Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ-10» (далее Рабочая программа)
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике,
утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 и нового базисного учебного плана (БУП),
утвержденного приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Примерной программы основного общего образования по информатике
(Примерные программы и учебно-тематические планы./под редакцией Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова,
В.Н. Нестерова, А.С.Протасов, В.Г. Хлебостроев, Н.В. Ярчикова– Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.-104с.).
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для 10 класса образовательных учреждений
/Н.Д. Угринович.- 3-е изд., -М.:Бином.лаборатория знаний, 2009.-178 с./
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс »
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО МФОРМАТИКЕ И ИКТ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовыхзнаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы
Информационные( нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Рассмотрена Принята Утверждаю
и рекомендована педагогическим Директор
к утверждению советом МОУ МОУ СОШ № 79
на заседании МС СОШ № 79 И.Ж.Перфильева Протокол № Протокол № Приказ №
от« »________2013г. от « »________2013г. от« »________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 10 класса
(общеобразовательное изучение)
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель Новак И.В.
Воронеж
2013 год
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ-10» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 и нового базисного учебного плана (БУП), утвержденного приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Примерной программы основного общего образования по информатике (Примерные программы и учебно-тематические планы./под редакцией Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Н. Нестерова, А.С.Протасов, В.Г. Хлебостроев, Н.В. Ярчикова– Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.-104с.).
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для 10 класса образовательных учреждений /Н.Д. Угринович.- 3-е изд., -М.:Бином.лаборатория знаний, 2009.-178 с./
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЬ1М
ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
В соответствии с новым региональным базисным учебным планом в 10-11 классах предмет «Информатика и ИКТ» изучается на базовом уровне в социально-экономическом, индустриально-технологическом и универсальном профилях. Объем учебной нагрузки составляет 1 час в неделю, общая продолжительность курса- 70 часов за 2 года обучения.
Примерная программа
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
10
11
1
Информация и информационные процессы
16
10
2
Информационные модели и системы
0
4
3
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
6
0
4
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
9
13
5
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
3
3
6
Основы социальной информатики
0
4
7
Резерв
1
1
ИТОГО:
35
35
Содержание тем
1. Информация и информационныепроцессы (26 часов)
1.1. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Понятие «информационной системы». Классификация процессов, происходящих в информационной системе. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Алгоритмизация и программирование.
Общие сведения о языке программирования. Структура программы. Типы данных: integer, char, Boolean, real, ограниченный, перечисляемый.
Оператор присваивания. Арифметические и логические операции. Стандартные функции. Логические и арифметические выражения. Порядок вычисления выражений. Преобразование логических выражений.
Операторы ввода и вывода. Условный оператор:запись в общем виде, примеры, исполнение. Оператор выбора.
Операторы цикла While, Repeat, Fог: запись в общем виде, примеры, исполнение, особенности использования.
Массивы. Определение и описание линейного массива. Примеры использования. Формирование, вывод и обработка одномерных массивов.
Поиск в одномерном массиве элементов с заданными свойствами.
Поиск максимального и минимального элементов и их индексов в одномерном массиве.
Удаление, вставка элементов одномерного массива.
Алгоритмы сортировки одномерных массивов (метод "пузырька", метод простого выбора).
Процедуры и функции.
Назначение, описание, вызов процедур и функций. Формальные и фактические параметры. Параметры -значения и параметры - переменные. Принцип локализации. Решение задач с помощью процедур и функций.
1.5. Технология объектно-ориентированного визуального программирования.
Основы объектно-ориентированного программирования. Знакомство с инструментальной средой.
Объекты: свойства, методы события. Обзор компонентов и их свойствами. События и реакции на них. Компонент Кнопка (Вutton). Обработка щелчка мыши
Компоненты для отображения и редактирования данных.
Создание проектов с использованием визуальных компонентов.
2. Информационные моделии системы (4 часа)
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
3. Компьютеркак средствоавтоматизации информационных процессов (6 часов)
Классификация программного обеспечения (ПО). Системное и прикладное ПО. Операционные системы персональных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов. Инсталляция программ.
Программные средства организации личного информационного пространства, архивации и защиты информации.
4. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
(22 часа)
4.1. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Редактор формул Microsoft Eguation.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
5. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (6 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.
Основы языка разметки гипертекста НТМL.
6. Основы социальной информатики (4 часа)
6.1. Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Тематическое планирование 10 класс
классы
Темы для изучения
Д.З.
Конт
роль зна
ний
I полугодие ( 16 часов)
Урок 1. Понятие «системы», образованной взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Понятие «информационной системы». Классификация процессов, происходящих в информационной системе: ввод, преобразование (обработка), накопление, вывод потребителю, передача. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации.
Урок 2. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации; выбор способа хранения информации, Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Урок 3. Актуализация опорных знаний языка программирования Турбо-Паскаль: Структура программы. Типы в Паскале. Типы integer, сhаг, bоо1еап, геаl, ограниченный, перечисляемый. Оператор присваивания. Арифметические и логические операции. Стандартные функции. Логические и арифметические выражения. Порядок вычисления выражений. Преобразование логических выражений. Операторы ввода и вывода. Условный оператор: запись в общем виде, примеры, исполнение. Оператор выбора.
Урок 4. Решение задач с использованием операторов ветвления. Практическая работа.
Тест
Урок 5. Циклы. Операторы цикла While, Rереаt, Fог: запись в общем виде, примеры, исполнение, особенности использования.
Урок 6 Решение задач с использованием операторов цикла. Практическая работа.
Урок 7 Массивы. Определение и описание линейного массива. Примеры использования. Формирование, вывод и обработка одномерных массивов. Поиск в одномерном массиве элементов с заданными свойствами.
Урок 8. Поиск максимального и минимального элементов и их индексов в одномерном массиве. Перестановка элементов в массиве.
Урок 9. Удаление элементов одномерного массива. Вставка элементов одномерного массива.
Урок 10. Сортировка одномерного массива методом "пузырька" ил и методом простого выбора.
Урок 11. Строки. Описание строкового типа. Операции над строками. Строковые выражения. Строковые процедуры (Iпsert, Dеlеtе, Stг, Val) и функции (Сору, Сопсаt, Length, Роs).
Урок 12. Решение задач обработки строк.
Урок 13. Процедуры. Назначение, описание, вызов процедур. Формальные и фактические параметры. Параметры - значения и параметры - переменные. Принцип локализации.
Урок 15. Решение задач с использованием процедур и функций.
Урок 16. Итоговый контроль.
К.р.
II полугодие ( 19 часов)
Урок 17. Классификация ПО. Системное и прикладное ПО. Операционные системы персональных компьютеров. Назначение и функции операционных систем. Операционная система Windows.
Урок 18. Отработка приемов выполнения основных операций с файлами и папками средствами программы Проводник. Инсталляция программ. Настройка операционной системы Windows . Изменение свойств: даты времени, заставки, фона и других параметров. Работа с Панелью управления. Стандартные приложения Windows (Калькулятор, Блокнот, графический редактор Раint).
Урок 19. Файловые менеджеры. Отработка приемов выполнения основных операций с файлами и папками средствами одного из файловых менеджеров.
Урок 21. Программы-архиваторы. Создание нового архива. Извлечения файлов из архива. Создание многотомного архива.
Тест
Урок 22. Понятие компьютерного вируса. Профилактика защиты от вирусов. Антивирусные программы. Изучение одной из антивирусных программ.
Урок 23. Текстовый редактор. Стилевое форматирование текста. Оглавление и предметные указатели. Сноски и концевые сноски.
Урок 24. Использование средств ввода математических текстов. Редактор формул Мicrosoft Eguation.
Урок 25. Обмен данными между приложениями. Внедрение объектов в текстовый документ из других приложений.
Урок 26. Графический редактор. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс графического редактора. Открытие и сохранение изображений. Просмотр изображений. Изменение размеров изображений. Отмена действий. Выделение фрагментов изображения. Перемещение, масштабирование, трансформирование, вращение границы выделенной области, кадрирование изображения.
Урок 27. Создание растровых изображений.
Урок 28. Создание векторных изображений. Графический текст.
Урок 29.. Практическая работа на создание изображения как комбинации имеющихся изображений.
Урок 30. Разработка мультимедийного проекта средствами Мicrosoft powerPoint, объединяющих объекты различных типов (текст, изображение, диаграмма, звук, видео).
Урок 31 Защита творческих проектов.
Зачет
Урок 32. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Понятие URL-адреса. Обозреватель (браузер). Настройка браузера Мicrosoft Internet Ехрlогег: Свойства обозревателя. Загрузка файлов с помощью браузера. Вид кодировки.
Урок 33. Информационно-поисковые системы в Internet: поисковые машины для создания базы данных по индексируемым документам, тематические каталоги. Поиск информации в сети Интернет. Поиск Web-сайта по ключевым словам. Поиск файла в файловых архивах. Запросы.
К.р.
Урок 34. Образовательные ресурсы Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники. Практическая работа по поиску и сохранению информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Урок 35. Резерв.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 448 с.
Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 176 с.
Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 359 с.
Семакин И.Г. Информатика. Структурированный конспект базового курса. 8-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 167 с.
Информатика. Задачник-практикум: 8-11 классы: В 2-х т. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - Т. 1 - 304 с, Т. 2 - 278 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10 кл. 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 165 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11 кл. 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 139 с.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 416 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 205 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 511 с.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 394 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 371 с.
14. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 182 с.
Информатика. 7-9 кл: Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 2-е изд. /Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: Питер, 2007. - 128 с.
16. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень. - СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
17. Под ред. Макаровой Н. В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.
18. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.
19. Залогов Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 232 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного, социально-гуманитарного и технологического профилей.
20. Залогов Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. - М.: БИН01У. Лаборатория знаний, 2005. - 245 с. Для учащихся старших классов естественно-научного, социально-гуманитарного и технологического профилей.
21. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 128 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного и гуманитарного профилей.
22. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс. Практикум. - М.: БИНОМ. Лаборатории знаний, 2006. - 87 с.
23. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 303 с.
24. Окулов С.М. Основы программирования. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-424с.
25. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 341 с.
26. Окулов СМ. и др. Задачи по программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 820 с.