. Моделирование объемных конструк­ций из кирпичиков по трем проекциям.

Разнообразие геометрических моделей. Моделирование резьбы по дереву. Моделирование оконных наличников. Моделирование топографической карты или плана местно­сти. Графический алгоритм процесса.

Учащиеся должны знать:

• класс задач, ориентированный на моделирование в гра­фическом редакторе;

• понятие геометрической модели;

• представление о компьютерном конструировании;

• технологию работы в среде графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

• проводить моделирование в среде графического редак­тора;

• создавать меню типовых мозаичных форм;

• создавать геометрические композиции с помощью меню типовых мозаичных форм;

• моделировать конструкции по общему виду, по трем про­екциям;

• моделировать геометрические операции.

Тема 1.12. Моделирование в среде текстового процессора

Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структу­ра деловых документов. Алгоритмические модели.

Учащиеся должны знать:

• класс задач, ориентированный на моделирование в тек­стовом процессоре;

• технологию работы в среде тестового процессора.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объекты текстового документа и его параметры;

• составлять различные виды знаковых моделей средства­ми текстового процессора;

• проводить моделирование в среде текстового процессора.

Тема 1.12. Информационные модели в базах данных

Этапы создания информационных моделей в базах данных. Стандартные и индивидуальные информационные модели. Информационная модель «Учащиеся».

Учащиеся должны знать:

• класс задач, ориентированный на моделирование в сис­теме управления базами данных (СУБД);

• структуру информационной модели в базе данных;

• технологию работы в СУБД, определяемую средой моде­лирования.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться стандартными информационными моделя­ми (шаблонами);

• производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр).

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий Тема 2.1. Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алго­ритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Цикл с предусловием. Цикл с известным числом повторений. Цикл с постусловием. Вспомогательный алгоритм.

Представление алгоритма в ви­де блок-схемы. Стадии создания алгоритма.

Учащиеся должны знать:

• назначение алгоритма и его определение;

• типовые конструкции алгоритма;

• представление алгоритма в виде блок-схемы;

• основные стадии разработки алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

• составлять алгоритмы различных ситуаций или процес­сов в виде блок-схем.

Тема 2.2. Представление о программе. Классификация программ

Исполнитель алгоритма. Понятия программы и програм­мирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль про­граммного обеспечения в организации работы компьютера.

Учащиеся должны знать:

• понятия программы и программного обеспечения;

• отличие программы от алгоритма;

• назначение системного программного обеспечения;

• назначение прикладного программного обеспечения;

• назначение инструментария программирования.

Учащиеся должны уметь:

• классифицировать программы;

• объяснить отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.

Тема 2.3. Системная среда Windows

Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и дей­ствия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объек­ты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.

Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Орга­низация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Учащиеся должны знать:

• понятия файла и папки, назначение их параметров;

• основные действия с файлами и папками;

• назначение и структуру графического интерфейса;

• представление о приложении, документе, задаче;

• назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управ­ления;

• технологию обмена данными OLE и через буфер обмена;

• назначение антивирусных программ;

• назначение архивации файлов и папок.

Учащиеся должны уметь:

• просматривать информацию о параметрах папки и файла;

• выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

• работать в программе Проводник;

• выполнять стандартные действия с окнами;

• изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

• осуществлять запуск приложений и открытие докумен­тов и переключаться между задачами;

• работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad, Paint;

• создавать составной документ, используя различные тех­нологии обмена данными;

• производить проверку файлов на наличие вируса;

• производить архивацию и разархивацию файлов и па­пок.

Тема 2.4. Общая характеристика прикладной среды

Роль и назначение прикладной среды. Особенности при­кладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование доку­мента в целом и его объектов. Общая характеристика ин­струментов прикладной среды.

Учащиеся должны знать:

• назначение и особенности прикладных сред Windows;

• структуру и основные объекты типового интерфейса при­кладной среды;

• технологии обмена данными для создания составных до­кументов;

• понятие форматирования и его уровней;

• основные действия по редактированию и форматирова­нию документа и его объектов.

Учащиеся должны уметь:

• определять, как проявляются в прикладных средах прин­ципы наглядности, многозадачности, интеграции разно­типных документов;

• приводить примеры использования конкретной техноло­гии обмена данными.

Тема 2.5. Прикладная среда графического редактора Paint

Назначение графических редакторов. Растровая и вектор­ная графика. Объекты растрового редактора. Типовые дей­ствия с объектами. Инструменты графического редактора.

Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Учащиеся должны знать:

• возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

• особенности растровой и векторной графики;

• основные графические объекты-примитивы, использую­щиеся для создания рисунков;

• технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

• создавать и редактировать любой графический объект;

• осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

Тема 2.6. Прикладная среда текстового процессора Word

История обработки текстовых документов. Макет тексто­вого документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа.

Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Использование в тексто­вом документе графических объектов.

Учащиеся должны знать:

• иметь представление о макете текстового документа;

• основные объекты текстовых документов и их параметры;

• технологию создания и редактирования текстового до­кумента;

• технологию копирования, перемещения и удаления фраг­ментов текста через буфер обмена;

• технологию форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

• создавать и редактировать текстовый документ;

• владеть операциями редактирования текста;

• владеть операциями форматирования текста;

• создавать списки (бюллетени), колонтитулы, многоко­лоночный текст;

• создавать текст в форме таблицы;

• подготавливать текст к печати;

• создавать в тексте графические объекты;

• создавать и редактировать формулы.

Тема 2.7. Прикладная среда табличного процессора Excel

Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия с объектами электронной таблицы.

Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа.

Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логиче­ских формул в табличном документе.

Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

Учащиеся должны знать:

• назначение табличного процессора, его команд и ре­жимов;

• объекты электронной таблицы и их характеристики;

• типы данных электронной таблицы;

• технологию создания, редактирования и форматирова­ния табличного документа;

• понятия ссылки, относительной и абсолютной ссылки;

• правила записи, использования и копирования формулы, функции;

• типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;

• технологию создания и редактирования диаграмм.

Учащиеся должны уметь:

• создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

• редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

• записывать формулы и использовать в них логические функции;

• использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;

• создавать и редактировать диаграмму;

• организовывать защиту данных.

Тема 2.8. Система управления базами данных Access

Назначение системы управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты СУБД для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных.

Создание структуры-базы данных и заполнение ее данны­ми. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчета для вывода данных.

Учащиеся должны знать:

• понятие базы данных и ее. основных элементов;

• структуру интерфейса СУБД;

• классификацию и назначение инструментов СУБД;

• технологию создания и редактирования базы данных;

• технологию поиска и замены данных, сортировки, груп­пировки, фильтрации, введения вычисляемого поля;

• назначение и технологию создания формы;

• назначение отчета и технологию его создания.

Учащиеся должны уметь:

• создавать и редактировать структуру базы данных;

• заполнять данными созданную структуру и проводить их редактирование;

• просматривать базу данных в режиме списка и формы;

• форматировать поля базы данных;

• создавать и редактировать форму, включая в нее рисунки;

• сортировать данные;

• создавать фильтры и осуществлять выборку данных;

• создавать отчет по базе данных.

Тема 2.9. Коммуникации в глобальной сети Интернет

Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в Интернете. Язык разметки гипер­текста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты.

Учащиеся должны знать:

• назначение и роль Интернета в развитии общества;

• назначение программы-браузера и ее управляющих эле­ментов;

• понятие домена и правило образования адреса в Интер­нете;

• технологию поиска информации в Интернете;

• назначение языка HTML;

• основные теги;

• технологию оформления Web-документов;

• представление об электронной почте и правиле форми­рования адреса;

• технологию организации телеконференции.

Учащиеся должны уметь:

• работать в браузере;

• сформировать адрес в сети;

• искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

• работать в среде редактора HTMLWriter;

• включать графическую иллюстрацию в Web-документ;

• помещать гиперссылку в Web-документ;

• пользоваться электронной почтой, производя все необ­ходимые операции с сообщением.

Тема 2.10. Среда программирования Лого

Программирование в среде ЛОГО: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализа­ции типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ; моделирование системы.

Учащиеся должны знать:

• особенности среды ЛОГО и действующего в этой среде исполнителя — Черепашки;

• основные команды, арифметические операции и функ­ции в среде ЛОГО;

• команды организации цикла;

• команды, реализующие логические условия в разветвляю­щемся алгоритме;

• правила оформления и работы программы;

• понятия процедуры, формального и фактического пара­метров;

• правила записи и использования процедуры с параметрами.

Учащиеся должны уметь:

• перемещать Черепашку по рабочему полю в разных на­правлениях;

• разрабатывать программы рисования графических объектов;

• производить необходимые действия с программой;

• разрабатывать процедуры с параметрами и без них для рисования объектов;

• разрабатывать программы на основе типовых конструк­ций алгоритма;

• создавать графические объекты как результат выполне­ния циклического алгоритма.

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий Тема 3.1. Представление о микропроцессоре

Компьютер как средство обработки информации. Роль мик­ропроцессора в структуре компьютера. Основные характе­ристики микропроцессора.

Учащиеся должны знать:

• понятие аппаратного обеспечения персонального компь­ютера;

• основные этапы обработки информации;

• назначение и основные характеристики микропроцессора.

Тема 3.2. Устройства памяти

Понятие памяти компьютера. Назначение, основные харак­теристики и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памя­ти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Учащиеся должны знать:

• классификацию видов памяти компьютера;

• понятия носителя, устройств внешней памяти;

• понятие форматирования диска;

• характеристику и основной физический принцип орга­низации работы внутренней памяти;

• характеристику и основной физический принцип орга­низации работы памяти на магнитных носителях;

• характеристику и основной физический принцип орга­низации работы оптический памяти.

Учащиеся должны уметь:

• объяснить отличие одного вида памяти от другого;

• провести сравнение различных видов памяти по основ­ным характеристикам.

Тема 3.3. Устройства ввода информации

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуля­торы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирова­ния. Устройства распознавания речи.

Учащиеся должны знать:

• классификацию устройств ввода;

• назначение драйвера устройства;

• понятие разрешающей способности конкретного устрой­ства ввода;

• характеристику каждого класса устройств ввода.

Учащиеся должны уметь:

• свободно работать на клавиатуре компьютера;

• осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его уста­новку в компьютере.

Тема 3.4. Устройства вывода информации

Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Учащиеся должны знать:

• классификацию устройств вывода;

• основные характеристики мониторов;

• основные характеристики и принцип действия матрич­ных, струйных и лазерных принтеров;

• основные характеристики и виды плоттеров.

Учащиеся должны уметь:

• ориентироваться в характеристиках устройств вывода;

• осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.

Тема 3.5. Взаимодействие устройств компьютера

Структурная схема компьютера. Системный блок и систем­ная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

Учащиеся должны знать:

• базовую структурную схему компьютера;

• назначение системного блока и системной платы;

• характеристику системной шины;

• назначение портов, слотов;

• принцип открытой архитектуры компьютера.

Тема 3.6. Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей

Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена ин­формацией между компьютерами.

Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.

Учащиеся должны знать:

• классификацию компьютерных сетей и назначение каж­дого вида;

• характеристики каналов связи;

• назначение сетевых адаптеров и модемов;

• понятие протокола передачи данных.

Тема 3.7. Кодирование информации в компьютере

Понятие кодирования информации в компьютере. Кодиро­вание чисел, участвующих в вычислениях. Кодирование тек­стовой информации. Кодирование графической информа­ции. Кодирование звуковой информации.

Учащиеся должны знать:

• типы систем счисления, используемые в компьютере;

• правила перевода чисел из десятичной системы счисле­ния в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот;

• принцип кодирования текстовой информации;

• принципы кодирования графической информации в виде растрового и векторного изображения.

Учащиеся должны уметь:

• осуществлять перевод целых десятичных чисел в двоич­ную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счис­ления;

• осуществлять перевод из любой позиционной системы в двоичную;

• произвести кодирование любого символа с помощью ко­довой таблицы ASCII;

• произвести кодирование цветной точки для 16-цветной палитры.

Тема 3.8. Логические основы построения компьютера

Основные понятия формальной логики. Логические выра­жения и логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические Устройства компьютера.

Учащиеся должны знать:

• суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

• таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания;

• правило построения таблиц истинности сложных логи­ческих выражений;

• основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используе­мые в логических схемах компьютера.

Учащиеся должны уметь:

• написать таблицу истинности для типовых логических операций;

• построить таблицу истинности для нетипового логиче­ского выражения.

Тема 3.9. История развития компьютерной техники

Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколе­ние ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы разви­тия компьютерных систем.

Учащиеся должны знать:

• историю развития компьютерной техники;

• перспективы развития компьютерной техники.

Учащиеся должны уметь:

• рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;

• привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.

Тема 3.10. Классификация компьютеров по функциональным возможностям

Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры.

Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.

Учащиеся должны знать:

• классификацию современного парка компьютеров;

• основные технические параметры, по которым различа­ются классы компьютеров;

• характеристику класса больших компьютеров;

• характеристику класса малых компьютеров;

• представление о сервере и типах серверов;

• представление о суперкомпьютере.

Приложение 1.

Тематическое планирование в основной школе на три года (7-9-е классы)

(2 часа в неделю на протяжении трех лет обучения в 7-9-х классах)

Номер темы в учебникеi,

практикумеii,

задачникеiii,

программе

Название темы

Количество часов

Занятия в классе

СР

Уiv

Пк

3

Пм

Всего

Н (Т+П)

К(П)

7 – й класс

Часть 1. Информационная картина мира

1,2



1.1

Понятие об информации. Представление информации

2

2

-

2

3



1.2

Информационная деятельность человека

1

1

-

1

4



1.3

Информационные процессы

1

1

-

1

6



1.5

Представление об объектах окружающего мира

8

8

-

5

7.1



1.6

Информационная модель объекта

2

2

-

1


Итого по части 1:

14

14

-

10

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

14

1.1-1.7


2.3

Системная среда Windows

10

2

8

4


2


2.5

Прикладная среда графического редактора Paint

9

1

8

6


3


2.6

Прикладная среда текстового процессора Word

10

1

9

9

12



2.1

Основы алгоритмизации

4

4

-

5

13.1-13.3



2.2

Представление о программе

2

2

-

1

13

7


2.10

Среда программирования ЛОГОv

10

-

10

5


Итого по части 2:

45

10

35

30

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

16




Компьютер как средство обработки информации

1

1

-

-

18



3.2

Устройства памяти

2

2

1

19



3.3

Устройства ввода информации

1

1

1

20



3.4

Устройства вывода информации

1

1

1


Итого по части 3:

5

5

-

3


Зачетные занятия

4

2

2

4


Итого за учебный год:

68

34

34

47

8 – й класс

Часть 1. Информационная картина мира

6



1.5

Представление об объектах окружающего мира (повторение)

2

2

2

7.2-7.3



1.6

Информационная модель объекта

4

4

-

3

5



1.4

Информационные основы процессов управления

1

1

-

2





Итого по части 1:

7

7

-

5

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

12

8.1-8.2


2.1

Основы алгоритмизации

5

5

-

6

13

7


2.10

Среда программирования ЛОГОvi

4

-

4

5

14

1.8-1.10


2.3

Системная среда Windows

7

-

7

6


4


2.7

Прикладная среда табличного процессора Excel

18

4

14

12

15



2.4

Общая характеристика прикладной среды

1

1

-

1


6


2.9

Коммуникации в глобальной сети Интернет

12

-

12

12





Итого по части 2:

47

10

37

41

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

17



3.1

Представление о микропроцессоре

2

2

-

1

21



3.5

Взаимодействие устройств компьютера

1

1

-

1

23



3.7

Кодирование информации в компьютере

4

4

-

3

25



3.9

История развития компьютерной техники

1

1

-

1

26-29



3.10

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

2

2

-

3


Итого по части 3:

10

10


9


Зачетные занятия

4

2

2

4


Итого за учебный год:

68

29

39

59

9 – й класс

Часть 1. Информационная картина мира

7.2-7.3



1.6

Информационная модель объекта (повторение)

2

2

-

1

8



1.7

Представление о системе объектов

2

2

-

1

11



1.10

Основные этапы моделирования.

2

2

-

1

11


1

1.11

Моделирование в среде графического редактора

9

3

6

8

11


2

1.12

Моделирование в среде текстового процессора

5

2

3

4

11


4

1.13

Информационные модели в базах данных

7

2

5

6

5



1.4

Информационные основы процессов управления

1

1

-

2

9



1.8

Основы классификации (объектов)

1

1

-

2

10



1.9

Классификация моделей

2

2

-

1





Итого по части 1:

33

19

14

29

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

12

8.3-8.8


2.1

Основы алгоритмизации

7

7

-

10

13.4



2.2

Классификация программ

2

2

-

1


5


2.8

Система управления базой данных Access

15

3

12

10





Итого по части 2:

24

12

12

14

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

22



3.6

Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей

2

2

-

2

24



3.8

Логические основы построения компьютера

6

6

-

5


Итого по части 3:

7

7


7


Зачетные занятия

4

2

2

4


Итого за учебный год:

68

103

101

168


Общее количество часов за три года обучения:

204

103

101

168

Приложение 2.

Тематическое планирование в основной школе на два года (8-9-е классы)

(2 часа в неделю на протяжении двух лет обучения в 7-9-х классах)

Номер темы в учебникеvii,

практикумеviii,

задачникеix,

программе

Название темы

Количество часов

Занятия в классе

СР

Уx

Пк

3

Пм

Всего

Н (Т+П)

К(П)

8 – й класс

Часть 1. Информационная картина мира

1,2



1.1

Понятие об информации. Представление информации

1

1

-

2

3



1.2

Информационная деятельность человека

1

1

-

1

4



1.3

Информационные процессы

1

1

-

1

5



1.4

Информационные основы процессов управления

2

2

-

1

6



1.5

Представление об объектах окружающего мира

4

4

-

5

7.1-7.3



1.6

Информационная модель объекта

6

6

-

3





Итого по части 1:

15

15

-

13

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

12

8.1-8.2


2.1

Основы алгоритмизации

6

6

-

5

13.1-13.3



2.2

Представление о программе

3

3

-

1

14

1


2.3

Системная среда Windows

12

2

10

6


2


2.5

Прикладная среда графического редактора Paint

8

1

7

6


3


2.6

Прикладная среда текстового процессора Word

12

2

10

9





Итого по части 2:

41

14

27

27

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

16




Компьютер как средство обработки информации

1

1

-

-

18



3.2

Устройства памяти

2

2

-

1

19



3.3

Устройства ввода информации

1

1

-

1

20



3.4

Устройства вывода информации

1

1

-

1

23



3.7

Кодирование информации в компьютере

3

3

-

3


Итого по части 3:

8

8

-

6


Зачетные занятия

4

2

2

4


Итого за учебный год:

68

39

29

50

9 – й класс

Часть 1. Информационная картина мира

11



1.10

Основные этапы моделирования.

2

2

-

1

11


1

1.11

Моделирование в среде графического редактора

8

1

7

6

11


2

1.12

Моделирование в среде текстового процессора

4

1

3

3

9



1.8

Основы классификации (объектов)

1

1

-

1

10



1.9

Классификация моделей

2

2

-

1





Итого по части 1:

17

7

10

12

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

13.4



2.2

Классификация программ

1

1

-

1

12

8.3-8.8


2.1

Основы алгоритмизации

5

5

-

4

15



2.4

Общая характеристика прикладной среды

1

1

-

1


4


2.7

Прикладная среда табличного процессора Excel

13

3

10

10


5


2.8

Система управления базой данных Access

12

2

10

10


6


2.9

Коммуникации в глобальной сети Интернет

8

-

8

10





Итого по части 2:

40

12

28

36

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

17



3.1

Представление о микропроцессоре

1

1

-

1

21



3.5

Взаимодействие устройств компьютера

1

1

-

1

24



3.8

Логические основы построения компьютера

3

3

-

5

25



3.9

История развития компьютерной техники

1

1

-

1

26-29



3.10

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

1

1

-

3


Итого по части 3:

7

7

-

11


Зачетные занятия

4

2

2

4


Итого за учебный год:

68

28

40

63


Общее количество часов за три года обучения:

136

63

73

114


iИнформатика и ИКТ. Учебник. Теория 7-9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

iiИнформатика и ИКТ. Практикум 7-9 класс. Базовый уровень /Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006.

iii Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

iv Условные; обозначения: У - учебник, Пк - практикум, 3 - задачник, Им - программа, Н (Т+П) - в некомпьютерном клас­се (теория + практика), К (П) - в компьютерном классе (практика), СР — самостоятельная работа.

v Эта тема изучается полностью в классах с высоким уровнем знаний по дисциплине «Информатика и ИКТ», когда за счет более интенсивного освоения тем освобождается время. На освоение этой темы потребуется ориентировочно 20-25 часов. В тематическом плане определены часы только для ознакомления учащихся с основами программирования в течение двух лет (12 часов).

vi

viiИнформатика и ИКТ. Учебник. Теория 7-9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

viiiИнформатика и ИКТ. Практикум 7-9 класс. Базовый уровень /Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006.

ix Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

x Условные; обозначения: У - учебник, Пк - практикум, 3 - задачник, Им - программа, Н (Т+П) - в некомпьютерном клас­се (теория + практика), К (П) - в компьютерном классе (практика), СР — самостоятельная работа.

15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по информатике 7-9 класс

Автор: Эдварс Игорь Анатольевич

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа 7 классы по информатике"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_7_klassy_po_informatike"
    ["file_id"] => string(6) "586573"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1631459320"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа 8 класс информатика"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_8_klass_informatika"
    ["file_id"] => string(6) "586574"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1631459521"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа 9 класс информатика"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_9_klass_informatika"
    ["file_id"] => string(6) "586575"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1631459636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа 5 класс"
    ["seo_title"] => string(29) "rabochaia_programma_5_klass_6"
    ["file_id"] => string(6) "636473"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1694459861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа 5 класс 18 ч.  Л.Л. Босова ФГОС "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-5-klass-18-ch-l-l-bosova-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "121137"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413895344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства