Урок по химии на тему Аллюминий.Урок разработан для учащихся 9 класса.В уроке очень хорошо поставлены цели и ход урока.В уроке хорошо рассмотрены химические и физические свойства аллюминия.Хорошо показано применения аллюминия и использования аллюминия в промышленности.В уроке разработана лабораторная работа по свойствам аллюминия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 9 классе Аллюминий »
Урок химии по теме "Алюминий". 9-й класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: формирование системы знаний о строении, свойствах алюминия и его соединений.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с историей открытия, изучения свойств и применении алюминия;
познакомить учащихся со строением и свойствами алюминия и его соединений.
Развивающие:
развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы о наличии взаимосвязей между составом и свойствами веществ;
развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников;
развивать речь, творческие и интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
Воспитательные:
развивать познавательный интерес к предмету;
вырабатывать культуру умственного труда ответственность и естественно-материалистическое мировоззрение.
Оборудование и реактивы: алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, алюминиевая посуда; пробирки, растворы: хлорида алюминия, гидроксида натрия, гидроксида аммония, соляной кислоты; таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева,компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Средства обучения: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2007 г.; мультимедийная презентация цифровые образовательные ресурсы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение темы «Металлы».
(Слайд 2 на интерактивной доске)
Металлов много есть, но дело не в количестве: В команде работящей металлической Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов Пред египтянином, китайцем, древним греком И каждым современным человеком.
II. Мотивация и целеполагание
Сегодня познакомимся с хорошо известным вам металлом. Послушаем сообщение и сделаем вывод, о каком металле идет речь.
Сообщение ученика: Этот элемент сразу после его открытия привлек химиков своей красотой и легкостью. Внешне походит на серебро, примерно в три раза легче железа и меди. (Слайд 3). Он очень пластичен: его можно прокатать в тонкую фольгу, сделать тончайшие украшения (Слайд 4), придать нужную форму (Слайд 5). Вот только прочность чистого металла невелика, но в виде сплавов с другими металлами он заметно «крепчает». Уже созданы сплавы данного элемента с прочностью в 10 раз выше, чем у стали. Первоначально из-за несовершенного способа получения был необычайно дорог – почти в 10 раз дороже золота. Первые украшения и изделия из него были доступны только очень богатым людям. Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и редкостную, изготовленную из данного металла. Так, не ведая того, французский император заглянул в XX в., когда посуда из этого металла стала обычной в любом доме. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Менделеева в Великобритании ему был преподнесен подарок – весы, одна чаша которых была сделана из золота, а другая – из этого химического элемента. На балах знатные дамы во времена Наполеона III нередко щеголяли ювелирными украшениями, изготовленными из этого элемента. Я думаю, вы догадались, что это за элемент? (Алюминий) (Слайд 6).
Учитель: Тема урока – алюминий.
III. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, где располагаются металлы в Периодической системе? Учащиеся отмечают, что все они располагаются в левой нижней части ПС.
– Какие физические свойства металлов вам известны? Учащиеся вспоминают агрегатное состояние металлов, блеск, пластичность, хорошую электро-, теплопроводность
Учитель: Ознакомимся с планом изучения металла алюминия. (Выводится на интерактивную доску).
IV. Изучение нового материала
План изучения алюминия: (Слайд 7)
Положение алюминия в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и валентные состояния алюминия.
Распространение и роль алюминия в природе.
Физические свойства алюминия.
Химические свойства алюминия.
Важнейшие соединения алюминия.
Алюминий, его соединения и сплавы в жизни человека.
Учитель: Алюминий по распространенности в природе среди всех элементов занимает 3 место. На его долю приходится 8,13% от массы земной коры. (Слайд 8). В природе встречается только в виде соединений. В основном он сосредоточен в минералах, называемых алюмосиликатами (Слайд 9). К их числу относятся как обыкновенные глины и слюда, так и замечательные драгоценные камни, такие как гранат, берилл, топаз (Слайд 10). Важнейшими минералами алюминия, имеющими промышленное значение являются бокситы (Al2O3. H2O), криолит (Na3AlF6) и др. (Слайд 11).
Учитель: Как вы думаете, какой алюминий металл: активный или неактивный?
Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (в посуде из алюминия готовят пищу, алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.
Учитель: Чтобы правильно ответить на вопрос, опишите свойства алюминия. Выполните лабораторный опыт.
ЛО: Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете? Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения, справочник по плану.
План характеристики физических свойств алюминия: (Слайд 12).
Агрегатное состояние.
Цвет.
Плотность вещества.
Температура плавления.
Пластичность.
Теплопроводность, электропроводность. Учащиеся записывают в тетрадь
Физические свойства: блестящий металл серебристого цвета, легкий, = 2700 кг/м3, tпл = 660°C , высокопластичный, характеризуется высокой электро- и теплопроводностью.
Учитель: На поверхности алюминия тонкая и прочная, но отслаивающаяся при механическом воздействии (сгибании-разгибании) пленка. Ее толщина всего 0,00001 мм, но она надежно защищает металл от атмосферных воздействий, обеспечивая высокую коррозионную устойчивость. Просмотр видеофрагмента ЦОР № 53242 («Оксидная пленка алюминия») L_RES_0aba781e-4185-11db-b0de-0800200c9a66.
Можно уже сделать вывод об активности алюминия? (Нет). Рассмотрим химические свойства алюминия, так как знание только физических свойств не позволяет судить об активности алюминия.
Химические свойства алюминия
Взаимодействует с простыми веществами: кислородом, галогенами, азотом, углеродом (Слайд 13). Сущность процессов выражается уравнениями (записи в тетрадь):
Взаимодействует со сложными веществами (записи в тетради): (Слайд 14).
1. Взаимодействие с водой
Взаимодействие алюминия с водой. Просмотр видеофрагмента ЦОР № 33262 «Взаимодействие алюминия с водой» Сущность процесса выражается уравнением (записи в тетрадь):
2Al + 6H2O =2Al(OH)3 + 3H2
2. Взаимодействие с кислотами
Алюминий реагирует с соляной и разбавленной серной кислотами
2Al + 3H2SO4 =2Al2(SO4)3 + 3H2
Но не взаимодействует при нормальных условиях с очень разбавленными и концентрированными растворами азотной кислоты (пассивируется).
3. После удаления оксидной пленки алюминий активно взаимодействует со щелочами, образуя комплексные соединения (гексагидроксоалюминаты). Просмотр видеофрагмента ЦОР № 33595 «Взаимодействие алюминия со щелочью и водой»
Сущность процесса взаимодействия алюминия со щелочью можно выразить следующим уравнением реакции:
4.Взаимодействие с оксидами металлов – алюмотермия (алюминотермия)
Вследствие высокого сродства алюминия к кислороду этот металл способен восстанавливать многие другие металлы (вольфрам, ванадий):
Cr2O3 + 2Al = 2Cr + Al2O3
(Просмотр ЦОР «Алюминотермия»).
Обобщение по химическим свойствам (делают учащиеся): Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами-неметаллами, восстанавливает металлы до свободного состояния, стоящие в электрохимическом ряду напряжения справа от него. Как амфотерный элемент реагирует и с кислотами и со щелочами. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой. Важнейшие соединения алюминия
Оксид алюминия
В природе существует несколько различающихся по строению модификаций оксида алюминия. Наиболее устойчива модификация, называемая корундом. (Слайд 15). Минерал корунд характеризуется значительной твердостью. Его мелкокристаллические непрозрачные разновидности серовато-черного цвета называют наждаком и применяют в качестве абразивного материала. Корунд удивительно многолик. В коллекции минералогического музея Санкт-Петербургского горного института хранятся корунды более 40 оттенков: красных, синих, зеленых, оранжевых, желтых цветов. Оксид алюминия является основной составной частью глинистых минералов: глин, нефелина, бокситов. Оксид алюминия нерастворим в воде, амфотерен. Он сплавляется с твердыми KOH и NaOH, взаимодействует с кислотами и щелочами. Учащиеся совместно с учителем составляют уравнения реакций, отражающие химические свойства оксида алюминия. (Слайд 16)
Получите гидроксид алюминия, добавляя к раствору хлорида алюминия по каплям раствор гидроксида аммония и разделите его на две части. К первой прилейте раствор соляной кислоты, ко второй – раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида алюминия это свидетельствует? Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Можно лабораторный опыт выполнить виртуально, используя ЦОР
Получение гидроксида алюминия реакцией обмена (DL_RES_0aba9f22-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
Учитель: Где применяется алюминий? Учащихся на основании жизненного опыта говорят о применении металла в быту (посуда), в строительстве, в качестве упаковочного материала (фольга), вспоминают о том, что «алюминий» – крылатый металл и т.д.
Вывод (по цепочке каждый ученик высказывает одно предложение с информацией об алюминии, условие – не повторяться):
1. Алюминий занимает третье место по распространенности в земной коре. 2. Имеет малую плотность. 3. Обладает высокой электропроводностью и теплопроводностью. 4. Обладает высокой коррозионной стойкостью. 5. Сплавы на основе алюминия обладают прочностью. 6. Находит широкое практическое применение.
V. Закрепление изученного материала
Вопросы:
Какое место по распространенности в земной коре занимает алюминий? (Третье).
Встречается ли алюминий в природе в свободном виде? (Нет).
Что означает амфотерность алюминия и его соединений? (Обладает двойственными свойствами, реагирует как с кислотами, так и со щелочами).
Назовите минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).
Назовите способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).
Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).
VI. Подведение итогов урока
Объявляются оценки за устные ответы и работу у доски, за выполнение теста.
Над какой темой мы сегодня работали?
Что нового вы узнали об алюминии?
Что нового для себя вы узнали на уроке?
Учащиеся делают вывод о приобретенных знаниях и умениях.
VII. Домашнее задание. §82. В качестве домашнего задания также предлагается выполнить творческие задания: подготовить небольшие доклады, презентации о применении алюминия. (Алюминий – тара и упаковка, алюминий в фармацевтике, транспорте, электрике и машиностроении, строительстве).
Список литературы:
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 г.
Аранская О.С., Бурак Н.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.