kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного учебного предмета "Программируем на Паскале"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале» составлена на основе программы курса А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня».
(А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». Волгоград: «Учитель», 2006).

В рамках часов, отводимых Примерной программой по информатике в базовом курсе ин­форматики на алгоритмизацию и программирование качественная подготовка по этому направ­лению представляется невозможным. А школьники, которые проявляют большой интерес к программированию, несомненно, есть. В настоящее время проводятся олимпиады по информа­тике, которые включают в себя задачи по программированию. Значимость олимпиад в связи с новыми правилами приёма в ВУЗы существенно возросла. Задания блока С Единого государст­венного экзамена по информатике направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, овладение темой «Технология программирования».

Недостаточные знания математических основ затрудняют решения многих задач по про­граммированию. Обучающиеся для успешной сдачи ЕГЭ по информатике должны знать не только основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программиро­вания, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы.

Данный элективный курс позволит старшеклассникам, имеющим склонность к програм­мированию продолжить изучение языка Паскаль, направленного на решение задач матема­тического цикла и успешнее подготовиться с ЕГЭ по информатике:

•    проявить свои творческие возможности при изучении различных тем математиче­ского цикла, решении задач, переходя от простых примеров к сложным;

•         чувствовать себя увереннее при последующем изучении курса информатики в высшем или средне-профессиональном учебном заведении.

•         участвовать в различных олимпиадах по программированию.

•         дополнительно подготовиться к Единому экзамену по информатике в части зада­ний блока С.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного учебного предмета "Программируем на Паскале"»

  1. Пояснительная записка



Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале» составлена на основе программы курса А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня».
(А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». Волгоград: «Учитель», 2006)


Количество учебных часов

Планирование элективного курса «Программируем на Паскале» в старшей школе рас­считано на 70 часов (1 часа в неделю в 10-11 классах).

10 класс

Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение занятий:

- теоретических - 7;

- зачетов - 2;

- практических работ - 26.

11 класс

Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- теоретических - 8;

- зачетов - 2;

- практических работ - 25.


Общая характеристика учебного курса


Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное при­менение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную гра­мотность и информационную культуру учащихся.

Компьютерная грамотность выпускника средней школы складывается из следующих ком­понентов:

  • он должен знать общие принципы устройства, работы ПК и ее логико-функциональной структуры;

  • основные направления их использования в народном хозяйстве;

  • уметь самостоятельно поставить и решить с помощью ЭВМ простые задачи на вы­числение, управление, моделирование, хранение и обработку информации.

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ про­граммирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планиро­вание ее), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Очень велика роль изучения программирова­ния для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятель­ности. Здесь роль информатики можно сравнить с математикой в школьном образовании. По­этому необходимо использовать действительно большие возможности программирования, ре­шения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных умений и навыков.

В настоящее время большинство вузов предъявляет к абитуриентам достаточно высокие требования к знаниям и умениям, необходимым для обучения естественнонаучным и техниче­ским специальностям. При этом традиционные образовательные стандарты и методы обучения информатике мало способствуют формированию этих навыков и умений.

Решить эту проблему может профильное обучение.

В нашей школе тема «Основы программирования и алгоритмизации» изучается на базо­вом уровне с 9 класса. По Госстандарту на изучения программирования отводится 19 часов. Этих часов хватает только на изучении алгоритмизации. На углубленное изучение языка про­граммирования PASCAL не остается времени, хотя, это один самых распространенных язы­ков, изучаемых в вузах и у него есть масса общепризнанных достоинств.

В рамках часов, отводимых Примерной программой по информатике в базовом курсе ин­форматики на алгоритмизацию и программирование качественная подготовка по этому направ­лению представляется невозможным. А школьники, которые проявляют большой интерес к программированию, несомненно, есть. В настоящее время проводятся олимпиады по информа­тике, которые включают в себя задачи по программированию. Значимость олимпиад в связи с новыми правилами приёма в ВУЗы существенно возросла. Задания блока С Единого государст­венного экзамена по информатике направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, овладение темой «Технология программирования».

Недостаточные знания математических основ затрудняют решения многих задач по про­граммированию. Обучающиеся для успешной сдачи ЕГЭ по информатике должны знать не только основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программиро­вания, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы.

Данный элективный курс позволит старшеклассникам, имеющим склонность к програм­мированию продолжить изучение языка Паскаль, направленного на решение задач матема­тического цикла и успешнее подготовиться с ЕГЭ по информатике:

• проявить свои творческие возможности при изучении различных тем математиче­ского цикла, решении задач, переходя от простых примеров к сложным;

  • чувствовать себя увереннее при последующем изучении курса информатики в высшем или средне-профессиональном учебном заведении.

  • участвовать в различных олимпиадах по программированию.

  • дополнительно подготовиться к Единому экзамену по информатике в части зада­ний блока С.

Цель курса: создать организационно-педагогические условия для расширенного и углуб­лённого изучения программирования в области задач математического цикла.

Основные задачи курса:

  • понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;

  • развитие интереса учащихся к изучению программирования;

  • овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов при решении математических задач;

  • научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и программы для числовых рядов, прогрессий, значений многочленов, массивов, в области арифметики рациональных чи­сел;

  • приобретение навыков работы в системе программирования ABC Pascal;

  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники.

  • формирование навыков алгоритмического и логического мышления;

  • формирование навыков грамотной разработки программ.



Обоснование отбора содержания: Курс построен в виде последовательности практических занятий, занятия имеют строгий порядок, предусматривающий равномерное усвоение материала. Каждое из занятий заканчива­ет блоком задач для самостоятельного решения, необходимых для закрепления пройденной те­мы. У обучающихся должны быть сформированы базовые знания программирования на Pascal.

Новизна данной образовательной программы

Программа модифицированная, составлена на основе программы «Курс программирова­ния на языках высокого уровня», автор Чернов А.А. и курса «Основы программирования», автор СМ. Окулов и др. Программа курса:

  • обеспечивает знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислитель­ной техники на доступном уровне;

  • имеет практическую направленность с ориентацией на реальные потребности, соответ­ствующие возрасту ученика;

  • охватывает как алгоритмическое направление, так и вопросы практического применения компьютеров при решении задач математического цикла;

  • ориентирована на существующий парк вычислительной техники и дополнительные ог­раничения;

  • допускает возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллек­туального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального);

  • предусматривает возможность индивидуальной работы с учащимися.

Практическая значимость курса заключается в том, что он способствует более успешному овладению знаниями и умениями по направлению «Программирование математических задач» через развитие самостоятельности учащихся и оптимизацию средств и методов обучения.

Элементы программы курса могут быть рекомендованы для использования учителями ин­форматики при проведении лабораторно-практических и практических занятий.


Формы и методы организации учебного процесса

При организации занятий элективного учебного предмета «Программируем на Python 3» используются следующие методы:

  • словесные (сообщение, беседа),

  • наглядные (работа с демонстрационными ресурсами Интернет, обсуждение образцов),

  • практические (система индивидуальных практических работ, в том числе через использование сетевых технологий).

  • командные и индивидуальные олимпиады.

Формы и методы контроля:

  • тестирование;

  • устный опрос;

  • самостоятельные и контрольные работы;

  • участие в предметных олимпиадах.


Общая характеристика учебного процесса:

  • при изучении курса используются лекции и практические работы.

  • занятия проводятся по группам 10 человек в кабинете информационных технологий.

  • курс обучения заканчивается написанием программы для решения одной из задач из данной математической области.

  • Программа рассчитана на обучающихся 9-11 классов с сформированными базовыми знаниями программирования на Pascal.

Характеристика временных и материальных ресурсов:

■ Кабинет информационных технологий 10 ученических + 1 учительский ПК с установ­
ленной средой ABC Pascal 7.0;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ


Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения: Учащиеся должны знать:

о основные типы алгоритмов,

о иметь представление о структуре программы, основы программирования на язы­ках высокого уровня,

о базовые алгоритмические конструкции

о содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

о дополнительные возможности языка Паскаль для выражения различных алгорит­мических ситуаций

о алгоритмы и программы на языке Паскаль решения нестандартных задач и задач повышенной сложности в математической области.

о исходные данные и результаты, как строить алгоритмы методом последователь­ного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем

о дополнительные средства языка Паскаль

о основы постановки задач в области информационных систем;

Учащиеся должны уметь:

о записывать основные алгоритмические структуры на языке программирования АВС Паскаль,

о использовать АВС Паскаль для решения задач из области математики;

о строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изо­бражать эти алгоритмы в виде блок-схем

о использовать основные алгоритмические приемы при решении математических задач

о решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности

о анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизиро­вать алгоритм, создавать собственные варианты решения.

Развитие компетентности:

расширение знаний по предмету и умения применять программные средства для реше­ния задач из различных предметных областей способствует развитию логического и комбина­торного мышления.

Критерии эффективности реализации программы:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • повышение качества знания на уроках информатики;

  • применение полученных знаний и умений при изучении математики;

  • интеграция информатики и математики, направленная на подготовку к ЕГЭ по информа­тике и математике;

  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности.

Формы и методы контроля:

  • тестирование;

  • устный опрос;

  • самостоятельные и контрольные работы;

  • участие в предметных олимпиадах.



Предполагаемые результаты


Предполагаемые результаты обучения должны включать в себя постоянный контроль за достижением всеми учащимися обязательного уровня подготовки по информатике, оказание эффективной помощи отстающим, работа с учащимися, проявляющих интерес, склонности и способности к информатике. Достижение всеми обучаемыми уровня обязательной подготовки является важнейшим средством выделения главного в ходе обучения – ведущих идей, основных понятий, фактов и методов школьной информатики. Обучаемые, проявляющие интерес, склонности и способности к информатике получают индивидуальные задания.

Проверка ожидаемых результатов через самостоятельные, практические и контрольные работы, тестирование, опрос.


Учащиеся должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.


Учебно-тематический план

Синтаксис языка программирования Паскаль (4 часа)

Основные управляющие конструкции линейного алгоритма (8 ч.)

Основные управляющие конструкции алгоритма с ветвлением в Паскаль (10 ч.)

Основные управляющие конструкции циклического алгоритма в Паскаль (16 ч.)

Фундаментальная структура данных - массив в Паскаль (18 ч.)

Символьные данные в Паскаль (10 ч.)

Элементы структуризации программы Паскаль (4 ч.)






Тематический план 2 года – 70 часов (1 час в неделю)


Тема

часы

практ

дата

прим.

1.

Понятие о языке высокого и низкого уровня.

1

0



2.

Технология разработки программного обеспечения. Среда ABC Pascal.

1

0



3.

Структура программы. Переменные и константы

1

0



4.

Линейные алгоритмы. Ввод с клавиатуры, вывод на монитор.

1

0



5.

Оператор присваивания. Арифметические и логиче­ские выражения.

1

1



6.

Решение задач на использование линейных алгорит­мов.

1

1



7.

Решение задач на использование линейных алгорит­мов.

1

1



8.

Целый и вещественный тип в ABC Pascal.

1

0



9.

Логический и символьный типы данных.

1

0



10.

Соответствие типов данных при вычислении выраже­ний.

1

1



11.

Алгоритм ветвления и условный оператор в ABC Pascal.

1

1



12.

Решение задач на использование условного оператора.

1

1



13.

Вложение условных операторов в ABC Pascal.

1

1



14.

Решение задач на использование вложенных условных операторов.

1

1



15.

Решение задач на использование вложенных условных операторов.

1

1



16.

Условный оператор со сложным условием.

1

1



17.

Решение задач на использование условного операто­ра.

1

1



18.

Циклический алгоритм и операторы цикла в ABC Pascal.

1

0



19.

Использование цикла с параметром.

1

1



20.

Одномерные массивы. Разрядность массива.

1

1



21.

Поиск экстремальных значений в одномерных масси­вах

1

1



22.

Перестановка элементов массива. Сортировка массива.

1

1



23.

Решение задач на использование цикла с параметром.

1

1



24.

Решение задач на использование цикла с параметром.

1

1



25.

Решение задач с одномерным массивом

1

1



26.

Решение задач с одномерным массивом

1

1



27.

Решение задач с одномерным массивом

1

1



28.

Самостоятельная работа

1

1



29.

Контрольная работа

1

1



30.

Циклы с пред и пост-условием в ABCPascal.

1

1



31.

Решение задач на использование циклов с условием.

1

1



32.

Решение задач на использование циклов с условием.

1

1



33.

Вложенные циклы.

1

1



34.

Вложенные циклы.

1

1



35.

Решение задач с вложенными циклами.

1

1



36.

Решение задач с вложенными циклами.

1

1



37.

Вложенные циклы в графике.

1

1



38.

Решение задач на использование вложенных циклов.

1

1



39.

Решение задач на использование вложенных циклов.

1

1



40.

Решение задач на использование вложенных циклов.

1

1



41.

Решение задач на использование вложенных циклов.

1

1



42.

Двумерные массивы в ABCPascal. Заполнение дву­мерного массива и вывод на экран.

1

0



43.

Максимум и минимум в двумерном массиве.

1

1



44.

Поиск по условию в двумерном массиве.

1

1



45.

Алгоритм вставки и удаления строки в двумерный массив.

1

1



46.

Решение задач с двумерным массивом

1

1



47.

Решение задач с двумерным массивом

1

1



48.

Решение задач с двумерным массивом

1

1



49.

Самостоятельная работа

1

1



50.

Контрольная работа

1

1



51.

Строковый, символьный тип данных. Основные опера­ции.

1

0



52.

Операции поиска и замены в символьных строках и массивах.

1

1



53.

Обработка времени

1

1



54.

Шифровка и дешифровка текста.

1

1



55.

Решение задач на использование строковых функций.

1

1



56.

Решение задач на использование строковых функций.

1

1



57.

Решение задач на использование строковых функций.

1

1



58.

Решение задач на использование строковых функций.





59.

Решение задач на использование строковых функций.





60.

Решение задач на использование строковых функций.

1

1



61

Модульный принцип построения системы.программирования ABCPascal.


0



62.

Модуль 011АРН(управление графическими режимами, графические процедуры и функции).

1

1



63.

Использование процедур графического модуля.

1

1



64.

Модуль С11Т(процедуры для работы с текстовой ин­формацией).

1

1



65.

Работа с файлами в ABCPascal. Текстовые и типи­зированные файлы.

1

0



66.

Текстовые файлы. Программирование ввода-вывода

1

1



67-70

Резервное время

2

2




Итого:

70







Перечень учебно-методического обеспечения


Методические учебные пособия:

  1. А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». Волгоград: «Учитель», 2006.

  2. А.А. Чернов «Сборник элективных курсов». Волгоград: «Учитель», 2006.

  3. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика (профильный уровень)/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.

  4. Информатика. Демонстрационное поурочное планирование. 9-11 классы. Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск)


Оборудование:

  1. Компьютерный класс (11 ученических ПК + 1 учительский ПК)

  2. Интерактивная доска

  3. Проектор

  4. Принтер

  5. Сканер


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронное приложение к учебникам Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. (10-11 кл.). набор цифровых ресурсов из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (дидактические материалы, интерактивные тесты, анимационные плакаты, презентации используются на учебных занятиях с 2009г.) (http://school-collection.edu.ru);

  2. Презентации к урокам информатике ( «Алгоритмы и исполнители», «Пользовательский курс», «Устройство компьютеров» ) для 8-11 классов, автор Ю. Поляков ( используются на учебных занятиях с 2010г.) http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm);

  3. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ. Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО «Новы диск». 2011г.

  4. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006 г.

  5. Презентации к урокам информатике, «Программирование на Паскале» 10-11 классы, автор Ю. Поляков (используются на учебных занятиях с 2010г.) http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm);



Сетевые образовательные ресурсы:

  1. Федеральный портал Единая коллекция образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  2. Всероссийский портал «Дистанционная подготовка по информатике» (informatics.mccme.ru)

  3. Федеральный портал Всероссийского дистанционного игры конкурса по информатике «Инфознайка» (http://www.infoznaika.ru/)

  4. Тестирующая система MYTESTX, автор А.С. Башлаков. 2010 г.

  5. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н. Д. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;

  6. http://kpolyakov.narod.ru;

  7. http://fipi.ru;



Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы


  1. А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». Волгоград: «Учитель», 2006.

  2. А.А. Чернов «Сборник элективных курсов». Волгоград: «Учитель», 2006.

  3. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям//Информатика (профильный уровень)/ Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 32. С. 19-26.

  4. Информатика. Демонстрационное поурочное планирование. 9-11 классы. Издательство «Учитель». 2007 г. (CD диск)

Литература, рекомендованная для учащихся


  1. Попов В. Б. ABC Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд.— М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Информатика. Задачник — практикум в 2т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

  3. Задачи по программированию. Под ред СМ. Окулова, М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006.

  4. Основы программирования. СМ. Окулов и др., М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006.

  5. Л.З. Шауцукова. Информатика- книга2. Практика. Алгоритмизация и программирова­
    ние. Нальчик: «Эль-фа», 2004.


дополнительная литература:

  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2012 гг.

  2. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В.Р. Лещинера /ФИЛИ - М.: «Интеллект-Центр», 2011.

  3. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В.Р. Лещинера /ФИЛИ - М.: «Интеллект-Центр», 2011.

  4. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

  5. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.

  6. Вовк Е.Т. и др. Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС 2011.


Образовательные диски

  1. Арифметические основы ЭВМ. Интерактивные приложения к урокам, издательство «Учитель» (www.uchitel-izd.ru), 2009г.;

  2. Презентации к урокам информатике ( «Алгоритмы и исполнители», «Пользовательский курс», «Устройство компьютеров» ) для 8-11 классов, автор Ю. Поляков ( используются на учебных занятиях с 2010г.) http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm);

  3. Интерактивные наглядные пособия (для интерактивных досок) ИКТ. Программно-методический комплекс для образовательных учреждений. ЗАО «Новы диск». 2011г.

  4. Информатика. 7-11 классы. TeachPro.205 интерактивных лекций. 2006 г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного учебного предмета "Программируем на Паскале"

Автор: Юшта Елена Павловна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(40) "programma-eliektivnogo-kursa-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "112140"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408363037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства