kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Полимеры - высокомолекулярные соединения».

Цель урока: создать условия  для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в ходе осуществления  учебной деятельности  при усвоении новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование естественно-научной картины мира при работе с различными источниками информации,  умение планировать  и организовывать свою работу  в процессе познавательной деятельности при использовании частично-поискового метода, осуществлять само- и взаимопроверку.

Метапредметные:

  • Познавательных: умения использовать  методы познания: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, наблюдение, работа по алгоритму, осуществлять поиск и преобразование  учебной информации из различных источников, правильно использовать химическую, физическую и экологическую терминологию. Прогнозировать  результаты   различных процессов, формулировать выводы из наблюдаемых опытов. Развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства  с различной продукцией  химической промышленности.

  • Коммуникативных: умения слушать, слышать и понимать партнера, выражать свои мысли, обсуждать результаты  учебной деятельности, осуществлять взаимопомощь.

  • Регулятивных:  умения ставить значимые цели учебной деятельности, предлагать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, составлять план учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль в ходе учебной деятельности, проводить рефлексию.

    Предметные:

    Формировать знания об особенностях строения, состава, свойствах, классификации, получении и применении полимеров, как материалов незаменимых в различных отраслях деятельности современного человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен.»



МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа № 46



Урок в 10 классе на тему

«Полимеры - высокомолекулярные соединения».






УЧИТЕЛЬ: Юдакова Т.Н.


Р.п. Тума

Тема урока: «Полимеры - высокомолекулярные соединения».


Цель урока: создать условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в ходе осуществления учебной деятельности при усвоении новых знаний.


Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование естественно-научной картины мира при работе с различными источниками информации, умение планировать и организовывать свою работу в процессе познавательной деятельности при использовании частично-поискового метода, осуществлять само- и взаимопроверку.

Метапредметные:

  • Познавательных: умения использовать методы познания: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, наблюдение, работа по алгоритму, осуществлять поиск и преобразование учебной информации из различных источников, правильно использовать химическую, физическую и экологическую терминологию. Прогнозировать результаты различных процессов, формулировать выводы из наблюдаемых опытов. Развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства с различной продукцией химической промышленности.

  • Коммуникативных: умения слушать, слышать и понимать партнера, выражать свои мысли, обсуждать результаты учебной деятельности, осуществлять взаимопомощь.

  • Регулятивных: умения ставить значимые цели учебной деятельности, предлагать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, составлять план учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль в ходе учебной деятельности, проводить рефлексию.

Предметные:

Формировать знания об особенностях строения, состава, свойствах, классификации, получении и применении полимеров, как материалов незаменимых в различных отраслях деятельности современного человека.

Методы и приемы: Проблемный, частично-поисковый, групповая самостоятельная работа.

Обсуждение проблемной ситуации, обмен мнениями, работа с текстом, учебный диалог; публичное выступление, целеполагание, проблемное изложение, работа с текстом учебника, дополнительными источниками информации, рисунками, схемами, уравнениями реакций, алгоритмом выполнения самостоятельной работы (исследования).


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.


Продолжительность урока: 40 минут.


Педагогические технологии: технология развивающего обучения, деятельностного метода, проблемное обучение.


Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.


Форма урока: Урок - исследование.


Оборудование: выставка «Полимеры», презентация, компьютер, проектор, таблички с названиями, коллекция пластмасс (полиэтилен, полипропиленовая труба, панели из поливинилхлорида, шприц из полиметилакрилата, бутылки из полиэтилентерефталата, пенопласт из полиуретана, изолента из фенолформальдегидных смол, шина и жевательная резинка из каучука, перчатки из изопрена, яйцо, крахмал, фото НК) и тканей тесты, пластиковый стакан, розетка, корпус от сотового телефона, пенопласт, изоляционный шнур, подошва от обуви; полиэтиленовая пленка, стакан – 2 штук, линейка, спиртовка, пробиркодержатель, пробирка, вода, перманганат калия, серная кислота, щелочь.


Технологическая карта урока.


Этап

Продолжительность

1.Организационный момент.

1 мин.

2.Актуализация знаний.

2 мин.

3.Определение и формулировка темы урока. Целеполагание.

2мин.

4.Изучение нового материала. Постановка проблемы. Выход из проблемной ситуации, выполнение мини-исследования.


15 мин.

5.Проверка самостоятельной учебной деятельности учащихся, первичное закрепление пройденного материала.


10 мин.

6. Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

5 мин.

7. Домашнее задание.

2 мин.

8.Рефлексия. Итоги урока.

3 мин.


Этап урока

Действия учителя



Действия ученика.

Методы, приемы

Организационный

Здравствуйте. Начинается урок. Я желаю нам всем плодотворной работы. Итак, начинаем.


Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Педагогическое

наблюдение.

Актуализация

Ребята, мы живем в век нанотехнологий. Это касается развития возможностей человечества в целом. Для химиков каждый век так же характеризуется новыми открытиями, например, был век железный, век бронзовый, золотой. А как бы мы назвали с точки зрения химии нынешний век?

Давайте совершим путешествие в магазин. Что мы видим на прилавках. Во что все это упаковано? А вот мы переместились в другой магазин. Из чего сделаны эти изделия?

Переместимся на окраину леса. Что здесь мы видим?

(Свалку) почему она образовывается?

А что составляет основу нашей свалки? (полиэтиленовые пакеты)

Данные вещества называют высокомолекулярными.

Как вы думаете, почему? Какой общий термин подходит для данных веществ?

Как можно назвать нынешний век с точки зрения химии?

С какими веществами нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?


Отвечают на вопросы учителя.









Читают формулы, называют вещества. Отвечают на вопросы учителя.



Состоят из большого числа атомов, имеют большую молекулярную массу.

Полимеры.

Веком высокомолекулярных соединений, полимеров.

С полимерами, высокомолекулярными соединениями.

Фронтальная работа.

Формулировка темы урока, целеполагание.

Запишем тему урока «Полимеры - высокомолекулярные соединения».

Ребята, как вы считаете, по праву ли можно считать нынешний век - веком высокомолекулярных соединений?

Предположим, что это так и есть. Что мы знаем о полимерах? Насколько велика их роль в данное время? Что необходимо знать, что бы доказать наше предположение?

Для раскрытия темы урока сформулируем цели нашего урока.


Записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями.


Формулируют цель урока. (дети дописывают или договаривают начатые фразы)

- освоить знания о … составе, строении, классификации, свойствах, получении и применении полимеров,

- изучить строение и свойства полимеров, на которых основано их применение человеком.

Обмен мнениями. Создание проблемной ситуации. Поиск решений проблемной ситуации.


Целеполагание.

Изучение нового материала. Постановка проблемы. Выход из проблемной ситуации, выполнение мини-исследования.

Высокомолекулярные соединения – вещества, молекулы которых имеют большие молекулярные массы. Молекулярная масса может быть от нескольких тысяч до миллионов. Какие ВМС знаете? (белки, нуклеиновые кислоты). Это природные полимеры. Химические подразделяются на искусственные и синтетические. Последние подразделяются на каучуки, волокна, полиэтилен с полипропиленом.

Мы изучаем синтетические ВМС.

Большинство высокомолекулярных соединений являются полимерами.

Слово полимер в переводе с греческого «поли» - много, «мерос» - часть.

Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа одинаковых повторяющихся фрагментов, называемых структурными (элементарными) звеньями. Молекула полимера называется макромолекулой

Мономеры – вещества, из которых получают полимеры. А молекулы полимеров – это макромолекула

Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации .

Процесс объединения мономеров в полимер называется реакцией полимеризации.

ПРОСМОТР ВИДЕО

Посмотрели видео, теперь давайте попробуем составить реакции.

nCH2 = CH2 → ( -CH2 – CH2-) n

мономер               полимер  степень полимеризации

ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛИЭТИЛЕНА

СН2=СН2 + СН2=СН2 → – СН2–СН2– +– СН2–СН2– + – СН2–СН2– +… → … – СН2–СН2– СН2–СН2– СН2–СН2–… → (– СН2–СН2–)n

 

Степень полимеризации – число молекул мономера, соединяющихся при образовании полимера.

n= 300 до 100 000

т.к., n – величина переменная, то и масса полимера будет разной, отсюда все полимеры не имеют определённой температуры плавления.

Как найти молекулярную массу полимера, например, полиэтилена, формула которого (- СН2-СН2-)n

Mr = 28n

Решим задачу:

Определите степень полимеризации полиэтилена, если средняя Мr=30000


Задание: напишите реакции полимеризации:

а) полипропилена СН2=СН- СН3


Физические свойства полимеров сильно зависят от степени полимеризации. Они зависят также и от того, как соединяются друг с другом молекулы мономеров. Полимеры могут иметь 3 структуры. Откройте учебник на стр. 171. Рассмотрим эти строения (линейное, разветвленное, сетчатое)

Рассмотрим полимеры на примере полиэтилена.

Полиэтилен относят к линейным полимерам. Его молекулы сильноизогнуты в различных направлениях, иногда даже свернуты в клубки.

Лабораторная работа. Изучение свойств полиэтилена. (по группам)

Цель. Ознакомление со свойствами полиэтилена.

  1. 1. Прозрачность.

Положите кусочек полиэтиленовой плёнки на страницу учебника.

  • Хорошо ли виден текст?

Поднимите плёнку на расстояние 1 см от текста.

  • Лучше или хуже виден текст?

  • Сделайте вывод о прозрачности полиэтилена.

  • Где можно использовать это свойство?

  1. 2. Водонепроницаемость.

Положите кусочек полиэтиленовой плёнки на поверхность воды в стакане.

  • Тонет ли полиэтилен?

В полиэтиленовый пакет налейте воды.

  • Пропускает ли полиэтилен воду?

  • Приведите примеры изделий из полиэтилена, использование которых основано на данном свойстве.

  1. 3. Гибкость.

Скрутите полоску полиэтилена в трубочку.

  • Много ли усилий вы приложили?

Согните полоску в несколько раз, затем разверните.

  • Наблюдаются ли деформации?

  • Хорошей ли гибкостью обладает полиэтилен?

  • Где можно использовать это свойство?

Низкая эластичность.

  1. 4. Растяжение.

Измерьте длину полоски. Возьмите полоску полиэтилена за края и потяните.

  • Происходит ли деформация?

Потяните полоску до её разрыва.

  • Сохраняется ли деформация после снятия нагрузки?

Измерьте длину полоски после разрыва.

  • Оцените примерно во сколько раз растягивается полиэтилен.

  1. 5. Плавление.

Поместите полиэтилен на стекло и подержите над пламенем спиртовки.

  • Плавится ли полиэтилен?

Вынесите стекло из пламени и остудите.

  • Затвердевает ли полиэтилен?

Снова нагрейте полиэтилен.

  • Способен ли полимер расплавляться повторно?

  • Переходит ли полимер в газообразное состояние?

Понятие «термопласт», «реактопласт».

  1. 6. Взаимодействие с кислотами.

Опустите полоску полиэтилена в раствор кислоты.

  • Что наблюдаете?

  1. 7. Взаимодействие с щелочами.

Опустите полоску полиэтилена в раствор щёлочи.

  • Что наблюдаете?

8. Взаимодействие с сильными окислителями.

Опустите полоску полиэтилена в раствор перманганата калия. Что наблюдаете?

  • Сделайте вывод о химической активности полиэтилена.

  • Анализ результатов

Кроме этого: пропускает УФ-луч, не проводит электрический ток, морозостоек, теплостоек,

горит бледно-голубым пламенем.

Ребята, а как выпонимаете - термопластичен?

Классификация полимеров.

Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Скажите, что объединяет все эти предметы, и найдите среди них лишний.

Составьте схему классификации полимеров, используя следующие термины (на листочках): полимеры, химические, природные, синтетические, искусственные, белок, крахмал, каучуки, полистирол, пластмасса, полиэтилен, лавсан, ацетатное волокно, целлюлоза, капрон. Объясните принцип классификации, сформулируйте определение понятий: природные, искусственные, синтетические.

В настоящее время полимеры в чистом виде практически не применяют, вопрос был решен с появлением технологии создания особых материалов, названия которым пластмассы и волокна!

Какова их связь с полимерами? В чем же их преимущество перед полимерами?


Что бы ответить на этот вопрос нужно выполнить небольшое исследование.


РАБОТА ПО ГРУППАМ

1 ГРУППА:

Изучает историю полимеров и полиэтилена. В чем их отличие.

2 ГРУППА

Применение. Положительное значение полиэтилена.

3 ГРУППА

Утилизация отходов из полиэтилена


Слушают и выполняют задание учителя.

Отвечают на вопросы учителя, записывают определения понятий в сводную таблицу.








Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся группировок и имеющие большую молекулярную массу.

Мономеры – низкомолекулярные вещества, из которых образуются полимеры.

Структурное звено – повторяющаяся группа атомов.

Степень полимеризации – число, показывающее количество элементарных звеньев в молекуле полимера



Отвечают на вопросы учителя.













Решают задачу

n=30000:28 = 1071







Работают по учебнику









Формулируют тему исследования, записывают тему исследования в тетрадь, определяют обьем работы и план выполнения работы. Формулируют задачи. Получают задание. Знакомятся со структурой таблицы и правилами ее заполнения.























































Ззапись в тетради.

Полиэтилен обладает следующими свойствами:

  1. Прозрачен;

  2. Легче воды, водонепроницаем;

  3. Обладает гибкостью, плохой эластичностью;

  4. Растягивается примерно в 3 раза; механически прочен;

  5. Термопластичен; При очень сильном нагревании разлагается.

Не растворяется в органических растворителях

  1. Химически стоек. Не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

Все предметы состоят из ВМС, но пластмасса – синтетический полимер, а дерево, шерсть, бумага - природные

ПОЛИМЕРЫ



природные химические

белок

крахмал

целлюлоза искусственные синтетические

ац. волокно


пластмассы лавсан каучуки

полиэтилен капрон

полистирол



Формулируют тему исследования, записывают тему исследования в тетрадь, определяют обьем работы и план выполнения работы. Формулируют задачи. Получают задание.


Самостоятельная работа, умение классифицировать информацию.

Проверка результата выполненной работы, самооценка выполненной работы.

Диалог, полилог.










































Организация по выполнению самостоятельной работы, подготовка к выполнению работы, выполнение мини-исследования.
































































Самостоятельная работа, умение классифицировать информацию.

Проверка результата выполненной работы, самооценка выполненной работы.








Организация по выполнению самостоятельной работы, подготовка к выполнению работы, выполнение мини-исследования.



Проверка самостоятельной учебной деятельности учащихся, первичное закрепление пройденного материала.

Ребята, давайте вернемся к вопросам, на которые вы должны были найти ответы при выполнении самостоятельной работы.

Ответим на поставленные ранее вопросы.

  1. -История полимеров и полиэтилена.

  2. -В чем отличие полимеров от пластмасс? Что общего между ватой, фотопленкой и пластмассовой расческой?

  3. - В чем преимущество пластмасс перед полимерами?

  4. - Можно ли получить пластмассы и волокна не используя полимеры? Почему?

  1. 2. Рассказать о применении полиэтилена, его положительной и отрицательной роли.


3. Как утилизировать отходы из полиэтилена


Можем ли мы жить, не используя в своей жизни полимеры и пластмассы? Почему?


Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика)

«Виды пластмасс и их маркировка»

Справочные данные:

Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.

Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.

- Назовите пластмассы, с которыми вы ознакомились.

- Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.

- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?

Выступление учащихся, озвучивание результатов самостоятельной работы.

Анализируют результаты своей деятельности. Приходят к выводу, что в основе получения пластмасс и волокон лежит применение полимеров, применение пластмасс и волокон используется в различных сферах жизни человека и обойтись без них современное общество не может.

Полимеры приобретают всё большее значение в развитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, медицины. Они – важный фактор ускорения научно-технического прогресса в стране. Большинство полимеров были синтезированы в ХХ веке.


ПРОСМОТР презентации «Друг или враг полиэтилен»

ПРОСМОТР фоторепортажа с главой молькинской администрации

Обсуждение раздельного сбора мусора.


Слушают и выполняют задание учителя.

Отвечают на вопросы учителя.







Публичное выступление. Представление результата исследования проблемы. Оценка результата, самооценка.

















Подведение итогов занятия.


Как видим, в современной жизни полимеры имеют большое значение. Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров надо пользоваться нашими рекомендациями.

А почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями» Земли?

Вопросы для всех:

1. Приведите примеры, когда становится очевидным то, что пластмассы являются незаменимым материалом в разных сферах деятельности человека!

2. Какие соединения являются основой для получения пластмасс?

3. Можно ли считать наш век, с точки зрения химии веком высокомолекулярных соединений? Почему?


Проверочная работа «Выбери правильный ответ»

  1. 1. Полимер образуется при реакции: а) разложения; б) присоединения; в) полимеризации; г) обмена.

  2. 2. Многократно повторяющиеся группы атомов макромолекулы называются: 

а) структурным звеном;  б) мономером;  в) полимером;  г) степенью полимеризации.

  1. 3. Среди веществ найдите формулу полиэтилена: а) – СН2 – СН2 –;  б) СН2 = СН – СН3;  в)  СН2 – СН;    г) (– СН2=СН2 –)n.     

  2. 4. Это вещество химически очень стойкое, превосходит даже золото и платину, не горит, диэлектрик: а) полипропилен;  б) тефлон;  в) карболит;  г) фенолформальдегидная смола.  

  3. 5. Свойство тел изменять форму в нагретом состоянии и сохранять ее после охлаждения – это а) термореактивность;  б) стереорегулярность;   в) прочность;  г) термопластичность.

  4. 6. Вычислите относительную молекулярную массу пропилена: а) 42;  б) 58;  в) 40;  г) 50.  

  5. 7. Это вещество применяется для производства искусственной кожи, плащей, клеенки: а) полиэтилен;  б) полипропилен;  в) поливинилхлорид;  г) полистирол.

Для них не находится подходящих организмов, которые бы разрушили его до простых неорганических соединений, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.



Слушают и выполняют задание учителя.

Отвечают на вопросы учителя.









Проверочная работа «Выбери правильный ответ»

Самопроверка

  1. Ответ:

1 а

б

в Х

г

2 Х




3



Х

4

Х



5



Х

6 Х




7


Х




Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности выполнения самостоятельной работы.


Домашнее задание.

§42Составить рекламу одного из изделия из пластмассы.

  1. Рассмотрите маркировку на пластиковой таре, используемой на кухне. Заполнте таблицу

Наименование упаковочного материала

Маркировка и название полимера, из которого изготовлен

рекомендации по использованию (информация с изделия)





Получают на дом творческие задания для работы с дополнительными источниками литературы, расширением кругозора, подготовки к выполнению практической работы.

Обеспечение понимания цели,
содержания и способов выполнения
домашнего задания.


Рефлексия.

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Мне показалось интересным….

- Для себя открыл новое….

- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….

контейнер



бутылка






Да, это химия. Ее заслуга

В том, что сегодня украшают быт

Игрушки из пластмассы и посуда,

Тефлон, и оргстекло, и карболит.

Одежда, обувь, мебель... Посмотрите:

Нас полимеров окружает рать!

И в технике они, и в медицине

Незаменимыми сумели стать.

Шуршат в пути автомобилей шины,

Искусственное сердце бьется в такт —

Волокна, смолы, пластики, резины

На службе человечества стоят

Спасибо за урок!


Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен.

Автор: Юдакова Татьяна Николаевна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: Понятие о высокомолекулярных соединениях "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poniatiie-o-vysokomoliekuliarnykh-soiedinieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "187697"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426566689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2100 руб.
2620 руб.
1690 руб.
2110 руб.
2100 руб.
2620 руб.
1900 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства