Образовательные: Формироватьпредставление о железе как об одном из металлов Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Формировать умение взаимодействию в группе над общеим проектом. Совершенствовать умение составлять кластер – проекты, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию химической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при работе в группах и по индивидуальной траектории.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по алгоритму; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные информационные источники, натуральные объекты, химические исследования, свой жизненный опыт.
Планируемый результат
Предметные:
Знать строение атома железа, как элемента побочной подгруппы.
Физические и химические свойства железа
Распространение железа в природе в составе полезных ископаемых и минералов
продолжить формирование умений читать, сопоставлять карты разного содержания.
Личностные:
* Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Металл побочной группы, основные свойства, качественные реакции, гемоглобин, комплексные соединения, черная металлолургия, комбинат
Межпредметные связи
химия, биология, география.
Ресурсы:
- информационные
- технические
- Химия 9 класс.
- География 9 класс
Атлас по географии 9 класс, изд-во Дрофа.
- карты «Физическая карта мира», «Карта полезных ископаемых России»
- проектор
- колонки
- компьютер
Организация работы с учащимися
Работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная.
Ход урока.
I. Организационный момент
. Мотивация и целеполагание (коллективная)
- Изделия из железа. Что объединяет эти предметы? Что будем изучать на уроке?
- Аукцион знаний о железе. А что еще хотели бы узнать о железе? (Цель)
- Венера. Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения. Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». Железо также обнаружено на Луне, причем в лунном грунте оно присутствует в самородном, не окисленном состоянии, что, очевидно, объясняется отсутствием атмосферы.
Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII-XIX веков. Без железа сегодня не мыслима ни одна отрасль современной промышленности.
- Почему? Дети беседа
- Замира. Биологическая роль железа
Химия.
- Найдите в Периодической системе элемент – железо и опишите его месторасположение и свойства по плану
- А сейчас предлагаю рассмотреть образцы железа и описать физические свойства. Дополним наши наблюдения сведениями со страницы учебника.
- Эксперимент с металлами на магнитное свойство: железо, магний, алюминий
- Найдите в ряду активности металлов железо и определите его активность.
- С какими веществами железо вступает в химическую реакцию? Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом (хлор, сера, кислород, влажный воздух) Эксперимент с соляной кислотой, хлоридом меди
Самопроверка - слайд
Физкультминутка работа в группах у карты России
Венера. Индивидуальная работа – подготовка к ОГЭ. Карточки с заданиями. (8-10 мин на выполнение и 1-2 на проверку.
Видео «Металлургический завод Тюменский»
Выводы.
Учитель биологии: «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы
Учитель географии: Оно – основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда.
Учитель химии: И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества»
Рефлексия. «Незаконченное предложение»
Что нового узнали?
Что полезного узнали?
Что хотели бы еще узнать?
Д\З.
Приложения к уроку
Памятка «Биологическая роль железа»
Общее содержание железа в организме человека составляет около 4,25 г. Из этого количества 57% находятся в гемоглобине крови, 23% - в тканях и тканевых ферментах, а остальные 20% - депонированы в печени, селезёнке, костном мозге и представляют собой «физиологический резерв». Средний пищевой рацион человека должен содержать не менее 20 мг, а для беременных - 30 мг железа
При любой потере крови железо активно выводится из организма. Это может быть во время почечного, носового, язвенного кровотечения, при оперативных вмешательствах, любых ранениях.
Первыми признаками дефицита железа являются ослабление иммунной системы, быстрая утомляемость, снижение физической выносливости, ухудшение способности к обучению, бледность кожных покровов, истончаются и деформируются ногти. В более тяжелых случаях возможно возникновение анемии и рака желудка.
Как же восстановить недостаток железа?
Тест по теме «Черная металлургия»
Выберите один ответ:
1. В каком из перечисленных регионов России действуют крупные предприятия чёрной металлургии полного цикла?
1) Европейский Юг
2) Урал
3) Поволжье
4) Дальний Восток
2.Какой из перечисленных городов России является крупным центром чёрной металлургии?
1) Калининград
2) Череповец
3) Краснодар
4) Владивосток
3.В каком из перечисленных городов России функционирует крупный металлургический комбинат полного цикла?
1) Ставрополь
2) Тула
3) Краснодар
4) Магнитогорск
4.В каком из перечисленных городов России имеется крупный металлургический комбинат полного цикла?
1) Липецк
2) Краснодар
3) Смоленск
4) Ярославль
5.В каком из перечисленных городов России имеется крупный металлургический комбинат полного цикла?
1) Челябинск
2) Ставрополь
3) Петрозаводск
4) Магадан
Определите регион России по его краткому описанию.
6. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.
7. Особенностью ЭГП этого города является положение на трассе Транссибирской магистрали. Область, административным центром которой он является, на юго-востоке граничит с одной из стр СНГ. Численность населения этого города превышает 1 млн человек, он является одним из крупнейших промышленных городов России. Крупнейшими промышленными предприятиями города являются металлургический комбинат и тракторный завод.
8. Эта область расположена в Европейской части России. Климат умеренно континентальный. Одно из основных природных богатств области — чернозёмные почвы. Основа экономики области – высокопродуктивное сельское хозяйство и металлургическая промышленность. В России область выделяется продукцией чёрной металлургии (здесь функционирует один из крупнейших металлургических комбинатов страны), производством тракторов, бытовых холодильников и сахара.