Рабочая программа по информатике разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС »
Календарно-тематическое планирование 6 класс (ФГОС)
Всего: 35 ч.
В неделю: 1 ч.
Плановых контрольных работ – 4
Практических работ – 16
Количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч
Программа: Босова Л.Л. Программа для основной школы 5-6 классы: Информатика. (ФГОС) 5-6 классы / Сост. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий.
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика» (ФГОС): Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2013г. (http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html),
Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л. Босовой, 2013г.
Предполагаемый объем учебного времени – 1час в неделю, 35 часов в год. Таким образом, весь курс (5-6 класс) рассчитан на 70 часов.
Распределение содержания по годам обучения: 5 класс – 1 час в неделю (35 часов в год), 6 класс – 1 час в неделю (35 часов в год).
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
В основу представляемого вводного курса информатики для 6 классов положены следующие принципы:
Целостность и непрерывность;
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
Практико–ориентированность;
Принцип дидактической спирали;
Принцип развивающего обучения.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация – алгоритмы и исполнители.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются базовый уровень.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
общее
1
Объекты и системы
9
3
Создание мультимедийных объектов
7
2
Информационные модели
10
4
Алгоритмы и исполнители
9
Итого:
35
Содержание обучения
6 класс
Объекты и системы
Объекты и их имена, признаки объектов. Отношения, разновидности, состав объектов. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».
Создание мультимедийных объектов.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерный практикум
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
Информационные модели.
Модели объектов и их назначение. Табличные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличное решение логических задач. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Формы мышления».
Контрольная работа № 3 по теме «Информационные модели».
Компьютерный практикум
Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья»
Алгоритмы и исполнители
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графический исполнитель в среде программирования Чертежник.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Работа в среде программирования Чертежник.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмы и исполнители».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.
Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
№ п\п
Дата
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Региональный компонент, казачий компонент
Виды учебной деятельности
Форма контроля, виды работ
Домашнее задание
Теоретические
Практические
I ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)
1
Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
1
Знания: Правила техники безопасности в кабинете информатики
Понятия: информатика, информация, данные
Беседа
§ 1
2
Компьютерные объекты.
1
0,5
0,5
Знания: Понятия: объекты и их имена. Признаки объектов.
Правила ТБ при работе на компьютере
Умения: анализировать объекты окружающей действительности.
Беседа
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».
§ 2
(1)
3
Файлы и папки
1
0,5
0,5
Знания: Отношения объектов. Их классификация.
Умения: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку.
Беседа Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
§ 2
(2,3)
4
Разнообразие отношений объектов и их множеств
1
1
Знания: Отношения между объектами, классификация объектов.
Умения: создание текстового документа
Беседа
§ 3 (1,2,3)
5
Отношение входит в состав
1
0,5
0,5
Знания состав и структуру системы объектов.
Умения приводить примеры материальных и нематериальных систем.
Беседа Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
§ 3 (4)
6
Отношение является разновидностью
1
1
Знания Понятия: управляющая и управляемая системы
Умения выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.
Беседа
§ 4 (1,2)
7
Классификация компьютерных объектов
1
0,5
0,5
Знания знать, что такое ощущение, восприятие, представление, мышление.
Умения Вводить текст , сохранять в памяти компьютера, создавать списки. Разбивать текст на абзацы, устанавливать абзацный отступ, выделять фрагмент текста. Создавать, изменять и перемещать красочные надписи в Word, копировать и вставлять фрагменты текста в Word, форматировать фрагмент текста в Word
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
§4 (3,4)
8
Контрольная работа №1 «Объекты и системы»
1
1
Контрольная работа
Повторение §4
9
Системы объектов. Разнообразие систем
1
1
Знания: что такое анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, определение понятия.
Умения: владеть логическими приемами формирования понятия.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
§5 (1,2)
II ЧЕТВЕРТЬ (7 часов)
10 (1)
Система и окружающая среда
1
1
Знания Понятия: слайд, средства рисования, переходы, время показа, демонстрация.
Умения планировать последовательность событий на заданную тему.
Беседа
§5 (3,4)
11 (2)
Персональный компьютер как система
1
1
Знания Понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт
Соотношения между единицами измерения количества информации
Умения Переводить единицы измерения количества информации
Переводить числа в двоичный код, из двоичного кода в десятичную систему счисления
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
§6
12 (3)
Как мы познаем окружающий мир
1
0,5
0,5
Знания Понятия: моно звук, стерео звук, запись видео, наложение звука на видео дорожку.
Умения использовать редактор презентаций для создания анимации по имеющемуся сюжету.
Беседа
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
§7
13 (4)
Понятие как форма мышления
1
1
Знания планировать последовательность событий на заданную тему.
Умения Создавать презентацию с гиперссылками.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
§8 (1,2)
14 (5)
Определение понятия
1
1
Знания подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Умения создавать циклическую презентацию.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
§8 (3)
15 (6)
Контрольная работа №2 «Формы мышления»
1
1
Контрольная работа
Стр.208
16 (7)
Анализ контрольной работы №2 «Формы мышления»
1
1
Повторение материала
III ЧЕТВЕРТЬ (10 часов)
17 (1)
Информационное моделирование как метод познания
1
0,5
0,5
Знания Факты: модели объектов и их назначение. Информационная модель.
Умения создавать словесные модели (описания)
Беседа
Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
§ 9
18 (2)
Словесные информационные модели. Словесные описания
1
0,5
0,5
Знания словесные информационные и знаковые информационные модели
Умения различать натурные и информационные модели
Беседа
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
§ 10 (1,2,3)
19 (3)
Математические модели
1
0,5
0,5
Знания простейшие математические модели
Умения создавать многоуровневые списки.
Беседа
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
§ 10 (4)
20 (4)
Табличные информационные модели.
1
0,5
0,5
Знания вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие.
Умения создавать табличные модели
Беседа
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
§ 11 (1,2)
21 (5)
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
1
0,5
0,5
Знания структура и правила оформления таблицы
Умения создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления.
Беседа
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
§ 11 (3,4)
22 (6)
Зачем нужны графики и диаграммы.
1
0,5
0,5
Знания наглядное представление о соотношении единиц
Умения приводить примеры использования графиков и диаграмм
Беседа
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
§ 12 (1,2)
23 (7)
Наглядное представление о соотношении величин
1
1
Знания визуализация многорядных данных
Умения создавать диаграммы и графики
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (продолжение)
§12 (3)
24 (8)
Многообразие схем
1
0,5
0,5
Знания: графы, деревья, списки и их применение при моделировании различных явлений.
Умения создавать схемы, графы, деревья
Беседа Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья»
§ 13 (1)
25 (9)
Информационные модели на графах
1
1
Знания Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Умения создавать графические модели.
Беседа
§13 (2,3)
26 (10)
Контрольная работа №3 «Информационные модели»
1
1
Повторение материала
Повторить §13
IV ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)
27 (1)
Что такое алгоритм.
1
1
Знания Понятия: алгоритм, команда
Умения Приводить примеры алгоритмов
Беседа
§ 14
28 (2)
Исполнители вокруг нас.
1
1
Знания Понятия: исполнитель, СКИ
Умения Записывать алгоритмы словесно-пошагово
Беседа
§ 15
29 (3)
Формы записи алгоритмов.
1
0,5
0,5
Знания Факты: способы представления алгоритма
Понятие блок-схема
Умения Записывать алгоритмы словесно-пошагово
Беседа Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
§ 16
30 (4)
Линейные алгоритмы.
1
0,5
0,5
Знания Понятие линейный алгоритм
Умения Составлять линейные алгоритмы, записывать их словесно-пошагово и в виде блок-схем
Беседа
Решение задач. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
§ 17 (1)
31 (5)
Алгоритмы с ветвлениями.
1
0,5
0,5
Знания Понятия: ветвление
Запись ветвлений на алгоритмическом языке, блок-схема ветвления
Умения Составлять алгоритмы с ветвлениями
Беседа
Решение задач Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками на свободную тему»
§ 17 (2)
32 (6)
Алгоритмы с повторениями.
1
0,5
0,5
Знания Понятия: циклический алгоритм, зацикливание
Факты: запись циклического алгоритма на алгоритмическом языке, блок-схема циклического алгоритма
Умения Составлять циклические алгоритмы
Беседа
Решение задач Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию на свободную тему»
§ 17 (3)
33 (7)
Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
1
1
Знания Понятия: алгоритм, СКИ, исполнитель, ветвление, цикл, линейный алгоритм
Запись линейных, циклических, ветвящихся алгоритмов на алгоритмическом языке, их блок-схемы
Умения: работа в среде «Чертежник»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
§ 18 (1,2)
34 (8)
Контрольная работа №4 «Алгоритмы и исполнители»
1
1
Контрольная работа
Повторить §18
35 (9)
Анализ контрольной работы №4 «Алгоритмы и исполнители»
1
1
Повторение материала
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;