Рабочая программа, составлена на основе авторской программы. (Л.Л. Босова. Программа курса информатики и информационных технологий для 5 – 7 классов общеобразовательной средней общеобразовательной школы.// Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011). Изучение основ информатики и информационных технологий как учебный модуль «Информатика и ИКТ» входит в Федеральный компонент нового образовательного стандарта. В средней ступени школы в 6 классах изучение пропедевтического курса происходит за счет школьного компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс »
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Рабочая программа
по информатике
для организации обучения
с применением дистанционных образовательных технологий
_1__ час в неделю (всего 35 часов)
Автор(ы)-составител(и):
А.Г. Белов, учитель информатики
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа, составлена на основе авторской программы. (Л.Л. Босова. Программа курса информатики и информационных технологий для 5 – 7 классов общеобразовательной средней общеобразовательной школы.// Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011). Изучение основ информатики и информационных технологий как учебный модуль «Информатика и ИКТ» входит в Федеральный компонент нового образовательного стандарта. В средней ступени школы в 6 классах изучение пропедевтического курса происходит за счет школьного компонента.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Предусмотрен тестовый контроль в целях контроля за ЗУН учащихся и своевременной ликвидацией пробелов знаний учащихся.
Предусмотрено проведение:
контрольных работ – 6
практических работ – 17.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изучение информатики в 6 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, готовности к использованию деятельности для решения учебных задач и саморазвития.
развитие познавательных, интеллектуальных, мыслительных и творческих способностей учащихся.
воспитание ответственное отношение к полученной информации, соблюдать правовые и этические нормы при ее распространении; соотносить и координировать свои действия с действиями других учащихся; информационной этике как основу современного информационного общества.
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики.
приобретение опыта поиск информации, оценку, отбор и организацию информации; принимать решения в нестандартных ситуациях; вырабатывать навыки проектной деятельности; создание, сохранение, обработку и передачу информации.
Требования к уровню подготовки
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатики» на этапе пропедевтического курса являются:
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения;
сбор и использование информации с целью управления физическими и техническими системами;
квалифицированное и осознанное использование ИКТ, содействие в их использовании другими.
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков,
создавать простейшие Мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений,
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами..
Содержание курса информатики и информационных технологий для 6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.
Темы для изучения:
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Системы счисления.
Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Единицы измерения информации.
Элементы формальной логике: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
Исполнители алгоритмов. СКИ.
Способы записи алгоритмов.
Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации файл, операционная система.
Темы для изучения:
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение операционной системы.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Мультимедийные технологии.
Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека информационная этика.
Темы для изучения:
Предыстория информатики.
Основные этапы развития вычислительной техники.
Роль информации в жизни общества.
Информационная этика.
Учебно-тематический план.
6 класс
Номер урока
Тематика урока
Всего
Теория
Прак-тикум
Контроль
ЗУН
I четверть.
1
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
1
0,5
0,5
2
Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками».
1
0,5
0,5
3
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)
1
0,5
0,5
4
Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления)
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)
1
0,5
0,5
5
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор
1
1
6
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»
(задание 1)
1
0,5
0,5
7
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)
1
0,5
0,5
8
Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа
1
0,5
0,5
II четверть.
9
Растровое кодирование графической информации
1
0,5
0,5
10
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»
1
0,5
0,5
11
Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки».
1
0,5
0,5
12
Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)
1
0,5
0,5
13
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4)
1
0,5
0,5
14
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»
1
0,5
0,5
15
Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2)
Практическая контрольная работа
1
0,5
0,5
16
Структурирование и визуализация информации.
Административная контрольная работа №1. «Информация и знания».
1
0,5
0,5
III четверть
17
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3-5)
1
0,5
0,5
18
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)
1
0,5
0,5
19
Отношения соподчинения, противоречия и противо-положности. Практическая работа №9 «Графический
редактор Paint» (задания 4-7)
1
0,5
0,5
20
Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)
1
0,5
0,5
21
Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 4-6)
1
0,5
0,5
22
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-3)
1
0,5
0,5
23
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4-6)
1
0,5
0,5
24
Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»
1
0.5
0.5
25
Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки»
1
0,5
0,5
26
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа
1
0,5
0,5
IV четверть.
27-28
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»
2
1
1
29-30
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 ««Гиперссылки. Презентация времена года»
2
1
1
31-32
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Циклическая презентация «Скакалочка»».
2
1
1
33
Административная контрольная работа №2. «Систематизация информации». Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 2)
1
0.5
0.5
34
Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»
1
1
35
Защита проекта.
1
1
Итого:
35
14,5
17,5
3
Содержание тем учебного курса.
6 класс.
Тема 1.1. Компьютер и информация (11 часов).
Содержание учебного материала
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)
Практическая работа №4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»
Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки».
Контроль ЗУН: тест.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
требования к организации компьютерного рабочего места
виды прикладных программ, основные операции с файлами.
виды систем счисления
виды объектов текстовой информации
алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
связь между единицами измерения информации.
Уметь:
различать виды информации по способам ее восприятия;
приводить примеры обработки информации на компьютере;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
создавать нумерованные списки
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
Тема 1.2. Человек и информация (12 часов)
Содержание учебного материала
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6 «Создаем таблицы»
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»
Практическая работа №8 «Таблицы. Построение диаграмм»
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint»
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»
Контроль ЗУН: тест.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
достоинства и недостатки представления информации в виде текста
способы познания человеком мира через органы чувств
логические приемы оперирования с понятием
отличия текстового редактора и процессора
основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
возможности графического редактора Paint
виды определений, требования к построению родовидового определения.
требования к классификации, признаки классификации
виды суждений
правила получения умозаключений
Уметь:
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
устанавливать логические отношения
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
классифицировать понятия по определенному признаку
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
встраивать в текст графические объекты из коллекции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Контроль: тест
Тема 1.3. Элементы алгоритмизации(12 часов)
Содержание учебного материала
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Циклические алгоритмы.Итоговый мини-проект.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»
Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»
Практическая работа №14 ««Гиперссылки. Презентация времена года»
Практическая работа №15 «Циклическая презентация «Скакалочка»».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками»
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
пошаговое исполнение алгоритма
способы описания алгоритмов,
понятие блок-схемы, обозначения блоков
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
правила записи разветвленного алгоритма
понятие цикла, его разновидности
создание движущихся изображений в программе MS PowerPoint.
Уметь:
записывать алгоритм известными способами
составлять линейные алгоритмы
записывать алгоритмы различными способами
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
выполнять основные операции с файлами и папками.
в презентации задать анимацию объектов.
переносить картинки с программы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
уметь применять графические примитивы.
Контроль ЗУН: тест.
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных и практических контрольных работ (время проведения 20 минут).
Класс
Количество работ
за учебный год
Контрольная работа по теме
№ урока
по КТП
6
6
Компьютер и информация. Создание документов в текстовом процессоре Word.
8
Структурирование и визуализация информации.
15
Компьютер и информация. Информация и знания.
16
Человек и информация.
24
Создание графических изображений.
26
Алгоритмы и исполнители.
33
Перечень литературы и средств обучения
Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Задачник.
Комплект плакатов.
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ в 6 классах
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
Сканер
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Система автоматизированного проектирования.
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Комплекты презентационных слайдов
Плакаты:
Организация рабочего места и техники безопасности.
Архитектура компьютера
Архитектура компьютерных сетей
Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме