kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий на внеурочных занятиях по информатике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают подготовить выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного накапливания нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий на внеурочных занятиях по информатике.»

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают подготовить выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного накапливания нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

УУД обеспечивают поэтапное усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей обучающегося. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный и коммуникативный. В процессе изучения предметной области «Математика и информатика» особенно эффективно развиваются познавательные УУД.

Актуальность проблемы формирования у школьников познавательных УУД на внеурочных занятиях по информатике связана со следующими факторами:

  1. современного общество находится на высоком уровне развития в технологическом процессе и требует более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс;

  2. на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся. Так как информатика входит в состав предметной области «Математика и информатика», и учителя отводят больше времени математике, то эффективнее уделять больше внимания материалу по информатике во внеурочной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия логических приемов: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, доказательства, а также логические действия, способствующие умению добывать и применять знания в изменяющихся условиях. Это предполагает создание нового продукта деятельности в результате обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации. Таким образом, одним из путей формирования познавательных УУД является привлечение обучающихся к внеурочной деятельности по информатике. Учитывая вышеизложенное, мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие более эффективному формированию познавательных УУД в процессе внеурочной деятельности по информатике? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс развития познавательных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как одно из средств развития познавательных УУД, обучающихся во внеурочной деятельности.

Исходя из проблемы, цели, предмета и объекта исследования, ставятся следующие задачи:

  1. изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;

  2. раскрыть теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по информатике;

  3. разработать методы и приемы организации внеурочной деятельности школьников по информатике.

Гипотеза: формирование познавательных УУД школьников в процессе внеурочной деятельности будет более эффективным, если:

  1. внеурочная деятельность организована с учетом возрастных особенностей школьников, их интеллектуального развития, мотивированности их деятельности и создания ситуации успеха;

  2. обеспечено систематическое сотрудничество учителя и учащихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы школьника при организации внеурочной деятельности

  3. применены новые методы и формы организации внеурочной деятельности школьников с учётом стандарта второго поколения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. Также работа содержит список использованной литературы и приложение. В введении описано обоснование актуальности данной проблемы, а также цель и задачи. В первой главе дана характеристика сущности и структуры универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, а также функции и их роль в образовательном процессе. Изучена история развития внеурочной деятельности, цель и задачи такой деятельности, основные формы реализации в школе.

Во второй главе изучены и отобраны методы и формы организации внеурочной деятельности для развития познавательных УУД. Использование современных информационных технологий дают возможность повышения эффективности усвоения, ускоряет передачу знаний. Это, например, использование мультимедийных презентаций, создание групповых или индивидуальных проектов, где готовыми возможными продуктами могут быть:

  • буклет (в Microsoft Publisher);

  • видеофильм (средствами программы Киностудия);

  • web-сайт (в Microsoft FrontPage);

  • модель (например, создание в 3D-редакторе как GoogleSketchUp);

  • мультимедийный продукт (создание презентаций в Microsoft PowerPoint, поздравительная открытка в редакторе Paint и т.п);

  • учебное пособие (при помощи Microsoft Word и EBook Maestro).


При обучении информационным технологиям есть перечень довольно сложных тем, которые не поддаются в рамках урока усвоению и для успешной сдачи экзамена по информатике необходимо регулярно проводить индивидуальные и индивидуально-групповые занятия.

Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Это целая система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В процессе внеурочных занятий школьники осуществляют умственное усилие для получения нового способа действия. Этот способ действия можно перенести на другой предмет, воспользоваться им в любой ситуации. Следовательно, формирование познавательных УУД способствует формированию «умения учиться», а значит достижению цели образования на современном этапе.

Образование модернизируется, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности. Значит, проблема формирования познавательных УУД всегда актуальна. Содержательная и методическая наполненность внеурочных занятий должны не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание.

Проведенная работа позволяет сделать следующий вывод: именно в внеурочной деятельности формируются все познавательные УУД. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС нового поколения.

Методические рекомендации.

    1. занятия по внеурочной деятельности по информатике эффективнее проводить по группам 3-4 человека ежедневно не только, чтобы снизить уровень допущения ошибок в решении заданий итоговой аттестации, но и повысить уровень интеллектуального развития, развивать познавательные интересы и логическое мышление;

    2. для углубленного изучения учащимися информационных технологий результативно применять метод проектов. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают углубленные знания, но и учатся оформлять творческие работы и документы, приобретают навыки подготовки исследовательской работы, её защиты, обучаются стратегии успеха. Такие творческие работы являются средством управления мыслительной деятельностью учащихся, цель которого – учить умению думать, т.е. развитие познавательных УУД. Занятия по проектной деятельности можно проводить два раза в неделю.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кузьмина Ирина Михайловна

Дата: 22.08.2025

Номер свидетельства: 673429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа неаудитороной занятости "Логознайка""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaiaproghrammanieauditoronoizaniatostiloghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "279709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453283626"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа неаудиторной занятости "Логознайка""
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammanieauditornoizaniatostiloghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "279711"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453283934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по математике 5 класс  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-2"
    ["file_id"] => string(6) "245524"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446138043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства