kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Природные источники углеводородов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Природные источники углеводородов.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания учащихся об основных природных источниках углеводородов;
  • акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, отраслях их использования: в качестве топлива и основы химического синтеза. Уметь работать с информацией, полученной через витдео, презентации.

Развивающие

·        развивать «химический» стиль мышления, познавательный интерес, толерантность, информационную культуру.

·        развивать критическое мышление через работу с учебным материалом.

·        развивать информационную компетентность учащихся

Воспитывающие

·        формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля, правильной самооценки и чувства ответственности; повышение положительной мотивации учащихся путём постановки проблемных вопросов и их решения в ходе работы с заданиями различной формы

·        дать ученикам возможность повысить свой общекультурный уровень, совершенствовать экологическое воспитание, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: видео ролика – видеозаставка «Ты мне нравишься»,  татарский мультфильм «Как образовалась нефть». «Как работает скважина по добыче сланцевого газа», « Как добывают угол», «Добыча каменного угля». Коллекция нефтепродуктов, Презентация к уроку- учителя, презентации- подготовленные учащимися, символы нефти, каменного угля и нефти, карта полезных ископаемых Казахстана. В каждой группе- бейджики.

Ноутбук-3 штуки ( в каждой группе).

План урока:

1.Организационный момент.

2.Вызов.

3.Актуализация опорных знаний.

4.Осмысление. Изучение новой темы.

5.Физминутка

6.Домашнее задание.

7.Закрепление изученного материала.

8.Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Природные источники углеводородов"»

Урок №58.

Класс: 9 класс

Тема урока: Природные источники углеводородов.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания учащихся об основных природных источниках углеводородов;

  • акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, отраслях их использования: в качестве топлива и основы химического синтеза. Уметь работать с информацией, полученной через витдео, презентации.

Развивающие

  • развивать «химический» стиль мышления, познавательный интерес, толерантность, информационную культуру.

  • развивать критическое мышление через работу с учебным материалом.

  • развивать информационную компетентность учащихся

Воспитывающие

  • формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля, правильной самооценки и чувства ответственности; повышение положительной мотивации учащихся путём постановки проблемных вопросов и их решения в ходе работы с заданиями различной формы

  • дать ученикам возможность повысить свой общекультурный уровень, совершенствовать экологическое воспитание, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: видео ролика – видеозаставка «Ты мне нравишься», татарский мультфильм «Как образовалась нефть». «Как работает скважина по добыче сланцевого газа» , « Как добывают угол», «Добыча каменного угля». Коллекция нефтепродуктов, Презентация к уроку- учителя, презентации- подготовленные учащимися, символы нефти, каменного угля и нефти, карта полезных ископаемых Казахстана. В каждой группе- бейджики.

Ноутбук-3 штуки ( в каждой группе).

План урока:

1.Организационный момент.

2.Вызов.

3.Актуализация опорных знаний.

4.Осмысление. Изучение новой темы.

5.Физминутка

6.Домашнее задание.

7.Закрепление изученного материала.

8.Рефлексия.

Этапы урока

Ход урока





Организационный момент

(4 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление последовательность урока.

Всем раздаются значки с географическими символами: нефти, природного газа и каменного угля



Все взялись за руки и сказали друг другу «Ты мне нравишься». Выбрали соответствующий символ и определился в группе.

( видеозаставка «Ты мне нравишься»). Приложение 1




Психологический настрой




Вызов.

Выявление цели урока. Постановка проблемы.

(3 мин.)



5 минут

Ребята ,теперь мы настроились на работу, но вначале посмотрим мультфильм.
1. Просмотр татарского мультфильма «Как образовалась нефть». Приложение 2

Вопрос. Определим тему сегодняшнего урока. Какова цель сегодняшнего урока?


2. Выполнение лабораторного опыта №8.

Ознакомление с нефтепродуктами.

( повторили инструктаж по технике безопасности)


Цель – ознакомить учащихся с коллекцией нефтепродуктов.

Задание. Посмотрев коллекцию, заполните таблицу.

Заполнить таблицу. Приложение 3

название

применение








3.Сегодня наш урок пройдёт немного необычно. Вы заранее разделились на микро группы. Каждая группа получила домашнее задание: приготовить презентацию по определённой теме. 
Сегодня на уроке вы- деловые люди, которые занимаются разработкой месторождений природных источников углеводородов, их переработкой, экспортом, а так же ищите наиболее актуальные пути решения экологических проблем, возникающих на ваших производствах. 
Задача каждой группы: 
Рассказать о своей отрасли, познакомить с переработкой сырья, значении отрасли для экономики Казахстана, а так же с экологическими проблемами, которые возникают при добыче и переработке углеводородов. 
Первая группа представляет - Нефть ( Царькова А.)
Вторая группа представляет - Природный газ (Добровольская А.). 
Третья группа представляет - Каменный уголь.(Зотова А.)




Слайд презентации урока




Актуализация опорных знаний

(4 мин.)









Критерии оценивания

«1» ошибка-4

«2-3» ошибки-3

«4» ошибки-2

Без ошибок -5

Проверка знаний учащихся.

  1. «Ложная альтернатива». (Да или Нет)

1.Валентность углерода в органических соединениях 11?(нет)

2.Теория строения органических веществ создана Д.И. Менделеевым?( нет)

3.Общая формула насыщенных углеводородов

Сп Н2п+2 ?(да)

4.Вещество имеет название 3- метил бутан?(нет)

СН3 - СН - СН2 - СН3

СН3


5.Вещество СН2 = СН – СН3 относится к гомологическому ряду этилена?(да)


Индивидуальная работа с технологической картой. Работа в группах (взаимопроверка по готовому шаблону ответов)





Осмысление

(реализация)



Изучение новой темы





















Не забудьте оценить свою работу!!!!!!!



( 10 мин)














































Не забудьте оценить свою работу!!!!!!!

























Видео«Как работает скважина по добыче сланцевого газа»






























































Не забудьте оценить свою работу!!!!!!!


План изучения новой темы:

  1. Информация о природных источниках углеводородов.

  2. Изучение природных источников углеводородов (3 группы)

  3. Оценивание работ различных групп (знакомство с работой других групп – обмен ментальными картами).

Ход урока.
У каждого из вас в группе будут свои специалисты: геолог, экономист, менеджер, эколог
(Учащиеся выбирают специалистов, каждому выдаётся бейджик
Сейчас каждый специалист получит задание. В течение 10 минут вы будете готовить своё выступление. 
Регламент выступления всей группы 10 минут. Ваши сообщения, должны быть кратким, чёткими, понятными. Используем лежащий на столе ноутбук. А что бы вам было легче ориентироваться при подготовке у каждого из вас будет алгоритм, по которому вы будете работать. 
1 группа - Нефть. 
Геолог группы. Презентация. Приложение 4

Важнейшее стратегическое сырьё. Нефтяная промышленность занимает ведущее место среди топливной промышленности. Нефтяная промышленность в Казахстане зародилась в конце ХІХ ВЕКА. Промышленную добычу начали в 1911 году на месторождении Доссор в Урало-Эмбенском нефтегазоносном бассейне. В середине 1960-х годов был открыт второй бассейн –Мангыстауский.К концу 1907-х годов были разведаны все неглубокие нефтяные месторождения.А также были разработаны нефтяные гиганты- Тенгиз и Карачаганак. В начале 1980-х гг. появился третий нефтегазоносный бассейн-Южно-Торгайский. А в начале 1990-х гг. Компания «Казахстан Каспийшельф» обнаружила на шельфе Каспийского моря гигантское месторождение нефти –Кашаган. Это месторождение занимает третье место в мире по запасам нефти. 

Экономист группы.

( видео «Добыча нефти». Приложение 5)
По запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире (4 млрд. тонн) 
Годовая добыча составляет 51 млн. тонн в год, из них 50 млн. тонн экспортируется, что выгодно для экономики Казахстана. 4млн. тон импортируется. В итоге в Казахстане перерабатывается в год 5 млн. тонн нефти. 

Менеджер группы.
Состав нефти разных месторождений различен. В Эмбинской нефти мало серы, парафинов и других примесей, поэтому её используют для получения высококачественного бензина. В составе Мангыстауской нефти много высокомолекулярных углеводородов, поэтому её сложнее экспортировать по трубопроводам. Нефть маслянистая от светло-бурого до чёрного цвета жидкость. 
Так как нефть –смесь различных углеводородов её используют для получения различных веществ путём перегонки. Перегонка- разделение смеси веществ на фракции путём нагревания до определённой температуры. Перегонку нефти осуществляют в ректификационной колонне. Углеводороды с большой молярной массой подвергают крекингу- расщеплению на молекулы с небольшой молярной массой. Путём переработки нефти получают автомобильное топливо, смазочные масла, гудрон, а так же получают вещества, необходимые для получения синтетического каучука, волокон, СМС, удобрения, красители и многое другое. 

Эколог группы. Презентация. Приложение 5а.
При добыче и транспортировке нефти возникают экологические проблемы, которые очень трудно устранить. Так как нефтяные скважины в основном находятся в Каспийском море, в Казахстане стоит проблема очистки Каспийского моря. Нефтяные пятна, растекаясь по поверхности, нарушают круговорот кислорода в Каспийском море. Эта проблема может привести к исчезновению многих водных обитателей. Переработка нефти также является причиной загрязнения атмосферы, так как происходит утечка газообразных веществ. 
2 группа - Природный и попутные газы
Примерное выступление групп: 
Геолог группы. Презентация .Приложение 6.

Газовая промышленность - молодая, в РК начала развиваться во второй половине 60-годов ХХ века с началом освоения Мангыстауского нефтегазового месторождения. 
Газ- высококалорийное, дешевое, удобное для траспортировки топливо. На территории Казахстана около ста газовых месторождений.2/5 всех ресурсов состредоточены на Карачаганак. Другие крупные местрождения- Кашаган, Имашевское, Жанажол. На юге Страны осваивается Шу-Сарысуский бассейн. 
Эти месторождения связаны с попутными нефтяными газами. Месторождения природного газа сосредоточены в Западно-Казахстанской области. ( Все месторождения показываются на карте). 

Экономист группы.
Размеры добычи газа в нашей стране превышают объёмы его потребления. На территории РК запасы природного и попутных газов составляет 3 триллиона м3 ( 10 место в мире). 
Годовая добыча составляет 17 млрд м3,11 млрд м3 идёт на экспорт . Внутреннее газоснабжение развито слабо, только 9 областей получают казахстанский газ, в остальные области подаётся импортируемы газ,(импорт составляет 9 млрд м3). Для экономики Казахстана это не выгодно, поэтому необходимо создание единой газопроводной системы страны. 

Менеджер группы. 
Основу природного газа составляет метан (80-97%). Природный газ используется в основном в виде топлива. Почти половина природного газа используется в быту, остальная часть используется для выработки электроэнергии, а так же в промышленности. природный и попутные нефтяные газы –ценное химическое сырье. Из газа получают сажу, водород, этилен и ацетилен, которые являются сырьём для получения этанола, уксусной кислоты, резины, медикаментов и много другого. 

Эколог группы. Презентация. Приложение 7.

(видео «Страшные последствия при добыче сланцевого газа». Приложение 8)

При добыче и переработке природного и попутных газов возникают экологические проблемы: 
1.Загрязняется атмосфера. 
2. Происходит выброс угарного газа, летучих углеводородов. 
3.Загазованность атмосферы сопровождается парниковым эффектом, образование озоновых «дыр», смога над промышленными городами, выпадением «кислотных дождей». 
(выступление сопровождается показом слайдов). 


3 группа- Представляет - Каменный уголь. 
Геолог группы. Презентация. Приложение 8
Угольная промышленность в Казахстане возникла в середине ХІХ века. Сначала уголь начали добывать в Караганде, затем в Экибастузе и на востоке Казахстана. В 1930-хгг. Карагандинский угольный бассейн занимал третье место в СССР. В середине 1950-хгг. Началась разработка Экибастузского угольного бассейна. В 1980-х гг. началась разработка месторождений угля Майкубен, Шубарколь, Борлы, а после закрытия Семипалатинского полигона- в Каражыре. 
Всего на территории Казахстана эксплуатируется 15 угольных месторождений и бассейнов. 

Экономисты группы.
На территории Казахстана добывают каменный и бурый уголь. По запасам угля Казахстан занимает 9 место в мире (34 млрд. тонн). Годовая добыча бурого угля составляет 4 млн. тонн, каменного угля- 81 млн. тонн в год. Роль угольных бассейнов в экономике Казахстана различна. Это зависит от качества угля, условий залегания, запасов, возможности транспортировки. 
Карагандинский бассейн имеет выгодное центральное положение, большие запасы высококалорийного, низкозольного, коксующего угля. Его используют как энергетический и для получения кокса. 
Экибастузский бассейн связан железными дорогами со всеми районами страны. Качество экибастузского угля низкое, поэтому его используют только как энергетический. 
Майкубенский бассейн бурого угля, находится южнее Экибастуза. Этот уголь малозольный, легко обогащается, содержит мало серы, долго хранится. Его используют в коммунально-бытовом хозяйстве как топливо. Добыча угля в этом бассейне ведётся открытым способом, что выгодно для экономики страны. 

Менеджеры группы.
Уголь- природный источник углеводородов растительного происхождения. В Казахстане уголь используется в основном как топливо. Из угля получают кокс, необходимый в металлургии. Каменноугольная смола используется как сырьё для получения аммиака, удобрений, бензола, фенола, красителей, пластмасс и много другого. 

Экологи группы: (Видео-« Каменный уголь. Экология». Приложение 9).

Добыча угля и его переработка также являются источником загрязнения окружающей среды. При добыче угля шахтным способом стоит не только вопрос о загрязнении природы, но и проблема здоровья шахтёров, так опасность для жизни представляет не только угольная пыль, но и метан, который накапливается в шахтах. При добыче угля открытым способом, угольная пыль попадает в атмосферу, оседает на растениях, попадает в почву. Поэтому при добыче и переработке угля следует соблюдать технологию производства, внедрять безотходное производство, устанавливать воздушные, при необходимости водяные фильтры. 











Физкультминутка

Двигаемся по финскую польку.





Домашнее задание

§ 55 вопросы уровня А, В

Составление кластера «Природные источники углеводородов» и творческое задание рекламный буклет «Использование природных источников углеводородов.»





Закрепление

Мы заслушали выступление всех групп. 
У вас на столах лежат листочки с вопросами. Я предлагаю вам ответить на данные вопросы, что бы вы ещё раз вспомнили, о чём говорили вы сегодня на уроке. 

«Мозговой штурм»
1.Природные источники углеводородов…( газ, нефть, уголь) 
2.Виды топлива…( газообразное, жидкое, твёрдое
3.Самое крупное месторождение нефти в Республике Казахстан…( Кашаган) 
4.Термическое разложение нефти на фракции…( перегонка) 
5.Химическое сырьё, получаемое из угля…(кокс) 
6.Пути защиты окружающей среды от загрязнения…( соблюдение технологии переработки сырья, установка очистительных фильтров, использование альтернативных источников энергии (воды, ветра, атома, Солнца). 


Тест для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. ( по теме «Природные источники углеводородов»)


Беседа: как влияет деятельность человека на окружающую среду и последствия экологических катастроф, а также различные отрасли исследования природных богатств.





Рефлексия

Рефлексивный тест

1. Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания;

Б) Усвоил учебный материал частично;

В) Мало что понял, надо поработать еще.

2. Как я работал?

А) Сам справился со всеми заданиями;

Б) Допускал ошибки;

В) Сделал много ошибок.

3. Как работала группа?

А) Дружно, совместно разбирали задания;

Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

В) работа неинтересная, много ошибок.

4. Сформулируйте ваше мнение, ваши пожелания.

Заполнить листы Оценивания.





Имя ученика

Работа в группе

тест

Как я выполнил домашнее задание

( презентация)

итог












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Природные источники углеводородов"

Автор: Скороходова Любовь Николаевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "105040"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402806894"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация для урока "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-dlia-uroka-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "150212"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420451426"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Контрольные задания по теме "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(69) "kontrol-nyie-zadaniia-po-tiemie-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "140755"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418014811"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка»."
    ["seo_title"] => string(80) "gienietichieskaia_sviaz_miezhdu_ughlievodorodami_prirodnyie_istochniki_ughlievod"
    ["file_id"] => string(6) "430619"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506961031"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок конференция по теме: "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-konfierientsiia-po-tiemie-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "115579"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412014905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства