В данной работе идет речь об организации внеклассных занятий по информатике с учащимися.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается обоснование актуальности темы, определены цели и задачи данной работы.
Основная часть состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические основы направлений внеклассной работы по информатике.
Во второй главе, которая носит практический характер, рассматриваются цели и задачи внеклассной работы по информатике, содержание и особенности, разнообразные формы и виды мероприятий. Дается практическое описание одной из форм внеклассной работы – факультативных занятий по информатике с учетом дифференциации учащихся, через использование разнообразных технологий, методов и приемов организации.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе, отмечены положительные стороны одной из форм внеклассной работы по информатике – факультативные занятия, которые способствуют повышению интереса у учащихся к предмету, побуждают к самостоятельному поиску чего-то нового, дают возможность учащимся раскрыться и выразить свое творчество.
В приложениях дается разработанное календарно-тематическое планирование факультатива по информатике «В мире презентаций» для 7 класса, план-конспект факультативного занятия «Вставка фигур», продукт практической деятельности – готовая презентация «Поздравительная открытка».
Содержание данной выпускной работы может быть использовано в качестве теоретического и практического руководства по организации внеклассных мероприятий по информатике, а также при изучении других дисциплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеклассной работы по информатике»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет повышения квалификации кадров
Кафедра естественнонаучных дисциплин и информатики
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Выпускная работа
Исполнитель
учитель информатики
ГУО «Средняя школа №2 г. Борисова» Борисовского района
Дубровская Наталья Александровна
Руководитель
старший преподаватель кафедры
психологии и управления
Прокопчик Елена Григорьевна
Минск 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 5
1.1 Особенности организации внеклассной работы по информатике 5
2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7
2.1 Формы и виды внеклассных мероприятий по информатике 7
2.2. Содержание внеклассной работы по информатике 9
2.3. Разработка факультативных занятий по информатике 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Приложение 1 18
Приложение 2 21
ПриложениЕ 3 24
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска. Самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики должен непрерывно следить за публикациями в периодической печати.
Чрезвычайно важно создавать условия для целенаправленной деятельности учащихся и их творчества.
Задача учителя – развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям. Поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения. Показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать. Требования, предъявляемые программой по информатике школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализация личности ребенка. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Внеклассная работа направлена на решение следующих задач:
- формирование у ребенка положительной Я-концепции;
- создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества;
- формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;
- развитие познавательного интереса;
- организация свободного времени учащихся.
Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеклассной работой и т.д.
Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Цель работы: систематизировать и описать материалы собственного опыта работы по проблеме организации внеклассной работы по информатике.
Задачи:
Осуществить анализ психолого-педагогической, методической литературы по организации внеклассной работы по информатике.
Разработать и апробировать сценарии внеклассных мероприятий по информатике.
Описать материалы собственного опыта по организации внеклассной работы по информатике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ1.1 Особенности организации внеклассной работы по информатике
Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее. Этот вид внеклассной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т.п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является своевременное предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану. После повторного изучения того или иного раздела информатики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из дидактических материалов, а также учебные пособия (и задания) программированного типа. Учителю информатики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими информатики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по информатике – занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике;
- расширение и углубление знаний по программному материалу;
- воспитание культуры мышления;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о роли информатики в мировой науке;
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времен и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.
Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, и развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.
Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информатикой, отметим следующее. Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами.
За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес – компьютерные технологии обработки информации, в частности, мультимедиа, гипертекст, интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа является серьезным подспорьем в повышении качества подготовки учащихся по информатике.
2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 2.1 Формы и виды внеклассных мероприятий по информатике
Мною накоплен опыт разных форм внеклассной работы по информатике.
Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т. д. По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие по крайней мере в течение учебного года).
Подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных и дистанционных олимпиадах.
Выпуск школьной газеты.
Проведение викторин, вечеров, КВН по информатике
Проведение тематических конференций и семинаров по информатике.
Разнообразные по формам, задачам кружки и факультативные занятия по информатике.
Школьные научные общества.
Мой опыт работы в школе показывает, что наибольшим интересом у детей пользуются занятия игрового, соревновательного характера: викторины и конкурсы, факультативные занятия по углублению знаний по информатике.
Мои дети принимают активное участие в разнообразных формах внеклассной работы по информатике:
- неделя информатики
- участие в конкурсе «Инфомышка»
- участие в районных олимпиадах и дистанционных
Я использую следующие виды внеклассной работы:
1. работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия
2. работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике.
3. работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта.
Последние два вида – это и есть, собственно говоря, внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина.
Цели второго вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от интересов и учителя, и учащихся.
Третий вид внеклассной работы может иметь подобные цели, но ее содержание и формы проведения определяет учитель, при этом основной целью является развитие интереса учащихся к информатике.
По моему мнению, чтобы ребенок имел положительный результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.
Я считаю, что внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
2.2. Содержание внеклассной работы по информатике
Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассной работы характеризуется следующими факторами:
преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта
Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирования познавательного интереса, положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть кружок, «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», КВН и т.д.
Внеклассные занятия могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, воображения, исследовательских навыков, усвоения языка информатики, для сообщения учащимся сведений из истории информатики.
В воспитании школьников велика роль организованного и направляемого школой изучения дополнительной литературы. Задача этой работы состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в книге источник знания и помочь им овладеть культурой чтения.
Круг чтения старшеклассников должен включать в себя не только художественную, но и научно-популярную, справочную литературу, а также книги, связанные с их интересами, имеющими профессиональную направленность. Полезны конференции и диспуты по прочитанному, занятия по библиографии. Этот вид деятельности может быть реализован при подготовке докладов, рефератов и т.д.
Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как КВН, "Огонек", "Компьютерная юморина" и др. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, "Поле чудес", "Занимательная информатика", конкурс фантазеров, викторины и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.
Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность учащихся.
Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий, работу по облагораживанию кабинета, созданию педагогических программных средств и т.д.
Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как конкурсы программистов и смотры компьютерной графики, творческих проектов и т.д.
Для вышеперечисленных видов деятельности одной из задач является формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения
Школа решает общие задачи эстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширение художественного кругозора; ознакомление учащихся с различными областями искусства. Для решения этих задач необходимо воспитывать потребность в художественном творчестве, вовлекать учащихся во все виды художественной деятельности.
В рамках внеклассной работы по информатике это могут быть занятия по компьютерной графике, анимации и музыке, разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстетического, художественного направления. Большим интересом у учащихся пользуются занятия по Web-графике и дизайну, другим видам Интернет-творчества.
Интересным видом творческой деятельности учащихся могут быть ученические журнал или газета, разработанные с помощью компьютера или представленные в электронном виде, в том числе в сети Интернет.
Неограниченные возможности эстетического развития открывают школьные студии компьютерной анимации, которые способствуют воспитанию не только учащихся, занятых в создании мультипликационных фильмов, но и юных зрителей.
Большой интерес для внеклассной работы представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность создания с помощью компьютерных технологий учебных и художественных видеофильмов и мультипликации, использования лучших фильмов для эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Интересный участок этой деятельности - смотры различных видов компьютерного творчества.
Важнейшими составляющими мировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как компьютерные проекты экологического и экономического содержания
Каждая школа и внешкольное учреждение определяют содержание своей внеклассной работы с учетом имеющихся возможностей и условий.
Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:
Традиции и особенности школы. Например, если школа имеет предметные профили, то во внеклассной работе может преобладать познавательный аспект. Художественное, экономическое, физико-математическое и т.п. воспитание приоритетно в школах и классах соответствующего профиля.
Особенности возраста, класса, индивидуальности учащихся.
Возможности и особенности имеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д.
Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении учащихся, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет развивающей, творческой деятельности.
В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.
2.3. Разработка факультативных занятий по информатике
Так как в мире происходит компьютеризация всех рабочих мест, людям необходимо иметь соответствующую подготовку, и эта подготовка должна начинаться уже в школе; ученики должны получить определенный уровень ЗУНов по применению компьютерных технологий, так как это им понадобится в дальнейшем.
По моему мнению, количество времени в основном курсе достаточно для изучения материала на определенном уровне, но этот уровень недостаточен для дальнейшей самостоятельной работы с программами, а факультатив позволяет изучить этот же материал глубже и повысить уровень ЗУНов, что в дальнейшем позволит учащимся легко работать с программами самостоятельно.
Из большого разнообразия форм внеклассной работы по информатике, я выбрала факультативные занятия, так как считаю, что главной целью факультативных занятий по информатике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям информатикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа основного курса информатики вместе с программой факультативных занятий составляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса. Программа факультативных занятий по информатике составляется так, что все ее вопросы могут изучаться синхронно с изучением основного курса информатики в школе.
Факультативные занятия я осуществляю на добровольных началах в соответствии с интересами учащихся. По окончании факультативного курса учащимся я предлагаю создать творческий проект, который в дальнейшем найдет свое применение (смотры-конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады).
Считаю, что возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать с учащимися, проявляющими повышенный интерес и способности к информатике, представляет собой одно из проявлений новой формы обучения информатике – дифференцированного обучения. По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.
Факультативные занятия по информатике я планирую так, чтобы они были для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными.
На факультативных занятиях по информатике я использую следующие технологии обучения: проектные, проблемные.
Считаю, что одной из возможных форм ведения факультативных занятий по информатике является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. По окончании этой части занятия учащимся предлагается домашнее задание по изучению теории и ее приложений. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и обсуждению решений особенно трудных или интересных задач. Эта форма проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.
Естественно также при проведении факультативных занятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) информатики, а также проблемную форму обучения.
В частности, ее можно осуществить, если представить изучаемый факультативный курс в виде серии последовательно расположенных задач. Решая последовательно все задачи самостоятельно или при незначительной помощи преподавателя, школьники постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя активность и самостоятельность. В необходимых случаях преподаватель проводит предварительную беседу или делает обобщения. Полезно также широко использовать задачи проблемного характера.
Перегруженность учебного плана не позволяет проводить уроки информатики чаще, чем один раз в неделю. Во время практических занятий с компьютером преимущество отдается в основном фронтальной работе с учащимися, так как дети еще не обладают необходимыми общими знаниями и умениями, позволяющими в большом объеме использовать самостоятельную работу. В результате не всегда осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере проявить себя на уроке.
Решением данной проблемы я вижу использование факультативной работы по информатике.
В начале учебного года для углубления учебной программы по изучению темы «Компьютерные презентации» в 7 классе я разработала календарно-тематический план факультатива «В мире презентаций» (Приложение 1).
Для эффективности проведения каждого факультативного занятия я составила план-конспект (Приложение 2) и продукт практической деятельности – готовая презентация (Приложение 3).
Я считаю, что умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми – одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах и продуктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.
Дети, освоив, все правила использования мультимедиа технологий, способны составить компьютерную презентацию любой сложности по выбранной теме создать и защитить проект.
В конце учебного года мною был проведен конкурс презентаций среди учащихся, где каждый смог проявить творческие способности и продемонстрировать свой багаж знаний, умений и навыков в области создания компьютерных презентаций.
Я считаю, что проекты учащиеся будут использовать на других школьных предметах и внеклассных мероприятиях для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, необходимо отметить ее особенности.
Во внеклассной работе действительно много простора для творчества учителя: в выборе содержания, форм и методов занятий. Внеклассная работа способствует интеллектуальному развитию учащихся. Это особенно важно сейчас, когда при активном внедрении новых информационных технологий развиваются все дисциплины, так или иначе связанные с компьютерами, а спрос на творчески развитых специалистов постоянно растет. Кроме того, на современном переходном этапе становления экономики страны большое значение играет не только наличие творческого потенциала работника, но и его инициативы, умения организовать свою познавательную, исследовательскую деятельность.
Я считаю, что поставленная цель моего опыта работы достигнута через разнообразные формы организации факультативной работы.
Факультативные занятия повышают интерес у учащихся к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
Проведение факультативных занятий для учащихся является доступной формой изучения дополнительных возможностей программ.
Созданные на факультативе «В мире презентаций» проекты учащиеся будут использовать на других школьных предметах и внеклассных мероприятиях для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого.
Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Ученики достигнут успеха, почувствуют вкус победы над своими слабостями, разовьют интерес к учению на факультативных занятиях только тогда, когда выбрали факультатив по душе и посещают его по желанию, а не в обязательном порядке. Учитель должен в этом помочь ребенку, и тогда, возможно, на факультативных занятиях удастся обнаружить ту изначально заложенную в ребенке функцию развития, которая называется способностью, создать для нее определенную среду и довести ее до совершенства.
Евсеев Г. А., Симонович С. В. Windows 98. Полный справочник в вопросах и ответах. – Москва, 2001. – С. 220.
Евсеев Г. А., Симонович С. В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва, 2003. – С. 182.
Евсеев Г. А. Симонович С. В. Занимательный компьютер: книга для детей, учителей и родителей. – Москва, 2004. – С. 28.
Егорченко, И. Ф. Математические абстракции и методическая реальность в обучении информатике учащихся средней школы. – Саранск, 2003. – С. 167.
Журин, А. А. Учимся работать на компьютере. – Москва, 2002. – С. 20.
Журин, А. А. Windows 98. Краткие инструкции для новичков. – Москва. 2002. – С. 7.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №5 – 2004. – Москва, 2004. – С. 96.
Информатика 5-6 класс. Начальный курс: Учебник 2-ое изд., переработанное / Под ред. Н. В.Макаровой. – СПб, 2007. – С. 26.
Информатика : 7-8 классы / Под ред. Н. В.Макаровой. – Москва, 2000. С. 54.
Кабинет Информатики. Методическое пособие / И. В. Роберт, Ю. А. Романенко и др. – Москва, 2002. – С. 38.
Лапчик, М. П. и др. Методика преподавания информатики : Учебное пособие для студ. пед. вузов/ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. – Москва, 2003. – С. 50
Маликов, Р. Ф., Сулейманов Р. Р. Информатика классная и внеклассная. –Уфа, 2004. – С. 65.
Маликов, Р. Ф., Сулейманов Р. Р. Информатика занимательная и не только… – Уфа, 2001. – С. 102.
Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении информатике : Книга для учителя. Москва, 2001. – С.65.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование факультатива по информатике «В мире презентаций» для VII класса (35 ч) 1 ч в неделю
№
урока
Дата
Тема
Количество часов
1. Введение (5 ч)
1 (1)
Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе
1
2 (2)
Функциональные блоки компьютера и их назначение. Повторение
1
3 (3)
Понятие об операционной системе. Рабочий стол, файл, папка, диск. Повторение
1
4 (4)
Запуск программ. Завершение работы с программой. Повторение
1
5 (5)
Работа с мышью и клавиатурой. Повторение
1
2. Общий обзор программы
MicrosoftPowerPoint 2010 (1 ч)
6 (1)
Для чего используют Microsoft PowerPoint. Нововведения в PowerPoint 2010. Обзор интерфейса PowerPoint 2010. Кнопка «Файл». Лента команд. Режимы просмотра. Масштаб. Практическая работа
1
3. Работа с презентациями (1 ч)
7 (1)
Создание новой презентации. Открытие презентации. Сохранение презентации. Защита презентации паролем. Сохранение и отправка презентации. Запись презентации на диск. Структура презентации. Практическая работа
1
4. Слайдыв Microsoft PowerPoint 2010
(1 ч)
8 (1)
Создание, удаление и перемещение слайдов. Макеты слайдов. Просмотр презентации в виде показа слайдов. Практическая работа
1
5. Оформление слайда (1 ч)
9 (1)
Дизайн слайда. Параметры страницы. Темы «PowerPoint». Шрифты и эффекты для тем. Фон. Нумерация слайдов. Параметры страницы. Практическая работа
1
6. Работа с объектами (13 ч)
10 (1)
Вставка и форматирование текста. Проверка орфографии. Перевод текста. Практическая работа
1
11 (2)
Вставка изображений (рисунок, картинка, снимок, фотоальбом). Практическая работа
1
12 (3)
Вставка объектов WordArt. Практическая работа
1
13 (4)
Работа с фигурами. Практическая работа
1
14 (5)
Вставка символов и формул. Практическая работа
1
15 (6)
Вставка объектов SmartArt. Настройка внешнего вида объектов SmartArt. Практическая работа
1
16 (7)
Создание диаграмм. Настройка внешнего вида диаграмм. Практическая работа
1
17 (8)
Создание и редактирование таблиц. Практическая работа
1
18 (9)
Звук. Практическая работа
1
19 (10)
Видео. Практическая работа
1
20 (11)
Примечания. Практическая работа
1
21 (12)
Создание гиперссылок. Практическая работа
1
22 (13)
Создание управляемых кнопок. Практическая работа
1
7. Анимация и переходы (1 ч)
23 (1)
Переходы. Настройка времени перехода. Анимация. Панель «Область анимации». Расширенная анимация. Время показа анимации. Практическая работа
Публикация презентаций в интернете. Практическая работа
1
9. В мире презентаций (9 ч)
27 (1)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
28 (2)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
29 (3)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
30 (4)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
31 (5)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
32 (6)
Создание презентаций на выбранную тему. Практическая работа
1
33 (7)
Конкурс презентаций
1
34 (8)
Конкурс презентаций
1
35 (9)
Конкурс презентаций
1
Приложение 2
План-конспект факультативного занятия
«Вставка фигур»
Тема занятия:Работа с фигурами
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с правилами вставки фигур на слайды; научить учащихся создавать презентации с фигурами.
Развивающие: развивать познавательные интересы, творческое мышление, навыки работы на компьютере, интерес к учению, потребность в самоутверждении, ответственность за результаты своей работы, самостоятельность, сосредоточенность, самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, вычислительной технике и учебным пособиям; трудолюбие, дисциплинированность.
Оборудование и дидактические средства: доска, учебник, конспект занятия, компьютер, программа MicrosoftPowerPoint 2010, карточки-задания к практической работе.
Вкладка Вставка – группа Иллюстрации – кнопка Фигуры – в области редактирования слайда вставьте выбранную фигуру.
Градиентная заливка фигуры
Нажмите правой кнопкой мыши по фигуре – из выпадающего списка выберите команду Формат фигуры – в появившемся окне слева выберите команду Заливка – выберите Градиентная заливка – задайте необходимые параметры градиентной заливки – нажмите кнопку Закрыть.
Закрепление полученных знаний:
Учащиеся выполняют практическую работу по карточкам-заданиям.
Скопируйте файл Открытка.jpg, Бабочка.gif, Шаблон.pptx (Мой компьютер – Диск D – папка СЕТЬ – папка 7 класс – папка Урок 13(4) – папка ПРАКТИКА) в свою папку.
Образец презентации
1 слайд
Открыть файл: Шаблон.pptx
Заголовок слайда: Поздравительная открытка
Подзаголовок слайда:
Презентацию подготовил(а)
учащий(ая)ся 7 «А» класса
Фамилия Имя
2 слайд
Макет: Пустой слайд
Фон слайда: Открытка.jpg
Текст слайда: Поздравляю! (объект WordArt)
Изображения слайда: 3 сердечка различных по форме и с различными цветовыми оттенками заливки (градиентная заливка)
3 слайд
Дублировать слайд №2 7 раз. Внесите изменения на каждом слайде, измените форму, оттенок цвета заливки и положение каждого сердечка, так, чтобы сердечки, мерцая, последовательно опускались вниз
10 слайд
Макет: Пустой слайд
Фон слайда: Бабочка.gif
Заголовок слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Смена слайдов по времени
Когда все слайды будут готовы, нажмите вкладку Переходы – группа Время показа слайдов – установите флажок Смена слайда после и установите время 1 с (00:01,00) – нажмите кнопку Применить ко всем. Выделите 1 и 10 слайды (удерживая клавишу Ctrl) и установите время 10 с (00:10,00).
Сохраните презентацию под именем Поздравительная открытка.pptx.