государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Безенчукский аграрный техникум»
для специальности: 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, технический профиль
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ Федеральным институтом развития образования от 10 апреля 2008 года с учетом профиля специальностей, содержание которой согласовано с требованиями Федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Безенчукский аграрный техникум»
Разработчик: Антонова Светлана Анатольевна, преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Безенчукский аграрный техникум», высшей категории.
Петракова Наталья Александровна, заведующий лабораторией отделения информатики и компьютеризации учебного процесса ГБОУ ДПО «Самарская школа Управления АПК».
Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательной подготовки.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | | 18 | |
Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 8 |
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения |
Практические занятия | 4 | |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. | 6 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | | 42 |
Тема 2.1. Информация, измерение информации. Представление информации | Содержание учебного материала | 6 |
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации | 3 |
Практическое занятие | 2 |
|
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Тематика самостоятельной работы: Представление информации в различных системах счисления. | 2
|
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации | Содержание учебного материала | 10 |
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 3 |
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. |
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. |
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
Практические занятия | 8 | |
Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели |
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов |
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах |
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам; подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Представление информации в двоичной системе счисления 2. Представление информации в различных системах счисления | 8
|
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления | Содержание учебного материала | 2 |
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. | |
Практическое занятие | 2 | |
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. | 2 |
3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | 34 |
Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста | Содержание учебного материала | 4 |
Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров | 3 |
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности) |
Практические занятия | 64 | |
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. |
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Архитектура компьютеров. 2. Многообразие компьютеров. | 4
|
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 4 |
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. | |
Практические занятия | 2 | |
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети |
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Тематика самостоятельной работы: 1. Сетевые операционные системы. 2. Администрирование локальной компьютерной сети. | 4
|
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | Содержание учебного материала | 2 |
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Защита информации, антивирусная защита. | |
Практические занятия | 4 | |
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 4 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | | 24 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | Содержание учебного материала | 8 |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 |
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. |
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. |
Практические занятия | 6 | |
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Демонстрация систем автоматизированного проектирования. |
Самостоятельная работа Подготовка к и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы: 1. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. 2. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | 10
|
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | | 24 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие Браузер. Интернет-магазин, Интернет-СМИ. | |
Практическое занятие | 2 | 2 |
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 2 | |
Тема 5.2. Создание сайта | Содержание учебного материала | 4 |
Методы создания и сопровождения сайта | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Создание и сопровождение сайта |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2] [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). | 3 |
Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 5 |
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности). Тематика самостоятельной работы 1. Видеоконференция 2. Интернет-телефония | 2
|
| ВСЕГО: | 142 |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Распознавать информационные процессы в различных системах. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.). | Комбинированный: практические занятия, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Индивидуальный: инструктаж по ТБ |
Знания: | |
Различные подходы к определению понятия «информация». | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей). | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Назначение и функции операционных систем. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
| Индивидуальный: зачет |