п. Красный Гуляй, 2014 г.
авторов: Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л. П. Панкратовой,
Уровень программы: базовый.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Принцип отбора содержания связан с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с возрастными особенностями развития учащихся.
Человек и информация. Действия с информацией
Объект и его свойства. Отношения между объектами.
Компьютер.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь».
Суждение.
Умозаключение.
Модель объекта. Модель отношения между понятиями.
Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Цели и основа управления. Управление собой и другими. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы: «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Способы объединения предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как.., такой же, как…).
Использование простейших готовых предметных, знаковых, графических моделей для изучения и описания свойств и качеств предметов.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ (4 тематические контрольные работы и 1 итоговая контрольная работа в год).
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
№ п/п | Тема урока. Домашнее задание в рабочей тетради | Дата | Тип урока | Цель урока (образовательная) | Основные понятия | Виды и способы деятельности | Формы контроля | Электронные образовательные ресурсы | Оборудование |
по ф | по пл |
Наименования раздела. Повторение. (6+1 ч.) |
1 | Действия с информацией. §2 (4,6) | | | Повторение. Комбинированный урок. | Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать). Понимать смысл действий с информацией. | Получение. Представление, хранение. Передача, преобразование, обработка, действие. Цель, текст, схема, рисунок, электронная почта, форма представления, источники и приемники информации, канал. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий опрос, работа в тетради | ЦОР 1 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
2 | Человек и информация. §1 (1-3,6,7) | | | Повторение. Комбинированный урок. | Знать органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). | Виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий опрос, работа в тетради | ЦОР 2 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
3 | Объект и его свойства. §3 (1,2,4,8) | | Повторение. Комбинированный урок. | Уметь называть объекты реальной действительности, его свойства. | Объект, имя объекта, его свойства (существенные и несущественные, общие и отличительные), описание объекта. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 3 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
4 | Отношения между объектами. §4 (1,4,7) | | Повторение. Комбинированный урок. | Уметь приводить примеры отношений между объектами. | Симметричные и несимметричные отношения между объектами. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | | ЦОР 4 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
5 | Компьютер - машина для работы с информацией. §5 (2,3) | | Повторение. Комбинированный урок. | Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ. | Компьютер, Устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Данные. Программы (системные, инструментальные и прикладные) | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 5 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
6 | Повторение «Информация. Объекты» | | Повторение. Обобщение | Обобщить и систематизировать материал по теме. | | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
7 | Контрольная работа по теме «Повторение» | | Контроль знаний | | | | К.р. | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
Понятие, суждение, умозаключение. (9 ч.) |
8 | Понятие в информатике. §6 (2,4б,6,10) | | Объяснение нового материала | Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами. Знать что такое термин. | Понятие. Содержание понятия. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 6 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
9 | Деление и обобщение понятий. §7(1,3,9,11) | | Объяснение нового материала | Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий. Уметь выполнять деление и обобщение понятий. | Деление и обобщение понятий. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 7 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
10 | Отношения между понятиями. §8 (1,2,3,5) | | Объяснение нового материала | Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна | Симметричные несимметричные отношения между понятиями. Отношения «род»-«вид», «вид»-«род». Круги Эйлера-Венна | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 8 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
11 | Совместимые и несовместимые понятия. §9 (1,2,3,8) | | Объяснение нового материала | Понимать сущность совместимых и несовместимых понятий. Уметь устанавливать отношения между понятиями, изображать их схематически. | Совместимые (равнозначности, пересечения, подчинения). Несовместимые (противоположности, противоречия) | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 9 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
12 | Понятия «истина» и «ложь». §10 (2,3,5,8в) | | Объяснение нового материала | Иметь представление о понятьях «истина», «ложь». Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации. | Понятия «истина» и «ложь» | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 10 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
13 | Суждение в информатике. §11 (1,3,8) | | Объяснение нового материала | Знать основные признаки суждения. Уметь формулировать суждения. | Суждение. Истинные и ложные суждения. Простые и сложные суждения. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | | ЦОР 11 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
14 | Умозаключение в информатике. §12 (1,4,7) | | Объяснение нового материала | Уметь выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок. | Умозаключение. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 12 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
15 | Контрольная работа по теме «Понятие суждение, умозаключение» | | Повторение, Контроль знаний | Проверить знания по пройденной теме | | | К. Р. | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
16 | Анализ контрольной работы | | Обобщение | Обобщить и систематизировать материал по теме. | | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
Модель и моделирование. (8 ч.) |
17 | Модель объекта. §13(3,9,10,14) | | Объяснение нового материала | Сформировать понятие модель и моделирование. Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира. Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. | Модель. Материальные и информационные модели. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 13 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
18 | Модель отношения между понятиями. §14 (1,5,8) | | Объяснение нового материала | Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами. | Текстовые и графические модели. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 14 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
19 | Алгоритм. §15 (1,6,7) | | Объяснение нового материала | Иметь представление об алгоритмах. Уметь практически работать с алгоритмами. | Алгоритм | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 15 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
20 | Какие бывают алгоритмы. §16 (1,6,7,9) | | Объяснение нового материала | Различать виды алгоритмом. Уметь создавать алгоритмы разными способами. | Текстовые и графические алгоритмы. Блок-схема. Линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 16 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
21 | Исполнитель в алгоритме. §17(2,3,7,10) | | Объяснение нового материала | Иметь представление об исполнителе алгоритма. Осмысливать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер». | Исполнитель. Система команд исполнителя. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 17 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
22 | Алгоритм и компьютерная программа. §18 (1,2,4) | | Объяснение нового материала | Понимать, что компьютер – исполнитель программ. | Компьютер, система команд компьютера. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 18 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
23 | Повторение по теме | | Повторение, Обобщение | Обобщить и систематизировать материал по теме. | | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
24 | Контрольная работа по теме «Модель и моделирование» | | Контроль знаний | Проверить знания по пройденной теме | | | К. Р. | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
Информационное управление. (7 ч.) |
25 | Цели и основа управления. §19 (4, 7) | | Объяснение нового материала | Иметь представление об управлении, схеме управления. | Цель управления, выбор. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 19 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
26 | Управление собой и другими людьми. §20 (2, 4, 9) | | Объяснение нового материала | Иметь представление о процессе управления. Понимать, что основой любого управления является информация | Цель управления, выбор. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 20 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
27 | Управление неживыми объектами. §21 (2,4, 6) | | Объяснение нового материала | Понимать роль человека в процессе управления. | Цель управления, выбор. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 21 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
28 | Схема управления. §22 (1,2,4) | | Объяснение нового материала | Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления. | Схема управления | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 22 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
29 | Управление компьютером. § 23(1,2,3,7,8) | | Объяснение нового материала | Иметь представление об управлении компьютером. | Компьютер. Операционная система. Программы. | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | ЦОР 23 | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
30 | Повторение по теме | | Повторение. Обобщение | Обобщить и систематизировать материал по теме. | | Беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа в Рабочих тетрадях | Текущий/Опрос, работа в тетради | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
31 | Контрольная работа по теме «Информационное управление» | | Контроль знаний | | | | К. Р. | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
Повторение, проекты, резерв. (4-1ч.) |
32 | Итоговая контрольная работа | | Контроль знаний | | | | К. Р. | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
33 | Проект | | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать материал по теме. | Презентации на тему «Создание модели» | Работа на компьютере | | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
34-35 | Защита проектов | | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать материал по теме. | Презентации на тему «Создание модели» | Работа на компьютере | | | Компьютеры, проектор, Интерактивная доска |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.