Рабочая программа составлена для учебника Л. В. Босовой. В разработке есть пояснительная записка, включающая в себя цель и задачи программы, краткое содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование с ууд, типом урока, элементами содержания и формой организации урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 3 класс »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП), а также на основе авторской программы А. В. Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на изучение учащимися 3 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
В курсе выделяются следующие разделы:
· описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
· описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
· описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
· применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачикурса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
· применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»);
· алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
· системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
· объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, то есть становится непосредственной целью обучения и отражается в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
· основные информационныеобъекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
· основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
· основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
· основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
· основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
· основы ИКТ-квалификации,в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
· основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Планируемые результаты освоения содержания курса
В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развива-ющемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные)
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При этом выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:
· «5» – при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1–2 мелких погрешностей;
· «4» – при наличии 1–2 недочетов или одной ошибки;
· «3» – при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
· «2» – если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
– не раскрыто основное содержание учебного материала;
– обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Источники информации и средства обучения
I. Учебно-методический комплект.
1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс («Информатика в играх и задачах») : учебник : в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.
2. Информатика. 3 класс : методические рекомендации для учителя / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. – М. : Баласс, 2010.
3. Информатика. 3 класс : комплект наглядных пособий : в 2 ч. / сост. Н. И. Суворова. – М. : Баласс, 2005.
II. Интернет-ресурсы.
1. Сайт издательства «Просвещение». – Режим доступа : http://school-russia.prosv.ru/info. aspx?ob_no=25738-
2. Электронная газета «Интерактивное образование». – Режим доступа : http://io.nios.ru/ index.php?rel=32&point=19&art=1064
3. Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. – Режим доступа : http://kidevo.ru/?q=node
4. Бесконечное образование: все для воспитателей, учителей, преподавателей. – Режим доступа : http://8ob.ru/informatika/97599-.html
5. ПрофиСтар. – Режим доступа : http://www.profistart.ru/ps/blog/23298.html
6. Социальная сеть работников образования. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/rabochaya-programma-po-matematike-4-klass-1
7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september. ru/articles/532060
8. «Методисты». Профессиональное сообщество педагогов. – Режим доступа : http:// metodisty.ru/m/files/view/urok_russkogo_yazyka_v_7_klassa_po_temechastica_kak_chast_rechi
9. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. – Режим доступа : http://www. openclass.ru/node/142284
10. Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – Режим доступа : http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=332
11. Центр образования № 429 «Соколиная гора». – Режим доступа : http://www.school429. narod.ru
III. Компьютерная поддержка.
1. Программа «Страна “Фантазия”».
2. Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3–4-й год обучения.
IV. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса.
5. Сканер.
Календарно-тематический план
№ п/п
Раздел. Тема
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Планируемые результаты.
Освоение предметных знаний.
Универсальные учебные действия
Формы организации учебной деятельности
Формы диагностики и контроля познавательных УУД
1
2
3
4
5
6
7
8
I четверть
Алгоритмы (9)
1
Введение. Алгоритм
1
Открытие новых знаний
Информатика. Человек и компьютер.
Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником-тетрадью. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением. Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Предметные: выделяют отдельные шаги, из которых состоит выполнение действия, и перечисляют их по порядку; понимают построчную запись алгоритмов; находят ошибки в заданных алгоритмах; выполняют простейшие алгоритмы; выполняют диктант по клеточкам;работают в компьютерной адаптированной среде: изготавливают с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку
(бейдж).
Личностные: объясняют: «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что
я могу» (результаты).
Метапредметные:
регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления;
познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, сравнивают
Организация совместной учебной деятельности
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Игра «Робот». После завершения игры подвести итоги: 1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку; 2) каждый шаг – это тоже действие, которое можно подробно описать: выделить шаги и перечислить их по порядку.
Алгоритм как план действий, приводящих
к заданной цели.
Команда алгоритма.
Последовательность команд в алгоритме. Ошибки в алгоритме. Выполнение алгоритма.
Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3–4-й год обучения – «Компьютер и его основные устройства».
Проект «Мое имя». Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки
(бейджа)
и группируют факты и явления;
коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
2
Схема алгоритма
1
Урок усвоения новых знаний
Схема алгоритма.
Стрелки вместо номеров.
Условные обозначения в алгоритме.
Понятия «инструкция» и «описание».
Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчета областей картинки, алгоритма подсчета букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.
Предметные:выполняют простые алгоритмы; выполняют алгоритмы со схемой; составляют и выполняют алгоритм, используя условные знаки.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
регулятивные: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Линейные алгоритмы.
Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда. Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения, если в нем используются только действия сложения и вычитания.
Выступление творческой группы:
«Это интересно!» – занимательная информация
о технических новинках.
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Алгоритмы»
познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке
3
Ветвление в алгоритме
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Ветвление в алгоритме. Стрелка «да» или стрелка «нет»? Выполнение алгоритмов с ветвлением.
Ветвящиеся алгоритмы.
Игра «Да – Нет».
Учитель загадывает имя одного ученика, сидящего в классе, или предмет в классной комнате. Дети должны отгадать загаданное, задавая вопросы с ответами «Да» и «Нет».
В процессе игры учитель особенно отмечает такие вопросы, по ответам на которые круг поиска сильно сужается. Например, если загадано имя ученика, то после ответа на вопрос «Это мальчик?» отсеется сразу примерно половина класса.
Если детям трудно сориентироваться, то во время первой игры, когда отгадывается имя ученика, учитель предлагает всем встать перед началом
Предметные: умеют выполнять и составлять алгоритмы; записывают условия ветвления на схеме алгоритма; формулируют условия ветвления; задают вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет»; делают выводы по ответам на вопросы.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;
познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задача-
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
игры, а после ответа на очередной вопрос – сесть на место тем, кого «отсеяли».
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Колобок»
ми коммуникации и составляют тексты
в устной и письменной форме
4
Цикл в алгоритме
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Вопросы с ответами «да» и «нет».Повтори еще раз. Сложные алгоритмы, содержащие вопросы, которые выполняются не всегда, и команды, которые выполняются по несколько раз в цикле. Цикл в алгоритме.
Циклические алгоритмы.
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла. Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.
Предметные: формулируют условия ветвления; выполняют алгоритмы с ветвлением; понимают запись цикла в алгоритме; понимают способ записи условия окончания цикла; составляют и выполняют алгоритмы
с циклами.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях.
Метапредметные:
регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
5
Алгоритмы с ветвлениями
и циклами
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Примеры разветвляющих алгоритмов: если пошел дождь, то надо открыть зонт; если болит горло,
то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет
и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 р.) вернуться домой.
В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так: «если условие, то..., иначе...». Такое представление алгоритма получило название полной формы.
Неполная форма, в которой действия пропускаются: «Если условие, то...».
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Алгоритмы»
Предметные: отличают условие ветвления
от условия повтора; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями и циклами; составляют сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме
Предметные:выполняют алгоритм, в котором используются условные обозначения; восстанавливают правильный порядок команд в алгоритме; правильно располагают стрелки на схеме алгоритма с циклом.
Личностные: осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Фронтальная
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
7
8
Метапредметные:
регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения;
познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Предметные:применяют на практике знания, полученные на уроках 1–6.
Личностные: понимают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной форме
Самостоятельная
Контрольная работа 1 «Алгоритмы».
(бланк контрольной работы 1 в середине тетради)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
8–9
Повторение. Работа над ошибками в контрольной работе
2
Урок коррекции
и оценки знаний
Подведение итогов контрольной работы 1.
Игра «Робот».
Диктант по клеточкам.
Для проведения таких диктантов отведены поля
в клетку в тетради «3 класс. Часть 1» на с. 28.
1) Учитель выбирает рисунок.
2) Затем выбирает направление. (Замкнутый рисунок можно начать рисовать из начальной точки
в двух направлениях.)
3) После этого помогает детям найти на с. 28 в своих тетрадях нужное поле (по номеру) и отмеченную жирно начальную точку.
4) По устным командам учителя дети должны получить рисунок в своих тетрадях.
Во время диктанта учитель может встать спиной
к ученикам, чтобы подсказать жестами рук направление влево и вправо: детям очень хочется узнать, что получится, они волнуются и чаще обычного могут путать «левое» и «правое»
Предметные:составляют и выполняют линейные и нелинейные алгоритмы; записывают условия ветвлений и повторов.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Коллективная, групповая
Ответы на вопросы, результативность решения задач
II четверть
Группы (классы) объектов (8)
10
Состав
и действия объекта
1
Открытие новых знаний
Из чего состоит объект? Что умеет объект? Описание объекта.
Таблица «Состав – Действия».
Чтобы ответить на вопрос: «Что это такое? Кто это такой?», нужно сообщить о предмете или о существе всё самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать). Составные части и действия удобно записывать в таблицу.
Предметные: описывают объект (предмет, существо, явление); называют составные части и действия, которые выполняет объект
(или выполняют с объектом); описывают состав и возможные действия объекта в табличном виде; работают в компьютерной адаптированной среде: собирают с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирают для своего животного фон и звук.
Организация совместной учебной деятельности
на вопросыЛичные наблюдения учителя,
дневники достижений,
ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Сравнение состава и действия объектов (загадки).
Выполнить задание 9 (придумывание загадок).
В задании предлагается придумать три загадки:
две – с помощью таблицы «На что похоже?» и од- ну – с помощью таблицы «Такие же действия». Можно отложить часть задания на следующее или любое другое занятие. Если на уроке придумано две загадки, то третью можно предложить детям составить дома. (Можно попросить записать текст готовой загадки на отдельном листочке и провести конкурс на лучшую загадку. Самые интересные загадки учитель сможет использовать в своей дальнейшей работе.)
Проект «Фантастический зверь». Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного: составление из готовых частей
Личностные: объясняют: «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что
я могу» (результаты).
Метапредметные:
регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;
познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
11
Группа объектов. Общее название
1
Урок усвоения новых знаний
Группа объектов. Общее название. Что такое? Кто такой?
Игра «Назови одним словом».
Учитель перечисляет названия предметов или существ до тех пор, пока дети не дадут общее название группе. Например:
Учитель может попросить детей уточнить название: дать общее название меньшей группы.
Игра «Назови предметы в группе».
Эта игра с правилами, обратными предыдущей:
Предметные:имеют представление об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов; называют отдельные предметы заданной группы; дают общее имя группе объектов; дают разные общие имена одному объекту.
Личностные: отделяют оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми пред
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
учитель называет общее имя, а дети перечисляют названия предметов или существ в группе.
Игра «Угадай свойство».
Преподаватель называет несколько предметов. Все они обладают определенным свойством, которое необходимо отгадать (например: чай, кофе, сок, конфета, пирог, голосок).
Свойство: сладкий.
В данной игре используется уже наработанный детьми навык классификации объектов по свойствам. Сложность заключается в том, что любой объект обладает не одним, а несколькими свойствами. Из нескольких надо выделить один, который был бы истинным для всего множества перечисленных объектов.
Вначале для упрощения задачи можно исключить те объекты, для которых загаданное свойство употребляется в переносном смысле. В приведенном примере это слово – «голосок»
метными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной
и письменной форме
12
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Общее в составе и действиях группы объектов.
Что у любого есть? Что любой умеет?
Особенное в составе и действиях подгруппы. Что еще есть? Что еще умеют?
Игра «Что такое? Кто такой?».
Для проведения игры нужно заранее подготовить карточки со словами, из которых состоят несколько предложений типа:
«1) – это 2), у которого есть 3) и который умеет 4)», где:
1) – название подкласса предметов, например «рыбак»;
Предметные:описывают общие свойства
(составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.
Личностные: отделяютоценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечаютпоступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объек-
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
2) – название класса предметов, например «человек»;
3) – название особенных частей подкласса, например «удочка»;
4) – название особенных действий подкласса, например «насаживать наживку».
На карточки записываются элементы 2), 3), 4).
Например, по заданию 27 раздела 2 можно заполнить 24 карточки: 4 – со словами из 2-го мешка,
10 – со словами из 3-го мешка и 10 – со словами
из 4-го мешка.
Во время игры учитель просит детей закрыть тетради и раздает карточки. Затем вслух читает предложение, используя очередное слово из первого мешка», например: «Черепаха – это … , у которого еще есть … и которое еще может…».
Паузы заполняют те ученики, в руках которых находятся соответствующие карточки. Если ученик «не откликается», то другие дети помогают, высказывая свои предположения
тов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;
·коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
13
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Единичные имена объектов. Имя для всех и имя для каждого. Отличительные признаки.
Игра «Назови пять признаков».
Данная игра является подготовительным этапом, ступенью к более сложным играм. Она поможет детям потренироваться в назывании различных свойств (признаков) предметов.
Преподаватель задает объект и предлагает ученикам по очереди назвать пять признаков этого объекта. Признаки не должны противоречить друг другу. В качестве признаков можно исполь-
Предметные:отличают общие и единичные имена объектов; выбирают единичные имена для предметов или существ заданной группы; описывают отличительные признаки в табличном виде.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
· регулятивные: планируют, контролируют
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений,
ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
зовать не только прилагательные, но и словосочетания.
Например: мяч – круглый, большой, резиновый, красный, новый; дом – кирпичный, четырехэтажный, старый, белый, с треугольной крышей; цветок – красный, ароматный, колючий, увядающий, красивый и т. д.
Ученик, не сумевший назвать очередной признак правильно, выбывает из игры (встает). Игра ведется до тех пор, пока не определится победитель (их может быть несколько).
Учителю необходимо называть объекты, которые хорошо поддаются описанию и имеют, по меньшей мере, 7–8 легко перечисляемых свойств.
Игра «Чем отличаются?»
и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
14
Подготовка
к контрольной работе
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Группы (классы) объектов.
Общие названия и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием.
Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав и действия объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Имена объектов.
Игра «Логическая пара».
Эта игра открывает раздел игр, направленных
на развитие у детей ассоциативного мышления.
С помощью данной игры дети учатся находить пару для заданного объекта и объяснять полученную логическую связь.
Предметные:имеют представление об общих и единичных именах предметов и существ; описывают состав и возможные действия объекта в табличном виде; дают общее имя группе объектов; описывают общие свойства объектов в табличном виде; дают единичные имена отдельным предметам в группе; описывают отличительные признаки в табличном виде, особенные свойства объектов подгруппы.
Личностные: осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и опреде-
Фронтальная
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
На первом этапе игры объекты задаются преподавателем. Дети называют свои пары. Например: мяч – нога, мяч – ворота, мяч – кольцо; дневник – двойка, дневник – расписание; урок – звонок,
урок – перемена; учитель – ученик, учитель –
журнал и т. д.
На втором этапе дети работают в паре. Один ученик называет объект, другой находит ему логическую пару.
На протяжении всей игры наиболее удачные ответы выделяются и обосновываются учителем
лять степень успешности выполнения своей работы
и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме
15
Контрольная
работа 2 «Группы объектов»
1
Урок контроля знаний учащихся
Группы (классы) объектов.
Общие названия и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием.
Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав и действия объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Имена объектов
Предметные:на практике применяют знания, полученные на уроках 10–14.
Личностные: осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Метапредметные:
регулятивные: демонстрируют овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме
Самостоятельная
Контрольная работа 2 «Группы объектов»
(бланк контрольной работы 2
в середине тетради)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
16–
III чет
17
Повторение по теме «Группы объектов»
2
Урок коррекции
и оценки знаний
Подведение итогов контрольной работы 2.
Решение кроссвордов.
Игра «Какой признак? Чей признак?».
Учитель называет значения признаков, а дети дают название признаку и перечисляют имена предметов или существ, которые могут иметь такой признак. Например: желтый, белый, розовый, синий (цвет: лепестков цветка, платьев, флажков…); 2 минуты, 5 минут, 10 минут (время опоздания поезда или человека, телефонный разговор…).
Игра «Чем отличаются?».
Учитель называет общее имя группы предметов
или существ, а дети дают ответ на вопрос: «Чем могут отличаться предметы в этой группе?»
Выигрывает тот, кто назвал или больше всего отличительных признаков, или последний признак. Например: цветы отличаются цветом лепестков, длиной стебля, количеством листьев…; реки отличаются длиной, шириной, глубиной, скоростью течения, породами рыб, которые в них водятся…
Проект «Новогодняя открытка».
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора
Предметные:закрепляют полученное представление об общих и единичных именах предметов и существ; работают в компьютерной среде: осваивают способы решения задач творческого характера (построение объекта
с учетом готовых элементов).
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Коллективная,
групповая
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Логические рассуждения (11)
18
Множество. Чис-
1
Открытие
Множество.Элемент множества. Число элементов множества. Подмножество.
Предметные:имеют представления о понятиях «множество», «элемент множества»,
Организа-
Личные наблю-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
ло элементов множества. Подмножество
новых знаний
От какого слова происходит слово «множество»?
В математике словом «множество» обозначают
необязательно большую группу предметов или существ. Сколько, например, элементов во множестве:учеников в нашем классе; пальцев на одной руке у человека; голов у человека; хвостов у человека? (0)
Множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента. (Так же, как среди чисел есть число 0, которое обозначает отсутствие количества, веса, длины и т. д.)
Игра «Какие бывают?».
Учитель называет множество, а дети – возможные подмножества, например:
– деревья (хвойные деревья, лиственные деревья, плодовые деревья, деревья с белыми цветами, деревья с желтыми плодами…);
– животные (птицы, звери, рыбы, насекомые, дикие и домашние, лесные и морские…);
– буквы (гласные и согласные);
– числа (четные и нечетные, двузначные и трехзначные…).
Игра «Пирамида множеств».
Учитель предлагает детям построить пирамиду множеств. Назвать множества, в которых: 0 элементов (инопланетяне в нашем классе), 1 элемент (пятница в одной неделе), 2 элемента, 3 элемента и т. д. Можно также составлять тематические пирамиды множеств («На уроке математики», «На
«подмножество»; определяют число элементов множества; определяют принадлежность элементов заданному множеству (множествам), принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам).
Личностные: объясняют: «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что я могу» (результаты).
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
и оценку событий
ция совместной учебной деятельности
дения учителя,
дневники достижений, ответы
на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
уроке русского языка», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.).
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Множества»
19
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств
1
Урок усвоения новых знаний
Множества и отрицание. Слово «не». Множество на пересечении двух множеств.
Игра «Что на пересечении».
Учитель называет пары множеств. Если множества не пересекаются, то дети не поднимают рук. Если множества пересекаются, то дети поднимают руки, если готовы привести пример элемента, находящегося на пересечении двух множеств. Например:
– животные и герои мультфильмов (Кот Матроскин, Крокодил Гена, Том и Джерри…);
– овощи и товары в магазине (огурцы, картофель, капуста, которые продаются в магазине);
– птицы и рыбы (не пересекаются);
– растения и хищники (растения-хищники, например: росянка, мухоловка, альдрованда…);
– материки и части света (Африка, Австралия, Антарктида);
– звезды и планеты (не пересекаются);
– папы и врачи (папа-врач какого-то ученика).
Слова «не», «и», «или» на карте множеств.
Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3-й год обучения – «Отношение между множествами. Объединение множеств»
Предметные:имеют представление об отрицании; находят на «карте множеств» область элементов, не принадлежащих заданному множеству; имеют представление о пересечении двух множеств; находят на «карте множеств» область множества, которое является пересечением двух других множеств; определяют принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств; определяют характер отношений между двумя заданными множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).
Личностные: отделяютоценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимать причины своего неуспеха и находят решение в этой ситуации;
познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коллективная,
групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений,
ответы
на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
7
8
коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
20
Пересечение
и объединение множеств
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Пересечение и объединение двух множеств.
Слова «и» и «или». Слова «не», «и», «или» на карте множеств.
Игра «Отсортируй бусины.
В данной игре наглядно и интересно закрепляются навыки классификации предметов по их свойствам (признакам).
Перед началом игры уместно разделить детей на две группы: первая – участвующие в классификации, вторая – группа проверки. Преподаватель раздает первой группе карточки с изображениями различных предметов и называет свойство, по которому эти предметы должны быть рассортированы. Таких свойств может быть много:
– цвет;
– форма;
– материал;
– размер;
– назначение;
– место обитания или место произрастания и т. п.
Группа проверки следит за правильностью классификации. После каждого этапа игры группы меняются местами (обязательное условие для создания доброжелательной атмосферы в классе).
Для усложнения игры можно рассматривать не одно свойство, а их комбинацию.
Предметные:имеют представление об объ единении двух множеств; находят на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух других множеств; определяют принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств; определяют характер отношений между двумя заданными множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).
Личностные: развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки
в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы
на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Данную игру легко можно использовать при изучении множеств.
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
21
Истинность
высказывания. Отрицание.
Истинность
высказывания
со словом «не»
1
Урок усвоения новых знаний
Высказывание. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не».
Игра «Говори наоборот».
Игра «Истина или Ложь».
Эта игра-разминка может использоваться как физкультурная минутка на любом занятии по информатике, при условии что дети уже знакомы с понятием «логического утверждения».
Преподаватель высказывает утверждение, которое может быть истинным, ложным или неопределенным. Дети встают, если утверждение истинно, остаются сидеть, если утверждение ложно, и поднимают руки вверх, если утверждение не имеет смысла. Упражнения, которые задействованы в разминке, можно менять по усмотрению преподавателя. Например, можно использовать приседания, заведение рук за спину и за голову, хлопки под коленом и даже стояние на одной ноге.
Для усложнения игры можно приводить такие утверждения, в которых задействованы конкретные дети. Тогда для большинства в классе ответ будет один, а для ученика или группы детей, про
Предметные:отличают высказывания от других предложений; приводят примеры высказываний; определяют истинные и ложные высказывания, истинность высказывания со словом «не».
Личностные: оценивают, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия, осознают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Метапредметные:
регулятивные: используют знаково-символи-ческие средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задача-
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений,
ответы
на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
которых мы составили утверждение, он может быть другим.
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Игры со словами»
ми коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме
22
Истинность
высказывания
со словами «и», «или»
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
Истинность высказываний со словами «и», «или».
Игра «Контрпример».
Для закрепления навыков работы с утверждениями можно использовать игру «Контрпример». Здесь важным моментом является умение обосновать свое суждение. Преподаватель предлагает заведомо ложные суждения, которые дети должны опровергнуть с помощью контрпримера.
Например:
В классе одни девочки. Воронов Алеша.
Все цветы красные. Фиалка.
Все фрукты круглые. Груша.
Нет ни одного числа больше 100. 103
Предметные:определяют истинность сложных высказываний – с логическими связками «и» и «или».
Личностные: оценивают, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия, осознают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Метапредметные:
регулятивные: планируют, контролируют
и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме
Коллек-тивная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений,
ответы
на вопросы
23
Граф. Вершины и ребра графа
1
Открытие новых знаний
– Какие точки соединить? Граф. Вершины и ребра графа.(Схемы передвижения из одной точки в другую в математике и информатике называются графом, точки – вершинами, отрезки – ребрами.)
Предметные:выбирают граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составляют граф по словесному описанию отношений.
Коллек-тивная,
Личные наблюдения учителя,
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Вопросы для итоговой беседы.
– Приведите пример: где в жизни мы можем встретиться с графами?(Любой маршрут передвижения по городу, странам, воде, зданию. Изображения отношений людей, животных.)
– Как изображаются графы? (Круги с буквами и отрезками, стрелочками, если нужно указать направление.)
– Как по-другому мы можем назвать граф? (Схема, карта, чертеж, рисунок.)
– Назовите шаги, которые нужно сделать, чтобы построить граф. (1. Определить и нарисовать вершины. 2. Обозначить вершины. 3. Изобразить ребра.)
– Всегда ли поможет нам граф ответить на интересующий нас вопрос? Приведите пример.
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Зазеркалье»
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: планируют, контролируют
и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
и оценку событий
групповая
дневники достижений, ответы
на вопросы
24
Граф
с направленными ребрами
1
Урок усвоения
и закрепления новых знаний
– Когда помогут стрелки? (1. Ориентированный граф. 2. Ребра – стрелки. 3. Пути в графах.)
Понятие дерева как конечного направленного графа.Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневаявершина. Понятие листдерева. Понятие уровеньвершиндерева. Понятие путьдерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.
Предметные:строят графы с направленными ребрами по словесному описанию; строят графы со стрелками и без стрелок по словесному описанию.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы
на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Зазеркалье»
критериев;понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
и оценку событий
25
Подготовка к контрольной работе
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Логические рассуждения.
Понятие «множество». Понятие «подмножество».
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).
Истинность высказываний со словом «не».
Графы и их табличное описание.
Игра «Назови противоположность».
Одним из ключевых понятий в информатике является «логическое отрицание». Игра «Назови противоположность» тренирует детей в умении подбирать противоположное по значению слово, развивает их кругозор и лексику.
Предметные:определяют принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определяют принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); строят высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определяют истинность составных высказываний; составляют граф
по словесному описанию отношений.
Личностные: понимают важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учебы и познания нового.
Фронтальная
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Преподаватель произносит слово, ученик подбирает другое, противоположное по значению (антоним). Если ученик ошибается или затрудняется с ответом, он выбывает из игры (встает). Шанс для выбывшего ученика вновь вступить в игру – это придумать антоним к словам, вызывающим особое затруднение (предлагается учителем).
Данную игру можно усложнять. Сначала детям называют прилагательные и наречия, к которым легко подобрать противоположные по смыслу слова (сладкий – горький, горячий – холодный, верх – низ), потом – более сложные по значению слова, а также словосочетания (частый – редкий, румяный – бледный, раннее утро – поздний вечер, далекий север – близкий юг). Следующий этап игры – закрепление терминологии различных областей знаний.
– находим на схеме область пересечения двух множеств и называем элементы из этой области.
Вопросы для актуализация опорных знаний.
– Из чего состоят графы? (Вершины, ребра.)
– Что могут обозначать вершины? (Числа, слова, буквы, предметы, существа, города и т. д.)
– Что могут обозначать ребра графа? (Отношения, связи между числами, словами и т. д.)
– Когда на графах нужны ребра со стрелками? (Когда важно указать направление.)
– Приведите примеры. (Кто-то куда-то едет, кому-то помогает, какое-то слово (число) получается из другого и т. д.)
Предметные:закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках.
Личностные: развивают мотивы учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Коллек-тивная, групповая
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Применение моделей (схем) для решения задач (8)
29
Аналогия
1
Открытие новых знаний
На что похоже? Поиск аналогии.
Игра «Что общего?».
Учитель предлагает детям найти сходство, аналогию между двумя предметами, существами, персонажами загадки и т. д.
Огурец и сосновая иголка. (Внешнее сходство: зеленый цвет.)
Апельсин и мыльный пузырь. (Внешнее сходство: форма шара.)
Окно и картина в раме. (Сходство в устройстве: рама, внутри которой закреплено стекло или холст.)
Бабочка и самолет. (Состав и возможные действия: есть крылья, могут летать.)
Использование народных загадок типа: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». (Морковка.)
О сходстве каких предметов или существ идет речь? Что у них общего? Что можно из такого сравнения узнать о моркови?
Использование аналогии. Мышление по аналогии.
Компьютерная поддержка: программа «Страна “Фантазия”» – «Зазеркалье»
Предметные:находят пары предметов с аналогичными составами, действиями и признаками.
Личностные: объясняют: «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что я могу» (результаты).
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме
Организация совместной учебной деятельности
Личные наблюдения учителя,
дневники достижений, ответы
на вопросы
30
Закономерность
1
Урок усво- ения новых знаний
По какому правилу? Закономерности расположения объектов в цепочке.
Закономерность расположения объектов в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке.
Предметные:находят закономерность и восстанавливают пропущенные элементы цепочки или таблицы; находят и исправляют нарушенную закономерность.
Коллективная, групповая
Личные наблюдения учителя, дневники
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчетом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д.
Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов. Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах
Личностные: отделяют оценку поступка
от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимать причины своего неуспеха и находят способы решения в этой ситуации;
познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
достижений, ответы
на вопросы
31–32
Аналогичная закономерность
2
Урок усвоения
Такое же или похожее правило.
Аналогичные закономерности.
Решение задач по аналогии.
Предметные:находят закономерность и восстанавливают пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагают предметы
Коллективная,
Личные наблюдения учи-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
и закрепления новых знаний
Игра «Угадай по аналогии».
Данная игра является последним этапом в системе игр, направленных на развитие ассоциативного мышления. Здесь все навыки, полученные в процессе работы с логическими парами и цепочками, закрепляются и дают реальный результат.
Класс делится на две команды. К доске вызываются по одному представителю от каждой команды. Они будут отгадывать задуманные слова. Листки с написанными на них словами раздаются каждой команде. Ознакомившись с заданием, ученики по очереди объясняют загаданное слово при помощи других слов, логически связанных с ним. Вызванный к доске ученик отгадывает. Каждый следующий ребенок добавляет одно новое слово ко всем названным, включая ответы, но может и исключить несколько слов, мешающих объяснению.
На первых этапах игры используются простые, легко объяснимые слова. В дальнейшем слова можно усложнять. Необходимо следить, чтобы уровень сложности слов для обеих команд был одинаковым
в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; придумывают правила, похожие на заданные; составляют по правилам цепочки и таблицы из фигур
и предметов.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
регулятивные: планируют, контролируют
и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
групповая
теля,
дневники достижений, ответы на вопросы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
33
Подготов-ка к контрольной работе
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Применение моделей (схем) для решения задач.
Понятие аналогии.
Понятие закономерности.
Аналогичные закономерности.
Решение задач по аналогии.
Игра «Построй цепочку».
Для закрепления тем, связанных с понятиями расположения бусин в цепочке («перед – после», «раньше – позже»), удобно проводить демонстрацию в виде «живых» цепочек.
Преподаватель вызывает несколько мальчиков и девочек (количество девочек и мальчиков не долж-но быть равным) и просит построить цепочку по сле-дующим правилам:
1) первая бусина – мальчик,
2) после каждой девочки стоит мальчик;
1) предпоследняя и первая бусины – девочки,
2) после каждой девочки стоит мальчик;
1) после каждой девочки стоит мальчик,
2) после каждого Алеши стоит Даша;
1) вторая бусина с конца и третья бусина – мальчики,
2) после каждой беленькой девочки стоит темный мальчик и т. д.
Дети, не участвующие в цепочках, обсуждают правильность построения, определяют вариантные возможности выполнения заданий.
Игра «Коробочки с секретом».
На столе преподавателя лежат коробочки или шкатулки различных размеров, толстые нити с узел-
Предметные:находят пары предметов с аналогичными составами, действиями и признаками; видят закономерность и восстанавливают пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагают предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находят закономерность в ходе игры.
Личностные: понимают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Метапредметные:
регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
и оценку событий
Фронтальная
Ответы на вопросы, результативность решения задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
ком и бусины различных форм. На закрытой от класса части доски нарисована цепочка, которую необходимо склеить. Форма и цвет бусин на доске и на столе совпадают. Вызванный ученик составляет цепочки и заполняет содержимое коробочек по образцу, изображенному на доске. Второй ученик совершает обратное действие: он рисует на доске цепочку, анализируя выстроенные на столе коробочки и их содержимое.
Открывая доску, где нарисована исходная цепочка, преподаватель и учащиеся проверяют правильность выполненных действий. Если исходная цепочка отличается от конечной, вызывается третий ученик для нахождения ошибки.
В качестве бусин можно использовать геометрические фигуры из цветного картона
34
Контрольная работа 4 «Применение
моделей для ре-
шения
задач»
1
Урок контроля знаний обучающихся
Применение моделей (схем) для решения задач.
Понятие аналогии.
Понятие закономерности.
Аналогичные закономерности.
Решение задач по аналогии
Предметные:применяют на практике знания, полученные на уроках 29–33.
Личностные: понимают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Метапредметные:
регулятивные: используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Самостоятельная
Контрольная работа 4 «Применение моделей для решения задач»