Сообщение для конференции "Актуальные проблемы преподавания информатики"
Сообщение для конференции "Актуальные проблемы преподавания информатики"
Краткое сообщение для выступления на конференции. Вопросы преподавания информатики в обычной школе. Введение ФГОС, непрерывное обучение, олимпиады, ЕГЭ по информатике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение для конференции "Актуальные проблемы преподавания информатики"»
Актуальные вопросы преподавания информатики.
"Учебный курс информатика и ИКТ: от начальной школы до ЕГЭ"
________Сергей Петрович
Учитель информатики и ИКТ
МКОУ лицей №11
В рамках конференции поговорим о проблемах, с которыми мы сталкиваемся лицом к лицу ежедневно. Стоя перед детьми на уроках у доски, общаясь с ними, делясь знаниями. Прежде всего скажу, что даже в пределах одного города ситуация в школах может кардинально различаться. Говоря о своем опыте, уточню, информатика в лицее начинает изучаться со 2 класса. Первая четверть у детей система оценивания не подразумевает получение и выставление отметок. Это первая трудность, в преодолении которой нужно найти способы убедить родителей в выполнении домашних заданий качественно. Почему родителей? Да потому, что дети этого возраста не могут еще без присмотра заниматься и учиться. Решение этой проблемы есть – качественный разбор теории и заданий с детьми в классе, и лишение учащихся возможности выполнения упражнений на компьютере.
Содержание материала 2-4 классов нужно существенно пересмотреть в вопросах кодирования информации, особенно при изучении тем «Двоичное кодирование». Общаясь к коллегами из начального звена выяснили, что у нас разные подходы к объяснению тем, которые можно объединить общим названием «Системы счисления». Удивление вызывали коллеги, которые ввиду сложности материала просто опускали изучение данных тем из курса математики.
Специфика предмета указывает на то, что полноценно заниматься информатикой на уроке могут группы количеством до 15 человек (по количеству компьютеров в классе), отсюда проблема классов с количеством детей 25-30 учащихся. Чтобы понять, как это происходит, представьте урок математики, где на учителя смотрят 50 пар глаз. Ну и добавим, это начальные классы. Выход – увеличение количества часов вдвое, а также деление на подгруппы.
Переход из начальных классов в среднее звено школы так же сопровождается проблемами. Они обусловлены психологическими, возрастными, эмоциональными особенностями детей, сменой классной системы на кабинетную, появлением большого количества предметов и, как следствие, учителей. Но вернемся к сути преподавании предмета информатика. Среднее звено так же характеризуется вариативностью в учебных курсах. Уверен, что большинство учителей нашего района работают по УМК Босовой Л.Л. С какого класса начинается и где заканчивается изучение этого УМК? Едва ли у нас у всех одинаково. У кого-то с 5 класса по 9, у кого-то с 7 по 9. Этого быть не должно. Необходимы единые требования как к содержанию учебного курса, к количеству часов в каждом классе, так и к содержимому используемого УМК. В идеальном варианте это единый учебник, единая рабочая программа, с небольшой вариативной частью, скажем около 20-25%. Переход между различными УМК происходит совсем не безболезненно. Появившиеся штампы *ФГОС* на учебнике создали ситуацию, когда один и тот же материал изучается и в 6, и в 7 классе, для выправления такого положения, естественно, нужно время. Закупка учебников в библиотеку производится “на перспективу”, потому учащиеся в 9 классе внезапно переходят на учебник Босовой с нужным штампом, хотя в 8 классе работали с учебником Семакина, да и по ФГОС они не попали в эксперимент.
Проведение практикумов очень сильно зависит от оснащенности кабинетов информатики. Про свое ОУ скажу, у нас с этим проблем нет, руководство понимает необходимость решения этого вопроса и в кабинетах информатики установлена современная техника, компьютеры. Например, самый старший компьютер с 2009 г, но его характеристики позволяют ему быть до сих пор актуальным. Пара слов об учебных группах. Проведение практикумов в “неделящихся” классах затруднено. Возможности кабинета - это 15 рабочих мест, иначе нарушение СанПиН.
Интернет и локальная сеть. Доступ к нему и наличие последней это уже требование времени. Отмечу преимущества: - компьютер с Интернетом сконцентрировал огромный объем знаний по любым отраслям;
- способы получения этих знаний просты, удобны, разнообразны, наглядны.
- процессы обучения с использованием IT (информационных технологий) обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с обычными.
- при рациональном и эффективном использовании накопленных знаний и возможностей, предлагаемых современной техникой, уровень развития человека в любой из сфер: науки, техники, здорового образа жизни, культуры, технологических навыков ограничен только отсутствием желания.
И тут еще одна проблема учителю нужно идти в ногу со временем. Необходимо заниматься самообразованием. Сюда отнесу курсовую подготовку и переподготовку. Особо подчеркну – не дистанционную.
Процесс познания и закрепление практических навыков использования компьютерных технологий очень сильно отличается от штудирования первоисточников и отработки навыков каллиграфии. Процесс изучения IT технологий начать можно, а вот закончить нельзя, отрасль то постоянно развивается, технологии кардинально меняются каждые 3-5 лет. Серьезная сложность возникает и в том, что ученики сейчас с точки зрения компьютерной подкованности очень разные. Одни уже пробовали для себя что-то программировать, на ты с WORD-ом, EXCEL-ем и Интернетом. Другой же с трудом попадает указателем мыши в ярлык на рабочем столе, не говоря уже о знании более серьезных вещей. Гибкий и индивидуальный подход это, конечно, здорово, но при такой разнице в навыках полноценно загрузить всех становится практически нереально.
Вот мы научили ученика включать и выключать компьютер, запускать программы на рабочем столе, вводить текст с клавиатуры. А что дальше. Одни говорят: все пойдут в офисы и фирмы, давайте глубоко изучать офисные пакеты. Другие говорят: нам нужны те, кто заставит компьютер делать то, что нужно, давайте нам программистов. Третьи утверждают, что только, поняв принцип работы сердца компьютера (процессора) и его окружения, можно стать настоящим компьютерщиком и залезают в глубины алгебры логики, построенных на ней вычислительных процессах и управлении.
Есть те, кто говорят: нам нужны фундаменталисты. Давайте углубленно изучать ту же логику, семантику, информационные процессы, моделирование, подробности формализации и алгоритмизации. До мелочей, типа отправки электронной почты все дойдут сами. И вот преподаватели начинают, или выхватывать никому ненужные верхушки, или погружаться так глубоко, что становится непонятно, какое все это имеет отношение к школьной информатике.
В силу специфики рода деятельности преподаватель информатики, как будто бы обязан устанавливать, обновлять, удалять учебные материалы и программы, удалять или архивировать учебные наработки, администрировать сетевые ресурсы, осуществлять антивирусный контроль, устранять результаты экспериментов нерадивых учеников, консультировать и помогать менее продвинутым коллегам. С подключением к Интернету администрировать доступ, контролировать работу межсетевых экранов, заниматься электронной почтой, публикацией и так далее, и так далее. Как видим объемы "посторонней" (не преподавательской) деятельности нарастают, как снежный ком. И с этим, наверное, "надо же что-то делать". Но все это нужно еще и уметь, а все ли это умеют.
В процессе подготовки к конференции столкнулся с проблемой нехватки времени - подготовка к олимпиадам, окончание учебной четверти, организация проведения серии вебинаров, и прочее. Представьте вымышленный диалог с коллегой – через месяц к нам *приезжает ревизор* и мне нужно показать ему работу школьной лаборатории. Я уже свою работу выполнила: поставила столы и стулья. А ты должен прийти в кабинет, настроить оборудование из двух ноутбуков, настроить на них Wi-Fi, установить все возможные и нужные программы, а еще подключить такие синие штучки (имеется ввиду цифровая лаборатория einsteintablet+ со всеми датчиками с примерной стоимостью 40000 и неопознанными, но безграничными возможностями) и научить меня со всем этим работать. Разумеется, это тоже проблема учителя информатики.
Отдельно обсуждать в рамках предмета Информатика и ИКТ введение ФГОС не хочется. Его внедрение тоже связано с определенными сложностями, в большей степени для учителей, чем для детей. Остается ждать новых идей от меняющихся министров образования и науки и терпеливо стараться строить структуру и проводить уроки в соответствии со стандартом.
Перейду к старшей школе. Мерилом изучения и обучения становится Единый Государственный Экзамен. От этого и будем исходить. Те же самые проблемы появляются и здесь – различные УМК, вариативные рабочие программы. А где учебник для подготовки к ЕГЭ? Его не существует. Учебники есть, много, но ни в одном из них нет всего того, что есть в ЕГЭ. И что же получается, единый то он единый, а возможности самостоятельной подготовки, к сдаче экзамена по информатики, не существует. Статистика прошлых лет показывает, что в выборе предмета информатика для подготовки и сдачи ЕГЭ заинтересованы все меньше и меньше учащихся. И сложные задания, и недостаточная мотивация при изучении тем в среднем звене, с образованием пробелов, и занятость детей по основным предметам – все это объективные причины таких изменений.
Доскональное знание изучаемого вопроса - это здорово, но реальная жизнь далека от идеала. Например, в некоторых европейских странах программирование не изучают вообще, считая эту тему слишком заумной. Мне кажется, что и нам подходить к этому вопросу нужно мягче. Есть разные ученики. Мы учим программировать школьников, одновременно обучаясь сами
Довольна интересна ситуация с олимпиадой. Если школьный уровень делится на две составляющих - программирование и технологии, то муниципальный и региональный уровни — это только программирование. Отсюда малое количество участников, и концентрация победителей в определенных образовательных учреждениях. Да, конечно, олимпиада не должна превращаться в проверку знания таблицы умножения. И все же, количество заданий и диапазон сложностей должен быть шире. Ведь олимпиада, это не только победа, а еще и участие. И потом, если взрослому алгоритм какой-либо задачи кажется очевидным, это еще не значит, что для учеников он окажется таким же, а если и окажется, значит до определенного уровня их мышление уже дошло.
Такова объективная реальность. Она задает очень много вопросов. Мы обсудили лишь часть из них. А что дальше? Дальше будем продолжать жить и учить. При всем множестве проблем, школа развивается. Школа — это отражение жизни общества и с этим трудно что-либо сделать. Но, как это ни покажется парадоксальным, в школе сейчас работают, в основном, замечательные люди, как говорили раньше: не за страх, а за совесть. Об особой престижности и доходности школьных должностей говорить не приходится, а потому, школа это, в первую очередь, сплоченный коллектив единомышленников, решающий задачу обучения и воспитания наших детей. Как бы это пафосно ни звучало.
Так как же все-таки преподавать науку информатику. Задайте поиск этой фразы в Интернете и найдете не одну сотню ссылок. Но, все-таки, вряд ли кто совершенно точно сможет ответить на этот вопрос. А потому приходится пока, держаться золотой середины, беря за критерий оценки знаний, пробную версию ЕГЭ по информатике. Считаю своей задачей, как учителя информатики, показать возможности использования коммуникационных технологий как можно шире. Научить азам их использования и объяснить, что нужно чтобы начать это делать по-настоящему. Почему только азам? Да потому, что не стоит представлять, что мы в школе двинем вперед компьютерную науку. Все ныне известные компьютерные специальности так серьезно и глубоко исследованы, и перепаханы, что найти в этой почве жемчужину, смогут лишь люди, имеющие очень объемный багаж знаний и практики. А потому, чем из большего количества предлагаемых специальностей информационных технологий, школьник сможет выбрать для себя дело по душе, чем осознанней и свободней будет этот выбор, тем плодотворней в дальнейшем будет его работа и качественней ее результат.