Сценарий внеклассного мероприятия по информатике для учащихся 9-10 классов направлен на воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитания чувства ответственности, содержит теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме, развивает познавательный интерес, логическое мышление, творческую активность, умение грамотно излагать свои мысли. Сценарий состоит из восьми туров (на основе игры "Счастливый случай"), которые состоят из разнообразных заданий ( ребусы, вопросы, викторины, логические задачи, кодирование и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
Воспитательная:воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
бланк для жюри (Приложение 1)
листы ответов для жюри (Приложение 2)
оформление доски: цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
презентация с музыкальным сопровождением
призы
Организация мероприятия
2 команды по 5 человек в каждой
Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие суперникам и 2 вопроса
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!”
Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами
(идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы?
Тогда начинаем.
1 тур. "Дальше, дальше, дальше..."
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше".
Набор символов алфавита руського языка. /кириллица/
Сколько байт в одном кило байте? /1024/
Устройство ввода информации в компьютер непосредственно с листа. /сканер/
Центральное устройство компьютера /процессор, системный блок/
Устройство, предназначенное для преобразования сигналов телефонной сети в сигналы компьютера и наоборот /модем/
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. (Ответ: магнитный диск)
Вопросыдля команды« РУБИК »
Минимальная единица измерения количества информации. /бит/
Перечень файлов /каталог/
Пересылка данных с носителя данных в основную память /загрузка/
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/
Алгоритм, записанный на языке программирования /программа/
Сколько бит в одном байте /8/
Поименованная область внешней памяти /файл/
Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим программам /вирус/
Какое устройство относится к устройствам ввода текстовой
информации?
а) Текстовый редактор
б) Экран дисплея
в) Клавиатура
г) Магнитный диск
д) Процессор
2 тур «Конкурс – прочти слова» (5 мин.)
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут бать записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Задание
Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названим и сдает жюри, время сдачи учитывается.
Жюри объявляет счет
3 тур«ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»
Командам задаются вопросы. Отвечает команда первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ - 2 б.
1. Какой информационный процесс имеет место при печати текста на принтере?
а).Обработка
б). Передача
в). Обработка и хранение
2. Память компьютера состоит из ячеек, которые называют байтами В одном байте может хранится один символ. Сколько байт нужно для хранения сообщения «Что за шум?» (13)
4 тур начнем с улыбки, так как называется он "Заморочки из бочки"
(по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)
Сейчас вы по очереди будете доставать бочонки с номерами вопросов .
Заморочки
Волк, коза и капуста
Переливашка
Где золотой ключик ?
Склейка слов
Встреча подруг
Счастливый бочонок
1. ВОЛК, КОЗА и КАПУСТА
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог её съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т. к. она могла её съесть. Как при этих условиях перевести всё на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
2. «Переливашка»
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм , выполняя который , можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )
3. «Золотой ключик»
Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто , а вынесла 3 коробочки : красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной - "Здесь сидит змея ".Все надписи неверны. Где золотой ключик ? ( ответ - в зелёной )
4. «Склейка слов».
С помощью компьютера можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.
пар - кон диск - азия ком - оса кипа - ус гимн - овод бой - пот пол - рак бал - кость приз - рис
5. Встреча подруг
Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет? (ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
6. Счастливый бочонок
Команде, вытянувшей «счастливый бочонок», задаётся ( чисто символически) лёгонький вопрос, но за правильный ответ, команда получает дополнительно + 2 б.
Вопрос: 2 байт = ? бит
Жюри объявляет счёт
5 тур «Конкурс капитанов»
Настало время показать себя капитанам.
Помните в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр. Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
УМКЫОШИКРА 1. ОРГУСБРИЧК
Коляманлядаля. 2. Коляманлядаля.
Акитамрофни. 3. Акитамрофни.
Ответы:
МЫШКА (РУБИК) (способ кодирования: читаются только буквы, стоящие на чётном месте)
Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)
Конкурс «Изобразить мимикой и жестами»
С каждой команды по одному участнику ( артисту) для участия
I команде:
Принтер
Компьютер завис
II команде:
Мышь.
Мальчика, играющего в компьютерную игру
6 тур «Разгадай ребус» 7 тур Найдите в сканворде слова, обозначающие устройства компьютера:
Р
Н
М
О
Д
Е
М
*
*
К
И
М
А
Н
И
Д
П
С
К
А
Н
Е
Р
У
А
П
Р
И
Н
Т
Е
Р
М
Р
О
Т
И
Н
О
М
Я
К
Ф
М
Ы
Ш
Ь
И
Т
Л
О
Б
К
Е
Р
Т
Ь
М
Н
Е
Д
И
С
К
8 тур «Опознай пословицу».
Этот конкурс можно провести, используя заранее подготовленную мультимедиапрезентацию (см. CD-диск), или с помощью надувных шаров. В надувные шары поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.
ЗАДАНИЯ
ОТВЕТЫ
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Компьютер памятью не испортишь.
Кашу маслом не испортишь.
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.