Формулировка темы урока, целеполагание. | Запишем тему урока «Полимеры - высокомолекулярные соединения». Ребята, как вы считаете, по праву ли можно считать нынешний век - веком высокомолекулярных соединений? Предположим, что это так и есть. Что мы знаем о полимерах? Насколько велика их роль в данное время? Что необходимо знать, что бы доказать наше предположение? Для раскрытия темы урока сформулируем цели нашего урока. | Записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями. Формулируют цель урока. (дети дописывают или договаривают начатые фразы) - освоить знания о … составе, строении, классификации, свойствах, получении и применении полимеров, - изучить строение и свойства полимеров, на которых основано их применение человеком. | Обмен мнениями. Создание проблемной ситуации. Поиск решений проблемной ситуации. Целеполагание. |
Изучение нового материала. Постановка проблемы. Выход из проблемной ситуации, выполнение мини-исследования. | Высокомолекулярные соединения – вещества, молекулы которых имеют большие молекулярные массы. Молекулярная масса может быть от нескольких тысяч до миллионов. Какие ВМС знаете? (белки, нуклеиновые кислоты). Это природные полимеры. Химические подразделяются на искусственные и синтетические. Последние подразделяются на каучуки, волокна, полиэтилен с полипропиленом. Мы изучаем синтетические ВМС. Большинство высокомолекулярных соединений являются полимерами. Слово полимер в переводе с греческого «поли» - много, «мерос» - часть. Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа одинаковых повторяющихся фрагментов, называемых структурными (элементарными) звеньями. Молекула полимера называется макромолекулой Мономеры – вещества, из которых получают полимеры. А молекулы полимеров – это макромолекула Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации . Процесс объединения мономеров в полимер называется реакцией полимеризации. ПРОСМОТР ВИДЕО Посмотрели видео, теперь давайте попробуем составить реакции. nCH2 = CH2 → ( -CH2 – CH2-) n мономер полимер степень полимеризации ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛИЭТИЛЕНА СН2=СН2 + СН2=СН2 → – СН2–СН2– +– СН2–СН2– + – СН2–СН2– +… → … – СН2–СН2– СН2–СН2– СН2–СН2–… → (– СН2–СН2–)n Степень полимеризации – число молекул мономера, соединяющихся при образовании полимера. n= 300 до 100 000 т.к., n – величина переменная, то и масса полимера будет разной, отсюда все полимеры не имеют определённой температуры плавления. Как найти молекулярную массу полимера, например, полиэтилена, формула которого (- СН2-СН2-)n Mr = 28n Решим задачу: Определите степень полимеризации полиэтилена, если средняя Мr=30000 Задание: напишите реакции полимеризации: а) полипропилена СН2=СН- СН3 Физические свойства полимеров сильно зависят от степени полимеризации. Они зависят также и от того, как соединяются друг с другом молекулы мономеров. Полимеры могут иметь 3 структуры. Откройте учебник на стр. 171. Рассмотрим эти строения (линейное, разветвленное, сетчатое) Рассмотрим полимеры на примере полиэтилена. Полиэтилен относят к линейным полимерам. Его молекулы сильноизогнуты в различных направлениях, иногда даже свернуты в клубки. Лабораторная работа. Изучение свойств полиэтилена. (по группам) Цель. Ознакомление со свойствами полиэтилена. 1. Прозрачность. Положите кусочек полиэтиленовой плёнки на страницу учебника. Поднимите плёнку на расстояние 1 см от текста. Лучше или хуже виден текст? Сделайте вывод о прозрачности полиэтилена. Где можно использовать это свойство? 2. Водонепроницаемость. Положите кусочек полиэтиленовой плёнки на поверхность воды в стакане. В полиэтиленовый пакет налейте воды. Пропускает ли полиэтилен воду? Приведите примеры изделий из полиэтилена, использование которых основано на данном свойстве. 3. Гибкость. Скрутите полоску полиэтилена в трубочку. Согните полоску в несколько раз, затем разверните. Наблюдаются ли деформации? Хорошей ли гибкостью обладает полиэтилен? Где можно использовать это свойство? Низкая эластичность. 4. Растяжение. Измерьте длину полоски. Возьмите полоску полиэтилена за края и потяните. Потяните полоску до её разрыва. Измерьте длину полоски после разрыва. 5. Плавление. Поместите полиэтилен на стекло и подержите над пламенем спиртовки. Вынесите стекло из пламени и остудите. Снова нагрейте полиэтилен. Понятие «термопласт», «реактопласт». 6. Взаимодействие с кислотами. Опустите полоску полиэтилена в раствор кислоты. 7. Взаимодействие с щелочами. Опустите полоску полиэтилена в раствор щёлочи. 8. Взаимодействие с сильными окислителями. Опустите полоску полиэтилена в раствор перманганата калия. Что наблюдаете? Кроме этого: пропускает УФ-луч, не проводит электрический ток, морозостоек, теплостоек, горит бледно-голубым пламенем. Ребята, а как выпонимаете - термопластичен? -
Классификация полимеров. Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Скажите, что объединяет все эти предметы, и найдите среди них лишний. Составьте схему классификации полимеров, используя следующие термины (на листочках): полимеры, химические, природные, синтетические, искусственные, белок, крахмал, каучуки, полистирол, пластмасса, полиэтилен, лавсан, ацетатное волокно, целлюлоза, капрон. Объясните принцип классификации, сформулируйте определение понятий: природные, искусственные, синтетические. В настоящее время полимеры в чистом виде практически не применяют, вопрос был решен с появлением технологии создания особых материалов, названия которым пластмассы и волокна! Какова их связь с полимерами? В чем же их преимущество перед полимерами? Что бы ответить на этот вопрос нужно выполнить небольшое исследование. РАБОТА ПО ГРУППАМ 1 ГРУППА: Изучает историю полимеров и полиэтилена. В чем их отличие. 2 ГРУППА Применение. Положительное значение полиэтилена. 3 ГРУППА Утилизация отходов из полиэтилена | Слушают и выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы учителя, записывают определения понятий в сводную таблицу. Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся группировок и имеющие большую молекулярную массу. Мономеры – низкомолекулярные вещества, из которых образуются полимеры. Структурное звено – повторяющаяся группа атомов. Степень полимеризации – число, показывающее количество элементарных звеньев в молекуле полимера Отвечают на вопросы учителя. Решают задачу n=30000:28 = 1071 Работают по учебнику Формулируют тему исследования, записывают тему исследования в тетрадь, определяют обьем работы и план выполнения работы. Формулируют задачи. Получают задание. Знакомятся со структурой таблицы и правилами ее заполнения. Ззапись в тетради. Полиэтилен обладает следующими свойствами: Прозрачен; Легче воды, водонепроницаем; Обладает гибкостью, плохой эластичностью; Растягивается примерно в 3 раза; механически прочен; Термопластичен; При очень сильном нагревании разлагается. Не растворяется в органических растворителях Химически стоек. Не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия. Все предметы состоят из ВМС, но пластмасса – синтетический полимер, а дерево, шерсть, бумага - природные ПОЛИМЕРЫ природные химические белок крахмал целлюлоза искусственные синтетические ац. волокно пластмассы лавсан каучуки полиэтилен капрон полистирол Формулируют тему исследования, записывают тему исследования в тетрадь, определяют обьем работы и план выполнения работы. Формулируют задачи. Получают задание. | Самостоятельная работа, умение классифицировать информацию. Проверка результата выполненной работы, самооценка выполненной работы. Диалог, полилог. Организация по выполнению самостоятельной работы, подготовка к выполнению работы, выполнение мини-исследования. Самостоятельная работа, умение классифицировать информацию. Проверка результата выполненной работы, самооценка выполненной работы. Организация по выполнению самостоятельной работы, подготовка к выполнению работы, выполнение мини-исследования. |
Проверка самостоятельной учебной деятельности учащихся, первичное закрепление пройденного материала. | Ребята, давайте вернемся к вопросам, на которые вы должны были найти ответы при выполнении самостоятельной работы. Ответим на поставленные ранее вопросы. -История полимеров и полиэтилена. -В чем отличие полимеров от пластмасс? Что общего между ватой, фотопленкой и пластмассовой расческой? - В чем преимущество пластмасс перед полимерами? - Можно ли получить пластмассы и волокна не используя полимеры? Почему? -
2. Рассказать о применении полиэтилена, его положительной и отрицательной роли. 3. Как утилизировать отходы из полиэтилена Можем ли мы жить, не используя в своей жизни полимеры и пластмассы? Почему? Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика) «Виды пластмасс и их маркировка» Справочные данные: Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит. Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет. - Назовите пластмассы, с которыми вы ознакомились. - Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс. - Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека? | Выступление учащихся, озвучивание результатов самостоятельной работы. Анализируют результаты своей деятельности. Приходят к выводу, что в основе получения пластмасс и волокон лежит применение полимеров, применение пластмасс и волокон используется в различных сферах жизни человека и обойтись без них современное общество не может. Полимеры приобретают всё большее значение в развитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, медицины. Они – важный фактор ускорения научно-технического прогресса в стране. Большинство полимеров были синтезированы в ХХ веке. ПРОСМОТР презентации «Друг или враг полиэтилен» ПРОСМОТР фоторепортажа с главой молькинской администрации Обсуждение раздельного сбора мусора. Слушают и выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Публичное выступление. Представление результата исследования проблемы. Оценка результата, самооценка. |
Подведение итогов занятия. | Как видим, в современной жизни полимеры имеют большое значение. Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров надо пользоваться нашими рекомендациями. А почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями» Земли? Вопросы для всех: 1. Приведите примеры, когда становится очевидным то, что пластмассы являются незаменимым материалом в разных сферах деятельности человека! 2. Какие соединения являются основой для получения пластмасс? 3. Можно ли считать наш век, с точки зрения химии веком высокомолекулярных соединений? Почему? Проверочная работа «Выбери правильный ответ» 1. Полимер образуется при реакции: а) разложения; б) присоединения; в) полимеризации; г) обмена. 2. Многократно повторяющиеся группы атомов макромолекулы называются: а) структурным звеном; б) мономером; в) полимером; г) степенью полимеризации. 3. Среди веществ найдите формулу полиэтилена: а) – СН2 – СН2 –; б) СН2 = СН – СН3; в) СН2 – СН; г) (– СН2=СН2 –)n. 4. Это вещество химически очень стойкое, превосходит даже золото и платину, не горит, диэлектрик: а) полипропилен; б) тефлон; в) карболит; г) фенолформальдегидная смола. 5. Свойство тел изменять форму в нагретом состоянии и сохранять ее после охлаждения – это а) термореактивность; б) стереорегулярность; в) прочность; г) термопластичность. 6. Вычислите относительную молекулярную массу пропилена: а) 42; б) 58; в) 40; г) 50. 7. Это вещество применяется для производства искусственной кожи, плащей, клеенки: а) полиэтилен; б) полипропилен; в) поливинилхлорид; г) полистирол. | Для них не находится подходящих организмов, которые бы разрушили его до простых неорганических соединений, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ. Слушают и выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверочная работа «Выбери правильный ответ» Самопроверка -
Ответ: 1 а | б | в Х | г | 2 Х | | | | 3 | | | Х | 4 | Х | | | 5 | | | Х | 6 Х | | | | 7 | | Х | | | Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности выполнения самостоятельной работы. |
Рефлексия. | Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу: - Сегодня на уроке я узнал….. - Мне показалось интересным…. - Для себя открыл новое…. - Я буду заботиться о своём здоровье потому, что…. Да, это химия. Ее заслуга В том, что сегодня украшают быт Игрушки из пластмассы и посуда, Тефлон, и оргстекло, и карболит. Одежда, обувь, мебель... Посмотрите: Нас полимеров окружает рать! И в технике они, и в медицине Незаменимыми сумели стать. Шуршат в пути автомобилей шины, Искусственное сердце бьется в такт — Волокна, смолы, пластики, резины На службе человечества стоят Спасибо за урок! | | Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности урока. |