Учитель | Войтихина Галина Алексеевна МБОУ лицей село Долгоруково Липецкой области |
Предмет | химия |
Класс | 9 |
Уровень образования | Общеобразовательный |
Учебник | Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Химия 9 класс, базовый уровень, Москва «Просвещение» 2016 |
Тема урока | Металлы. Обобщение темы. |
Цель урока | Обучающая: Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся о металлах: зависимость свойств металлов от строения их атомов; специфичность физических и химических свойств простых веществ металлов и их соединений; промышленные способы их получения и практическое применение металлов и их соединений. Закреплять умения максимально эффективно работать с тестовыми заданиями, приближенными к заданиям ОГЭ. Развивающая: Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли и делать выводы. Воспитательная: Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: 1) объективность и реальность окружающего мира; 2) причинно-следственные связи между явлениями; 3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта; 4) истинность научных знаний и законов природы. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся учатся характеризовать: химические элементы (1,2,3 групп и Fe) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами металлов; химические свойства металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов), объяснять: закономерности изменения свойств щелочных и щелочноземельных металлов в пределах главных подгрупп, Метапредметные: Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету, развивают умения слушать и слышать другое мнение. |
УУД | Личностные УУД: Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Регулятивные УУД Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты Коммуникативные УУД: Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной |
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации знаний с использованием технологии развития критического мышления |
Основные понятия | Металл, восстановитель, металлическая связь, металлургия |
Межпредметные связи | Биология, физика, география |
Ресурсы | компьютер, проектор, презентация, документ камера |
Оборудование | Реактивы: растворы солей: AgNO3, FeCl3, BaCl2. Реактивы для распознавания: хлороводородная кислота, гидроксид натрия, сульфат калия. Лабораторная посуда: пробирки, держатель. |
Приемы, средства, методы | фронтальная работа, групповая работа, индивидуально дифференцированная |
Подготовка к уроку | Учащимся дано задание на дом – повторить химические, физические свойства металлов и способы их получения. Отдельным ученикам найти поговорки, пословицы, занимательные четверостишья о металлах. Четверостишья должны быть заучены наизусть. |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационно - деятельностный этап Определение потребностей и мотивов Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. 5 мин | На слайде планеты солнечной системы Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах Все, от песчинок малых, до планет Из элементов состоит единых -Как вы думаете, как связана тема нашего урока с изображением солнечной системы, которое вы видите на экране? Алхимики считали, что Семь ………….создал свет По числу семи планет…... Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец. Помни! Сера им отец. И спеши мой друг узнать- Всем им ртуть родная мать! Запишите, пожалуйста, тему урока в свой рабочий лист. Учитель записывает тему на доске Пользуясь оглавлением учебника стр 208 глава 7, скажите металлы каких подгрупп изучены? - Если уже изучены основные подгруппы металлов, какова, по вашему мнению, цель сегодняшнего урока? Сформулируйте каждый для себя цель и запишите ее в рабочий лист. Химия это наука о ……. Что интересует человека о веществе? строение - свойства – применение (Запись на доске учителем) Эти три смысловых блока мы возьмем в основу нашего обобщения. Сегодня каждый из вас должен провести самооценку своих знаний по данной теме на каждом этапе урока, а оценку учителя вы получите на контрольной работе, отдельные учащиеся на ОГЭ по химии и будет замечательно, если эти результаты будут совпадать. - | Высказывают мнения по теме урока Ответ учащихся- металлы (записывают тему урока в рабочие листы) - В данной теме изучены металлы IA подгруппы (щелочные металлы), IIA –щелочно-земельные , IIIA алюминий, VIIIБ –железо Формулируют цель урока и записывают в рабочий лист -Обобщить знания о металлах В рабочий лист записывают смысловые блоки обобщения. -Учащиеся высказывают свои мнения Вывод: строение - свойства - применение | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. Стадия вызова. Первый этап вызова 5 мин | Давайте послушаем визитную карточку каждой подгруппы. Высказаться может каждый желающий. Не бойтесь ошибиться. На ошибках учатся. Все предложения мы будем складывать в корзину идей. Вы все такие разные, неповторимые, но Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их. Давайте попробуем выяснить, что объединяет вас в одно емкое слово металлы? Для этого используем прием «Согласен – не согласен» | Учащиеся в коротких рассказах представляют элементы I A, II A, III A, VIII Б подгрупп | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Стадия вызова. Второй этап вызова -актуализация уже имеющихся знаний о металлах через реализацию приёма «Согласен – не согласен». Рядом с утверждениями ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны. 5 мин | Давайте проанализируем имеющиеся у вас знания о строении металлов через приём «Согласен – не согласен». Рядом с утверждениями ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны. В результате данной работы мы должны создать портрет элемента металла в виде кластера 1.Атомы металлов имеют 1-3 внешних электронов. 2.Металлы главных подгрупп имеют в соединениях постоянные степени окисления, а металлы побочных подгрупп переменные степени окисления. 3. Радиус атома металлов меньше радиуса атомов неметаллов. 4.Металлы восстановители, т.е легко отдают электроны в химических реакциях 5.Железо – элемент побочной подгруппы, поэтому во всех соединениях имеет постоянную степень окисления +2. 6.Все металлы имеют металлическую связь 7.В кристаллических решетках металлов есть свободные атомы и йоны металлов и неподвижные электроны. 8. Металлические свойства, с возрастанием порядкового номера, в периоде увеличиваются, а в главных подгруппах уменьшаются | Учащиеся работают индивидуально, при анализе читаю вслух и говорят согласны или не согласны и объясняют почему. 1 + 2 + 3- 4 + 5 - 6 + 7 - 8 - | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; |
Второй этап вызова 5 мин | Создание кластера «Металлы» -1-3 внешних электронов -большой радиус атома - восстановители -металлическая связь - металлическая кристалличекая решетка | - Учащиеся высказывают мнения о том , что у металлов 1-3 внешних электронов, радиус атома металла намного больше радиуса атома неметалла, они восстановители. У всех металлов металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь. Записывают это в кластер рабочего листа | Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование |
| Рассмотрите коллекцию «Металлы» Перечислите общие физические свойства металлов и объясните, чем они обусловлены. | Свойства: твердые(кроме ртути) | логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
1 мин | Физкультминутка | Под музыку проводит один из учеников класса | Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками |
3. Осмысление Первая стадия осмысления– | Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Для осмысления блока «Свойства металлов» используем приём «ИНСЕРТ»- чтение с маркировкой Работа с информационным текстом. - Прочтите текст в рабочих листах. Маркируйте его значками «+» - знаю, «V» - это новое для меня, «-» не согласен, есть другое мнение, «?» непонятно! | 1.Греческое слово «металлон» имело значение «земляные работы», а позднее «шахты», « рудники». В латинском языке в виде французского «металь» перекочевало в Россию 2.Новолипецкий металлургический комбинат, флагман отечественной металлургии, производит чугун и сталь из железной руды Fe2O3 с Курской магнитной аномалии, восстанавливая ее угарным газом 3.. Чугун- это сплав железа с углеродом массовой долей больше 2%,. Сталь- сплав железа с углеродом массовой долей меньше 2%. Бронза- это сплав меди с оловом. Латунь-сплав меди с цинком. 4.В зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлы реагируют с неметаллами, водой, разбавленными и концентрированными кислотами, растворами солей 5.Самые активные из металлов - щелочные . Они окисляются до пероксидов (кроме лития), горят в воде, с кислотами реагируют со взрывом. 6. Многие соединения металлов носят тривиальные названия: карбонат кальция-мел, гидроксид кальция- гашеная известь, гидроксид натрия – каустик, гидрокарбонат натрия – пищевая сода и т.д. 7.Алюминий и его соединения имеют амфотерный характер, поэтому растворяются и в кислотах и в щелочах. 8.Генетическая связь между металлами и их соединениями заключается в следующем: а) активный металл---основный оксид---щелочь---соль б) металл---основный оксид---соль---основание---основный оксид | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Вторая стадия осмысления– | Для уточнения непонятной или новой информации попробуйте задать вопросы. Если нет вопросов, попробуем выполнить тестовую работу по вариантам и дать объяснение каждого ответа Легко справился Испытывал затруднения Нужно повторить | Толстые вопросы (проблемные) | Тонкие вопросы (однозначные) | Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? | Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? | Вариант 1 1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует: а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag. 2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом: а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu. 3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать: а)Fe; б) Al; в)Zn. г) Сu вариант 2 1. При горении натрия на воздухе образуется: а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4. 2. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов: а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li. 3. 3.С соляной кислотой быстрее всех будет взаимодействовать: а) железо б) алюминий в) магний г) медь
| УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Третья стадия осмысления | Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас тому учат Знание и установление генетической связи важно для решения теоретических и практических задач. Совместим приятное с полезным. Решим вопрос 22 ОГЭ по химии теоретически и практически. Во время работы прошу соблюдать правила техники безопасности Даны вещества: Fe, H2SO4, NaOH, Fe2O3,CuSO4, К2CO3. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа (III). Опишите признаки реакций. Для первой реакции напишите сокращенное ионное уравнение. Задание проверяется и обсуждается через документ камеру. | Класс выполняет задание Fe2O3+ 3H2SO4 = Fe2 (SO4)3 + 3H2O Fe2O3 + 6H+ = 2Fe 3+ +3H2O Признак реакции - растворение бурого осадка оксида железа. Fe2 (SO4)3 + 6NaOH = 3Na2SO4 + 2Fe (OH)3 Признак-образование осадка бурого цвета
| Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации |
Четвертая стадия осмысления– | Напоминаю вам смысловые блоки, которые мы определили для обобщения: строение - свойства – применение. «Ум заключается не только в знаниях, а в умении их применять» Аристотель Как известно, практика критерий истины и значимость знаний для каждого из нас в умении их применения. Важны для человека не только сами металлы, но и их соединения. За окном прекрасная погода, впереди длинные выходные, на которых я думаю, каждый из вас будет не только отдыхать, но и займется уборкой территории у своего дома, не забудет помочь старым и пожилым людям, живущим рядом с вами. В связи с эти я вам предлагаю решить небольшую практическую задачку. | Читают задание. Обсуждают. Выполняют его в паре. Результаты записывают в рабочий лист. Готовят отчет для выступления Задача: Весной стволы плодовых деревьев белят гашеной известью. Это имеет не только эстетическое значение, но и защищает стволы от солнечных ожогов, уничтожает вредителей, зимующих в древесной коре. В двух ведрах (у вас на столе в стаканах №1 и №2) приготовлены суспензии мела (для побелки потолков в комнате) и гашеной извести (для побелки стволов деревьев). Растворы не подписаны, где что находится неизвестно. Обсудите с товарищем по парте, как их можно отличить? Подтвердите ваши предположения экспериментально, запишите уравнения реакций. | Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
| При работе с гашеной известью не забудьте защитить свою кожу от химического ожога резиновыми перчатками. Помните, здоровье, самое ценное, что есть у человека. В его укреплении важная роль отводится металлам-натрий,калий,кальций,железо и другие имеют важнейшую биологическую роль в нашем организме. Задача. Известно. Что массовая доля железа в организме человека составляет 0,005 %. Рассчитай сколько г железа содержится в организме массой 60 кг. |
| |
| Металлы – это боевая техника, которой гордится каждый россиянин во время парада на красной площади ко Дню великой победы. Но это еще и многочисленные нити, вплетенные в ткань нашей духовной культуры - царь-пушка и царь колокол Московского кремля, Медный всадник и дивные решетки летнего сада в Санкт-Петербурге, волшебный звон колоколов, товарно-денежное обращение и многое, многое другое. Полюбив душою металл, можно заняться предпринимательской деятельностью, как это делает наш земляк Гнездилов Виталий Петрович. На мою просьбу он любезно согласился показать вам работы, выполненные собственными руками. С его слов, эта любовь к металлу приносит не только огромное моральное удовлетворение, но и существенную материальную поддержку для семьи. |
| Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
4 Рефлексия. Первый этап рефлексии– актуализация полученных знаний. | Алхимики считали: Семь металлов создал свет По числу семи планет…... Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец. Помни! Сера им отец. И спеши мой друг узнать- Всем им ртуть родная мать! -А известно ли вам соответствие между металлами и планетами? (Для поиска информации можете использовать свои смартфоны, но ответ должен содержать ту же последовательность названий металлов как в стихотворении и записан понятно в рабочем листе.) -Почему так утверждали алхимики? | 1.Венера-медь 2.Марс-железо 3.Луна-серебро 4.Солнце-золото, 5.Юпитер-олово, 6.Сатурн-свинец, 7.Меркурий-ртуть, -Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах земли рождаются эти металлы. - Какую неточность, с точки зрения химии, вы видите в стихотворении ? - Как вы его объясните ? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Второй этап рефлексии – систематизация полученных знаний, определение домашнего задания | Предлагаю составить синквейн к словам металл, урок. 1-понятие (имя существительное) 2- два прилагательных 3- три глагола 4- предложение из четырех слов 5 –существительное, выражающее сущность данного понятия Оцените каждый свою работу на уроке и поставьте отметку в лист самооценки. «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым , пока ему не удается связать воедино разрозненные факты , им наблюдаемые». Сегодня мы попытались создать « портрет металлов» из тех фактов, которые были вам известны, и из новых сведений. Надеюсь это у нас получилось. | Урок Металл Активный, пассивный Реагирует, восстанавливает, окисляется Сопровождает в повседневной жизни Восстановитель Урок Поучительный, занимательный Обсуждали, изучали, интересовались Получил ответы на вопросы Удовлетворение | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Определение домашнего задания | Критически проанализировать содержание главы 7 учебника, записи в тетрадях, рабочих листах. Быть готовыми к написанию контрольной работы. Спасибо за сотрудничество. | Игровой момент «Тёмный ящик» На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам: 1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла. 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота. 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина. 4.Сырьём для получения этого металла служит боксид. 5. Его называют « крылатым металлом» В коробочке – алюминиевая ложка. | |