kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Понятие о высокомолекулярных соединениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Систематизировать и углубить знания учащихся о высокомолекулярных соединениях: ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса;

2. Знать разные структуры полимеров (линейная, разветвленная и т.д.); 

3. Уметь доказывать влияние строения полимеров на их свойства;

4. Знать сущность реакций полимеризации и поликонденсации, уметь записывать уравнения химических реакций.

        Ход урока

  1. Новая тема

Демонстрация: полиэтиленовый мешок и пластмассовая ручка. Из чего сделаны? (относятся к высокомолекулярным соединениям).

Высокомолекулярные соединения – вещества, молекулы которых имеют большие молекулярные массы. Молекулярная масса может быть от нескольких тысяч до миллионов. Большинство высокомолекулярных соединений являются полимерами. Какие ВМС знаете? (белки, нуклеиновые кислоты).

Мы изучаем синтетические ВМС.

Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа одинаковых повторяющихся фрагментов, называемых структурными (элементарными) звеньями.

Мономеры – вещества, из которых получают полимеры.

Степень полимеризации – число молекул мономера, соединяющихся при образовании полимера.

Процесс объединения мономеров в полимер называется реакцией полимеризации.

СН2=СН2 + СН2=СН2 → (– СН2–СН2–)n

 мономер                         полимер  степень полимеризации

n= 300 до 100 000

Задание: напишите реакции полимеризации:

а) полипропилена СН2=СН

                                    СН3

б) поливинилхлорида СН2=СН                                             

                                         Сl

в) тефлона СF2=СF2

Полимеры могут быть разной структуры (строения). Метильные радикалы в макромолекуле полимера могут быть расположены по-разному.

  1. Группы атомов –СН3 могут располагаться строго регулярно по одну сторону полимерной цепи:

– СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  

            СН3             СН3             СН3             СН3

Метильные группы могут быть расположены по обе стороны углеродной цепи, но тоже строго регулярно

                                СН3                                 СН3

 – СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  

             СН3                                 СН3             

                  Полимеры, в которых все элементарные звенья имеют одинаковое или строго чередующееся пространственное строение называются стереорегулярными.

  1. В некоторых случаях в процессе полимеризации может образоваться полимер, в которых группы  –СН3 располагаются беспорядочно по одну и другую стороны цепи:

                                 СН3                                               

 – СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  СН2 – СН –  

             СН3                                 СН3             СН3

            Такой полимер называется стереонерегулярным

    Учеными установлено, что стереорегулярные полимеры значительно лучшего качества, для получения таких полимеров необходимы особые условия (специфические катализаторы, оптимальная температура и т.д.).

 

Получение.

Кроме реакции полимеризации ВМС получают и реакцией поликонденсации:

                   О            Н                                     О  Н

NН2–СН2–С         + Н–N–СН–СООН   NН2–СН2–С–N СН–СООН + Н2О

   Реакция поликонденсации – это образование ВМС с отщеплением побочного низкомолекулярного продукта.                

Задание: Вычислите молекулярную массу поливинилхлорида и полиэтилена

          Мr(СН2=СН) = 62,5                   Мr(СН2=СН2) = 28

                        Сl

Самостоятельная работа:

  1. Из с.27 запишите физические свойства полимеров.
  2. На с.29 из таблицы 4 напишите названия, формулы и области применения полимеров.
  3. Составьте рекламу для любого полимера.

Проверочная работа «Выбери правильный ответ»

  1. Полимер образуется при реакции: а) разложения; б) присоединения; в) полимеризации; г) обмена.
  2. Многократно повторяющиеся группы атомов макромолекулы называются: 

а) структурным звеном;  б) мономером;  в) полимером;  г) степенью полимеризации.

  1. Среди веществ найдите формулу полиэтилена: а) – СН2 – СН2 –;  б) СН2 = СН – СН3;  в)  СН2 – СН;    г) (– СН2=СН2 –)n.                       
  2. СН3       
  3. Это вещество химически очень стойкое, превосходит даже золото и платину, не горит, диэлектрик: а) полипропилен;  б) тефлон;  в) карболит;  г) фенолформальдегидная смола.  
  4. Свойство тел изменять форму в нагретом состоянии и сохранять ее после охлаждения – это а) термореактивность;  б) стереорегулярность;   в) прочность;  г) термопластичность.
  5. Вычислите относительную молекулярную массу пропилена: а) 42;  б) 58;  в) 40;  г) 50.  
  6. Это вещество применяется для производства искусственной кожи, плащей, клеенки: а) полиэтилен;  б) полипропилен;  в) поливинилхлорид;  г) полистирол.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Понятие о высокомолекулярных соединениях »

Урок химии в 11 классе

Тема: Понятие о высокомолекулярных соединениях


Цель: 1. Систематизировать и углубить знания учащихся о высокомолекулярных соединениях: ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса;

2. Знать разные структуры полимеров (линейная, разветвленная и т.д.);

3. Уметь доказывать влияние строения полимеров на их свойства;

4. Знать сущность реакций полимеризации и поликонденсации, уметь записывать уравнения химических реакций.


Ход урока

  1. Новая тема


Демонстрация: полиэтиленовый мешок и пластмассовая ручка. Из чего сделаны? (относятся к высокомолекулярным соединениям).

Высокомолекулярные соединения – вещества, молекулы которых имеют большие молекулярные массы. Молекулярная масса может быть от нескольких тысяч до миллионов. Большинство высокомолекулярных соединений являются полимерами. Какие ВМС знаете? (белки, нуклеиновые кислоты).

Мы изучаем синтетические ВМС.

Полимеры – вещества, молекулы которых состоят из большого числа одинаковых повторяющихся фрагментов, называемых структурными (элементарными) звеньями.

Мономеры – вещества, из которых получают полимеры.

Степень полимеризации – число молекул мономера, соединяющихся при образовании полимера.

Процесс объединения мономеров в полимер называется реакцией полимеризации.

СН2=СН2 + СН2=СН2 → (– СН2–СН2–)n

мономер полимер степень полимеризации

n= 300 до 100 000


Задание: напишите реакции полимеризации:

а) полипропилена СН2=СН

СН3

б) поливинилхлорида СН2=СН

Сl

в) тефлона СF2=СF2


Полимеры могут быть разной структуры (строения). Метильные радикалы в макромолекуле полимера могут быть расположены по-разному.

  1. Группы атомов –СН3 могут располагаться строго регулярно по одну сторону полимерной цепи:

– СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН –

СН3 СН3 СН3 СН3


  1. Метильные группы могут быть расположены по обе стороны углеродной цепи, но тоже строго регулярно:



СН3 СН3


– СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН –

СН3 СН3

Полимеры, в которых все элементарные звенья имеют одинаковое или строго чередующееся пространственное строение называются стереорегулярными.

  1. В некоторых случаях в процессе полимеризации может образоваться полимер, в которых группы –СН3 располагаются беспорядочно по одну и другую стороны цепи:


СН3


– СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН –

СН3 СН3 СН3

Такой полимер называется стереонерегулярным

Учеными установлено, что стереорегулярные полимеры значительно лучшего качества, для получения таких полимеров необходимы особые условия (специфические катализаторы, оптимальная температура и т.д.).


Получение.

Кроме реакции полимеризации ВМС получают и реакцией поликонденсации:

О Н О Н

NН2–СН2–С + Н–N–СН–СООН 2–СН2–С–N СН–СООН + Н2О


Реакция поликонденсации – это образование ВМС с отщеплением побочного низкомолекулярного продукта.

Задание: Вычислите молекулярную массу поливинилхлорида и полиэтилена

Мr(СН2=СН) = 62,5 Мr(СН2=СН2) = 28

Сl

Самостоятельная работа:

  1. Из с.27 запишите физические свойства полимеров.

  2. На с.29 из таблицы 4 напишите названия, формулы и области применения полимеров.

  3. Составьте рекламу для любого полимера.

Проверочная работа «Выбери правильный ответ»

  1. Полимер образуется при реакции: а) разложения; б) присоединения; в) полимеризации; г) обмена.

  2. Многократно повторяющиеся группы атомов макромолекулы называются:

а) структурным звеном; б) мономером; в) полимером; г) степенью полимеризации.

  1. Среди веществ найдите формулу полиэтилена: а) – СН2 – СН2 –; б) СН2 = СН – СН3; в) СН2 – СН; г) (– СН2=СН2 –)n.


СН3

  1. Это вещество химически очень стойкое, превосходит даже золото и платину, не горит, диэлектрик: а) полипропилен; б) тефлон; в) карболит; г) фенолформальдегидная смола.

  2. Свойство тел изменять форму в нагретом состоянии и сохранять ее после охлаждения – это

а) термореактивность; б) стереорегулярность; в) прочность; г) термопластичность.

  1. Вычислите относительную молекулярную массу пропилена: а) 42; б) 58; в) 40; г) 50.

  2. Это вещество применяется для производства искусственной кожи, плащей, клеенки: а) полиэтилен; б) полипропилен; в) поливинилхлорид; г) полистирол.


Ответ:

1 а

б

в Х

г

2 Х




3



Х

4

Х



5



Х

6 Х




7


Х



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему: Понятие о высокомолекулярных соединениях

Автор: Борисова Ольга Дмитриевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Химические свойства алкенов" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-khimichieskiie-svoistva-alkienov"
    ["file_id"] => string(6) "242358"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445444860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства