Просмотр содержимого документа
«Урок -обощение по теме "Металлы" 9 класс.»
Цели и задачи:
обобщить знания о свойствах металлов, изучить историю их открытия, области распространения и значение некоторых металлов, добываемых на территории ХМАО, выяснить месторождения металлических полезных ископаемых , районы их добычи,оценитьвозможности их промышленного использования и переработки.
формировать ключевые компетенции:
обучать учащихся самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием WEB-технологии;
побуждать школьников к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;
развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;
расширять межпредметные связи, способствующие формированию ключевых компетенций;
создать геоинформационную карту «Месторождения металлов на территории ХМАО».
Оборудование: компьютеры (или ноутбуки на каждый ученический стол) с выходом в сеть Интернет, интерактивная доска, проектор, WEB-квест , раздаточный материал для каждой группы учащихся: инструкция для работы с , рекомендации по содержанию проектов , памятка для учащихся «Правила оформления компьютерных презентаций», оценочный лист.
Метод: самостоятельная работа учащихся на разных уровнях учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, поисково-исследовательский, творческий)
Игра- путешествие представляет собой краткосрочный исследовательский проект с региональным компонентом.
Введение (погружение в тему)
Учитель химии: «Мы заканчиваем изучение большой темы «Металлы». Вы уже знаете о металлах достаточно. Вспомните, пожалуйста, 1) какое количество металлов существует в природе в настоящее время?А часто ли вы можете встретить изделия из чистого металла? Сколько сплавов существует сегодня? Может ли металл устать? Обладают ли металлы памятью? Можно ли добывать металлы из морской воды? Является ли ценным "серебришко"? Какой металл плавится от тепла ладони? Почему ртуть - это жидкость? Все ли металлы и сплавы проводят электрический ток? Сможешь ли ты поднять трёхлитровую банку, наполненную осмием? Почему литий хранят в парафине, а натрий и калий - в керосине? Выделяется ли водород при взаимодействии металлов с разбавленной азотной кислотой? Атомы какого металла содержит глина?Работая над проектом, вы узнаете много интересного необычного о металлах и сплавах. Например, обладает ли металл памятью? А может ли он устать? А может ли быть пластинка из металла толщиной в один атом? Какой металл самый твёрдый и самый мягкий?
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в мир самых значимых для человека металлов, которые имеются на территории ХМАО и не только, попытаемся оценить значимость их месторождений для экономики нашего округа.
Форма организации познавательной деятельности: групповая работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданному вопросу и делает сообщение об итогах своей работы для всего класса, реализуя темсамым идею взаимообучения.
Этапы работы
1. Игра - путешествие по просторам сети Интернет (Web-квест), начало создания геоинформационной карты.
2 . Оформление результатов исследования.
3 . Защита проектов (конференция).
4. Рефлексия.
Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет поиск и сбор материала.По окончании работы с квестом ребята находят и отмечают на карте Ханты-Мансийского автономного округа районы добычи металлических полезных ископаемых и предприятия их перерабатывающие. Результаты демонстрируют всему классу с помощью интерактивной доски.
Рекомендации
по содержанию иcследовательского проекта (презентации)
На первом слайде презентации представьте «Визитную карточку» металла , о котором пойдет речь в вашем проекте.
Создайте «Историческую справку», которая бы содержала имена и фото ученых, интересные факты или курьезные случаи из истории открытия или изучения металла.
Собранную информацию о свойствах металла и его природных соединениях свяжите с их значением в технике и народном хозяйстве, способами применения.
Отчет «Характеристика полезных ископаемых и минералов ХМАО» представьте в виде схемы, таблицы, блоков или т.п., включающих фото, название, химическую формулу, районы добычи минералов. По возможности проведите классификацию минералов (оксидные, сульфидные и т.д.)
Перечислите название предприятий РФ, металлургических баз, которые используют металлы ,добытые в ХМАО.
Укажите влияние металлов на живые организмы (биологическая роль и токсическое действие). Экологические аспекты химических производств.
Инструкция для работы:
1. Ознакомтесь с заданиями Web-квеста.
2.Выберите задания для своей группы . Изучите свою маршрутную карту и задания, которые предстоит выполнить:
На станции «Загадочной» разгадайте ребус или загадку про металл, информацию о которых будете собирать, используя ссылки на сайты
На «Исторической», изучите историю накопления знаний о данном металле: историю его открытия и получения, выдающиеся события и даты, имена и фотографии ученых, интересные факты и курьезные случаи из истории изучения металла.
На «Геологической», вам предстоит выявить области распространения металла, названия, внешний вид, химический состав(формулу) и местонахождения его природных соединений.
На «Химической» - соберите информацию о физических свойствах металла и его химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства.
На «Биологической» - найдите сведения о влиянии данного металла на живые организмы и здоровье человека. (их биологической роли и токсическом действии)
На «Технической» - изучите области применения металлов и их соединений в технике и народном хозяйстве.
На «Промышленной» - ознакомьтесь со способами добычи и переработки металлосодержащих руд, с предприятиями горнодобывающей промышленности, горно-металлургическими базами, использующими это сырье.Отметьте на карте месторождения металлических руд,если имеются, то металлоперерабатывающиепредприятия.Если таковых нет, то укажите стрелками направления экспорта металлов с территории ХМАО.
Месторождения металлов на территории ХМАО. (Геоинформационная карта)
Критерии оценивания групп для учителя
Критерии оценивания
отлично
хорошо
удовлетворительно
Понимание задания
Работа демонстрирует точное понимание задания
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.
Выполнение задания
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.
Результат работы
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход
Представлены различные подходы к выполнению задания. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.
Просто копируется информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста
.
.Оценочный лист «Критерии оценки выступления с использованием мультимедийной презентации»
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Макси-мальное количество баллов
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа …
Титульный слайд с заголовком (внешний вид, красочность и т.п.)
5
Минимальное количество – 5-6 слайдов
5
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, анимация)
10
Уместность звуковых и анимационных эффектов
5
Формулирование проблемы
(соответствие содержания теме выбранного проекта, поставленной теме)
10
Информация точная, полезная, актуальная
10
Сформулированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности, есть оглавление